Метод круговой тренировки: Круговая тренировка – как построить схему самостоятельно

Использование метода круговой тренировки на уроках физической культуры и здоровья для совершенствования физической подготовленности учащихся 5-9-х классов – NG-PRESS.BY

 

Максим МЕЛЬНИК,
учитель физической культуры и здоровья 
ГУО «Средняя школа № 6 г. Калинковичи»,
Гомельская область

melnikmaximolegivich@mail.ru

 

 

1 Информационный блок

   1.Актуальность опыта

В настоящее время одной из приоритетных задач государственной политики Республики Беларусь является всесторонняя забота о физическом здоровье нации, формировании культуры физической и социальной активности населения [1]. Вместе с тем, все больше учащихся школ имеют различные ограничения к занятиям физической культурой. В этой связи особую актуальность приобретает проблема правильного планирования и проведения уроков физической культуры и здоровья, тщательного продумывания комплексов упражнений и методов обучения, способствующих совершенствованию физической подготовленности и укреплению здоровья подрастающего поколения.

В процессе своей педагогической деятельности я отметил, что одним из эффективных средств решения данной проблемы является применение на уроках метода круговой тренировки. Конкретная направленность круговой тренировки, комплекс включаемых в нее упражнений, дозирование нагрузки качественно влияют на повышение уровня физической подготовленности учащихся, развитие их двигательных умений и навыков,на воспитание активной, целеустремленной, уверенной в своих возможностях личности.Кроме того, как показала практика, уроки с использованием круговой тренировки оказывают положительное влияние на общее физическое состояние учащихся, воспитывают устойчивый интерес к урокам физической культуры, повышают его эффективность.

 

   1.2 Цель опыта:совершенствование физической подготовленности учащихся 5–9-х классов через использование метода круговой тренировки на уроках физической культуры и здоровья.

 

   1.3 Задачи опыта:

     1) отобрать и организовать в комплексы различные типы упражнений для использования в круговой тренировке на уроках физической культуры и здоровья;

     2) включить в образовательный процесс метод круговой тренировки, содержащий комплексы упражнений, нацеленные на совершенствование физической подготовленности учащихся;

     3) проанализировать эффективность использования метода круговой тренировки на предмет повышения уровня физической подготовленности учащихся.

 

   1.Длительность работы над опытом

Продолжительность работы над опытом – с 2016 года и продолжается по настоящее время. В ней можно выделить следующие этапы:

     1) подготовительный этап – отбор и организация в комплексы различных типов упражнений для использования в круговой тренировке;

     2) практический этап – применение метода круговой тренировки на уроках физической культуры и здоровья в 5–9-х классах;

     3) обобщающий этап – анализ эффективности использования метода круговой тренировки на уроках, проведение открытых уроков и мастер-классов, выступления на заседаниях методических объединений по теме опыта.

 

2 Описание технологии опыта

   2.1 Ведущая идея опыта

Ведущей педагогической идеей моего опыта является применение метода круговой тренировки на уроках физической культуры и здоровья, включающей в себя комплекс упражнений различной направленности, приемы с использованием современных информационных технологий.

Уроки с использованием метода круговой тренировки позволяют быстрее и эффективнее развивать у учеников физические качества, способствуют повышению уровня физической подготовленности учащихся.

Важную роль для осмысления методического процесса по совершенствованию физической подготовленности учащихся сыграли работы И.С.Барчукова, С.М.Войцеховского, А.А.Нестерова [2, 3]. В научных трудах Р.В.Калашникова, Л.П.Матвеева описаны характеристики и особенности использования кругового метода в образовательном процессе по физической культуре [4, 5]. Исследования И.А.Гуревича посвящены проблеме организации комплексов физических упражнений для круговой тренировки [6].

В научно-методической литературе по предмету подчеркивается, что формированию высокого уровня физической подготовленности учащихся на уроках физической культуры способствуют именно специфические методы физического воспитания [7]. Метод круговой тренировки – один из них. Это традиционный метод, суть которого заключается в выполнении учащимися большого объёма упражнений различной направленности за короткий промежуток времени.

Организованные в комплекс упражнения выполняются поочередно друг за другом с перерывом на отдых между станциями равном времени выполнения упражнений. Подбор упражнений осуществляется в соответствии с задачами урока. Занятия по круговому методу характеризуются высокой моторной плотностью. 

 

   2.2 Описание сути опыта

Ни для кого не секрет, что метод круговой тренировки является традиционным для уроков физической культуры и здоровья. Вместе с тем его использование актуально и сегодня. Однако современный урок отличается от традиционного, поэтому я всегда продумываю, как сделать, чтобы применение метода круговой тренировки в образовательном процессе было доступным, результативным и интересным для учащихся.

При составлении комплексов упражнений я ориентируюсь,прежде всего,на возрастные и физические особенности учащихся, доступность и отсутствие страховки при выполнении упражнений. Для того чтобы повысить интерес у учащихся на уроках, использую фитнес-браслеты для пульсометрии, мобильное приложение Plicers для опроса учащихся по разделу «Основы физкультурных знаний», а также видеоотчеты выполнения домашних заданий

(Приложение 2).

Так как на сегодняшний день учащиеся имеют большое количество ограничений по состоянию здоровья, я придумал и использую на своих уроках color-метод. Его суть заключается в том, что ученики, имеющие подготовительную медицинскую группу, маркируются с помощью манишки, кепки или повязки яркого цвета с целью выделения их из остальных учащихся класса. Это тем самым облегчает контроль переносимости нагрузки данными учениками.

На своих уроках я систематически организовываю круговые тренировки различной направленности с целью удовлетворения индивидуальных двигательных потребностей учащихся, формирования навыков самостоятельных занятий физическими упражнениями

(Приложение 1). Для эффективного применения данного метода я использую 10–12 упражнений (станций), на каждую станцию размещаю двух учащихся. Таким образом, одновременно занимаются все учащиеся класса, возникает соревновательный момент, повышается эффективность использования метода.

Необходимо отметить, что при выполнении круговой тренировки учащиеся располагаются отдельно друг от друга, и на уроках сохраняется дисциплина на высоком уровне. Считаю нецелесообразным использовать в одном круге более 12 упражнений, так как исходя из моего опыта, теряется эффективность метода.

В своей практике применения на уроках круговой тренировки я использую следующие методы:

– метод длительной, непрерывной работы предусматривает выполнение всех определённых упражнений без перерывов, которые предназначены для прохождения одного–трёх кругов;

– интервальный метод заключается в том, что меру нагрузки определяет интервал отдыха;

– метод повторной работы предполагает нерегламентированный отдых между выполнением одного либо серии (круга) упражнений. Пауза отдыха определяется восстановлением частоты сердечных сокращений (ЧСС) до 120–130 ударов в минуту.

Для развития у учащихся общей выносливости на своих уроках я применяю метод непрерывной работы. Например, в шестом классе при изучении темы «Развитие общей (аэробной) выносливости» в разделе «Лыжная подготовка» я использую пять станций, включающих в себя несложные по технике упражнения. Класс делится на равные по количеству группы. Каждая группа выполняет упражнения на одном снаряде поочередно. Переход между станциями выполняется без перерыва на отдых.

С целью развития у учащихся скоростно-силовых способностей и силы я использую интервальный метод. Так, к примеру, в восьмом классе на уроке по теме «Развитие скоростно-силовых качеств» в разделе «Легкая атлетика» я использую 10–12 упражнений, направленных на развитие быстроты. Класс делится по парам на каждую станцию. Время отдыха необходимо дозировать из расчета того, что время выполнения упражнений должно быть вдвое меньше, чем время отдыха. Для развития общей выносливости и силы большей эффективностью обладает метод повторной работы. Я обращаю внимание учащихся на необходимость соблюдения последовательности выполнения упражнений и отдыха между кругами при прохождении комплекса повторно.

Опыт работы показал, что наиболее эффективны на уроках физической культуры с учащимися среднего возраста два метода – интервальный и метод повторной работы.

Применяя эти методы, я в большей степени ориентируюсь на те упражнения, которые рекомендуются в учебной программе по физической культуре, дополняя и усложняя их в зависимости от подготовленности учащихся. В своей практике я использую хорошо усвоенные учащимися движения, чтобы на их разучивание не требовалось дополнительного времени. Для этого я разработал комплексы упражнений для развития всех физических качеств (Приложение 2).

В условиях урока физической культуры и здоровья круговая тренировка позволяет большему количеству учащихся упражняться одновременно и самостоятельно, используя максимальное количество инвентаря и оборудования. Следует отметить, что круговую тренировку можно связать с любым программным материалом на уроках: по легкой атлетике, лыжной подготовке и гимнастике, организации спортивных игр. Эффективность концентрации нагрузки позволяет ученикам в кратчайший срок развивать общую и специальную физическую подготовку.

Несмотря на все положительные стороны круговой тренировки, ее нельзя рассматривать как универсальный метод, способный заменить все другие. Она должна применяться с другими организационно-методическими формами, в том числе и в отдельных занятиях, занимая в этом случае часть времени (30–35 мин).

 

   2.3 Результативность и эффективность опыта

Для диагностики уровня физической подготовленности учащихся я использовал контрольные упражнения, предложенные Министерством образования Республики Беларусь (Приложение 2). Результаты обрабатывались согласно нормативным требованиям, прописанным в учебной программе по предмету. Сравнительный анализ результатов первичной и повторной диагностики позволил установить существенную динамику показателей по всем заявленным критериям.

Таким образом, применение метода круговой тренировки на уроках физической культуры способствовало тому, что физические качества учащихся развивались в комплексе, эффективно стимулировало положительные функциональные и морфологические изменения в формирующемся организме, активно влияло на развитие двигательных способностей, что в итоге привело к высоким показателям физической подготовленности.

Результатом работы являются также высокие достижения моих учеников в различных районных, областных, республиканских соревнованиях. Они стали победителями областной спортивно-патриотической игры «Зарница», призерами областных и республиканских турниров по боксу. Заняли 2-е место в областных соревнованиях «Школиада».

Опыт использования круговой тренировки на уроках физической культуры представлен мной на педагогических совещаниях, заседаниях районных методических объединений учителей физической культуры и здоровья. Результаты моей работы постоянно освещаются в районной газете «Калінкавіцкія навіны», а также на телеканале «Мозырь».

 

3 Заключение

   3.1 Выводы

Реализация моего опыта на практике показала, что применение метода круговой тренировки на уроках физической культуры и здоровья способствует совершенствованию физической подготовленности учащихся. Организованные мною в комплексы упражнения разной направленности (с учетом нагрузки и соответствия возрастным особенностям учащихся) позволили повысить уровень развития у учащихся таких качеств, как выносливость, сила, быстрота, ловкость и гибкость. Я считаю, что целесообразное применение метода круговых тренировок на уроках может закономерно влиять на развитие высокого уровня двигательных умений и навыков учащихся, а также на повышение мотивации к занятиям физической культурой. А использование современных информационных технологий позволяет педагогам физической культуры и здоровья сделать урок современным и интересным для учеников.

 

   3.2 Перспектива дальнейшего совершенствования

В дальнейшем планирую продолжить работу по данной теме, разработать комплексы упражнений для круговой тренировки, ориентированные на учащихся III cтупени общего среднего образования.

 

   3.3 Рекомендации по использованию опыта

Представленный опыт рекомендую для внедрения или распространения учителями не только физической культуры, но и тренерам.

Рекомендации учителям по отбору и применению на уроках физической культуры круговых тренировок, эффективно влияющих на процесс развития физических качеств:

     1) при выборе упражнений для круговой тренировки необходимо учитывать специфику этапа обучения, целей и задач урока, этапа урока;

     2) содержание круговых тренировок следует рационально соотносить с возрастными особенностями учащихся, их возможностями и потенциалом;

     3) нецелесообразно в каждой круговой тренировке предлагать совершенно новые комплексы упражнений, поскольку значительное время будет уходить на их освоение и существенно снизится эффективность воздействия этих упражнений на организм;

     4) следует заранее прогнозировать возможные негативные варианты применения круговых тренировок, продумать соответствующие способы их предупреждения и устранения.

 

Список литературы

     1 Концепция учебного предмета «Физическая культура и здоровье» / Физическая культура / Нормативные правовые акты [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.sporteducation.by.
     2 Барчуков, И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика / И. С.Барчуков, А.А. Нестеров– Хабаровск: Академия, 2001.– 104 с.
     3 Вайцеховский, С.М. Книга тренера /С.М. Вайцеховский. – М.: ФиС,1971. – 320 с.
     4 Гуревич, И.А. 1500 упражнений для моделирования круговой тренировки / И. А. Гуревич. – Изд. 1-е. – Минск: Высшая школа, 1980. – 253с.
     5 Калашникова, Р.В. Метод комплексно-круговой тренировки и ее применение на занятиях физической культуры / Р.В. Калашникова. – Иркутск: ИГМУ, –138с.
     6 Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры/ Л.П. Матвеев. – М: Просвещение, 2011. – 543с.
     7 Холодов, Ж.К.Теория и методика физического воспитания и спорта/Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. –М: Академия, 2003. – 480с.

 

Приложение 1 План-конспект открытого урока по предмету «Физическая культура и здоровье» для учащихся 9-х классов

Приложение 2 Круговые тренировки для развития физических качеств

На своих уроках для контроля усвоения и оценивания знаний я активно использую мобильное приложение «Plickers». Эффективность работы с мобильным приложением высокая, проведение указанных операций занимает всего нескольких минут. Преимуществом данного приложения является моментальное получение результатов опроса на занятии без длительной проверки, при этом наличие смартфонов или компьютеров обучающимся не требуется.

Как работает Plickers?

До начала работы с приложением преподаватель регистрируется в приложении на сайте https://www.plickers.com.

Для работы с Plickers необходимы: один мобильный телефон у учителя под управлением iOS или Android с установленным приложением Plickers и набор карточек с QR-кодами.

В мобильном телефоне открываю приложение Plickers. Выбираю нужный класс, папку с вопросами.

Каждому ребёнку выдаётся по одной карточке. Сама карточка квадратная и имеет четыре стороны. Каждой стороне соответствует свой вариант ответа (А,В,С,D), который указан на самой карточке. Карточка имеет порядковый номер, который присваивается конкретному ученику.

Читаю детям вопрос, они выбирают правильный вариант ответа и поднимают карточку соответствующей стороной вверх. С помощью мобильного приложения на своем смартфоне сканирую ответы детей в режиме реального времени. Приложение автоматически распознает QR-коды всех учеников сразу. При этом можно не бояться «считать» один код несколько раз – Plickers учтёт только один, самый последний ответ. Поэтому, ученик спокойно может поменять своё мнение «на ходу» – всё это учтено разработчиками программы.

Результаты сохраняются в базу данных и доступны как напрямую в мобильном приложении, так и на сайте для мгновенного или отложенного анализа. Закончив опрос, можно посмотреть, как учащиеся отвечали на вопрос: в виде таблицы, диаграммы, показать учащимся правильный ответ.

Приложение «Plickers» обеспечивает проверку ответов за секунду, что значительно экономит время учителей, результат выдается в процентом соотношении, что позволяет педагогу выявить степень усвоенности темы. Из собственного опыта могу отметить: система позволяет реализовать непрерывный мониторинг знаний детей, который отнимает не более нескольких минут от урока. Данная методика вовлекает в процесс обучения абсолютно весь класс и мгновенно оценивает результаты, неважно, сколько в этом классе учащихся. Ребята, не боятся данного метода контроля, что важно для психоэмоционального фона ребенка, потому что он воспринимается учащимися в виде игры.

Название статьи, видео, ссылкаQR-код
1

Максим Мельник: Если не лениться — всего можно добиться. http://www.knews.by/?p=63757

2

В областной «Зарнице» команда калинковичских кадетов оправдала свое название. http://www.knews.by/?p=46997

3

Ринг вместо подворотни: как в Калинковичах
перевоспитываются трудные подростки. http://www.knews.by/?p=65456

4

Семейная полоса препятствий в рамках проекта «Спорт FAMILY».
http://www.knews.by/?p=45873

5На ринге второго открытого чемпионата города Калинковичи не только юноши. http://www.knews.by/?p=53168
6Калинковичские боксеры выдержали удар. http://www.knews.by/?p=46731
7Бокс пришел в Калинковичи http://www.knews.by/?p=40433
8Открытое первенство города Калинковичи
по боксу https://www.youtube.com/watch?v=tjWo1yVsRRc&feature=share

 

 

Поделиться ссылкой:

Использование метода круговой тренировки на занятиях по физической культуре в ДОУ

Дошкольник.

ru

Педагогам

Праздники

Рукоделие

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру — сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф — журнал воспитателя.

Сервисы

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

В ТЕЛЕГРАМ
Статья на тему: Использование метода круговой тренировки на занятиях по физической культуре в ДОУ
Спорт, тренировки
Автор: Граненкова Ирина Владимировна, Опякина Ильвира Ильясовна   
13. 06.2022 16:43

Статья на тему: Использование метода круговой тренировки на занятиях по физической культуре в ДОУ

Авторы:

инструкторы по физической культуре ГБДОУ детского сада № 33 Кировского района Санкт-Петербурга

  • Граненкова Ирина Владимировна,
  • Опякина Ильвира Ильясовна

Одной из сторон воспитания и формирования гармонично и всесторонне развитой личности ребенка является физическая культура. Двигательная активность способствует укреплению здоровья человека, повышает его функциональные возможности и способность противостоять негативным факторам окружающей среды. Это особенно важно сегодня, в условиях резко возросшего темпа жизни. Привитие интереса к занятиям физической культурой и спортом, формирование у детей потребности в двигательной активности, вести здоровый образ жизни должны идти с раннего детства.

 

Скачать конспект

Исследования ученых свидетельствуют о том, что дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования многих важных двигательных навыков. При обучении детей старшего дошкольного возраста основное внимание должно направлено на воспитание осознанного восприятия физических упражнений, на формирование четкости при выполнении наиболее существенных моментов движения. Эффективность процесса физического воспитания с детьми этого возраста обеспечивается в первую очередь не растущими объемами нагрузок, а постоянно увеличивающимся разнообразием применяемых педагогических средств, форм и методов работы. В связи с этим организационно-методическая форма занятий физическими упражнениями, известная под названием круговой тренировки, обладает многими достоинствами и заслуживает самого широкого применения инструкторами по физической культуре дошкольных учреждений.

Для повышения двигательной деятельности детей в соответствии с образовательной областью «Физическая культура» при её планировании преимущество должны иметь физические упражнения, оказывающие разностороннее воздействие на организм и выраженный тренирующий эффект, поскольку физические нагрузки не вызывающие напряжения физиологических функций и не обеспечивающие тренирующего эффекта, не оказывают достаточного оздоровительного воздействия. Один из перспективных путей реализации тренирующего эффекта занятий по физической культуре в дошкольном учреждении – это применение круговой тренировки.

Круговая тренировка является одним из самых эффективных способов повышения общей физической подготовленности детей подготовительной группы, однако следует учитывать их анатомо-физиологические, моторные и психологические особенности.

Круговая тренировка как форма общефизической подготовки разработана английскими специалистами Р. Морганом и Г. Адамсом в начале 50-х годов прошлого века. Ее возникновение было вызвано необходимостью управления этим процессом для спортсменов различных специализаций в условиях ограниченной площади и нехватки инвентаря. На протяжении многих лет круговая тренировка зарекомендовала себя как эффективная форма повышения уровня физической подготовленности.

Организация «круговой тренировки»

Организационную основу такой формы тренировки составляет серийное выполнение знакомых, технически простых упражнений, объединенных в комплекс определенным образом. Подбор упражнений предполагает соблюдение разнообразия и последовательности в нагрузке на разные группы мышц и системы организма. Упражнения каждой станции воздействуют на определённую группу мышц — ног, рук и плечевого пояса, брюшного пресса, спины. Таким образом, основные мышечные группы получают нагрузку, которая изменяется при выполнении каждого упражнения, в то время как одна группа мышц получает импульс для развития, другая — активно отдыхает.

Методической основой «круговой тренировки» является многократное выполнение определенных движений, в условиях точного дозирования нагрузки и точно установленного порядка ее изменения и чередования с отдыхом. Поэтому круговая тренировка представляет собой организационно-методическую форму образовательной деятельности, направленной в основном на комплексное развитие двигательных качеств.

Место, где выполняется упражнение, называется «станцией». Количество «станций» может быть различными. Дети, переходя от одного упражнения к другому, передвигаются по кругу, прямоугольнику или квадрату, используя площадь зала или площадки. В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста рекомендуется применять упрощенные варианты круговой тренировки, предусматривающие выполнение на «станциях» разнообразных упражнений, отличающихся друг от друга степенью трудности и охватывающих основные мышечные группы.

Отличительные черты круговой тренировки:

  • Последовательное выполнение упражнений в процессе прохождения «станций», расположенных по кругу.
  • Использование хорошо освоенных упражнений.
  • Последовательное включение в работу различных мышечных групп.
  • Регламентация работы и отдыха на каждой «станции».
  • Индивидуализация тренировочной нагрузки.
  • Систематическое и постепенное повышение тренировочных требований.

В нашем ДОУ мы применяем круговые тренировки по методу интервального упражнения и по методу непрерывного упражнения.

Круговая тренировка, организованная по методу интервального упражнения, предполагает небольшие перерывы как между упражнениями, так и между кругами. Дети выполняют задание не одновременно, а поочередно. Один-два ребенка выполняют упражнение в быстром темпе, остальные отдыхают. Можно повышать темп выполнения упражнений с учетом индивидуальных способностей ребенка до максимального. После выполнения упражнений перед переходом на очередную станцию необходим отдых примерно в течении одной минуты. Круговая тренировка по методу интервального упражнения направлена, прежде всего на воспитание физических качеств: силовых способностей, ловкости, общей и скоростной выносливости.

Второй вариант круговой тренировки – по методу непрерывного упражнения. Круговая тренировка по этому методу проводится без перерывов между «станциями». Упражнения выполняются одно за другим, отдых предусматривается по окончании всего круга. Оптимальное количество «станций» – 3-5, на каждой работают по 4-6 человек, продолжительность упражнений на «станции» составляет 30-60 секунд и зависит от интенсивности работы и количество кругов. Упражнения выполняются в среднем темпе. По сигналу дети переходят по кругу на следующую «станцию». Круговая тренировка по методу непрерывного упражнения обеспечивает высокую моторную плотность занятия при одновременном участии всех детей. Для повышения нагрузки следует увеличивать дозировку упражнений и повышать скорость преодоления кругов.

Физкультурное занятие с применением круговой тренировки мы выстраиваем по традиционной методике и состоит оно из трех частей: вводной, основной и заключительной.

В вводной части занятия используются разновидности ходьбы и бега, подвижные игры средней интенсивности, упражнения на внимание, динамические дыхательные упражнения.

Круговая тренировка входит в основную часть физкультурного занятия (после комплекса общеразвивающих упражнений) и предусматривает интенсивную работу по воспитанию физических качеств и формированию двигательных умений. Комплексы круговой тренировки мы составляем с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, уровня их физической подготовленности. Комплекс может включать в себя гимнастические упражнения, основные движения, упражнения с предметами (мячи, скакалки, обручи, веревки и т.д.), игровые упражнения элементы спортивных упражнений и игр. Круговая тренировка в зависимости от поставленных задач, количества «станций» и кругов укладывается в определенное время. Так как продолжительность физкультурного занятия для детей старшего дошкольного возраста составляет 25 минут, в подготовительной группе 30 минут, то оптимальное время для круговой тренировки –не более 8-12 минут. После трудного упражнения следует подбирать более легкие, дающие возможность восстановить силы и успокоить дыхание. По окончании круга дети выполняют спокойные упражнения или играют в подвижную игру малой интенсивности. Заканчивается основная часть занятия подвижной игрой.

В заключительной части занятия акцент мы делаем на динамических дыхательных упражнениях, упражнениях на формирование правильной осанки, подвижных играх малой интенсивности.

Применение круговой тренировки требует предварительной подготовки, предусматривающей подбор необходимого оборудования и инвентаря, определение последовательности его размещения. Границы «станций» в зале обозначаем с помощью конусов. Использование разнообразного инвентаря повышает интерес детей к выполнению различных движений и ведет к увеличению объема и интенсивности двигательной активности. Упражнение, которые мы включаем в содержание круговой тренировки знакомы детям.

При разучивании комплекса круговой тренировки мы пользуемся следующим алгоритмом:

  1. Создание у детей интереса к круговой тренировке. Игра является основным видом деятельности детей, поэтому организация «станций» круговой тренировки должна быть построена так, чтобы она воспринималась детьми как игра. Этого легко добиться, используя сюжетные комплексы, в которых каждое упражнение на «станции» имеет образное название, или применяются приемы имитации и подражания, а также упражнения с предметами (мячом, обручем, скакалкой и др.). Тематическое оформление «станций» круговой тренировки также способствует созданию у детей интереса к выполнению упражнений.
  2. Подробное объяснение и показ (при помощи одного-двух детей) различных вариантов упражнений на «станциях» с последовательным прохождением одного круга. Необходимо отчетливо произносить название «станции» и объяснять двигательное задание, а выбранные для показа дети выполняют упражнение. Нет необходимости показывать каждое движение самому, так как упражнения, входящие в состав круговой тренировки уже освоены детьми, а применяемое оборудование и инвентарь обычно рассчитаны на детей, а не на взрослого. Кроме этого, во время показа движений детьми, у нас появляется возможность обратить внимание воспитанников на особенности выполнения задания, технику движения и т.д.
  3. Размещение детей по «станциям» (по 2-6 человек на каждой, в зависимости от количества «станций» и численности детей) необходимо производить с учетом их уровня развития и возможностей здоровья. После распределения необходимо акцентировать внимание воспитанников на правильном исходном положении и дозировке упражнений.
  4. По сигналу воспитанники начинают выполнять упражнения (все одновременно или по очереди, в зависимости от того, какой вариант круговой тренировки используется). Для поддержания определенного темпа выполнения упражнений используется музыкальное сопровождение, соответствующее этому темпу.
  5. Педагог наблюдает за воспитанниками в точке наилучшего обзора, исправляет ошибки, добиваясь правильного выполнения двигательных заданий на всех «станциях», осуществляет контроль над нагрузкой и при необходимости, её регулирует. Воспитатель группы находится там, где нужна помощь и страховка.

Пользуясь секундомером или ориентируясь на первого стоящего ребенка на «станции», мы внимательно контролируем, чтобы выполнение упражнений на разных «станциях» занимало одинаковое время, включая переходы. Дети переходят от «станции» к «станции» против часовой стрелки.

Польза от применения круговой тренировки проявится в том случае, если она будет отвечать силам и возможностям детей, иметь чёткую оздоровительную направленность и соответствовать программному материалу.

Формы проведения занятий с использованием «круговой тренировки»

Комплексы круговой тренировки мы включаем в содержание наиболее распространенных форм проведения физкультурных занятий: учебно-тренировочных, тематических, сюжетных и игровых.

Использование «круговой тренировки» во время учебно-тренировочного занятия направлено на совершенствование функциональных возможностей организма, повышение силовой выносливости всей мускулатуры, укрепление суставно-связочного аппарата, комплексное воспитание физических качеств, формирование двигательных умений. Круговая тренировка строится на чередовании силовых и скоростно-силовых упражнений с упражнениями на ловкость, быстроту, гибкость, или на сочетании общей и специальной физической подготовки: прыжки различной интенсивности, упражнения с отягощением и сопротивлением (набивными мячами, гантелями, эспандерами), упражнения в парах и т.д.

Входящие в состав тематических и игровых занятий круговые тренировки направлены на закрепление и повторение элементов спортивных упражнений и игр, воспитание физических качеств (быстроты, ловкости, выносливости), совершенствование координационных способностей, формирование точности выполнения двигательных действий. В комплекс входят хорошо знакомые элементы спортивных упражнений и игр с воздействием на отдельные группы мышц в чередовании с упражнениями, направленными на воспитание физических качеств. Упражнения выполняются в игровой соревновательной обстановке.

Так же в состав круговой тренировки могут входить игровые упражнения, направленные на формирование двигательных умений, на точность выполнения заданий. В данном случае происходит чередование игровых упражнений высокой интенсивности с игровыми упражнениями средней и малой интенсивности.

Круговые тренировки во время сюжетных занятий способствуют повышению общего и эмоционального тонуса организма, комплексному развитию физических качеств, формированию творческого воображения и выразительности движений. «Станции» объединены общим сюжетом. Круговая тренировка характеризуется применением приёмов имитации и подражания, наполняется упражнениями с предметами и спортивным оборудованием. Музыкальное сопровождение, частая смена исходных положений, использование различных атрибутов, эмблем, игрушек, загадок способствует эмоциональному отклику воспитанников.

Оценка эффективности применения метода круговой тренировки

Оценка эффективности применения метода круговой тренировки на занятиях по физической культуре с детьми старшего дошкольного возраста осуществлялась с помощью оценки двигательной активности, которая в свою очередь оценивалась с помощью хронометрии и пульсометрии.

Оценка двигательной активности с использованием хронометрии проводилась путем вычисления общей и моторной плотности. Общая плотность представляет собой отношение полезного времени к общей продолжительности всего занятия, выраженное в процентах. Педагогически оправданным считается время, используемое на объяснение, указания для объяснения точности выполнения, на показ, выполнение физических упражнений. Общая плотность вычисляется по формуле:

Моторная плотность занятия характеризует долю двигательной активности на протяжении всего занятия и вычисляется по формуле:

Если общая плотность занятия при правильной организации, может приближается к 95%, то моторная плотность может быть оценена только относительно педагогических задач занятия. Наименьшая моторная плотность может быть при условии, если на занятии применяется 1/3 нового материала, тогда 65-67% считается нормой. Если же занятие решает задачи закрепления и совершенствования движений, то моторная плотность приближается к 80-90%. Используя на занятиях метод круговой тренировки, общая плотность составила 95-100%, а моторная – 85-95%. Большая или меньшая плотность зависит от формы проведения занятия и способа организации круговой тренировки (двигательная активность детей выше при использовании поточно-группового способа организации круговой тренировки).

Для более объективной оценки двигательной активности детей на физкультурных занятиях вместе с хронометрией была проведена пульсометрия. Показатель тренирующего эффекта рассчитывался путем суммирования частоты сердечных сокращений по окончании водной части, ОРУ, после выполнения ОВД, подвижной игры и заключительной части и делением этой суммы на количество замеров (5). При проведении занятий с использованием метода круговой тренировки этот показатель варьировался в пределах от 140 до 150, что соответствует норме.

Таким образом, можно отметить, что в работе с детьми старшего дошкольного возраста круговая тренировка способствует: достижению оздоровительного эффекта от упражнений; увеличению моторной плотности занятий; повышению общей работоспособности организма; целенаправленному воспитанию физических качеств; формированию потребности в систематических занятиях физическими упражнениями; воспитанию самостоятельности, активности, организованности. Кроме того, большое разнообразие и оригинальность упражнений, используемых в круговой тренировке, обогатят содержание занятий, сделают их более интересными и эмоциональными.

Литература

  1. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость: пособие для воспитателей детского сада. М.: Физкультура и спорт, 2008. — 356 с.
  2. Гуревич И.А. 1500 упражнений для моделирования круговой тренировки. — 2-ое изд. — Минск: Высшая школа, 2010. — 253 с.
  3. Гульянц А.Е. Использование методов круговой тренировки в физическом воспитании студентов: Дис… канд. пед. наук. — М., 2007 г. — 157 с.
  4. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М.; 2008.
  5. Кряж B.Н Круговая тренировка в физическом воспитании детей. — М.: Высшая школа, 2012. — 120 с.
  6. Кудрявцев В.Т. Физическая культура и развитие здоровья ребенка (Психолого-педагогические основы). // Дошкольное восп. — 2004 — №1-4.
  7. Кузнецова М.Н. Современные пути оздоровления дошкольников. // Дошкольное восп. — 2002. — №11. — с. 14-19
  8. Морган Р.Е., Адамсон Д.Т. Круговая тренировка. — Лондон, 2008. -78 с.
  9. Муртазин Х.М. применение кругового метода на занятиях отделения легкой атлетики // Физвоспитание студентов: Сб. — Казань, 2007.
  10. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. — М.: 2006
  11. nsportal. ru
  12. www. bibliofond. ru
  13. urok. 1sept. ru
  14. a2b2. ru

Приложения

Примеры круговых тренировок

Учебно-тренировочная круговая тренировка «Силачи»

  1. станция – Сильные руки – жим набивного мяча 0,5 кг от груди в положении лежа на спине (можно использовать гантели – 250гр).
  2. станция – Ловкие ребята – 1 вариант: бросок мяча в пол и ловля его, не сходя с места; 2 вариант: отбивание мяча о пол одной или двумя руками, не сходя с места.
  3. станция – Выше ноги – перешагивание боком через барьер вправо и влево.
  4. станция – Ванька-встанька – лежа на спине, ноги согнуты в коленях, стопы под нижней перекладиной шведской стенки, руки к плечам. Выполнение подъема туловища, руки вперед, затем вернуться в и.п.

Воспитанники выполняют упражнения одновременно. Работа на станциях 30-45 сек, переход 10сек. После прохождения 1 круга отдых минута. Выполнять 3 круга.

Сюжетная круговая тренировка «Лесные жители»

  1. станция – Медведи – ходьба на высоких четвереньках (с опорой на ладони и стопы). Выполнять поточным методом.
  2. станция – Ёжики – бег змейкой между конусами (расстояние 1м). Выполнять поточным методом.
  3. станция – Белочки – перебрасывание мяча (орешков) друг другу. Воспитатель стоит на расстоянии 2-3м от линии старта, за которой в колонну построена команда. Воспитатель бросает мяч первому участнику, тот ловит мяч, бросает обратно и встает в конец. Воспитатель бросает мяч второму и т.д. Способы броска: от груди, снизу, из-за головы.
  4. станция – Зайцы – прыжки из обруча в обруч, расположенных на разном расстоянии друг от друга (от 20 до 70см). Выполнять поточным методом.

Смена станций происходит после 3-4 подходов на станции «Белочки».

Игровая круговая тренировка «Веселый мяч»

  1. станция – Попади в кольцо – забрасывание мяча в баскетбольное кольцо (высота 180-200см, расстояние 2м). Выполнять по два человека в два кольца.
  2. станция – Ведение мяч – ведение мяча 6 м в ходьбе змейкой (обходя конусы); между конусами (расстояние 1м). Выполнять поточным методом.
  3. станция – Попади в цель – метание мягкого мяча в горизонтальную цель (корзина). Выполнять по 3 человека одновременно. После того как все выполнят бросок, собрать мячи и повторить.
  4. станция – Мой мяч – бросок мяча в пол, хлопок в ладоши и ловля мяча после отскока (10 раз), подбрасывание мяча вверх, хлопок в ладоши и ловля мяча (10 раз). Повторять до сигнала «Смена станций». Выполнять фронтальным методом.

Смена станций происходит после 3-4 подходов на станции «Попади в кольцо».

Игровая круговая тренировка «Летние виды спорта»

  1. станция – Бег с барьерами – бег с перепрыгиванием через барьеры (4-5 барьеров на расстоянии 1,5м, высота 20см). Выполнять поточным методом.
  2. станция – Баскетбол – ведение мяча 4 м с последующим броском в корзину. Выполнять по 2 человека.
  3. станция – Прыжок в длину с места – разбег 4-5 м, толчок одной ногой от линии, приземление на две ноги на мат. Выполнять по одному.
  4. станция – Плавание – Ползание по скамейке на животе, подтягиваясь руками. Держаться руками сбоку за края скамейки. Выполнять поточным методом.

Смена станций происходит после 3 подходов на станции «Прыжок в длину с места».

Игровая круговая тренировка «Зимние виды спорта»

  1. станция – Лыжный спорт – ходьба с «лыжными» (гимнастическими) палками скользящим шагом (можно использовать низкие пластмассовые корзиночки, длинной в стопу ребенку, ко дну которых приклеен ковралин – «лыжи». Дистанция 5м+5м. Выполнять поточным методом.
  2. станция – Биатлон – метание в вертикальную цель (диаметр 40-50 см), расположенную на расстоянии 3м и высоте 1,5м. При промахе выполнить 2 штрафных приседания. Выполнять по два человека.
  3. станция – Хоккей – ведение шайбы клюшкой (дистанция 6м), обходя конусы, расположенные на расстоянии 1,5м. Выполнять поточным методом.
  4. станция – Прыжки с трамплина – ходьба по гимнастической скамейке и соскок на мат, на ограниченную поверхность. Выполнять по одному.

Смена станций происходит после 3-4 подходов на станции «Прыжки с трамплина».

< Предыдущая   Следующая >
 

Журнал

«Дошкольник.РФ»

Круговая тренировка

и кросс-тренинг: в чем разница?

Независимо от того, серьезно ли вы относитесь к тренировкам, улучшению спортивных навыков или регулярному фитнесу, вы можете задаться вопросом, какой метод тренировок лучше: круговая тренировка или перекрестная тренировка. В то время как оба они вращаются вокруг активности, круговая тренировка включает в себя выполнение серии кардиоупражнений и упражнений с отягощениями, нацеленных на несколько групп мышц, в то время как кросс-тренировка относится к использованию различных модальностей движения и активности для разнообразия фитнеса или спортивной программы.

Здесь мы сравниваем круговые тренировки и кросс-тренировки, чтобы определить, для кого они лучше всего, и преимущества каждого метода тренировки, чтобы вы могли выбрать правильную тренировку, соответствующую вашим потребностям.

Круговая тренировка и кросс-тренинг

Круговая тренировка и кросс-тренировка — это фитнес-протоколы, используемые спортсменами, личными тренерами, тренерами, посетителями тренажерного зала и любителями фитнеса. И хотя они оба считаются методами обучения, различия между ними значительны.

Что такое круговая тренировка?

Круговая тренировка — это тип тренировки, который включает выполнение комбинации упражнений одно за другим на время или повторение. Большинство схем включают от 6 до 12 силовых и кардиоупражнений, направленных на все основные группы мышц.

В зависимости от ваших целей у вас может быть минимальный отдых между каждым упражнением, с периодом отдыха от 60 до 90 секунд в конце раунда перед повторением круга или коротким периодом отдыха от 15 до 30 секунд между каждым упражнением. Некоторые схемы повторяются два-три раза, а другие выполняются один раз.

Программа круговой тренировки может включать движения с собственным весом, упражнения с дополнительным сопротивлением (гантели, ленты, гири) или их комбинацию. Примеры силовых и кардиоупражнений включают приседания, отжимания, альпинизм, выпады, доски, жимы от груди, отжимания на брусьях, сгибания рук на бицепс и скручивания.

Круговая тренировка — это отличный способ одновременно проработать разные группы мышц, поддерживая при этом повышенный пульс. Этот метод тренировки подходит для всех уровней физической подготовки, тем более что вы можете настроить программу с помощью различных типов круговых тренировок. Хотя общие цели и преимущества каждого типа схем одинаковы, то, как вы выполняете тренировку, может немного отличаться.

  • Временная схема: Каждое упражнение в упражнении выполняется в течение заданного времени перед переходом к следующему шагу. После выполнения каждого упражнения вы делаете короткий отдых и повторяете круг.
  • Конкурсная трасса: Это усовершенствованная версия трассы на время. Вы выполните как можно больше повторений за указанное время с целью увеличить количество повторений на каждой тренировке.
  • Схема повторения: Вы можете пропустить таймер с схемой повторения. Вместо того, чтобы тренироваться по часам, вы выполните определенное количество повторений, прежде чем переходить к следующему упражнению.

Преимущества круговой тренировки

  • Подходит для всех уровней физической подготовки
  • Легко настраивается в зависимости от целей и опыта
  • Экономия времени — большинство круговых тренировок занимают от 20 до 45 минут
  • Сочетает мышечную силу и сердечно-сосудистую подготовку
  • Воздействует на несколько групп мышц за одну тренировку
  • Сжигает калории, уменьшает жировую массу и увеличивает мышечную массу
  • Комбинации тренировок и упражнений бесконечны

Что такое кросс-тренинг?

Кросс-тренинг — это активность, тренировка или движение, которые не относятся к конкретному виду спорта, но способствуют общей подготовке сердечно-сосудистой системы и мышечной силе. Другими словами, кросс-тренинг включает в себя включение различных типов упражнений, чтобы смешать рутину. Например, если вы играете в футбол и хотите работать над выносливостью, вы можете выбрать плавание или езду на велосипеде, чтобы дать своему телу отдохнуть от усталости, связанной с бегом по футбольному полю.

Кросс-тренинг имеет много преимуществ. В частности, он позволяет вам включать различные методы упражнений в свою рутину, разнообразит вашу программу тренировок и избавляет от скуки. Кроме того, кросс-тренинг дает вашему телу перерыв от повторяющихся движений, разгружая наиболее часто перегруженные суставы, что может помочь предотвратить травмы от чрезмерной нагрузки.

Поскольку кросс-тренинг позволяет развивать навыки, используя свое тело по-разному, он идеально подходит для спортсменов (особенно в межсезонье), любителей фитнеса, которые готовятся к отдельным видам спорта, или для тех, кто хочет разнообразить свои тренировки.

Преимущества кросс-тренинга

  • Снижение риска травм от чрезмерного использования
  • Повышение спортивных результатов
  • Улучшение общей физической подготовки
  • Позволяет отдохнуть и восстановиться после повторяющихся движений или активность
  • Добавляет элемент веселья в тренировки
  • Дает спортсменам возможность попробовать что-то новое
  • Помогает избежать застоя и уменьшает скуку

Вы можете начать заниматься кросс-тренингом, просто изменив свою программу упражнений и включив в нее различные тренировки. Например, недельный план может включать два дня бега, один день езды на велосипеде, один день плавания и два дня упражнений с отягощениями.

Спортсмены, занимающиеся одним видом спорта, могут добавлять йогу, растяжку, плиометрику, силовые тренировки или другие виды деятельности, которые дополняют их вид спорта, но не конкурируют с ним. Например, пловец может использовать гребной тренажер для улучшения аэробной выносливости и силы верхней части тела, а бегун может заменить две тренировки по бегу на две тренировки на велосипеде, чтобы предотвратить травмы от чрезмерной нагрузки.

Заключение

Круговая тренировка и кросс-тренировка предназначены для разных целей, но обе они имеют место в сбалансированной программе фитнеса. Если вы не знаете, с чего начать, или у вас есть вопросы о включении этих методов в ваш план тренировок, рассмотрите возможность работы с сертифицированным персональным тренером, тренером по силовой и физической подготовке, спортивным тренером или физиотерапевтом.

Преимущества и недостатки круговой тренировки

Существует бесконечный список программ тренировок или методов тренировок, из которых вы можете выбирать. Одной из таких тренировок, которая быстро становится популярной, является круговая тренировка.

Как две стороны медали, каждый из этих методов имеет свои плюсы и минусы. Некоторые больше подходят одному человеку, чем другому, потому что у всех разные цели, уровни физической подготовки и телосложение.

Круговая тренировка требует, чтобы человек выполнял сочетание упражнений с собственным весом, кардио и силовых упражнений. Продолжительность каждого упражнения может варьироваться от 30 до 60 секунд, после чего следует следующее упражнение с отдыхом 10-20 секунд между ними. Общая продолжительность цикла может составлять от 20 до 45 минут.

Вот краткий обзор его плюсов и минусов, который поможет вам решить, подходит ли он вам.

Преимущества
  • Эффективность

Трассы разработаны квалифицированными тренерами. Если ваша схема хорошо разработана, то она может включать кардио, силовые тренировки и тренировки с отягощениями вместе. Более того, хорошо выстроенная схема задействует все части тела одну за другой. Это обеспечивает эффективную, сбалансированную и результативную тренировку на регулярной основе.

  • Усилитель метаболизма

Доказано, что круговая тренировка сжигает калории и жир даже через несколько часов после окончания тренировки. Это связано с тем, что круговая тренировка вращается вокруг упражнений высокой интенсивности с небольшими интервалами между каждым упражнением. После короткого отдыха частота сердечных сокращений увеличится и создаст избыточное потребление кислорода после тренировки, которое отвечает за повышение метаболизма в организме.

  • Универсальность

Круговую тренировку можно проводить где угодно, если вы будете следовать основной концепции. Следовательно, даже если вы не сможете ходить в спортзал в течение нескольких дней, ваш тренер может подсказать вам, как настроить собственные станции дома. Не обязательно постоянно иметь спортивный инвентарь. Вы также можете воспользоваться упражнениями с собственным весом.

  • Экономия времени

Бывают моменты, когда у вас мало времени для занятий спортом. В таком плотном графике лучше всего подойдет круговая тренировка, потому что она позволяет сделать больше за меньшее время. Около 20-50 минут — необходимое количество для кругооборота. Следовательно, круговая тренировка — это полноценная тренировка, причем за более короткий промежуток времени.

  • Новое и приятное изменение

Круговые тренировки — это хорошее изменение, если вы уже несколько месяцев занимаетесь силовыми, кардио-, силовыми тренировками и йогой и привыкли к ежедневным тренировкам. Небольшое разнообразие всегда приветствуется, и добавление круговых тренировок к вашей еженедельной рутине один или два раза в неделю будет держать вас в тонусе, и ваше тело может даже показать энергичные изменения к лучшему!

Недостатки
  • Не для новичков

Круговая тренировка может быть короче и быстрее, но это не просто. Это требует выносливости и может не подходить для новичков или людей с низким уровнем физической подготовки. Кроме того, утомление от быстрой тренировки может ухудшить вашу форму и увеличить риск получения травмы. Следовательно, предпочтительнее развивать свою выносливость, прежде чем приступать к круговой тренировке, и делать это под наблюдением квалифицированного тренера.

  • Небольшой прирост мышечной массы

Если ваша цель — нарастить мышечную массу или быстро набрать вес, круговая тренировка — не лучший выбор. Вы, безусловно, можете привести себя в тонус и сжечь жир с помощью круговых тренировок, но вы не сможете нарастить серьезные мышцы с помощью этого подхода.

  • Не считается силовой тренировкой

Для силовой тренировки очень важно, чтобы вы несли вес, превышающий 75% вашего максимального веса, чтобы активировать мышечные волокна. Также требуется 1-2-минутный перерыв между упражнениями, чтобы дать мышцам возможность восстановиться.