Урок окружающего мира в 4-м классе по теме «Мышцы и их работа»
Цели и задачи:
- Сформировать понятия «мышцы», «мышечная ткань».
- Создать условия для формирования представления о работе мышц.
- Формировать представление об организме как о единой системе органов, взаимодействующих между собой.
- Закреплять изученный материал.
- Развивать мышление, воображение.
- Расширять кругозор.
- Воспитывать стремление к труду, здоровому образу жизни.
Ход урока
I. Оргмомент
Здравствуйте, ребята. Начнем урок естествознания.
Экспресс-опрос
- Каков вес скелета? (10 кг)
- Сколько костей в организме человека? (200)
- Назовите отделы черепа (лицевой и мозговой)
- Единственная подвижная часть черепа (Нижняя челюсть)
- Тип соединения костей черепа (Неподвижное)
- Что расположено в позвоночном канале? (Спин. мозг)
- Что образует грудина и ребра? (Гр.клетка)
- Назовите кости верхних конечностей (Кисть, предплечье, плечо)
- Кости нижних конечностей (Стопа, голень, бедро)
- Назовите функции скелета (Опора, форма и защита внут. органов)
Работа в группах
Прочитать задание, обработать в группе и ответить:
- В средние века при строительстве мостов и зданий рекомендовалось в раствор добавлять сырые яйца и молоко. А сегодня врачи считают, что и нашим костям необходимы яйца и молоко. В чем секрет этих рекомендаций?
- Человек рано утром бывает одного роста, а вечером меньше. Почему?
- Что такое осанка? Почему важно сохранять правильную осанку? Покажите на примере с портфелями.
- Известно, что у гимнастов очень гибкое тело. Они без особых усилий делают «мостик», изгибают свой позвоночник. Руки и ноги сгибаются только в определенных суставах. Объясните почему так происходит.
Примерные ответы:
- В яйцах и молоке есть кальций. А он полезен для костей.
- За день жидкость из межпозвоночных дисков используется и диски становятся тоньше, а человек ниже. За ночь жидкость восстанавливается.
- Объясняют про осанку и надеваем портфели.
- Свойство позвоночника.
II. Новый материал
Вы назвали одно из значений скелета – движение.
– А как происходит это движение? Показываю на кукле-марионетке.
– Кто двигал конечностями?
– А что же приводит в движение скелет на самом деле? Сегодня это мы и узнаем на уроке.
– отгадаем кроссворд.
Кроссворд
- Что быстрее молнии?
- Без чего ты не сможешь говорить?
- Один говорит, два слушают
- Стучит, но не мотор
- Пять братьев у одной сестрицы
Ключевое слово – МЫШЦЫ
Постепенно в течение урока заполняем схему.
Сейчас мы увидим небольшой фрагмент из м/ф, и вы узнаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке.
Демонстрируется фрагмент м/ф «Поликлиника кота Леопольда» (содержание фрагмента: Леопольд посещает рентген-кабинет вместе с мышами, которые заявляют, что они – мышицы).
Итак, что же мы будем изучать сегодня на уроке?
Мышцы.
Вы назвали одним из значений скелета движение.
А как происходит это движение? (версии детей).
Учитель двигает одну из «костей» модели скелета рукой (на доске).
Кто сейчас заставил скелет совершить движение?
Вы.
А что же приводит его в движение в жизни?
Толкование слова мышцы
Название «Мышцы» от лат. слова – мускулус – мышонок.
Мышцы сравнивают с бегающими под кожей мышами.
III. Исследовательская работа
Рассматриваем под микроскопом 2 образца мышц.Мышечная клетка более узкая, длинная, напоминает волокно.
Читаем текст учебника с.46
В чем же особенность мышечной ткани?
Это способность сокращаться или способность становиться короче, укорачиваться.
Что же такое мышечная ткань? Из чего она состоит?
Из клеток.
Сравним клетки костной и мышечной ткани.(Демонстрируются соответствующие иллюстрации. Дети сравнивают их, высказываются.).
Как видим, мышечная клетка более узкая, длинная, напоминает волокно.
В чем же особенность мышечной ткани? Главная ее особенность – это способность сокращаться. Что значит сокращаться, как вы понимаете это слово?
Значит, становиться короче, укорачиваться.
Повторим еще раз, что такое мышцы (дети с помощью учителя составляют определение).
Мышцы — органы, состоящие из мышечной ткани, способной сокращаться.
Каждая мышца прикреплена одним своим концом к одной кости, а другим — к другой (демонстрация на динамическом пособии, которое представляет собой макет костей плеча и предплечья, вырезанных из плотной бумаги и подвижно соединенных). Крепятся они при помощи сухожилий (демонстрация).
IV. Физминутка
Мы делали физминутку и даже не задумывались, когда нам сгибать, а когда разгибать руку или ногу. Почему? Мы привыкли это делать не задумываясь. А вот к новым непривычным движениям мы приучаем себя. Вспомните, когда вы только начали учиться, с каким трудом вы писали первые буквы, держали ручку, как пальцы вас не слушались. А теперь эти же движения даются вам легко, вы выполняете их без особых затруднений, не задумываясь.
Послушайте одну древнюю индийскую сказку:
Однажды молодая веселая сороконожка танцевала на солнце. Старая жаба злобно следила за ней из болота, завидуя легкости ее движений. И вдруг она спросила плясунью:
– не объяснишь ли ты мне, дорогая, как тебе удается так замечательно распоряжаться всеми своими ножками? Откуда ты знаешь какая ножка поднимается первой, а какая двадцать восьмой? Которая из ножек опускается, когда подымаются одиннадцатая и седьмая?
Сороконожка остановилась и задумалась. Ей никогда в голову не приходили такие вопросы. А теперь ей стало и самой любопытно – как же поступает она в самом деле?
Ну как, например, ножку надо ей сейчас поднять, чтобы продолжить свой танец? Но она этого не знала. И чем больше она об этом думала, тем все больше запутывалась. Так она и осталась неподвижной со всеми своими сорока ножками, на радость злобной жабе.
– Я думаю. Что с нами этого никогда не случится.
V. Крепление мышц
– А как же наши мышцы прикрепляются к костям?
– каждая мышца прикреплена одним концом к одной кости скелета, а другим к другой. По приказу мозга мышцы могут становиться короче либо длиннее.
Рассматриваем на таблице сухожилия.
А чтобы понять, как мышцы заставляют кости двигаться, давайте вспомним…кукольный театр. Кто был в театре кукол? Как называется такая кукла?
(Учитель демонстрирует марионетку или иллюстрацию с ее изображением).
Что заставляет куклу двигаться?
Нитки, кукловод.
Кукловод натягивает нитку, делает ее короче, и нога марионетки поднимается, делает нитку короче, ослабляет ее, и нога опускается (наглядная демонстрация).
Как вы думаете, что выполняет роль таких ниточек в нашем организме?
Мышцы.
Верно, это они то удлиняются, то укорачиваются, что приводит кости в движение.
Посмотрим, как это происходит (демонстрация на динамическом пособии).
Перед нами мышца в расслабленном состоянии. А теперь представим, что она становится короче или…
Сокращается.
Что при этом произойдет? (предположения детей)
Сокращаясь, мышца увлекает за собой кость, которая, таким образом, совершает движение (учитель на динамическом пособии делает «бицепс» короче, при этом происходит движение «костей предплечья»).
А что произойдет, когда мышца расслабится? (демонстрация, учитель отпускает мышцу, кость возвращается на прежнее место)
Кость вернется на прежнее место.
Похоже на движение марионетки?
Да.
Тогда продолжим наше сравнение. Кто заставляет укорачиваться нитки,
прикрепленные к конечностям куклы?
Кукловод.
А что же заставляет сокращаться наши мышцы, играет роль кукловода? (версии детей)
В организме человека эту роль кукловода выполняет мозг. Именно он посылает мышцам нервный сигнал, который приказывает им сокращаться или расслабляться. Что при этом происходит?
Движение, мы двигаемся.
Давайте повторим, к чему приводит сокращение и расслабление мышц?
VI. Работа в группах
Сейчас я предлагаю вам практическую работу в группах. Каждая группа находит задание в учебнике, выполняет это задание, читает текст в учебнике, а затем делают вывод.
- С. 46 вопрос вверху
- С. 48 вопрос внизу
- С. 49 вопрос вверху
- С. 49 вопрос внизу
VII. Интересные факты
А на самом деле у всех людей одинаковое количество мышц (ученые насчитали около 600 мышц в организме человека), и они самые разнообразные:
- есть сердечная мышца (где находится, что заставляет работать?),
- есть мимические мышцы (отвечают за мимику),
- есть межреберные мышцы (где находятся, что двигают?),
- есть мышцы – сгибатели (что делают?),
- есть разгибатели (что делают?)
Бодибилдинг:
Соберите предложение. Что это? Как вы понимаете эту пословицу?
Эта пословица очень точно отражает работу мышц. Наш организм устроен так, что клетки, которые больше работают, т.е. больше сокращаются, получают больше питания, а чем мышцы-бездельники. А раз они больше получают питания, то и растут они быстрее.
Что же делать с мышцами, чтобы они развивались?
Сравнение учеников спортсменов и не спортсменов.
Просмотр фильма о бодибилдинге.
Полезные советы:
- Играйте в подвижные игры
- Делайте зарядку
- Танцуйте
- Помогайте родителям
- Не забывайте про мяч, скакалку, велосипед
VIII. Итог урока
- Что нового узнали на уроке?
- Как еще называют мышцы?
- Из чего состоят мышцы?
- В чем особенность мышц?
- Как их нужно укреплять?
IX. Домашнее задание
- Учебник с.46-50 прочитать, ответить на вопросы;
- Тетрадь №19;
- Отгадать кроссворд;
- Главная функция ск
План-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему: мышцы и движения
Ход урока
Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.
– Сегодня наш урок будет состоять из двух этапов: первый этап – проверочная работа, второй этап –работа над темой «Мышцы».
1) Каков вес скелета человека? (Примерно 10 кг.)
2) Сколько костей в организме человека? (Около 200.)
3) Назовите отделы черепа. (Лицевой и мозговой.)
4) Тип соединения костей черепа. (Неподвижное.)
5) Единственная подвижная кость черепа. (Нижняя челюсть.)
6) Сколько мышц в организме человека? (639)
7) Назовите функции скелета. (Скелет – опора тела, форма тела, защита внутренних органов.)
8) Что образуют грудина и рёбра? (Грудную клетку.)
9) Название какой кости напоминает рабочий инструмент? (Лопатка.)
10) Назовите кости верхних конечностей. (Кисть, предплечье, плечо.)
11) Назовите кости нижних конечностей. (Стопа, голень, бедро.)
12) Назовите сильные мышцы? (Жевательные)
– На доске записано выражение «Ни один мускул не дрогнул на его лице». Как вы это понимаете? Когда так следует себя вести?
1. Скелет – это…
а) нервная система
б) кровеносно–сосудистая система
в) опорно–двигательная система
2. Какой орган защищает позвоночник?
а) головной мозг
б) спинной мозг
в) сердце
3. Какое соединение между костями позвоночника?
а) неподвижное
б) полуподвижное
в) подвижное
4. Из скольких позвонков состоит позвоночник?
а) 12
б) 30
в) 33
5. Если вы упали и ушибли ногу или руку, нужно:
а) подставить под холодную воду или положить холодный компресс
б) подставить под горячую воду
в) положить согревающий компресс
6. Назовите орган, расположенный внутри черепа
а) почки
б) головной мозг
в) спинной мозг
7. Спинной мозг отвечает за
а) движения
б) мыслительную деятельность
в) переваривание пищи
8. Когда человек выше – утром или вечером?
а) утром
б) вечером
в) днём
9. Найди лишнее понятие:
а) плечо
б) голень
в) предплечье
г) кисть
10. Сила и ловкость – это качества…
а) врожденные
б) приобретенные
Мониторинг знаний: взаимопрверка.
Разгадайте кроссворд.
Загадки.
1. Что на свете всего быстрее?
2.Если б не было его, не сказал бы ничего!
3. Один говорит, глядят, два слушают!
4. День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено.
Будет плохо если вдруг
Прекратится этот стук!
5. У двух матерей
По пяти матерей
Одно имя всем!
-Как вы думаете, почему «Мышцы» выделено в клетках?
(Ответы детей)
Отрывок из мультфильма «Поликлиника кота Леопольда»
— Правильно, сегодня мы будем говорить о мышцах, определим их функции, узнаем какие, бывают мышцы.
— Я слышала такую пословицу: “Были бы кости, а мясо нарастет”.
— Как понимаете пословицу?
(Ответы учеников)
— А знаете ли вы, откуда пришло слово “мышца”?
— Название “мышца” произошло от латинского слова “мускулус”, что означает “мышонок”.
Это связано с тем, что врачи, наблюдая за сокращением скелетных мышц, заметили, что они как бы бегают под кожей, словно мыши.
-Хотите поиграть в игру “Замри”?
-Вы двигаетесь, принимаете различные позы. По моему сигналу “Замри” — замираете.
Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте “замри”!
— Что позволило вам принимать и держать разные позы?
Прощупайте свои руки и ноги. Что находится под кожей кроме костей?
(мягкие ткани – мышцы)
Как называется тема урока?
Правильно, «Мышцы».
2. Обхватите ладонью левой руки правую руку выше локтя и быстро согните правую руку. Что вы при этом ощущаете? (происходит сокращение мышц)
Кто измерил обхват мышц руки. От чего зависит разница измерения мышц.
— Опустите левую руку вниз, расслабьте мышцы. Кистью правой руки обхватите мышцы в области плеча (бицепс). Напрягите левую руку в локте. Разогните руку.
— Что вы почувствовали?
— Какой вывод сделаем? (Ответы учащихся)
Что об этом говорит учебник? Прочитайте и перескажите.
С. 46-47
— Вывод:
есть мышца- сгибатель, и мышца- разгибатель. Когда одна работает, другая — расслабляется.
-Утомляются ли мышцы? (Высказывания учащихся)
-Чтобы ответить на этот вопрос, давайте проведем эксперимент: возьмите портфель (ранец) в руку, отведите её в сторону, не сгибая руки, поднимите портфель на уровень плеч. Держите портфель.
— Что произошло с вашей рукой? (Высказывания учащихся)
Вывод:
длительная работа мышц вызывает постепенное снижение работоспособности – утомление.
-И мы с вами немного утомились, давайте отдохнём.
– Какие системы тела человека работают, когда вы пишете? (Опорно-двигательная система.)
– Почему у человека, который ещё не знал огня, были развиты жевательные мышцы и лицевая часть черепа? (Пища была грубой, поэтому развита челюсть.)
– На доске записаны слова «Если хочешь быть сильным – бегай, хочешь быть красивым – бегай, хочешь быть умным – бегай». Эти слова были высечены на скале в Древней Греции. Как вы их понимаете? Правы ли были древние греки?
– Сила и ловкость – это врождённые или приобретённые качества? (Приобретённые.)
– Что нужно делать, чтобы развивать свои мышцы? (Заниматься физкультурой, тренироваться.)
– Как нужно одеваться, когда занимаетесь спортом? (Легко, не кутаться.)
– Почему?
Конечно, человек не луковица и не капустный кочан. Когда на нём сто одёжек, мышцы перегреваются, им трудно работать.
И н т е р е с н ы е ф а к т ы.
– Обычно считается, что тело человека симметрично. Оказалось, что такой симметрии нет, а истинная красота человека в асимметрии. Мускулатура правой стороны обычно развита сильнее левой.
– Как вы думаете, почему? (Функции правой и левой сторон неодинаковы.)
Измерения показали, что в 22 случаях из ста у человека руки разной длины. Причём в 75 случаях из 100 правая рука на 1–2 см длиннее, чем левая. А левая нога чаще бывает на 1–2 см длиннее правой (как опорная). А голова не лежит строго посредине тела.
– На Руси всегда было много сильных людей. Известен капитан Лукин (конец XVIII века), который легко ломал подковы, держал на вытянутой руке пудовые ядра, одним пальцем вдавливал в корабельную стенку гвоздь, а когда в Англии ему предложили провести кулачный поединок, вызвал сразу четырёх боксёров и, ухватив по очереди каждого за пояс, перекинул через голову.
Известен капитан-лейтенант Тимашов, который завернул в шинель двенадцатипудовую гирю (предлагаем посчитать в килограммах 1 пуд = примерно 16 кг) и незаметно пронёс её под мышкой мимо часового.
Русский атлет ИванЗаикин (1880–1948), выступавший на цирковой арене, мог с лёгкостью вскинуть на плечи морской якорь весом 25 пудов (400 кг) и прогуливаться с ним по манежу. В одном из музеев Парижа хранится подарок от русского силача – рельс, согнутый им в кольцо.
А на Волге гремел бурлак Никита Ломовский, который в Астрахани один ставил сваи для плотины и один забивал их чугунной бабой, которую едва поднимали 8 человек.
Русский борец Иван Поддубный 33 года был чемпионом мира. Он так и остался непобеждённым богатырём, возведённым в ранг национального героя. В 66 лет он продолжал выходить на ковер. Это уже почти загадка спортивного долголетия.
В наши дни известен силач Валентин Дикуль (родился в 1947 году) за годы работы в цирке повторил все известные трюки русских богатырей прошлых лет и изобрёл новые. Во время исполнения «пирамиды» он удерживал на себе 1000 кг – две стальные штанги и семерых человек. В другом номере на плечи ему ставили платформу с автомобилем «Волга» (1570 кг). А ведь в юности у этого атлета был перелом позвоночника, после чего он 7 лет не мог ходить.
– Как вы думаете, все эти люди родились такими сильными? (Выслушиваем рассуждения, подводим к выводу, что врождённые данные имеют определённое значение, однако сила приобретается в индивидуальном развитии.)
Мышцы – тягачи и силачи. Они вместе с костями скелета приводят в движение всё наше тело.
Мы можем сидеть, бегать, прыгать, улыбаться и хмуриться благодаря работе мышц.
Мышцы надёжно укрывают и защищают от внешних воздействий наши внутренние органы, поднимают и растягивают грудную клетку при дыхании, проталкивают пищу по пищеводу. Сжимаются и разжимаются при работе мышца сердца, заставляет кровь двигаться по сосудам.
Физический труд, занятия спортом укрепляют мышцы. Человек становится сильным и ловким.
Чтобы были здоровыми и крепли наши мышцы, давайте прочитаем полезные советы.
— Что нового вы узнали о себе?
— Что было самым удивительным?
— О чем вы задумались после сегодняшнего урока?
Стр. 50 ответы на вопросы
План-конспект урока (окружающий мир, 4 класс) на тему: Конспект урока по окружающему миру в 4-м классе по системе Л.В. Занкова на тему:»Мышцы человека.Их движение»
— Посмотрите на экран.
— Разгадаете кроссворд.
Загадки.
-Как вы думаете, почему «Мышцы» выделено в клетках?
(Ответы детей)
— Правильно, сегодня мы будем говорить о мышцах, определим их функции, узнаем какие, бывают мышцы.
— Я слышала такую пословицу: “ Были бы кости, а мясо нарастет”.
— Как понимаете пословицу?
(Ответы учеников)
— А знаете ли вы, откуда пришло слово “ мышца”?
— Название “мышца” произошло от латинского слова “мускулус”, что означает “мышонок”.
Это связано с тем, что врачи, наблюдая за сокращением скелетных мышц, заметили, что они как бы бегают под кожей, словно мыши.
-Хотите поиграть в игру “Замри”?
-Вы двигаетесь, принимаете различные позы. По моему сигналу “Замри” — замираете.
Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте “замри”!
— Что позволило вам принимать и держать разные позы?
(Ответы ребят)
— Кто из вас знает, какие по величине бывают мышцы?
( Большие и маленькие)
— Где расположены крупные мышцы? ( Самая большая – ягодичная, большие – большая грудная, бицепс, мышца бедра, икроножная).
— Почему здесь расположены сильные мышцы?
(Выполняют тяжелую работу).
— Давайте посмотрим, что об этом нам говорит учебник.
— Прочитайте текст на с.40
— Что узнали?
— Опустите левую руку вниз, расслабьте мышцы. Кистью правой руки обхватите мышцы в области плеча (бицепс). Напрягите левую руку в локте. Разогните руку.
— Что вы почувствовали?
— Какой вывод сделаем? (Ответы учащихся)
Что об этом говорит учебник?
С. 40- 41
— Вывод:
есть мышца- сгибатель, и мышца- разгибатель. Когда одна работает, другая — расслабляется.
-Утомляются ли мышцы? (Высказывания учащихся)
-Чтобы ответить на этот вопрос, давайте проведем эксперимент: возьмите портфель (ранец) в руку, отведите её в сторону, не сгибая руки, поднимите портфель на уровень плеч. Держите портфель.
— Что произошло с вашей рукой? (Высказывания учащихся)
Вывод:
длительная работа мышц вызывает постепенное снижение работоспособности – утомление.
-И мы с вами немного утомились, давайте отдохнём.
Солнце спит, небо спит, — (кладут голову на руки)
Даже ветер не шумит.
Рано утром солнце встало,
Всем лучи свои послало — (встают руки вверх с разведенными пальцами)
Вдруг повеял ветерок — (махи руками из стороны в сторону с наклонами туловища)
Небо тучей заволок — (круговые движения руками влево, затем вправо)
Дождь по крышам застучал.
Барабанит дождь по крыше — (барабанят пальцами по столу)
Солнце клонится всё ниже.
Вот и спряталось за тучи,
Ни один не виден лучик — (постепенно садятся и кладут голову на руки).
— Как же работают наши мышцы? Об этом мы даже и не задумываемся
— Послушайте древнюю индийскую сказку.
Однажды молодая веселая сороконожка танцевала на солнце. Старая жаба злобно следила за ней из болота, завидую легкости ее движений. И вдруг она спросила плясунью:
— Не объяснишь ли ты мне, дорогая, как тебе удается так замечательно распоряжаться всеми своими ножками? Откуда ты знаешь, какая ножка поднимается первой, а какая двадцать восьмой? Которая из ножек опускается, когда подымаются одиннадцатая и седьмая?
Сороконожка остановилась и задумалась. Ей никогда в голову не приходили такие вопросы. А теперь ей стало и самой любопытно – как же поступает она на самом деле?
Ну какую, например, ножку надо ей сейчас поднять, чтобы продолжать свой танец? Но она этого не знала. И чем больше она об этом думала, тем все больше задумывалась. Так она и осталась неподвижной со всеми своими сорока ножками, на радость злорадной жабе.
Вывод:
— Мы тоже могли оказаться в печальном положении этой плясуньи, если бы каждый раз задумывались, прежде чем сделать шаг или поднять руку и начали бы соображать, как это сделать.
— Интересно, что для того, чтобы сделать всего один шаг, нужно сократить и расслабить 20 мышц. Все делается в определенном порядке, а мы даже не замечаем этого. Потому что мы привыкли это делать и для нас это естественно.
-Сравним две иллюстрации (человек с развитой мускулатурой и с неразвитой).
-Чем отличаются эти люди?
Как вы думаете, у кого из них больше мышц? Почему? (Мнение детей)
А на самом деле у всех людей одинаковое количество мышц (ученые насчитали около 600 мышц в организме человека), и они самые разнообразные:
есть сердечная мышца (где находится, что заставляет работать?),
есть мимические мышцы (отвечают за мимику),
есть межреберные мышцы (где находятся, что двигают?),
есть мышцы — сгибатели (что делают?), есть разгибатели (что делают?)
-Итак, сколько мышц у человека? Почему вы решили, что у этого человека мышц больше? Чем его мышцы отличаются от мышц другого человека?
(Они более тренированные, «накачанные».)
-Как же он этого добился, достиг такого уровня развития мышц? (Ответы детей)
-Слышали такую пословицу: « Кто не работает, тот не ест?». Как вы ее понимаете?
Согласны с ней? Почему?
(Высказывания ребят)
-Эта пословица очень точно отражает работу мышц. Наш организм устроен таким образом, что клетки, которые больше работают, (т.е. чаще сокращаются), получают больше питания, чем мышцы-«бездельники». А раз они получают больше питания, значит, быстрее растут и развиваются. Так происходит рост мышечной массы. А что же происходит с клетками, которые находятся в бездействии, как вы думаете?
(Они получают мало питания, поэтому остаются неразвитыми).
А что же надо делать, чтобы мышцы развивались?
(Тренировать их).
-Верно, необходимо выполнять специальные комплексы упражнений для каждой группы мышц, тогда мы будем сильными и здоровыми.
-А как человек демонстрирует свою силу? Покажите.
(Дети сгибают руки в локтях, активизируют бицепсы).
-Для чего выполняет он такое движение? Почему нельзя продемонстрировать мышцы, не сгибая руки?
(Чтобы мышца стала заметной, ее нужно напрячь, сократить).
-Правильно, мышца-бицепс сокращается, становится напряженной, утолщается, её лучше видно.
— Как вы думаете, сила и ловкость – это врожденные качества человека или приобретенные? Что поможет стать красивым, сильным, здоровым человеком? (занятия спортом, при тренировке развиваются мышцы)
— Какие полезные советы вы могли бы предложить? (Мнение учеников)
— Прислушайтесь к этим советам.
-Движение может по своему действию заменить любое лечебное средство, но все лечебные средства не могут заменить действия упражнений.
— Как вы понимаете эти слова?
Если хочешь быть сильным – бегай
Если хочешь быть красивым — бегай
Если хочешь быть умным – бегай
(Ответы учащихся)
Урок окружающего мира в 4 классе «КОСТИ И МЫШЦЫ НЕОБХОДИМО УКРЕПЛЯТЬ»
Окружающий мир. 4 класс.
Тема урока: КОСТИ И МЫШЦЫ НЕОБХОДИМО УКРЕПЛЯТЬ
результаты
(предметные)
Узнают правила, способствующие укреплению и развитию костей и мышц; научатся применять в житейской практике правила здорового образа жизни, соблюдать правильную осанку, различать полезные и вредные привычки
Личностные
результаты
Знают и применяют в самостоятельной повседневной деятельности правила здорового образа жизни
Универсальные
учебные действия
(метапредметные)
Познавательные: осуществляют чтение, наблюдение, выделение признаков различия, анализ, выводы, обобщения, представление информации на рисунках-схемах.
Регулятивные: владеют правилами участия в диалоге; дают оценку взаимодействия в совместной деятельности.
Коммуникативные: осуществляют презентацию ответа на поставленный вопрос
Основное содержание темы, понятия и термины
Осанка. Предупреждение искривления позвоночника, защита спинного и головного мозга
Образовательные
ресурсы
карточки
Оборудование
Плакат «Искривление позвоночника»
Ход урока
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)
Мы урок начнём с разминки.
Выпрямляем свои спинки,
На носочках потянулись,
Вправо, влево повернулись
И друг другу улыбнулись
1, 2, 3, 4, 5 –
Урок пора нам начинать.
II. Постановка учебной задачи. Целеполагание.
– Каждая наша встреча – это разговор о бережном отношении к своему здоровью.
– Вам, наверное, интересно узнать тему нашего занятия? Тогда отгадайте загадки:
1. Как говорят о человеке, отличающегося сильной худобой? (Скелет)
2. Они главные силачи человека. Без них мы бы не могли даже глазом моргнуть. (Мышцы)
3. Положение тела, когда стоите, сидите, двигаетесь… Манера держаться, положение корпуса. (Осанка)
– Когда мы с вами говорим об осанке? (когда на уроках сидим)
– Посмотрите на отгадки. О чем будем говорить на уроке? (кости и мышцы)
— Если бы в теле человека кости были мягкими, оно было бы похоже на тряпичную куклу. Согласны ли вы со мной?
— А к чему бы это привело?
— Что нужно делать? («Кости и мышцы нужно укреплять» — тема открывается на доске)
— На какие вопросы вы хотели бы получить ответы по теме урока?
( — Вы хотели бы узнать, как укреплять кости и мышцы?
— А что нужно делать, чтобы сохранить правильную осанку?)
Как укрепить кости и мышцы.
Условия сохранения правильной осанки.
III. Проверка домашнего задания.
— Какую систему в организме человека образуют кости и мышцы?
— Что вы знаете о двигательной системе? (что вы узнали на прошлом уроке?)
* первыми спросить слабых, сильные – дополняют.
IV. Изучение нового материала.
-Утомляются ли мышцы? (Высказывания учащихся)
-Чтобы ответить на этот вопрос, давайте проведем эксперимент: возьмите портфель (ранец) в руку, отведите её в сторону, не сгибая руки, поднимите портфель на уровень плеч. Держите портфель.
— Что произошло с вашей рукой? (Высказывания учащихся)
Вывод: длительная работа мышц вызывает постепенное снижение работоспособности – утомление.
— Как можно помочь нашим мышцам, чтобы они хорошо работали и при этом не утомлялись? (высказывания детей)
— Где мы можем узнать эту информацию?
— Следующее задание вы будете выполнять в группах. Чтобы успешно выполнить это задание, необходимо соблюдать два условия.
Давайте повторим правила работы в группе.
Необходимо четко следовать инструкции, которая есть в вашем конверте.
— Объединитесь в группы. Прочитайте инструкции. Вам понятно задание?
Работа по учебнику.с.15
Самостоятельное изучение текста учебника, выполнение задания по инструкционной карте, составление коллажа.
Инструкционная карта:
Распределите роли (1- читает (остальные слушают), 2- секретарь (приклеивает), 3- контролирует (помогает), 4- выступает).
Прочитайте текст в учебнике на стр.15.
Найдите в тексте предложения, которые указывают на то, что помогает укрепить работу мышц и костей.
Выберите из предложенных наглядностей соответствующие записи и иллюстрации.
Разместите на листе все правила для укрепления костей и мышц.
Представьте свою работу. Расскажите, что необходимо для укрепления мышц и костей.
«Правила для укрепления костей и мышц»
Заниматься физкультурой. Делать утреннюю зарядку. В любую погоду находиться на свежем воздухе, играть в подвижные игры.
Помогать своим родителям.
Правильно питаться. Каждый день выпивать стакан молока, есть нежирное мясо, свежие овощи и фрукты. Не есть слишком много сладостей, можно растолстеть.
Следить за правильной осанкой.
Не поднимать тяжести.
(распределение ролей: 1- читает, остальные слушают, 2- секретарь (приклеивает), 3- контролирует, 4- выступает)
— Ребята, а родителям нужно помогать только для того, чтобы кости были крепкими?
— Ребята, где мы можем использовать сделанные вами коллажи?
— Вспомним цели урока. На какой вопрос мы получили ответ, выполнив это задание?
— На какой вопрос еще нужно найти ответ?
— Что нужно делать, чтобы сохранить правильную осанку.
Скрюченный весь день хожу.
Чтобы мне здоровым быть,
Надо за спиной следить.
– Почему нужно следить за правильной осанкой?
(высказывания детей)
— Опустите плечи, сведите их вместе, наклоните низко голову. Попробуйте сделать глубокий вдох. Легко было дышать?
Сведенные и опущенные плечи, впалая грудь затрудняют работу внутренних органов, в первую очередь органов дыхания, сердца, сосудов головного мозга.
– Почему у школьника может искривиться позвоночник? (При неправильной позе в положении сидя.)
Работа по учебнику под руководством учителя.
– Рассмотрите рисунки на странице 16.
— Что улучшает осанку человека, а что её ухудшает?
– Определите, у кого из детей правильная осанка. У кого из них она нарушена? Почему?
— Что бы вы посоветовали этим ребятам?
– Рассмотрите на плакате «Искривление позвоночника» различные положения тела.
Нормальноеположение
Сколиоз
Искривление позвоночника
— Какую осанку вы хотели бы иметь? Что для этого нужно? (правильно сидеть за партой)
Осанка у вас часто портится от неправильной посадки за столом в школе и во время приготовления уроков. Если постоянно сидеть за столом согнувшись, опираясь на руки или крышку стола грудью, или, наоборот, тянуться правым плечом вверх, то позвоночник постепенно искривляется, грудная клетка сдавливается. Можно на всю жизнь стать сутулым, кособоким, с узкой, впалой и слабой грудной клеткой.
— Проверьте, правильно ли вы сидите. Где мы можем увидеть образец?
— Вспомним правила осанки (плакат над доской)
Прямая спина, расправленные плечи, развернутая грудь, поднятая голова – все это признаки хорошей осанки и, следовательно, красоты, здоровья и высокой работоспособности.
Правильная осанка нужна человеку не только для того, чтобы быть стройным и красивым. При правильной осанке происходит нормальное дыхание, хорошо работает сердце, свободно движется кровь по телу.
— Ребята, как вы думаете, правильная осанка дается человеку от рождения?
Правильная осанка не дается человеку от рождения, а приобретается им. Она вырабатывается в детстве, когда хрящевая ткань в позвонках еще не заменилась полностью костной, особенно важно следить за своей осанкой, позой за столом.
— А где еще в жизни мы можем создать условия для укрепления костей и мышц, для формирования правильной осанки.
Чтобы сохранить позвоночник здоровым, нужно соблюдать важные правила – правильно сидеть, ходить, стоять и лежать!
V. Закрепление изученного.
Игра «да-нет»:
— На листах самооценки в нужной клеточке поставьте знак «крестик».
Кости скелета человека тверже кирпича, поэтому их не нужно специально укреплять.
Чтобы кости были крепкими, нужно правильно питаться.
Мышцы нужно тренировать.
Когда выходите на прогулку, нельзя много бегать и прыгать.
Не обязательно всегда помогать взрослым, потому что от этого мышцы быстро утомляются.
Для крепких костей обязательно нужно есть много шоколада.
Осанка не портится от неправильной посадки за столом в школе и во время приготовления уроков.
Правильная осанка нужна только не только для красоты, но и для здоровья.
ДА
НЕТ
1
Х
2
Х
3
Х
4
Х
5
Х
6
Х
7
Х
8
Х
VI. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке
— Ребята, молодцы, вы сегодня очень хорошо поработали.
— Итак, ребята, какая была тема урока?
— Какую цель ставили?
Как укрепить кости и мышцы.
Условия сохранения правильной осанки.
— Продолжите предложения:
— Где мы можем применить полученные знания?
– Что хотели бы ещё узнать о скелете, мышцах?
— Спасибо за урок! Вы очень хорошо сегодня работали! Особенно мне хочется отметить 1 группу, а вторая группа, а третья группа…
VII. Домашнее задание: у.с.17, творч.задание
Проверочная работа по окружающему миру 4 класс «Системы организма»
Проверочная работа по теме «Организм человека». 4 класс
Фамилия, имя __________________________
Вариант 1
1. Какая система органов изображена на рисунке?
□ Пищеварительная
□ Дыхательная
□ Кровеносная
□ Нервная
2. Какое значение имеет дыхательная система для человека?
□ Она заполняет пустоту внутри организма.
□ Дыхательной системой мы думаем.
□ Она не нужна организму, так как с ней связаны простудные заболевания.
□ Она обеспечивает поступление воздуха в организм, и человек дышит.
3. Почему дышать нужно через нос, а не через рот?
□ В носу воздух очищается от пыли и согревается.
□ С открытым ртом плохо думается.
□ Рот является органом пищеварения, а не дыхания.
□ Зубы и язык не пропустят воздух, значит, надо дышать через нос.
4. Отметь знаком «х» правила охраны органов дыхания.
Чаще пить холодную воду.
Много разговаривать и кричать в морозные дни.
Чаще проветривать комнату, в которой занимаешься.
Дышать на морозе только через нос.
Заниматься дыхательными упражнениями.
5. Заполни таблицу «Продукты, отличающиеся по вкусу».
Проверочная работа по теме «Организм человека». 4 классФамилия, имя __________________________
Вариант 2
1. Какая система органов изображена на рисунке?
□ Пищеварительная
□ Дыхательная
□ Выделительная
□ Нервная
2. Какое значение имеет пищеварительная система для человека?
□ Она заполняет пустоту внутри организма.
□ Она обеспечивает переваривание пищи и питание организма.
□ Она не нужна организму, так как иногда болит.
□ Пищеварительной системой мы думаем.
3. Как влияет на здоровье зубов резкая смена горячей и холодной пищи?
□ На зубах появляются трещины и, и зубы разрушаются.
□ Никак не влияет, так как зубы привыкли к разной пище.
□ Зубы закаляются, так как то нагреваются, то охлаждаются.
□ Для зубов это неопасно, так как они твёрдые.
4. Закончи предложения.
Самый тяжёлый орган нашего тела _______________________________ .
Пищеварительная система – это __________________________________
________________________________________________________________
5. Заполни таблицу «Продукты, отличающиеся по вкусу».
Проверочная работа по теме «Организм человека». 4 класс
Фамилия, имя __________________________
Вариант 3
1. Отметь, что входит в опорно-двигательную систему человека?
□ мышцы
□ нервы
□ ротовая полость
□ кожа
□ кости
□ сердце
2. В каком из ответов правильно названы отделы скелета?
□ Череп, грудная клетка, позвоночник, кости конечностей.
□ Голова, грудь, спина, руки, ноги, глаза.
□ Уши, рот, нос, пальцы, голова, шея.
□ Позвоночник, стопа, колени, локти.
3. Мышцы при выполнении физических нагрузок утомляются. Что надо делать, чтобы не допустить утомления?
□ Отказываться от любого физического труда.
□ Чередовать труд и отдых или разные виды труда.
□ Не ходить на уроки физкультуры, не заниматься спортом.
□ Принимать специальные лекарства.
4. Какая деятельность человека укрепляет и развивает мышцы?
□ Употребление в пищу большого количества сладостей.
□ Просмотр телепередач, чтение книг.
□ Постоянное лежание на диване.
□ Физкультура, спорт, физический труд.
5. Заполни таблицу «Продукты, отличающиеся по вкусу».
Проверочная работа по теме «Организм человека». 4 класс
Фамилия, имя __________________________
Вариант 4
1. Какая система органов изображена на рисунке?
□ Пищеварительная
□ Дыхательная
□ Кровеносная
□ Нервная
2. Какое значение имеет нервная система для человека?
□ Она заполняет пустоту внутри организма.
□ Она объединяет все части организма в единое целое и руководит его работой.
□ Она не нужна организму, так как благодаря нервным окончаниям человек чувствует боль.
□ Она обеспечивает поступление воздуха в организм.
3. Подчеркни названия только тех органов, которые входят в нервную систему.
Спинной мозг, почки, сердце, головной мозг, нервы, мышцы, кожа, трахея.
4. В каком из ответов перечислены только органы чувств?
□ Сердце, глаза, лёгкие, нервы, кожа.
□ Уши, глаза, желудок, кровеносные сосуды.
□ Глаза, уши, кожа, язык, нос.
□ Кишечник, сердце, язык, глаза, скелет.
5. Заполни таблицу «Продукты, отличающиеся по вкусу».
Проверочная работа по теме «Организм человека». 4 классФамилия, имя __________________________
Вариант 5
1. Какая система органов изображена на рисунке?
□ Пищеварительная
□ Дыхательная
□ Кровеносная
□ Нервная
2. Какое значение имеет кровеносная система для человека?
□ Она обеспечивает перенос в организме питательных веществ и воздуха.
□ Она не нужна организму, так как при ранениях течёт кровь.
□ Кровеносной системой мы думаем.
□ Она заполняет пустоту внутри организма.
3. Зачеркни названия органов, которые не участвуют в работе кровеносной системы.
Сердце, трахея, лёгкие, кровеносные сосуды, почки.
4. Что нужно делать для хорошей работы сердца? Напиши.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
5. Заполни таблицу «Продукты, отличающиеся по вкусу».
Проверочная работа по теме «Организм человека». 4 классФамилия, имя __________________________
Вариант 6
Какая система органов изображена на рисунке?
□ Пищеварительная
□ Выделительная
□ Кровеносная
□ Нервная
2. Какое значение имеет выделительная система для человека?
□ Она обеспечивает перенос в организме питательных веществ.
□ Она заполняет пустоту внутри организма.
□ Она выводит из организма ненужные вещества.
□ Она не нужна организму, так как почки иногда болят.
3. Зачеркни названия органов, которые не входят в выделительную систему?
Печень, почки, мочеточники, толстая кишка, бронхи, мочевой пузырь
4. Каково значение кожи для человека? Выбери два верных утверждения и отметь «х».
□ Кожа нужна, чтобы загорать.
□ Кожа защищает наш организм от перегрева и переохлаждения, от проникновения вредных веществ и микробов.
□ Кожа нужна, чтобы не вытекла кровь.
□ Кожа удаляет ненужные для организма вещества.
□ Кожа придаёт определённую форму телу человека.
5. Заполни таблицу «Продукты, отличающиеся по вкусу».
Клепинина З.А. Окружающий мир: 1-4 классы: Сборник текстов для контроля уровня подготовки выпускников начальной школы. – М.: Вентана-Граф, 2007
Урок по окружающему миру «Опорно-двигательный аппарат: мышцы»
Тема: Опорно-двигательный аппарат: Мышцы.
Тип урока: урок изучения новых знаний.
Цель: познакомить учащихся со строением и работой мышц
Задачи:
образовательные:
— знакомство с работой мышц и их значением;
— мышцы и здоровье;
-значение физической культуры и труда для укрепления мышц.
развивающие:
— развивать мыслительные процессы: умение рассуждать, делать выводы;
— развивать речь, словарный запас.
воспитательные:
— воспитывать чувство ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих;
Оборудование:
— компьютерная презентация;
— раздаточный материал
— учебник «Окружающий мир» 4класс,
— Обучающие видео.
Ожидаемый результат: к концу урока дети должны усвоить, что такое мышцы ,работа мышц ,мимические мышцы
Ход урока
1.Орг. момент, психологичес-кий настрой
Прозвенел звонок, начинается урок.
Я улыбнулась вам, вы улыбнетесь друг другу, гостям и подумаете как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы все здоровы, к уроку готовы.
Музыка «Богатырская наша сила»
2.Стадия вызова
3.Работа с источником информации
Как связано получившееся слово с темой нашего урока?
ТЕМА УРОКА: МЫШЦЫ И ДВИЖЕНИЕ.
Задача: узнать как можно больше о мышцах в организме человека.
Поиграем в игру «Верите ли вы?» (знаками на карточке +,-)
Верите ли вы, что есть мышца, которая работает всю жизнь?
Верите ли вы, что самые сильные мышцы лица?
Верите ли вы, что мышцы могут уставать?
Верите ли вы, что есть мышцы внутри нашего организма?
Верите ли вы, что мышцы могут стать короче и толще, либо длиннее и тоньше?
Верите ли вы, что на лице работают всего 4 мышцы?
Верите ли вы, что у современного человека сильнее развиты жевательные мышцы чем у древнего человека который не знал огня?
Чуть позже проверим , верны ли ваши утверждения.
А откуда можно получить информацию?
Предпочитаете получить в готовом виде или найти самостоятельно?
(Самостоятельно приобретенные знания самые прочные)
Читаете текст №1 , делаете проверку своих ответов.
Проверка.
А почему мышцы могут стать короче и толще, либо длиннее и тоньше? Давайте посмотрим
Кросс-сворд
Текст1
Видео 1
Слайд1
Слайд2
Слайд 3
4.Стадия осмысления.
Практическая работа в парах.
Практическая работа
Один из вас изображает на лице эмоции: радость, грусть, испуг, удивление, гнев, безразличие. Второй старается угадать, что это за эмоция. Поменяйтесь ролями и повторите упражнение. Объясните, как вам удалось придать лицу то или иное выражение.
_________________________________________________________
_________________________________________________________
Ответьте на вопросы:
В каких случаях (эмоциях) сокращаются мышцы, расположенные:
На лбу: __________________________________________________
Около глаз: ______________________________________________
Вокруг рта: _______________________________________________
Кто знает а как называются мышцы, которые помогали вам изображать эмоции? (мимические)
Давайте посмотрим, как они выглядят и работают.
Какие же мышцы есть у человека?
Длинные — на конечностях
Короткие — на лице
Круговые – вокруг глаз
Широкие — на туловище
Раздаточный материал
Видео 2
Слайд 4
Слайд 5
5.Физкульт
минутка.
Я вижу, что вы уже возитесь на стуле, вам тяжело сидеть… почему?
(мышцы устали в одном положении) Как помочь мышцам? (сделать зарядку)
Время ножкам побежать.Раз, два, три, четыре, пять.
Спинке бодро разогнуться.
Ручкам кверху потянуться
Раза три присесть и встать,
Чтобы расхотелось спать.
А теперь вперед нагнуться,
А затем назад прогнуться.
Нет нужней зарядки дела,
Чтоб окрепли мышцы……. тела.
Просмотр видеофильма
Выполнение элементов зарядки для осанки
Видео 3
6.Сообщение учеников с демонстра
цией практической работы.
Учитель. Для проведения эксперимента мне необходимо 2 ученика. Возьмите ранец в руку , поднимите не сгибая руки. Поднимите портфель на уровень плеч. Держите портфель. Ребята, предположите, что произойдет с рукой через некоторое время? ( Усталость мышц)
А почему _______ продержал дольше?
Дополнительное задание (по желанию)
Отрывок из книги «Я — человек. Ты — человек».
-Мой папа может поднять полкласса, — хвастается Кирилл.
-Ври, больше!- смеются ребята.
-Он что у тебя, подъемный кран?
-А вот и поднимет!- горячится Кирилл. Мой папа –штангист.
Как вы думаете, сочиняет Кирилл или говорит правду
Давайте узнаем как это проверить .
Лучшие штангисты поднимают больше 250 кг- отец мальчика и в самом деле мог поднять полкласса.
Вывод: Если вес ребят нашего класса 30-40 кг, то отец мальчика не сможет поднять 12 детей.
Раздаточный материал
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
10.Рефлексия,
Работа в группах
Синквейн — Осанка
Осанка.
Правильная, сутулая.
Держи, выпрямляй, не сутулься,
Береги осанку – занимайся спортом
Здоровье.
Слайд9
11.Домашнее задание
Подготовь сообщение о значении занятий спортом в сохранении красивой осанки, укреплении мышц.
Слайд
10
Это интересно
(дополнитель
ный материал
к уроку)
Древняя индийская сказка
Однажды молодая весёлая сороконожка танцевала на солнце. Старая жаба злобно следила за ней из болота, завидуя лёгкости её движений. И вдруг она спросила плясунью:
— Не объяснишь ли ты мне, дорогая, как тебе удаётся так замечательно распоряжаться всеми своими ножками? Откуда ты знаешь, какая ножка поднимается первой, а какая двадцать восьмой? Которая из ножек опускается, когда поднимается Сороконожка остановилась и задумалась. Ей никогда в голову не приходили такие вопросы. А теперь ей стало и самой любопытно – как же поступает она в самом деле.Ну какую, например, ножку надо ей сейчас поднять, чтобы продолжать свой танец? Но она этого не знала. И чем больше она об этом думала, тем всё больше запутывалась. Так она и осталась неподвижной со всеми своими сорока ножками, на радость злорадной жабе.
-Мы тоже могли оказаться в печальном положении этой плясуньи, если бы каждый раз задумывались, прежде чем сделать шаг или поднять руку начали бы соображать, как это сделать?
Интересно, что для того, чтобы сделать всего один шаг, нужно сократить и расслабить 20 мышц. Все делается в определенном порядке, а мы даже не замечаем этого. Потому что мы уже привыкли это делать для нас это естественно.
Урок окружающего мира «Мышцы и их назначение»
Тема: Мышцы – их назначение.
Цель: сформировать первичные знания о мышцах и их функциях.
Задачи:1.Изучить строение скелетных мышц, способ прикрепления мышц к
скелету; выявить основные функции мышц, познакомить
классификацией мышц, выяснить значение физических упражнений.
2.Развить умение работать в группе, с книгой, анализировать и систематизировать изучаемый материал.
3.Воспитывать чувство взаимопомощи, культуры общения, стремление к здоровому образу жизни.
Планируемые результаты:
Предметные: Познакомиться с основными группами поверхностных мышц человека. Классифицировать мышцы по их функциям.
Метапредметные: Познавательные: работа с различными источниками и видами информации. Развивать умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать. Использовать терминологию в обозначении функций.
Коммуникативные: Развивать умение сотрудничества со сверстниками при работе в группе. Развивать умение принимать коллективное решение.
Регулятивные: Самостоятельно решать поставленные на уроке задачи, используя свои знания , умения и практические навыки. Контролировать и координировать свою деятельность по ходу выполнения задания.
Личностные: Осознание необходимости обучения; Учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности.Учиться выражать свое мнение. Осознание необходимости вести здоровый образ жизни.
Ход урока.
Орг.момент.
Настрой на урок, на работу.
Актуализация полученных знаний (повторение)
— отгадайте загадку:
«Я опору тела составляю, Ходить, бегать помогаю». (скелет)
Р.Т. с.4 (названия частей скелета – вынести на карточки)
— Скелет играет важную роль в строении человека. Он служит прочной опорой и защитой внутренних органов человека.
3. Работа над новым материалом. Определение темы.
Отгадать ребус.(Мышцы) Интересное слово?
— Как вы думаете, почему «Мышцы» так названы?(Ответы детей)
Заранее подготовленный ученик (Захар)
— Связно это с тем, что анатомы, (ученые изучающие организм человека) наблюдая сокращения скелетных мышц, заметили, что они как бы бегают под кожей, словно мыши. Также мышцы иногда называют «Мускулы» — от латинского слова «МУСКУЛЮС», что обозначает мышонок.
— Значит тема нашего сегодняшнего урока…?
— Ребята, я услышала такое выражение: « У него кожа да кости». Может ли такое быть на самом деле? (Ответы детей)
— какую цель мы поставим на урок?
-Что бы вы хотели узнать о мышцах? (Для чего нужны человеку мышцы? Как работают мышцы? Как стать сильными и ловкими?)
— Чему должны научиться?
— Правильно, сегодня мы будем говорить о мышцах, определим их функции, узнаем какие, бывают мышцы и дополним наш журнал «Человек»
4.Работа по учебнику и с дополнительной информацией. ( на листах)
По парам.
1 пара. (с. 21, энциклопедия)
1. Для чего человеку мышцы?
2. Какие функции выполняют мышцы?
1. _____________________________
2._____________________________
3._____________________________
4._____________________________
2 пара. (стр.22, энциклопедия)
1. Как мышцы крепятся к костям?
_______________________________________
1. Что происходит с мышцами во время работы?
3 пара (стр.23, энциклопедия)
1. Когда мышцы становятся слабыми?
__________________________________________________________
2. О чём надо помнить, развивая мышцы? Составте памятку по укреплению мышц.
_________________________________________________________
Физкультминутка
Движение – это здоровье,
Движение – это жизнь.
Не ленись – подтянись,
Руки набок, ноги врозь,
Три наклона вниз,
На четвертый поднимись.
Раз – направо, два – налево,
Приседанья каждый день
Прогоняют сон и лень.
5. Представление каждой страницы.
6. Перфокарта (чтобы получилось 5)
-А сейчас проверим, что вы сегодня узнали на уроке:
1. В организме человека выделяют несколько групп мышц. Отметьте те группы мышц, которые есть в нашем организме.
А) мышцы туловища;
Б) мышцы головы;
В) мышцы шеи;
Г) мышцы верхних и нижних конечностей.
2. Выражать эмоции человеку помогают:
А) мышцы лица;
Б) мышцы шеи;
В) мышцы туловища;
Г) жевательные мышцы.
3. Выполнять разные движения нам помогают:
А) мышцы рук;
Б) мышцы ног;
В) мышцы лица
Г) мышцы туловища.
4. Мышца, которая, сокращаясь, заставляет двигаться кровь по организму, называется:
А) бицепс;
Б) трицепс;
В) мимическая мышца;
Г) сердце.
5. Укреплять и развивать наши мышцы нам помогает:
А) обливание и обтирание;
Б) солнечные и воздушные ванны;
В) занятия спортом;
Г) смена труда и отдыха.
— Сколько «5» у нас получилось?
— Тем ребятам, у кого не вышло пятерки не нужно расстраиваться на следующем уроке мы свами проведем дополнительную работу и количество наших пятерок увеличится.
7. Итог урока.
— Вот и подошел к концу наш урок. Давайте вспомним, какую цель мы себе ставили? Достигли цели?
— Кого из ребят мы можем сегодня отметить за хорошую работу? (оценивание)
Домашнее задание. (на выбор)
ТПО с.5 № 8
Найти интересные факты о мышцах.
Объяснить значение названия « Ахиллово сухожилие»
Рефлексия.
Одному мудрецу задали вопрос: «Что для человека важнее – богатство или слава?» — Как вы считаете?
Мудрец ответил: «Ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля».
— прислушайтесь к словам мудреца и запомните, что надёжнее всех о своём здоровье может позаботиться только ты сам. Ваше здоровье в ваших руках!
МЫШЦЫ
— Мышцы так названы потому, что анатомы, (ученые изучающие организм человека) наблюдая сокращения скелетных мышц, заметили, что они как бы бегают под кожей, словно мыши. Также мышцы иногда называют «Мускулы» — от латинского слова «МУСКУЛЮС», что обозначает мышонок.
Одна сторона, мышца руки или ноги больше или сильнее, чем другая?
Вопрос : Я заметил, что одна из моих рук (или ноги, или любой другой группы мышц) немного больше и сильнее другой. Что я могу сделать, чтобы исправить это и сделать обе стороны равными по силе и размеру?
Ответ : Наличие одной стороны, которая немного (или намного) больше или сильнее, чем другая, на самом деле является довольно распространенной проблемой.
Обычно одна рука или нога имеет тенденцию быть немного больше и / или сильнее, чем другая, но на самом деле это может быть любая группа мышц.
Некоторые люди замечают, что одно плечо или одна сторона их груди больше, чем другая, или что штанга движется неравномерно, потому что одна сторона сильнее, и поэтому вес перемещается немного быстрее, чем другой.
Причиной этого может быть любое количество проблем, которые возникают в тренажерном зале или просто в повседневной жизни. Что бы это ни было, давайте меньше сосредотачиваемся на том, что его вызвало, и больше на том, как это исправить.
Вот 4 распространенных способа исправить мышечный дисбаланс в силе и / или размере…
1.Переключитесь на упражнения с гантелями / односторонние упражнения.
Если одна сторона сильнее другой, эта более сильная сторона почти всегда будет преобладать во время упражнения, когда обе стороны тренируются вместе.
Например, подъем на бицепс со штангой. Если ваш правый бицепс сильнее, чем левый, ваша правая рука всегда будет выполнять больше работы во время этих сгибаний, чем ваша левая рука.
Вы, наверное, тоже этого не осознаете… это произойдет само собой.
Чтобы решить эту проблему, нужно начать заменять двусторонние упражнения (где обе стороны используются одновременно, например, сгибание штанги) односторонними упражнениями (где обе стороны используются индивидуально, например, сгибание гантелей).
Я уже упоминал об этом раньше, как об одном из преимуществ использования гантелей перед штангой. Это гарантирует, что каждая сторона выполнит равный объем работы, и исключает возможность того, что более сильная сторона «украдет» некоторую работу у более слабой стороны.
Итак, в этом случае вы можете заменить упражнения со штангой на те же упражнения с гантелями, заменить приседания и жимы ногами на жимы одной ногой и сплит-приседания, двусторонние тренажеры на односторонние и так далее.
2. Всегда начинайте с более слабой стороны.
Есть веская причина, по которой у вас есть мышца с одной стороны, которая больше или сильнее, чем с другой стороны. Осознаёте вы это или нет, но вы уделяете этой доминирующей стороне особое внимание.
Знаете, это та сторона, которую вы чаще всего используете в повседневной деятельности. Это та сторона, на которую вы обычно переходите, когда вам нужно что-то подержать, перенести, переместить, поднять, открыть или закрыть. И во время тренировок это, вероятно, та сторона, которую вы предпочитаете использовать в первую очередь при выполнении односторонних упражнений.
Проблема с последней частью состоит в том, что вы наиболее сильны и свежи с любой стороной, которую используете первой, и вы, по крайней мере, немного больше устали от стороны, которую используете вторую. По этой причине, когда вы выполняете упражнение, в котором вы тренируете каждую сторону индивидуально, всегда начинайте со своей более слабой стороны .
Это та сторона, которая действительно заслуживает особого внимания.
3. Позвольте вашей более слабой стороне диктовать, что делает ваша более сильная сторона.
Если вы выполните 2 шага, упомянутых выше, вы можете заметить, что ваша более сильная сторона ВСЕ ЕЩЕ остается вашей сильной стороной.Это означает, что вы можете поднять 50 фунтов за 10 повторений в упражнении со своей слабой стороной, а затем продолжить поднимать 50 фунтов за 12 повторений с более сильной стороной.
Если вы продолжите позволять этому случаться, ваша слабая сторона никогда не догонит вашу более сильную.
Вместо этого вам нужно позволить более слабой стороне диктовать, что вы позволяете делать более сильной стороне. Итак, если вы можете сделать только 10 повторений со своей слабой стороной, тогда вам следует сделать только 10 повторений со своей более сильной стороной… даже если вы могли бы сделать больше.
Это даст вашей слабой стороне шанс, наконец, догнать вашу сильную, после чего вы сможете позволить обеим сторонам развиваться одинаково с этого момента.
4. Устраните основную проблему.
Во многих случаях у людей просто есть доминирующая, более сильная сторона, которая в конечном итоге просто выполняет больше работы в тренажерном зале и в повседневной жизни в целом. В результате с течением времени возникает дисбаланс мышечной силы и размеров.
В подобных случаях любой из перечисленных выше методов обычно помогает решить проблему.
Однако есть и другие случаи, когда в игру вступают основные проблемы, которые не только вызывают эти мышечные дисбалансы в первую очередь, но и не позволяют их исправить с помощью вышеупомянутых методов.
Например, может быть проблема с гибкостью или подвижностью, которая мешает вам тренировать обе стороны равномерно. Может быть, одна сторона более жесткая, чем другая, и она сохраняет эту сторону
.10. Мышцы /:
10. Мышцы
Мышцы — активная часть двигательного аппарата; их сокращение вызывает различные движения.
С физиологической точки зрения мышцы можно разделить на два класса: произвольные мышцы, которые находятся под контролем воли, и непроизвольные мышцы, которые не контролируются.
Все мышечные ткани контролируются нервной системой. Непроизвольные мышцы контролируются специализированной частью нервной системы.
Когда мышечная ткань исследуется под микроскопом, видно, что она состоит из небольших удлиненных нитевидных клеток, которые называются мышечными волокнами и которые связаны в пучки соединительной тканью.
Есть три разновидности мышечных волокон:
1) поперечно-полосатые мышечные волокна, которые встречаются в произвольных мышцах;
2) гладкие мышцы, вызывающие движения во внутренних органах;
3) сердечные или сердечные волокна, которые имеют поперечно-полосатую форму, как (1), но в остальном отличаются.И гладкие, и сердечные мышцы непроизвольны. Все живые клетки могут в той или иной степени двигаться, но в мышцах эта способность сильно развита. Мышечная ткань составляет около 40% веса человека. Мышца состоит из нитей или мышечных волокон, поддерживаемых соединительной тканью, которые действуют путем сокращения волокон: волокна могут укорачиваться до двух третей их длины в состоянии покоя. Есть два типа мышц: гладкие и поперечно-полосатые. Гладкие или непроизвольные мышцы находятся в стенках всех полых органов и трубок тела, таких как кровеносные сосуды и кишечник.Они медленно реагируют на раздражители автономной нервной системы. Поперечно-полосатые или произвольные мышцы тела в основном прикрепляются к костям и перемещают скелет. Их волокна под микроскопом выглядят поперечно полосатыми. Поперечно-полосатая мышца способна к быстрым сокращениям. Стенка сердца состоит из особого типа поперечно-полосатых мышечных волокон, называемых сердечной мышцей. Мышцы сильно различаются по строению и функциям у разных органов и животных: у некоторых беспозвоночных есть только гладкие мышцы, а у всех членистоногих — только поперечнополосатые.Тело состоит примерно из 600 скелетных мышц. У взрослого человека около 35-40% веса тела формируется мышцами. По основной части скелета все мышцы делятся на мышцы туловища, головы и конечностей.
По форме все мышцы традиционно делятся на три основные группы: длинные, короткие и широкие мышцы. Свободные части конечностей составляют длинные мышцы. Широкие мышцы образуют стенки полостей тела. Некоторые короткие мышцы, из которых стремечко — самая маленькая мышца в теле человека, образуют мускулатуру лица.
Некоторые мышцы называются в соответствии со структурой их волокон, например, излучаемые мышцы; другие — в зависимости от их использования, например, разгибатели, или в соответствии с их направлениями, например, косой. Мышцы образованы массой мышечных клеток. Мышечные волокна соединены между собой соединительной тканью. В мышцах много кровеносных сосудов и нервов.
Многие ученые провели большую исследовательскую работу по определению функций мышц.Использовались три основных метода исследования: экспериментальная работа на животных, исследование мышц на теле живого человека и на трупах. Их работа помогла установить, что мышцы были активными агентами движения и сокращения.
Новые слова
мускулы
активные
часть
моторный аппарат
различные
движения
удлиненные
нитевидные
для связывания
некоторые
степени
степень способный
ученый
базовый
экспериментальный
рабочий
.
Утром. Вечером прийти домой.
Днем. Ночью выйти из дома на работу (учебу).
Ложиться спать. идти в школу в половине шестого.
На работу, домой в четверть пятого.
, г.
1. Мой друг должен вставать рано утром, потому что он ходит в школу.
2. Поэтому обычно рано вечером ложится спать.
3 Вчера утром была очень плохая погода.
4 Небо было серым и шел дождь.
5. Но в середине дня погода стала меняться.
6 дождь прекратился и солнце показалось из-за туч.
7. Днем было очень тепло.
8. Я не захотела оставаться дома и вышла во двор.
9. Во дворе были мальчики и девочки.
10. Играли во дворе до позднего вечера.
11. Когда я пришел домой, я выпил чаю, съел бутерброд и сразу пошел спать.
12. Я очень хорошо спал по ночам.
13. Мой брат учится.Он ходит в школу. Он ходит в школу утром. У него пять или шесть уроков каждый день. Днем он уходит домой. Дома он делает уроки.
14. Вечером читает книги. Обычно он ложится спать в половине одиннадцатого. Ночью он спит.
15. Отец утром ходит на работу, а вечером приходит домой.
16. Я встаю в половине восьмого утра и ложусь спать в четверть одиннадцати вечера.
17. Когда ваша мама уходит из дома на работу?
18.Она уходит из дома на работу в четверть девятого.
19. Когда вы уходите из дома в школу?
20. Я ухожу из дома в школу в половине девятого.
Ответьте на вопросы.
1. Что такое мышцы?
2. Какое сокращение вызывает различные движения?
3. От чего можно отделить мышцы?
4. Что контролирует нервная система?
5. Из чего состоит мышечная ткань?
6. Сколько существует разновидностей мышечных волокон?
7.Сколько процентов составляет мышечная ткань?
8. На сколько групп традиционно делятся все мышцы?
9. Как иногда называют мышцы?
10. Что соединяет соединительная ткань?
Составьте собственные предложения, используя новые слова (10 предложений).
Найдите в тексте определенные и неопределенные артикли.
Найдите одно слово, значение которого немного отличается от других (,):
1) а) работа; б) работа; в) отдых;
2) а) класс; б) студент; в) море;
3) а) дом; б) дом; в) гараж;
4) а) лифт; б) вниз; в) подъем;
5) а) белый; б) розовый; в) алый.
.
ЧАСТЬ II. ТРАВМЫ И ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ
Человеческое тело
Вам необходимо выучить (или освежить в своей памяти) названия внутренних (внутри кожи) и внешних частей тела. Вам также необходимо знать слова, обозначающие функции каждой из этих частей тела. Вот основы, с которых можно начать.
Головка
Внутри головы находится мозг, отвечающий за мышление. Верхняя часть кожи головы человека покрыта волосами .Под линией роста волос на передней части лица находится лоб . Под лбом находятся глаз для зрения, нос для обоняния и рта для еды. На внешней стороне рта находятся губ , а на внутренней стороне рта — зубов для прикусывания и языка для дегустации. Пища проглатывается через глотку . По бокам лица расположены щек , а по бокам головы уши для слуха.Внизу лица человека подбородок . Челюсть расположена на внутренней стороне щек и подбородка. Шея — это то, что прикрепляет голову к верхней части .
Верхняя часть корпуса
В верхней и передней части верхней части тела, чуть ниже шеи находится ключица . На передней стороне верхней части тела находится грудь , которая у женщин включает грудь . Младенцы сосут сосков груди своей матери.Под грудной клеткой находятся живот и талия . Здесь же находится пупок , который чаще называют пупком . На внутренней стороне верхней части тела расположены сердце для перекачивания крови и легких для дыхания. Задняя сторона верхней части тела называется back , внутри которой позвоночник соединяет верхнюю часть тела с нижней частью тела.
Верхние конечности (руки)
Руки прикреплены к плечам .Эта область называется подмышкой или подмышкой . Плечи имеют мышц , известные как трицепса и бицепса . Сустав на полпути вниз по руке называется локтем . Между локтем и следующим суставом, запястье , находится предплечье . Ниже запястья находится рука с четырьмя пальцами и одним большим пальцем . Рядом с большим пальцем указательный палец . Рядом с указательным пальцем находится средний палец , за которым следуют безымянный палец и мизинец .На концах пальцев ногтя .
Нижняя часть корпуса
Ниже талии, слева и справа, бедра . Между бедрами находятся репродуктивные органы, половой член (мужской) или влагалище (женский). В задней части нижней части тела находятся ягодиц для сидения. Их также обычно называют задняя часть или задница (особенно с детьми).Внутренние органы в нижней части тела включают кишечника для переваривания пищи, мочевой пузырь для хранения жидких отходов, а также печень и почки . В этой области также находится матка женщины , которая держит ребенка, когда женщина беременна.
Нижние конечности (ноги)
Верхняя часть ноги называется бедро , а сустав в середине ноги колено . Передняя часть голени — , голень , а задняя часть голени — , голень .Щиколотка соединяет стопу с ногой. На каждой ступне по пять пальцев . Самый маленький палец ноги часто называют мизинцем , а большой палец большой палец . На концах пальцев ног ногти .
Упражнение 17. Выберите слово, которое лучше всего завершает предложения:
Ваши миндалины могут опухнуть, когда у вас болит _____.бедро носок горло губы | ||
_____ находится посередине руки. локоть лодыжка плечо колено | ||
Маленький _____ моего отца был потерян в аварии. большой палец руки запястье подмышка | ||
Пациент так сильно похудел, что его _____ были втянуты. икры, мышцы бедра, щеки | ||
Мы накроем вашу _____ прохладной тканью, чтобы снизить температуру.колени язык зубы лоб | ||
Еще одно слово для обозначения пупка — _____. колено военно-морской груди живот | ||
Новорожденного меняют _____ в детской. бедро задница голень сердце | ||
Она может больше никогда не ходить, потому что ее _____ была так тяжело ранена. матка позвоночник палец глаз | ||
_____ на его колене поцарапано, когда он отправился в путь.ключица конечности зубы кожа | ||
Ваш дедушка сможет лучше ходить после _____ операции. подбородок талия бедро рука |
Упражнение 18. В этой таблице 41 слово для частей тела и шесть категорий. Решите, к какой категории относится каждая деталь. Первая сделана для вас в качестве примера.
рычаг | рука | нога | фут | торс | головка | |
1.живот | * | |||||
2. ахиллово сухожилие | ||||||
3. голеностопный сустав | ||||||
4.ягодица | ||||||
5. теленок | ||||||
6. щека | ||||||
7.грудь | ||||||
8. подбородок | ||||||
9. ухо | ||||||
10.локоть | ||||||
11. глазок | ||||||
12. бровь | ||||||
13.ресница | ||||||
14. веко | ||||||
15. палец | ||||||
16.предплечье | ||||||
17. лоб | ||||||
18. камедь | ||||||
19.волосы | ||||||
20. бедра | ||||||
21. колено | ||||||
22.сустав | ||||||
23. выступ | ||||||
24. гвоздь | ||||||
25.пупок | ||||||
26. шея | ||||||
27. ниппель | ||||||
28.нос | ||||||
29. ладонь | ||||||
30. ребро | ||||||
31.скальп | ||||||
32. плечо | ||||||
33. подошва | ||||||
34.храм | ||||||
35. бедро | ||||||
36. горло | ||||||
37.большой палец | ||||||
38. палец | ||||||
39. язычок | ||||||
40.зуб | ||||||
41. запястье |
Упражнение 21. Прочтите текст и ответьте на вопросы.
Дата: 03.01.2016; просмотр: 955
.