Идеальные пропорции лица и золотое сечение лица
Школа красоты
Лицо – это зеркало нашего культурного развития, личного опыта и генетических особенностей рода. И все же, почему об одном человеке мы можем сказать без особого энтузиазма «Да, он симпатичный», а лицо другого нас просто обвораживает своей красотой?
Множество ученых умов искали ответ на вопрос «что же такое красота?» еще тысячи лет назад. И не безрезультатно! Греческий философ Пифагор утверждал, что не только открыл секрет красоты, но и что он видит красоту во вселенной. Он открыл, что растения и животные растут согласно точным математическим законам, и все прекрасное в природе подчиняется закону «золотого сечения»
«Золотое сечение» – это такое пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок так относится к большей части, как сама большая часть относится к меньшей. Другими словами, меньший отрезок так относится к большему, как больший ко всему.
Немного запутано, не правда ли? Но это легко понять, взглянув на обычное куриное яйцо, ведь оно является одним из множества примеров этой поистине божественной пропорции.
Значит красота цветка или морской раковины отнюдь не случайна! Пифагор вычислил, что код красоты это соотношение 1 : 1.618. И вы не поверите, но это соотношение действительно работает. Попробуйте измерить расстояние от пола до пупка, а потом от пупка до головы. Если у Вас правильная пропорция тела, соотношение будет равным 1 : 1.618. В красивом лице ширина рта составляет в точности 1.618 ширины носа. Дантисты, в свою очередь, заметили, что передний зуб на 1.618 шире следующего. По такому же принципу строятся и фаланги наших пальцев. И таких примеров огромное количество. На красивом лице это соотношение повторяется снова и снова. И конечно же в наш век развития пластической хирургии, стоматологии и косметологии закон «золотого сечения» не могли упустить из вида.
Известный пластический хирург Стивен Марквардт 25 лет назад работал над тем, что бы сделать лица, деформированные от рождения или в результате несчастных случаев, более привлекательными. Но результат его не всегда устраивал. Он задался вопросом: «Что же такое привлекательность?» и стал детально изучать эту тему. Задав этот вопрос специалистам из индустрии красоты, он получил достаточно разные и весьма абстрактные ответы. Но он же пластический хирург и выражение как «красота это единство со вселенной» для него лишь пустой звук. Целеустремленный хирург продолжил свои поиски и вывел универсальные факторы описывающие красоту (см статью «Универсальные факторы красоты. Правда или вымысел?» ).
Но на этом он не остановился, и, взяв за основу труды Пифагора, Леонардо да Винчи и немецкого профессора Цейзинга, соединил все знания о «золотом сечении» и вывел формулу идеального лица.
Нос в профиль и анфас это треугольник, в красивом лице стороны треугольника в 1.618 раз длиннее, чем его основание. А треугольник может быть преобразован в пятиугольник. Когда у лица самые приятные очертания, а самое приятно выражение лица это улыбка, то на нем появляется пятиугольник.
Стивен Марквардт совместил все треугольники и пятиугольники, учел все соотношения с числом 1. 618 и создал маску – «маску красоты». Существуют четыре типа масок: фас, фас с улыбкой, профиль, профиль с улыбкой.
Чем лучше маска подходит человеку, тем красивей его лицо. Маска подходит как женщинам, так и мужчинам, не зависимо от расы.
Маска подходит всем красивым лицам прошлых эпох.
Проверте насколько ваше лицо соответствует идеальным пропорциям! Детальные инструкции в статье «Как наложить «маску красоты» на свое лицо в фотошопе».
Американские военные не вписались в геометрию «Витрувианского человека» да Винчи
Математики пересчитали пропорции, которые Леонардо да Винчи использовал в «Витрувианском человеке», на новобранцах ВВС США. В целом пропорции близки, но руки и ноги людей XXI века оказались длиннее, чем у «Витрувианского человека». В итоге усредненного американского военного не удалось вписать ни в круг, ни в квадрат. Статья опубликована в журнале Journal of the American Medical Association.
В третьей книге своего трактата об архитектуре античный архитектор Марк Витрувий Поллион описал идеальные пропорции человеческого тела. Рост человека, например, должен равняться размаху его рук, длина ушей — трети длины лица, а пупок является центром идеальной композиции. Спустя 15 веков Леонардо да Винчи самостоятельно измерил пропорции мужского тела и нарисовал «Витрувианского человека».
В XXI веке ученые из США решили воспользоваться современными технологиями, чтобы на большой выборке измерить стандартные пропорции современных мужчин и женщин и нарисовать нового «Витрувианского человека». Группа математиков во главе с Дианой Томас (Diana Thomas) из Военной академии США использовали результаты 3D-сканирования новобранцев ВВС (63623 мужчин и 1385 женщин). Исследователи взяли семь пропорций (отношений размера части тела к росту), которые использовал Леонардо да Винчи: высоту головы, размах рук, высоту паха, ширину плеч, расстояние от груди до темени, высоту колена и длину бедра.
По средним пропорциям художник нарисовал современных мужчину и женщину в стиле «Витрувианского человека»: поза с раскинутыми руками и расставленными ногами вписана в круг, а с разведенными руками и сомкнутыми ногами — в квадрат.
Большинство пропорций современных мужчин и женщин отклонились от стандартов Леонардо да Винчи не больше, чем на 10 процентов. Существенно удлинились с тех пор лишь руки (на 20 процентов) и бедра (на 29 процентов). В итоге ни руки, ни ноги не поместились в круг и квадрат; пупок перестал быть центром круга, а пах — квадрата.
В заключение авторы работы напоминают, что «Витрувианский человек» отражает идеальные, а не средние пропорции — Леонардо да Винчи мог использовать размеры всего одного или нескольких человек и округлять полученные значения до целых. Тем не менее, средние пропорции американских военных близки к тем, что были указаны в заметках знаменитого итальянца.
От редактора
В первоначальном варианте заметки мы писали, что пропорции, полученные в этом исследовании, характерны для современных мужчин и женщин. При этом подсчеты строили на размерах военнослужащих ВВС США — такую выборку нельзя назвать репрезентативной для выводов о пропорциях «современного человека», как минимум потому, что вооруженные силы разных стран нередко целенаправленно отбирают людей атлетичного телосложения и ростом выше среднего. Мы скорректировали заголовок и текст заметки, чтобы не переносить выводы на всю человеческую популяцию. Приносим читателям извинения за изначальную неточность.
Работы Леонардо да Винчи часто изучают с точки зрения различных наук. Так, британский офтальмолог по картинам и скульптурам художника диагностировал у него косоглазие, а физики изучали оптические эффекты на картине «Спаситель мира» и пришли к выводу, что в руке Спасителя тонкостенная сфера, а не цельный шар.
Алиса Бахарева
Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Древнегреческий канон пропорций
Поликлит, Дискофор , около 420 г. до н.э.Произведенное от слова «канон», которое обозначало измерительный инструмент, канон стал синонимом модели. Как истинный ориентир, он может касаться эстетического, духовного или интеллектуального. В скульптуре, рисунке или живописи он до сих пор используется как инструмент для представления реалистичных и гармоничных пропорций. Но какие правила управляли этим эстетическим поиском совершенства в Древней Греции? Artsper приглашает вас открыть для себя основы и тонкости канона пропорций в греческой скульптуре!
Поликлит, создатель канона пропорций
Хотя правила пропорций уже существовали, Поликлит был первым, кто теоретизировал эстетику тела и обнаженной натуры. В V веке до нашей эры он написал договор идеальных пропорций, названный «каноном». Он произвел революцию в нашем отношении к человеческому телу, придав красоте количественную и числовую ценность. Его канон основан на фундаментальном правиле: баланс и соотношение пропорций между различными частями тела. Таким образом, красота основана на гармонии между различными частями тела и его целым. Другими словами, каждая часть тела должна иметь определенный размер по отношению к общей высоте тела. Стопа должна составлять определенный процент всего тела, а также голова или палец. Это стало новым представлением о красоте, основанным на строгом математическом и эстетическом законе.
Поликлит, Диадумен , ок. 420 г. до н.э., мраморная копия ок. 100 г. до н.э., Национальный археологический музей АфинТочные правила канона пропорций Поликлита
Таким образом, канон Поликлита представляет собой набор правил, используемых для создания совершенства красоты человеческого тела. Можно найти очень точные принципы пропорции. Сначала голова входит 7 раз в высоту туловища. Тогда ноги и туловище имеют одинаковую высоту, в три раза больше головы. Колени и ступни в два раза превышают высоту головы, как и ширина плеч. Это касается и высоты туловища. Наконец, таз составляет две трети высоты туловища, а бедра — две трети высоты ног.
Цель этого договора конкретна: Поликлит задумал, чтобы канон использовался всеми для служения искусству и представлениям прекрасного. Как практик, так и теоретик, Поликлит создал скульптуру, в которой применялись правила, изложенные в его трактате. Doryphorus, до сих пор считается одной из самых известных и классических скульптур.
Поликлит, Дорифор , ок. 420 г. до н.э., фото © Claude GauthierКаноны красоты у Лисиппа и Леонардо да Винчи
Спустя столетие после Поликлита Лисипп пересматривает этот канон. По аналогичному принципу тело становится стройнее, силуэт стройнее и стройнее. Тело в восемь раз превышает высоту головы против семи в каноне Поликлета. Позже Леонардо да Винчи использовал логику канона пропорций для создания Витрувианского человека. Он также применил золотое сечение, чтобы запечатлеть свой собственный канон идеальных, божественных пропорций.
Но будь то Лисипп или Леонардо да Винчи, принцип остается тем же: гармония между частями и целым. Вырабатывая собственный канон пропорций, эти скульпторы фактически материализуют свое представление о мире, основанное на математическом идеале. Они демонстрируют, что человеческое тело встроено в гораздо большую систему функций, в систему законов природы. Человек занимает такое же место, как и любая другая форма жизни, присутствующая в природе. Он обладает универсальной красотой, происхождение которой одновременно божественно, математическо и совершенно.
Леонард де Винчи, Витрувианский человек , 1490Является ли канон пропорций редуктивным?
Но можем ли мы на самом деле измерять, математизировать и соизмерять красоту? Если многие художники пытались установить правила абсолютной красоты, реальность выглядит совсем по-другому. Считать красоту всеобщей и объективной — значит отрицать саму основу красоты. Потому что, если сегодня мы знаем, что на симметрию приятно смотреть, красота вовсе не неизменна. Наоборот, его восприятие меняется в зависимости от географических, культурных и субъективных факторов. Как говорится, «красота в глазах смотрящего».
6 7900
Пропорции/Масштаб | Artz 363
Масштаб и пропорция в искусстве связаны с размером.
Масштаб относится к размеру объекта (целого) по отношению к другому объекту (другому целому). В искусстве отношение размера между объектом и человеческим телом имеет большое значение. Ощущая масштаб произведения искусства, мы склонны сравнивать его размер с размером собственного тела.
Пропорция относится к относительному размеру частей целого (элементов внутри объекта). Мы часто думаем о пропорциях с точки зрения соотношения размеров человеческого тела.
Скульптура Микеланджело Давид представляет ренессансный акцент на идеале, основанный на древнегреческой модели идеала: отраженный в изображении совершенства в Тело человека.
Это изображение является отличной иллюстрацией масштаба и пропорции в искусстве.
Масштаб этой потрясающей фигуры больше, чем жизнь: более 13 футов в высоту. Кроме того, она размещена на пьедестале выше среднего человека, так что скульптура возвышается над зрителем. Это придает ему ощущение богоподобного величия.
пропорции внутри тела основаны на древнегреческой математической системе, предназначенной для определения совершенства человеческого тела.
По иронии судьбы, это мощное воплощение совершенства основано на библейской истории Давида, маленького скромного мальчика-пастушка, который победил великана Голиафа из рогатки.
Статуя изображает Давида после того, как он принял решение сразиться с Голиафом, но до того, как битва действительно состоялась, в момент между сознательным выбором и действием. Его брови нахмурены, шея напряжена, а вены вздулись на опущенной правой руке. Поворот его тела эффективно передает зрителю ощущение, что он находится в движении, впечатление, усиленное контрапостом.
Contrapposto — это итальянский термин, означающий противопоставление. Он используется в изобразительном искусстве для описания человеческой фигуры, стоящей с большей частью своего веса на одной ноге, так что ее плечи и руки отклоняются от оси от бедер и ног.
Статуя представляет собой ренессансную интерпретацию распространенной древнегреческой темы стоящего героического обнаженного мужчины. В эпоху Высокого Возрождения позы контрапоста считались отличительной чертой античной скульптуры. Это характерно для
Правая рука Дэвида .
Именно колоссальные размеры статуи поражали современников Микеланджело. Один современник охарактеризовал это как «несомненно чудо Микеланджело — вернуть к жизни умершего», а затем перечислил все самые большие и величественные древние статуи, которые он когда-либо видел, и пришел к выводу, что работа Микеланджело превзошла «все древние и современные статуи, будь то греческие или латинские, которые когда-либо существовали».
Пропорции Давид нетипичны для работы Микеланджело; у фигуры необычно большие голова и руки (особенно это заметно в правой руке). Эти увеличения могут быть связаны с тем, что статуя изначально предназначалась для размещения на линии крыши собора, где важные части скульптуры могли быть выделены, чтобы их можно было увидеть снизу.
Ложка и Черри Клас Ольденберг и Кузье ван Брюгген
Spoonbridge and Cherry — отличный пример масштаба в скульптуре. Это гигантская версия ложки, которую вы использовали бы, чтобы есть пломбир с мороженым. Такой акцент (с помощью масштаба и цвета (красная вишня)) привлекает внимание к этому произведению даже издалека.
Расположенная в Саду скульптур Миннеаполиса, Spoonbridge and Cherry представляет собой огромную скульптуру. Верхушка вишни находится в тридцати футах от земли, а ложка имеет длину более пятидесяти футов. Скульптура стоит в небольшом пруду, а вишня — это фонтан. Вода выходит из вишни с обоих концов стебля черной вишни. Скульптура весит около 7000 фунтов.
Клас Ольденбург и Кусье ван Брюгген создают скульптуры из обычных предметов — например, прищепки и тюбика губной помады — в монументальном масштабе, что заставляет нас видеть эти обычные предметы совершенно по-другому. Скульптуры также становятся культовыми изображениями конкретных городов, для которых они были созданы. Подумайте, как огромная скульптура Ольденбурга/ван Брюггена меняет смысл и наше отношение к обычным предметам и людям. Ван Брюгген говорит, что художники, работающие в городских условиях, часто думают об объектах в связи с вещами, которые они видят вокруг них, такими как здания и дороги. Ольденбург говорит: «По какой-то причине я очень вдохновляюсь, когда ем».
Пропорция в искусстве
Пропорция — относительный размер частей в целом. Человеческое тело является эффективным примером принципа дизайна.
Леонардо да Винчи Витрувианский человек (1487).
Этот знаменитый рисунок основан на геометрически рассчитанных идеальных пропорциях человека, описанных древнеримским архитектором Витрувием в Книге III его трактата Де Архитектура . Согласно Витрувию, человеческая фигура была основным источником пропорций, используемых в классических архитектурных ордерах.
Эта деталь лица Давида Микеланджело показывает геометрически рассчитанные пропорции, описанные Витрувием, которые Микеланджело использовал во всех своих фигурных скульптурах. . Он стал представлять идеал человеческих пропорций.
Золотое сечение или Золотая середина
используется для определения эстетически приятных пропорций в искусстве и архитектуре. Это соотношение встречается во всем мире природы; и ясно показано на спирали наутилуса с камерами.
Соотношение встречается во всех пропорциях человеческого тела, от рук и ног, до лица, до тела в целом.