Детонат это: Денотат – Гуманитарный портал

Денотат | это… Что такое Денотат?

Денота́т (от лат. denotatum — обозначенное) — обозначаемый предмет. Термин может употребляться в различных значениях, рассмотренных ниже[1].

Содержание

  • 1 Денотат как референт
  • 2 Денотат как экстенсионал или элемент экстенсионала
  • 3 Денотат как десигнат
  • 4 Денотат как семантическое ядро
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Литература
  • 8 Ссылки

Денотат как референт

«семиотический треугольник» Слово — Понятие — Вещь, С. К. Огден и И. А. Ричардс, 1923

Денотат речевого отрезка — референт в определении американских семасиологов Ч. Огдена и А. А. Ричардса, одна из трёх «вершин» семиотического треугольника, предложенных ими для иллюстрации понятия знак: англ. symbol (слово) — англ. thought of reference (понятие, мысль) — англ. referent (вещь)[2][3].

В этом значении является русским эквивалентом термина нем. 

Bedeutung[4] (Г. Фреге) и англ. denotation (Б. Рассел А. Чёрч)[1]. «Логический треугольник» Г. Фреге из его работ конца XIX в. выглядел как: знак (нем. Form) — денотат (нем. Bedeutung) — концепт (нем. Sinn)[5][2].

Денотат как экстенсионал или элемент экстенсионала

Денотат абстрактной единицы языка (обычно — лексической) — множество объектов действительности, которые могут этой единицей именоваться в соответствии с её значением в языке. Этот термин берёт своё начало от понятия англ. denotation английского мыслителя Дж. С. Милля, был позднее подхвачен К. И. Льюисом, У. О. Куайном и другими. Соответствует объёму понятия в традиционной логике и экстенсионалу Р. Карнапа[1].

В простых случаях денотат содержит конечное или бесконечное число конкретных вещей, свойств, ситуаций, действий и т. п. Например, денотатом слова «материк» являются: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Австралия[6].

Денотатом может считаться также элемент экстенсионала, последний в этом случае можно рассматривать как класс денотатов[1].

Денотат как десигнат

Денотат (от лат. denoto — обозначаю) в логике и семантике — десигнат, то есть предмет или класс предметов, обозначаемых нарицательным именем некоторого языка (в формализованном языке — термом (константой) или предметной переменной)[7].

Тем не менее, денотат следует отличать от десигната — идеального объекта, обозначаемый данным именем. Например, понятия воображаемых миров могут иметь непустой десигнат, но не иметь денотата[8].

Денотат как семантическое ядро

Денотат может в некоторых случаях употребляться как денотативное значение — понятийное ядро значения, семантический компонент абстрагированный от различных оттенков (коннотации)[1].

Например, денотативным значением слов англ. father и англ. daddy будет «отец», однако первое из указанных слов имеет нейтральный оттенок (коннотацию), а второе — разговорный[9].

См. также

  • Денотация
  • Сигнификат
  • концепт

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 Лингвистический энциклопедический словарь, статья «Денотат»
  2. 1 2 Враймуд, 2011
  3. C. K. Ogden and I. A. Richards, The Meaning of Meaning subtitled A Study of the Influence of Language upon Thought and of the Science of Symbolism, 1923, Magdalene College, University of Cambridge, p. 11
  4. в буквальном перевода рус. «значение»
  5. Фреге, 1997
  6. Кондаков, 1971, Статья «Объём понятия»
  7. Денотат, Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А. А. Ивина. 2004
  8. Статья «Десигнат», Новейший философский словарь. 2009
  9. Елисеева В. В. «Лексикология английского языка» — Денотативное и коннотативное значение

Литература

  • Лингвистический энциклопедический словарь
  • Кондаков Н. И. Логический словарь / Горский Д. П.. — М.: Наука, 1971. — 656 с.
  • Милль Дж. Ст. Система логики силлогистической и индуктивной; пер. с англ, 2 изд. М., 1914.
  • Черч А. Введение в математическую логику; пер. с англ. М., 1960. С. 15—63.
  • Карнап, Р. Значение и необходимость. М.,1959.
  • Враймуд И.В. Графосемиотическая модель языкового знака // Вестник МГОУ. Серия «Лингвистика».. — М.: Институт иностранных языков Российского университета дружбы народов, 2011. — № 1.
  • Фреге Г. Смысл и денотат // Семиотика и информатика. Opera selecta: Сб. науч. статей.. — М., 1997. — № 35. — С. 352-379.

Ссылки

  • Моррис Ч. У. Основания теории знаков.

Что скрывает денотат? Или как запустить стартап, часть вторая — Личный опыт на vc.ru

В списке основных причин, по которым закрываются стартапы, первая: «Не найден маркет фит», или простым языком «ваш продукт никому не нужен». Но это если смотреть поверхностно. А если глубже? Что скрывается за данной причиной и почему стартапы «не взлетают»? Вторая часть цикла статей о запуске стартапа.

3430 просмотров

Денотат — [от лат. denotatis — обозначенный] Лингв. Предмет мысли, отражающий предмет или явление объективной действительности и образующий то понятийное содержание, с которым соотносится данная языковая единица.

Толковый словарь С. А. Кузнецова

И так, когда мы говорим, что маркет фит не найден, это уже констатация факта. А что происходит до этого? На каком шаге стартапер совершает ошибку, которая приводит его к провалу?

На шаге выбора рынка? Оценки конкурентов? Генерации гипотезы своего решения? На шаге расчета юнит экономики и подбора команды? На шаге сбора и анализа данных? Каким бы странным это не казалось, но все эти шаги, тоже следствия.

Так что же происходит до этого? Еще раньше? Происходит принятие решения о запуске. А как выглядит процесс принятия решения и что это вообще такое?

Пробовали ли вы в этом разобраться? Я попробовал, делюсь опытом.

Мозг — ключевой орган человеческой жизнедеятельности.

В 1983 году американский ученый, Бенджамин Либет, провел эксперимент, который доказал, что мозг принимает решение на 500 мс раньше, чем сознание.

Кроме того, что именно мозг, а не сознание, принимает решения, он, получая и обрабатывая данные с рецепторов, формирует нашу «реальность», или то, что мы ей называем. Причём формирует часто шаблонно, всегда стремясь к динамической стереотипии. Принципу, который вывел наш выдающийся ученый физиолог, лауреат Нобелевской премии, И.П.Павлов.

То есть наша «реальность» это не всегда то, что есть на самом деле, а то, что воспроизводит наш мозг и как он это делает. Если он это делает правильно, в соответствии с реальным положением дел, то мы максимально адекватны и действуем правильно. Если же реконструкция происходит неправильно, искаженно, то мы допускаем ошибки.

Ненайденный маркет фит это, по сути, ошибка мышления.

Реальность и её реконструкция

Рассмотрим процесс реконструкции глубже и в комплексе.

Что же из себя представляет формируемая мозгом «реальность»?

Базово, мозг решает примитивные задачи выживания, которые в нем глубоко «зашиты» процессом эволюции, в виде трех основных инстинктов: самосохранения «вижу тигра, убегаю», продолжения рода «вижу особь противоположного пола, хочу размножаться» и иерархического «хочу статус, доступ к ресурсам». Грубо говоря.

Культурный слой — язык, воспитание, культурно исторические ценности, или информация, полученная в ходе социализации. Сюда же спадают эмоции, как продукты убеждений. Исторически, функция культурной программы — снижение внутривидовой агрессии. Фактически, сегодня — создание устойчивого потребительского рынка.

Образование — некая область специализации знаний. Чаще всего теоретическая.

Опыт — те данные, которые мы получаем посредством взаимодействия с внешней средой. Например опыт общения и отношений с людьми, мозгом фиксируется в виде моделей-шаблонов. И если этот процесс не контролируется, то мозг просто воспроизводит других, новых людей, из уже старых моделей, не вникая в детали.

Что порой имеет разные негативные последствия 🙂

Особенности работы мозга, его механизмы, связанные с работой организма в целом.

Теория функциональных систем Анохина П.К.

Физические повреждения мозга — сотрясения, интоксикации.

Пограничные состояния, гештальты, когнитивные искажения.

Если данные пункты формируют нашу индивидуальную реальность, что такое реальность вообще? Которая на «самом деле»?

И это очень серьезный вопрос, который невозможно описать в рамках одной статьи. Я укажу источники в конце и вы сможете изучить их самостоятельно. Но если суммировать, то это некая динамическая среда взаимосвязанных объектов и их отношений. Я для себя сформулировал как: «Постоянно происходящие процессы процессов».

Наш мозг, в принципе, не способен охватить всю её полноту. Все, что мы имеем, это языковая модель мира. В рамках которой, мы можем охватывать узкие части этих самых процессов. Накладывать эти фрагменты друг на друга и получать интеллектуальные объекты разной сложности.

А теперь давайте рассмотрим, сколько в процессе мышления, пространства для ошибок.

Первый уровень — искаженная реконструкция. Когда мы руководствуемся не реальными данными, а нашими представлениями, которые могут быть стереотипами, шаблонами, или просто галлюцинациями. На тему галлюцинаций был проведен научный эксперимент известным нейробиологом, Джоном Лилли. Когда человека помещают в закрытое пространство, без возможности коммуникации с внешним миром, мозг начинает галлюцинировать. О важности получения данных и предварительного исследования, я говорю в первой части.

Второй уровень — создание сложного интеллектуального объекта, на базе искаженной реконструкции. То есть на первый неправильно реконструированный и.о., накладывается второй 🙂 И это тоже частое явление, потому что кто и когда обучал нас мышлению? Мы что-то, когда-то, фрагментарно проходили, в рамках образовательной программы, но чаще всего, никто и никогда не обучал. Я не просто так, в первой части, сделал отсылку к Соросу и Попперу. Сорос учился у Поппера в Лондонской школе экономики и Поппер «ставил» ему мышление. Посредством которого, Сорос смог выработать собственную модель понимания формирования пузырей на фондовых рынках и заработать свой капитал.

Третий уровень — действие пограничных состояний, гештальтов и когнитивных искажений. Которые накладывают на интеллектуальный объект — урод, свой отпечаток.

А теперь представьте, что исходя из этой картинки, мы принимаем решение о запуске 🙂 Вернее наш мозг принимает, который, если мы не изучали этот вопрос, мы контролируем очень посредственно.

Понятное дело, что ничего не получится. И не будет получаться до тех пор, пока мы не научимся правильно реконструировать, мыслить реальность.

Сначала правильная реконструкция, затем правильный синтез и только потом что-то можно сделать. Сделать правильно.

Ложное целеполагание

Допустим, мы разобрались с процессом мышления, научились правильно складывать интеллектуальные объекты и даже исправили все свои психологические проблемы.

Но возникает эффект, который создается, когда в процессе сбора и анализа данных, мы смотрим на данные не с точки зрения их «абсолютного значения», а через призму нашей «цели». И тем самым, чаще всего вполне неосознанно, подстраиваем эти данные, под нашу цель, в рамках ложных «логических конструкций». То есть выдаем желаемое, за действительное, получая искаженную картинку.

Как избежать такого эффекта?

Почему-то принято считать, что должна быть «цель». Но может ли быть цель адекватной, не имея под собой данных, ресурсов, основы? Точно так же, как и гипотеза? Если она берется просто из головы, или на базе поверхностных данных?

Допустим какой-то абориген, живущий в джунглях, решит поставить себе цель построить ракету и улететь жить на Луну. Является ли данная цель для него выполнимой? Отвечает ли она его возможностям? Вероятность 99,99%, что нет.

То есть либо ему нужно ставить себе такую цель иначе, либо от неё отказываться.

А что такое адекватная цель? Та, которая отвечает текущим возможностям. Причем эти возможности должны быть фактическими. То есть ими можно здесь и сейчас воспользоваться.

Здесь нужно ввести понятие ресурсной базы, это:

1 Опыт, знания, данные

2 Фактические финансовые возможности

3 Связи

Цель не может быть оторванной от текущей, фактической, ресурсной базы, которой она, по факту, всегда жестко ограничена. Наоборот, это единственное, из чего она может исходить.

Да, можно «изыскать возможность». Но это уже, сама по себе, другая цель, с другими методами. И скорее всего, на данном шаге, цель аборигена «улететь на Луну» и закончится 🙂 Потому что, как минимум, придётся начать с получения соответствующего образования, за образование нужно платить, нужно переехать, нужно ещё много чего сделать. То есть опять таки, он упрется в свою ресурсную базу и ее возможности.

Соответственно, ставить себе цель, которая не соответствует ресурсной базе, является авантюрой, или безумием.

И авантюристов много, «джентльменов удачи». А что такое удача? Чей-то компромисс. Но у меня вопрос, почему кто-то должен идти на компромисс с авантюристом? За счет харизмы? За счет «красивого лица»? Ну это же бред, сказки. То есть авантюрист играет либо за счет обмана, либо это «поиск дураков». И это, в корне, два разных процесса. Потому что если в первом случае, обман происходит осознанно, то во втором, просто встречаются два дурака.

«Киса! Я давно хотел вас спросить как художник художника: вы рисовать умеете?» О. Бендер

Как противодействовать ошибкам мышления?

Первое, изучить процесс мышления. Это затронет область знаний работы мозга и психологии.

Второе, когда качественных данных нет, информация не подтверждена, думать тоже не о чем. То есть получать данные и отталкиваться только от них. Под данными я всегда подразумеваю высший сорт, то есть максимально надежный и компетентный источник, который сам видел, знает, и эти данные подтверждаются другими фактами. В частности, мы сами можем быть источниками, поставив несколько экспериментов. Несколько!

Третье, задать себе вопрос: «А что вообще реально?»

И здесь, ресурсная база, как момент истины. Она, ее фактические возможности и есть то, что реально.

Или, как говорит Ф. Рузвельт: «Делай что можешь, с тем что имеешь, там, где ты есть».

И в общем-то есть, три варианта, которые исходят из данного положения:

1. Ресурсной базы нет, или она является недостаточной.

Расширять и уже на расширенной ресурсной базе изучать, какие цели можно ставить.

Или то, что Олег Тиньков классифицирует как предпринимательство: «Поиск возможностей, при отсутствии ресурсов».

Здесь нужно уделить внимание слову «поиск» и в какой плоскости лежит данный процесс. Забегая вперед скажу, что коммуникация, это отдельная область знаний, которую как минимум, стоит исследовать.

2. Ресурсная база есть и возможности определены.

Эту саму возможность, или цель, еще предстоит изучить и подтвердить на данных. Чтобы не попасть под эффект «подстраивания данных» под цель, нужно попытаться от неё на время абстрагироваться, получить данные и сравнить, картинка сходится, она лучше, хуже, другая? 🙂

Расклад, когда начал с одним, а закончил другим, вполне нормальная история. На стартперском сленге это называется «пивот».

Но как мы знаем, «Стратегические просчеты, невозможно компенсировать тактическими успехами». То есть пивот, чаще всего, это уже другой проект, со всеми вытекающими.

3. Авантюра 🙂

Здесь можно только цитировать Владимира Ильича, яркого представителя данного подхода. Владимир Ильич был серьезным теоретиком, но вот в делах своих, ярким авантюристом. И после двух, с трудом подавленных восстаний, можно сказать «на базе полученных данных», пришлось уйти из коммунизма, в НЭП.

«Учиться, учиться, учиться».

Учиться актерскому мастерству, учиться врать, учиться «плодить дураков», или «волков»? В общем, на выбор. Владимир Ильич умел плодить и тех и других.

Так что же скрывает денотат?

Денотат скрывает всю сложность сути происходящего. Задача состоит в том, чтобы с помощью правильной реконструкции, мышления, понять и оценить эту сложность. Получить точный ответ на вопрос: «Как делать правильно?» То есть исследовать денотат и «понять», что за ним скрывается. Какие процессы, в рамках других процессов? Какие подтвержденные данные мы имеем и о чем они говорят? Если подтвержденных данных нет, то это химеры, галлюцинации.

Я бы хотел выделить пять принципов, которые помогают:

Принцип бескомпромиссности. Представьте себе процесс строительства ракеты. Могут ли инженеры пойти на компромисс, в рамках ее конструкции, или использовать неподтвержденные данные, в рамках ее строительства? Очевидно, что ракета не взлетит, полетит не туда, или взорвется. Хуже компромисса, может быть только выстрел в голову. И, в общем-то, в нашей истории был «усатый товарищ», который этим принципом пользовался буквально. Но ракеты взлетали 🙂

Принцип наличия подтвержденных данных. «Или у меня есть данные, или я схожу с ума». Третьего не дано. Про интуицию я писал в первой части. Она возникает как следствие эрудированности. То есть, возвращаясь к ресурсной базе, когда много опыта, знаний, данных в конкретном домене, возможна интуиция. Другая интуиция, это интуиция животного уровня, она не работает, при принятии решений, которые основываются на сложных структурах данных.

Принцип волевого решения. Для мозга есть всего два вида решений: сложное, которое задействует волевой ресурс и простое. К чему можно прийти постоянно принимая простые решения? Очевидно. Понятно, что это вопрос целесообразности и не всегда сложное решение может быть правильным, но об этом хотя бы полезно думать.

Принцип сфокусированности. Мозг может оперировать максимум тремя интеллектуальными объектами единовременно. Но это нагрузка, которая может привести к потере точности. При этом мы не живем в вакууме, что-то постоянно происходит, отвлекает. То есть, чем больше фокус, тем эффективнее процесс мышления.

Принцип полезных привычек. По сути, единственный механизм, как эффективно воздействовать на мозг в длинную, который постоянно стремится к динамической стереотипии, то есть к привычкам, это делать их полезными.

Всем удачных полетов. Продолжение следует.

Источники

А. Курпатов — Реальность концепт; Мышление. Системное исследование; Красная таблетка 1, 2; Чертоги разума.

А. Фет — Инстинкт и социальное поведение.

С. Савельев — Изменчивость и гениальность; Нищета мозга.

И. П. Павлов — Об уме вообще, о русском уме в частности.

Л. Д. Баретт — Как рождаются эмоции.

Б.М. Теплов — Ум полководца.

П. Анохин; Л. Выготский; Д. Лилли.

Взорвать Определение и значение — Merriam-Webster

определённый ˈde-tᵊn-ˌāt 

ˈde-tə-ˌnāt

непереходный глагол

: взорваться с внезапной силой

переходный глагол

1

: вызвать детонацию

взорвать бомбу

сравнить дефлагрировать

2

: взорвать взрыв активности : искра

программы, которые взорвали 90 034 разногласия

детонирующий

ˈde-tᵊn-ˌā-tə-bəl 

ˈde-tə-ˌnā-

прилагательное

детонирующий

ˈde-tᵊn-ˌā-tiv

ˈde-tə-ˌnā-

прилагательное

Синонимы

  • удар
  • взорвать
  • взрыв
  • крупка
  • взорвать
  • уйти
  • pop
Просмотреть все синонимы и антонимы в тезаурусе 

Примеры предложений

Первая атомная бомба взорвана в 1945 году. бомба взорвалась с громом, который был слышен за блоки во все стороны

Недавние примеры в Интернете Беспилотник упал обратно на землю — нервный момент, так как взрывчатка уже была приведена в действие до 9 часов.0033 взорвать
. — Эндрю Э. Крамер, New York Times , 8 мая 2023 г. В финале первого сезона Хэл попал под взрыв, когда заминированный автомобиль взорвался возле ресторана в Лондоне. — Эми Макелден, Harper’s BAZAAR , 28 апреля 2023 г. Как только полет отклоняется от запланированной траектории, риск начинает быстро возрастать, и диспетчеры, как правило, быстро принимают меры. 0033 взорвать . — Эрик Мак, Forbes , 20 апреля 2023 г. Основной внутренний предохранитель пистолета, называемый язычком предохранителя, предназначен для блокировки ударника от прыжка вперед, чтобы взорвать выстрела. — Том Джекман, Washington Post , 11 апреля 2023 г. Это мучительное будущее может показаться некоторым диковинным, но только потому, что ни у одной нации нет взорвал ядерное оружие в конфликте с 1945 года. — ПРОВОДНАЯ , 27 февраля 2023 г. В воскресенье исполнилось 30 лет со дня взрыва Всемирного торгового центра в 1993 году, когда террористы взорвали бомбу, в результате которой шесть человек погибли и более 1000 получили ранения. — Джастин Клаванс, Неделя , 26 февраля 2023 г. Шахта на самом деле взорвал , но никто из 75 членов экипажа не пострадал. — Кайл Мизоками, Popular Mechanics , 16 февраля 2023 г. Чиновник сказал, что топливо вызвало пожар, но боеголовка ракеты не взорвалась . — Эллен Фрэнсис, Washington Post , 5 октября 2022 г. Узнать больше

Эти примеры программно скомпилированы из различных онлайн-источников, чтобы проиллюстрировать текущее использование слова «взорвать». Любые мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв об этих примерах.

История слов

Этимология

Французский détoner взорваться, с латыни detonare израсходовать гром, с де- + тонаре к грому — больше при входе грома 1

Первое известное использование

1729, в значении, определенном в непереходном смысле

Путешественник во времени

Первое известное использование детонации было в 1729 г.

Посмотреть другие слова того же года

Словарные статьи Рядом с

detonate

способность к детонации

взорвать

детонация

Посмотреть другие записи поблизости

Процитировать эту запись «Взорвать».

Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/detonate. По состоянию на 7 июня 2023 г.

Копировать цитату

Детское определение

взорвать

глагол

определённый ˈdet-ᵊn-ˌāt 

ˈdet-ə-ˌnāt

: взорвать или вызвать внезапный взрыв

детонация

ˌdet-ᵊn-ˈā-shən

ˌdet-ə-ˈnā-

существительное

Еще от Merriam-Webster о

detonate

Английский: Перевод detonate для говорящих на испанском языке

Britannica English: перевод detonate для говорящих на арабском языке

Последнее обновление: