Значение слова ПОЛИКЛЕТ
Энциклопедический словарь
Поликлет — I
из Аргоса, древнегреческий скульптор, теоретик искусства второй половины V в. до н. э. Бронзовые статуи Поликлета («Дорифор», «Диадумен», «Раненая амазонка»; известны по копиям) отмечены классической ясностью пластики, сочетающейся с непринуждённостью композиции. Сохранились 2 фрагмента сочинения Поликлета «Канон», в котором выводится цифровой закон идеальных пропорциональных соотношений человеческого тела.
II
Младший, древнегреческий архитектор IV в. до н. э. Построил в Эпидавре фимелу (ротонду) с дорической колоннадой снаружи и коринфской внутри и театр на 14 тыс. мест, органически вписанный в ландшафт, служивший фоном для действия (350-330 до н. э.).
Иллюстрированный энциклопедический словарь
Поликлет. «Диадумен». Ок. 420-410 до н.э. Римская копия.
ПОЛИКЛЕТ (Polykleitos) из Аргоса, древнегреческий скульптор, теоретик искусства 2-й половины 5 в.
Поликлет. «Дорифор». V в. до н.э. Бронза.
Афоризмы
Поликлет
(2-я пол. V в. до н.э.) скульптор, современник и соперник Фидия, из Аргоса
Красота заключается в пропорции частей.
Совершенство зависит от малого во множестве деталей.
Самая трудная работа — это последняя отделка изваяния ногтем.
Поликлет изваял две статуи, изображавшие одно и то же: одну по вкусу толпы, другую по законам искусства. Первую в угоду толпе он создавал так: по желанию всякого, кто к нему приходил, Поликлет послушно делал изменения и поправки. Наконец он выставил обе статуи. Одна вызвала всеобщее одобрение, другая была осмеяна. Тогда Поликлет сказал: «Статую, которую вы ругаете, изваяли вы, а ту, которой восхищаетесь, — я».
Словарь древнегреческих имен
Греческий скульптор, живший во второй половине 5 в. до н. э., младший современник Фидия. Поликлет специализировался на изготовлении бронзовых статуй чемпионов Олимпийских игр. Не сохранилась ни одна оригинальная статуя Поликлета, однако до нас дошло много эллинистических и римских мраморных копий, самые известные из которых — «Диадумен» («Атлет, обвязывающий голову повязкой победителя») и «Дорифор» («Копьеносец»). На эти работы во многом ориентировались скульпторы Ренессанса. Самая знаменитая работа Поликлета, известная по описанию, — огромная скульптура сидящей Геры, выполненная из слоновой кости и золота для храма Геры в Аргосе. Страбон считал, что Поликлет сделал свою «Геру», чтобы затмить славу Фидиевого «Зевса Олимпийца». Изображения «Геры» Поликлета сохранились также на аргосских монетах.
Сканворды для слова поликлет
— Древнегреческий скульптор, теоретик искусства, автор бронзовых статуй: «Дорифор», «Диадумен», «Копьеносец», «Раненая Амазонка», автор сочинения «Канон» о пропорциональных соотношениях человеческого тела.
Полезные сервисы
Составить слова из слова поликлет
Большой энциклопедический словарь
ПОЛИКЛЕТ из Аргоса — древнегреческий скульптор, теоретик искусства 2-й пол. 5 в. до н. э. Представитель высокой классики. Бронзовые статуи Поликлета («Дорифор», «Диадумен», «Раненая амазонка») известны по копиям. Сохранились 2 фрагмента сочинения Поликлета «Канон», в котором выводится цифровой закон идеальных пропорциональных соотношений человеческого тела.
Полезные сервисы
Составить слова из слова поликлет аргоса
Энциклопедический словарь
ПОЛИКЛЕТ из Аргоса — ПОЛИКЛЕ́Т из Аргоса, древнегреческий скульптор, теоретик искусства 2-й пол. 5 в. до н. э. Представитель высокой классики. Бронзовые статуи Поликлета («Дорифор», «Диадумен» (см. ДИАДУМЕН) , «Раненая амазонка») известны по копиям. Сохранились два фрагмента сочинения Поликлета «Канон», в котором выводится цифровой закон идеальных пропорциональных соотношений человеческого тела.
Поликтет был не только скульптором, но и теоретиком искусства. Его «Дорифор» — образец совершенного человека, в котором удивительно сочетаются идеальная физическая красота и одухотворенный облик. Для «оживления» фигуры скульптор использовал прием хиазма (см. ХИАЗМ (в изобразительном искусстве)) или контрапоста (см. КОНТРАПОСТ), согласно которому передается контраст напряженных и расслабленных мышц.
Большой энциклопедический словарь
Поликле́т из Аргоса, древнегреческий скульптор и теоретик искусства второй половины V в. до н. э. Бронзовые статуи Поликлета («Дорифор», «Диадумен», «Раненая амазонка»), известные по римским копиям, отмечены классической ясностью пластики, сочетающейся с непринуждённостью композиции. Сохранились 2 фрагмента сочинения Поликлета «Канон», в котором под влиянием учения Пифагора он выводит цифровой закон идеальных пропорциональных соотношений человеческого тела.
Энциклопедия Кольера
ПОЛИКЛЕТ из Аргоса (5 в. до н.э.), древнегреческий скульптор и теоретик искусства, работал ок. 460-420 до н.э. Родился в Сикионе ок. 480 до н.э., учился в Аргосе у Агелада, возможно, в одно время с Фидием, а позднее возглавил аргосскую школу скульпторов. Считалось, что никто не может сравниться с Поликлетом в изображении атлетов, Фидия же признавали первым в изображении богов. Около 460-450 до н.э. Поликлет создал несколько статуй победителей Олимпийских игр, в т.ч. Киниска (при раскопках в Олимпии был найден его постамент). Возможно, ее копией является статуя атлета, надевающего венок (т.н. Юноша Уэстмакотта из Британского музея). Другие произведения раннего периода творчества Поликлета — Дискофор (Несущий диск, лучшие копии в Уэлсли-колледже близ Бостона, США, и в Ватикане) и Гермес (представление о нем можно составить по бронзовой статуэтке из Британского музея). Однако самое знаменитое произведение Поликлета — созданный ок. 450-440 до н.э. Дорифор (Копьеносец). Лучшие копии этой статуи находятся в Неаполе, Ватикане и во Флоренции; лучшая сохранившихся копия головы Дорифора выполнена в бронзе скульптором Аполлонием, сыном Архия (найденная в Геркулануме, она находится теперь в Неаполе).
ЛИТЕРАТУРА
Недович Д.С. Поликлет. М. — Л., 1939 Мирон и Поликлет. М., 1961
Полезные сервисы
Составить слова из слова поликлет из аргоса
Энциклопедический словарь
ПОЛИКЛЕТ Младший — ПОЛИКЛЕ́Т Младший, древнегреческий архитектор 4 в. до н. э. Построил в Эпидавре фимелу (ротонду) с дорической (см. ДОРИЧЕСКИЙ ОРДЕР) колоннадой снаружи и коринфской (см. КОРИНФСКИЙ ОРДЕР) внутри и театр на 14 тыс. мест (350-330 до н. э.).
Большой энциклопедический словарь
ПОЛИКЛЕТ Младший — древнегреческий архитектор 4 в. до н. э. Построил в Эпидавре фимелу (ротонду) с дорической колоннадой снаружи и коринфской внутри и театр на 14 тыс. мест (350-330 до н. э.).
Полезные сервисы
Составить слова из слова поликлет младший
26.
Пергамский алтарьБольшой алтарь Зевса (180 до н. э.) в г. Пергам. Ныне в Пергамон-музее (Берлин).
Новый тип культового сооружения = монументальные алтари, которые воздвигались в виде отдельных сооружений
Огромная (в плане 30 Х 28 м) площадка, возвышающаяся на стилобате и цоколе,
Ццоколь украшен 120-метровым в длину фризом с изображением борьбы богов и гигантов в ознаменование побед пергамских царей над варварами (галлами).
Лестница вела на площадку, врезаясь в цоколь со стороны горного склона.
Одна ионическая колоннада огибала снаружи цоколь с его выступами по обе стороны лестницы, другая = окружала сам жертвенник, причем глухая стена с 3 сторон проходила между колоннадами вокруг жертвенной площадки.
Фриз: в технике высокого рельефа, необычайно динамичен по своим линиям → настолько самодовлеющая роль, что венчающий его ордер теряет свое значение и превращается в пышное декоративное обрамление алтаря и его скульптурных украшений. Алтарь опоясан грандиозным горельефным фризом, где с драматическим пафосом и динамикой изображена битва богов с гигантами. (Битва богов и гигантов (Гигантомахия). Фрагмент фриза алтаря Зевса в Пергаме. 2 в. до н.э. ; Фрагмент скульптурного фриза Пергамского алтаря: крылатый змееногий гигант. Ок. 186-160 до н. э.)
27. Греческая скульптура высокой классики. Творчество Фидия
ФИДИЙ (нач. 5 в. до н. э. — ок. 432-431 до н. э.), древнегреческий скульптор периода высокой классики. Главный помощник Перикла при реконструкции Акрополя в Афинах. Грандиозные статуи — Афины Промахос на Акрополе (бронза, ок. 460 до н. э.), Зевса Олимпийского и Афины Парфенос (обе — золото, слоновая кость) — не сохранились. Статуя Зевса для храма в Олимпии — одно из Семи чудес древнего мира. Образы Фидия возвышены и прекрасны, соразмерны человеку, но и близки к представлению о божествах, справедливых, могучих, идеально красивых.
Под руководством Фидия исполнено скульптурное убранство Парфенона (фризы и фронтонные группы).
Творчество Фидия — одно из высших достижений мирового искусства, его образы сочетают жизненность с возвышенной классической гармонией и красотой.
( Мойры. Фрагмент восточного фронтона Парфенона. Мрамор. 438-432 до н. э.
Раненая амазонка. Римская мраморная копия с греческого оригинала Фидия. 440-430 до н. э.
«Афина Лемния» Реконструкция статуи Фидия на Афинском акрополе. Ок. 450 до н. э.
Круг Фидия. Посейдон, Аполлон и Артемида. Деталь восточного фриза Парфенона. 447-432 гг. до н.э.)
28. Греческая скульптура высокой классики. Творчество Поликлета
ПОЛИКЛЕТ из Аргоса, древнегреческий скульптор, теоретик искусства 2-й пол. 5 в. до н. э. Представитель высокой классики. Бронзовые статуи Поликлета («Дорифор», «Диадумен» (юноша, обвязывающий голову лентой), «Раненая амазонка») известны по копиям. Сохранились два фрагмента сочинения Поликлета «Канон», в котором выводится цифровой закон идеальных пропорциональных соотношений человеческого тела. Поликтет был не только скульптором, но и теоретиком искусства. Его «Дорифор» — образец совершенного человека, в котором удивительно сочетаются идеальная физическая красота и одухотворенный облик. Для «оживления» фигуры скульптор использовал прием хиазма (изображение стоящей человеческой фигуры, опирающейся на одну ногу: при этом, если правое плечо поднято, то правое бедро опущено, и наоборот) или контрапоста (контрастный поворот верхней части человеческого тела по отношению к нижней), согласно которому передается контраст напряженных и расслабленных мышц.
Пропорция – принцип искусства
Пропорция – это принцип искусства, относящийся к относительному размеру. Принципы искусства отличаются от элементов искусства. Большинство, если не все принципы искусства касаются того, как элементы искусства расположены в произведении искусства.Пропорция в основном связана с соотношением размеров одного элемента по сравнению с другим. При реалистичном рисовании важны пропорции. Если пропорции неверны, то полученное изображение будет выглядеть менее реалистичным или абстрактным.
В качестве альтернативы художники могут использовать пропорции для эффекта. Управляя пропорциями, художник может сделать свой объект сильным, слабым, забавным, загадочным и т. д. Мы можем преувеличивать пропорции, чтобы подчеркнуть значение или элемент сцены. Например, карикатурист искажает пропорции, чтобы создать стилизованное изображение предмета.
Прежде чем идти дальше, давайте определим пропорции в изобразительном искусстве. Пропорция относится не к общему размеру, а скорее к соотношению размеров двух или более предметов или элементов. В искусстве размер элемента обозначается как шкала . Например, баскетбольный и бейсбольный мячи различаются по масштабу, но имеют одинаковые пропорции.
Композиционная пропорция
На протяжении тысячелетий художники искали наиболее эстетичный способ расположения визуальных компонентов в композиции. От двухмерных произведений искусства до архитектуры художники ищут пропорции (соотношения), которые радуют глаз. Одна популярная концепция была открыта древнегреческим математиком Евклидом. Он назвал это соотношение Золотое сечение (Соотношение, выраженное в цифрах: 1,6180:1).
Золотую середину часто изображают как линию, разделенную в определенной точке. Линия разделена на два сегмента. Относительное отношение одной части равно ко второй части, а второй части равно ко всему – звучит запутанно, не так ли? Золотую середину лучше всего понять визуально (см. диаграмму ниже).
Чтобы объяснить, C относится к B, как B к A.
Евклид также применил это отношение к фигуре и назвал ее золотым прямоугольником. Как показывает иллюстрация, процесс деления прямоугольника на золотую середину повторяется бесконечно.
Художники использовали золотую середину, чтобы помочь им принять решение о размещении важных визуальных элементов — не только на картинах — но также определить размер и расстояние между архитектурными элементами.
Мы можем использовать золотую середину для создания визуально приятных произведений искусства, размещая важные предметы в соответствии с пропорциями в нашем искусстве.
Витрувианский человек
Золотая середина проявляется и в природе. В первом веке римский архитектор по имени Витрувий изучал пропорции. Он считал, что человеческое тело является эстетически лучшим образцом пропорции. Он применил человеческие пропорции к своим архитектурным проектам.
Опираясь на концепцию универсальных эстетических пропорций, Леонард да Винчи попытался проиллюстрировать идеальные пропорции человека, изложенные Витрувием за столетия до этого. Он назвал это «Витрувианским человеком».
В то время художники считали, что если будет открыта и использована идеальная пропорция, то их искусство будет пользоваться особым преимуществом и приведет к определенному успеху.
Пропорции человеческого тела
Могут существовать или не существовать «идеальные» пропорции человеческого тела. Реалистичные пропорции человека попадают в узкий диапазон. Этот диапазон объясняет разнообразие наблюдаемых типов телосложения. Безусловно, длина рук, ног и туловища может сильно различаться, но пропорциональные вариации незначительны. У невысокого человека короткие руки и ноги, а у высокого человека длинные руки и ноги. Отношение длины рук к длине ног у обоих людей примерно одинаковое, хотя один из них высокий, а другой низкий.
В искусстве мы говорим о человеческих пропорциях по отношению к голове . Различия в размерах тела больше, чем различия в размерах головы среди людей. Среднее соотношение «роста к голове» для человека составляет семь с половиной к одному. Это означает, что высота головы человека делится на его общий рост в среднем в 7,5 раз.
Каковы ваши пропорции? Измерьте свою голову от макушки до подбородка, а затем разделите полученное значение на общий рост. Например, мой рост 68 дюймов, а высота моей головы 9 дюймов. 68 разделить на 9 будет примерно 7,5. Мой рост 7,5 головы, средние человеческие пропорции.
См. также: Как быстро нарисовать фигуру человека — рисование жестами
Два человека могут быть одного роста и разных пропорций, так же как два человека могут быть разного роста, но иметь одинаковые пропорции. См. иллюстрацию ниже.
Пропорции человеческого лица
Знание средних пропорций человеческого лица полезно по двум причинам. Во-первых, знание средних пропорций помогает художнику избежать серьезных ошибок при работе с воображением. Во-вторых, средние пропорции служат отправной точкой, по которой можно судить о людях при захвате сходства. То, как мы отличаемся от «средних», делает нас узнаваемыми друг для друга.
Вот несколько обобщений, касающихся пропорций лица…- Человеческая голова обычно больше в высоту, чем в ширину.
- Форма лица приблизительно симметрична относительно вертикальной оси.
- Глаза падают на воображаемую линию, которая горизонтально делит голову через центр.
- Нижняя часть носа пересекает вторую воображаемую линию между «линией глаз» и нижней частью подбородка.
- Рот ближе к носу, чем нижняя часть подбородка.
Кроме того, на лице средних пропорций расстояние между глазами равно ширине одного глаза. Ширина носа равна или немного шире, чем расстояние между глазами, а ширина рта равна ширине центра глаз. См. иллюстрацию ниже.
В профиль у среднего человека задняя часть уха находится на таком же расстоянии от внешнего угла глаза, как внешний угол глаза от нижней части подбородка.
См. также: Как нарисовать лицо. Основные пропорции головы
Нереалистичные пропорции
Иногда преувеличенные или искаженные пропорции намеренно используются для передачи определенного значения или сообщения. Расширяя, удлиняя, сжимая и изгибая части человеческого тела, художник может создать ощущение или настроение вокруг предмета. Давайте рассмотрим двух исторически известных художников и их соответствующие стили — Эль Греко и Пикассо.
Эль Греко родился в Греции, жил и работал в Испании. Большая часть его произведений носит религиозный характер. Он предпочитал преувеличивать человеческую фигуру почти во всех своих картинах. Его методом преувеличения было удлинение. Эль Греко чувствовал, что, «растягивая» человеческую форму, он побуждал свою аудиторию смотреть вверх и думать о Боге. Его фигуры определенно тянулись к Небесам. Кроме того, удлиняя своих героев, Эль Греко придавал им потустороннее, духовное ощущение бытия.
Пикассо, тоже родом из Испании, работал в нескольких стилях и был пионером. В начале 1920-х он написал серию картин об отношениях матери и ребенка. В этой серии фигурки толстые и тяжелые на вид. Пикассо преувеличивал ширину тела по сравнению с головой, придавая своим фигурам устойчивое, скульптурное ощущение. Это стабильное чувство свидетельствует о надежных, непоколебимых отношениях между матерью и ее ребенком — типе отношений, которые, как он надеялся, будут у его детей с их собственной матерью.
Заключение
Как художники, мы можем выбирать, использовать цвет или нет. Мы можем решить использовать ударение или нет. Однако ускользающей пропорции нет. Просто нельзя «выкинуть». Пропорция – важный инструмент художника. С точными пропорциями мы можем создавать реалистичные рисунки и картины. Управляя пропорциями, мы можем подчеркивать элементы и передавать идеи. Пропорция — мощный принцип, который должен понять каждый художник.
Больше уроков, которые вам понравятся…
Posted in Рисование, Образование, ЖивописьРисование пропорций тела для детей 9–10 лет
Пропорции тела
Этот блок предназначен для обучения учащихся рисованию основного человеческого тела с использованием правильных пропорций. Он охватывает примерно четыре урока рисования (по 60 минут каждый). Учитывая юный возраст моих учеников и связанный с этим языковой барьер (большинство моих учеников говорят на шведском как на родном языке), мне пришлось свести эти идеи к основам. Когда начать?
Прежде всего, все ли знают названия частей тела? Я использовал деревянный манекен художника, чтобы проиллюстрировать это своим ученикам. Студенты будут работать с базовой фигурой, пока мы знакомимся не только с общепринятыми «идеальными пропорциями», но и с тем, как они меняются.
Ссылка на изображение: http://anu.drawingsecretsrevealed.com/
Я хотел выяснить, могут ли мои ученики различать восприятие «правильных» и «неправильных» пропорций тела в искусстве и иллюстрациях. Для демонстрации мы сначала посмотрели на скульптора-сюрреалиста Альберто Джакометти (19 лет).01 – 1966), и я спросил студентов, использовал ли Джакометти «правильные» пропорции тела для взрослого человека.
Alberto Giacometti, GRANDE FEMME IV, 1960 г. и GRANDE FEMME III, 1960 г.
Что здесь «не так»? Для этого вопроса я применил формирующую оценку «не поднимать руки», используя палочки от леденцов, чтобы случайным образом выбрать студентов, чтобы выбрать аспекты этой скульптуры, которые не были пропорциональны. Мы сошлись во мнении, что эти скульптуры были очень высокими и стройными, их головы были очень маленькими, а ноги — очень большими.
Мы обсуждали, почему Джакометти делал свои скульптуры именно так.
“ В конце 1930-х Джакометти отказался от абстракции и сюрреализма, увлекшись тем, как изобразить человеческую фигуру в убедительной иллюзии реального пространства. Он хотел изобразить фигуры таким образом, чтобы уловить ощутимое ощущение пространственной дистанции, чтобы мы, как зрители, могли разделить собственное ощущение дистанцированности художника от своей модели или от встречи, которая вдохновила его работу. Решение, к которому он пришел, заключалось в сокращении фигур до самых тонких пропорций 9.0010 ». (The Art Story)
Затем мы рассмотрели еще несколько примеров, которые также демонстрируют «неправильные» пропорции тела. Я показал студентам несколько картин художника-маньериста Эль Греко (1541–1614), и мы сошлись во мнении, что фигуры выглядят почти как «правильные» пропорции тела, но на самом деле имеют удлиненные конечности. Эль Греко отказался от классицистических критериев, таких как мера и пропорция. Его предпочтение исключительно высоких и стройных фигур и вытянутых композиций привело к тому, что он пренебрег законами природы и все больше удлинял свои композиции, особенно когда они предназначались для алтарей.
Доменикос Теотокопулос (Эль Греко), «Св. Мартин и нищий’, 1599
Чтобы привести более современные и доступные примеры, я показал мультфильмы Гомера Симпсона из «Симпсонов» (Мэтт Гроенинг) и Стьюи Гриффина из «Гриффинов» (Сет Макфарлейн). Было решено, что, в частности, их головы были очень большими, а руки очень короткими.
Стьюи Гриффин, Гриффины (Сет МакФарлейн)
Итак, далее, где мы можем найти «правильные» пропорции тела в произведении искусства. Я показал студентам британского скульптора Энтони Гормли (19 лет).50 – ). Многие из его работ основаны на слепках, взятых с его собственного тела, и поэтому в целом соответствуют форме. « Работа не символическая, а индексальная — след реального события реального тела во времени ». (Прогулки по Флоренции)
Энтони Гормли, «Все еще стоит», 2011-2012
Итак, теперь у нас было хорошее представление о том, как пропорции тела могут выглядеть «правильными» или «неправильными». Приступая к рисованию, я попросил студентов посмотреть короткое видео, в котором подробно описаны некоторые правила и стратегии рисования человеческого тела — «Как рисовать людей» Мэри Дудлс.
Затем студентов попросили использовать голову! чтобы выработать правильные пропорции тела для определенного размера головы. В целом, фигура взрослого человека составляет от 6 до 8 голов в высоту и 3 головы в ширину.
Я показал им, как можно измерить среднего взрослого человека с помощью головы, и быстро продемонстрировал это на доске. « Фигура стройная, вне зависимости от различий пола и тому подобного, определяется расположением суставов, которое неизменно (то есть мы воспринимаем что-то странное, если оно меняется). Это наша основа для пропорций ». (Анатомия человека). Human-anatomy-fundamentals-basic-body-proportions-vector-18254
Отсюда я продемонстрировал рисование эскиза из журнала. Это включало в себя поиск головы хорошего размера из журнала, вырезание ее и приклеивание на страницу формата А4. Затем учащиеся должны были найти высоту своей фигуры, используя выбранный размер головы. Далее ширина – опять же с помощью измерения головы. Оттуда им нужно было найти точку на полпути между макушкой головы и ступнями. Это помогло ученикам нарисовать грудь и таз. Наконец, руки и ноги были добавлены.
Работы учащихся, 10 лет, 2015 г.
Следующим шагом было создание шарнирной фигуры. Учащимся было предложено раскрасить свою фигуру, а затем вырезать и скрепить части вместе. Это было быстрое упражнение, чтобы познакомить учащихся с пропорциями тела взрослых и дать визуальную основу для их рисунков.
Ссылка на изображение: http://elementaryassistant.com/2014/08/13/poseable-jointed-figure-paper-template/
сделать два окончательных рисунка. В одном они пытались получить «правильные» пропорции тела, а в другом — очень «неправильные»! Им нравилось делать это неправильно. Это был отличный способ сравнить два рисунка и подумать о том, что мы сделали, чтобы сделать один рисунок одним, а другой другим.
Демонстрация на доске, 2015
Итак, я снова продемонстрировал техники рисования, которые мы изучили ранее. Я показал ученикам числовой код на карандашах для рисования и объяснил, что это на самом деле означает. Мы решили, что для нашего наброска подойдет карандаш 2B, а для растушевки подойдет карандаш 6B, так как он мягче и лучше «размазывается».
Работа учащегося, 10 лет, 2015 г.
Учащиеся размышляли о небольших изменениях и поправках, которые они внесли, чтобы добиться правильных пропорций в своем «правильном» рисунке, и о том, как это повлияло на их «неправильный» рисунок. Оглядываясь назад, я думаю, что это могло быть немного техническим для возрастной группы, и я мог бы лучше справиться с моими лесами и структурой для конкретных шагов, необходимых для создания пропорционального рисунка человеческой фигуры.