Как выполнять упражнения по русскому языку. Домашняя онлайн-школа грамотности Екатерины Бунеевой
Вы спросите, зачем этому учить? Скажете, что в каждом упражнении есть задание, его надо прочитать и сделать, как написано. Но не тут-то было!
Если ребёнку с самого начала не объяснить, что такое упражнения по русскому языку и зачем они нужны, как читать задание, как его выполнять и как себя проверить, ничего само не получится. Учителя и родители хорошо знают, что дети часто или совсем не читают задание, а сразу начинают просто списывать упражнение, или выполняют задание неверно, или только частично и т.д.
Поделюсь опытом, как учить ребенка-первоклассника (или старше, если есть эта проблема) читать задание и выполнять упражнение по заданию.
Предположим, ребенку нужно выполнить такое упражнение:
Прочитай. Объясни, почему одни и те же слова написаны по-разному: с большой и с маленькой буквы?
Составь и запиши сочетания слов.
белый Пушок
кот пушок
зелёная петрушка
попугай Петрушка
грибок Рыжик
собака рыжик
КАК ПРОЧИТАТЬ ЗАДАНИЕ
1. Читай по предложениям. В каждом предложении найди и подчеркни глаголы (слова, которые называют действия). Сколько всего действий? Их _________.
2. Расскажи устно так: мне нужно сначала прочитать, затем объяснить… и т.д.
3. Что именно нужно объяснить? Подчеркни в тексте задания.
4. Что нужно составить? Подчеркни.
5. А что записать? Обведи.
Прокомментирую этот алгоритм.
1. Читая по предложениям и выделяя глаголы, ребенок по сути выделяет ключевые слова-действия и определяет, сколько действий он должен совершить, в данном случае их 4: прочитать, объяснить, составить и записать.
2. Далее он вслух рассказывает о своих будущих действиях: мне нужно сначала прочитать слова, потом объяснить и т.д.
3. Далее уточняет, что именно надо объяснить, составить и пр., подчёркивая ключевые слова в тексте задания.
Далее нужно показать ребенку, как выполнять задание, в какой последовательности и как проверить себя.
КАК ВЫПОЛНИТЬ УПРАЖНЕНИЕ
1. Прочитаем слова первой группы. Обрати внимание: во втором столбике одно и то же слово написано и с большой, и с маленькой буквы.
2. Посмотри на слова первой группы. В 1-м столбике есть слово кот. Какое слово из 2-го столбика — это кличка кота? Пушок. Как написана кличка? С большой буквы. А какое слово обозначает кусочек пуха? Это пушок.
3. Запиши эти сочетания слов: белый пушок, кот Пушок, …
Продолжай самостоятельно.
4. Проверь, всё ли задание выполнено. Ещё раз перечитай глаголы, которые ты подчеркнул. Спроси себя и подчеркни ответы.
Прочитал(а)? Да. Нет.
Закончи предложение:
Слова, которые обозначают клички животных, написаны с _________________ буквы.
Составил(а) сочетания слов? Да. Нет. Нужно было составить 6 сочетаний слов. А сколько у тебя? Посчитай.
Записал(а) их? Да. Нет. Проверь, все ли клички животных ты написал с большой буквы.
Опыт показывает, что если первокласснику или второкласснику (чем раньше, тем лучше!) предложить такой алгоритм, приучить к нему, то ребёнок довольно быстро понимает суть и логику своих действий и выполняет упражнения правильно.
Умение читать задание и точно его выполнять очень важно как в процессе учебы, так и при выполнении любых контрольных работ и тестов.
P.S. Упражнение и алгоритмы из моего нового пособия «УЧИМСЯ ЧИТАТЬ И ПОНИМАТЬ ТЕКСТ. Русский язык» для 1–2 класса, которое выходит в издательстве «Баласс» летом 2018 г.
© Е. В. Бунеева, 2018
как улучшить дикцию и речь
Упражнения для дикции по системе Станиславского: как улучшить дикцию и речьжурнал
Упражнения по системе Станиславского
развитие дикции у взрослых
Дикция — это четкое и понятное произношение слов, которое достигается с помощью правильной артикуляции. Артикуляция, в свою очередь, зависит от степени тренированности губ, языка и мышц, которые работают при разговоре. Хорошая и правильная дикция — неотъемлемая часть актерского мастерства, залог успеха любого публичного выступления. Именно поэтому К. С. Станиславский уделял пристальное внимание развитию сценической речи, одной из составляющих которой является дикция.
Речевые курсы в Part Academy
Тебя услышат →
Подробнее |
Компоненты дикции
Дикция в устной речи — это то же самое, что красивый и понятный почерк в письме; правильное произношение дает актеру возможность эффективно общаться со зрителем. Понятие дикции включает в себя три компонента:
- Правильность артикуляции — соответствие положения органов артикуляции правильному способу образования звуков. При неправильной артикуляции говорят о дефектах дикции, для их устранения нередко прибегают к помощи логопеда.
- Отчетливость артикуляции — это точность произношения отдельных звуков в составе слова. От отчетливости артикуляции зависит разборчивость речи и правильность ее восприятия окружающими. Уровень четкости произношения зависит от степени тренировки артикуляционного аппарата, однажды выработанная привычка говорить четко сохраняется на всю жизнь.
- Манера произнесения — это присущая каждому человеку манера выговаривать отдельные слова, соблюдать темп речи, продлять или редуцировать (сокращать) слоги. Для выработки правильной дикции важно соблюдение нормативной манеры произнесения, когда исключаются индивидуальные особенности проговаривания слов (например, вдох или выдох перед началом фразы, «эканье» и причмокивание в паузах между словами).
Хорошая дикция актера не только создает условия для эффективного общения со зрителем, но и является показателем внешней культуры речи, поэтому сценическая речь входит в программу обучения актерскому мастерству во всех театральных вузах.
Как развить дикцию
Станиславский о роли дикции
Развитие дикции – это огромная работа и борьба с самим собой, чтобы добиться результата, нужно непрерывно заниматься и совершенствоваться. Зная трудности овладения сценической речью, Станиславский посвятил этой теме три раздела второго тома своей книги «Работа актера над собой», один из разделов называется «Пение и дикция».
Великий режиссер говорил: «Каждый артист должен обладать превосходной дикцией …», слова со скомканным началом он сравнивал с человеком, у которого расплющена голова, а слово с проглоченным концом приравнивал к человеку с ампутированными ногами. Станиславский напоминал актерам, что плохая речь ничего, кроме недоразумений, не приносит, результатом становится уход от смысла пьесы.
Константин Сергеевич советовал каждому актеру приспосабливаться к своим личным данным и совершенствовать дикцию так, чтобы она стала не просто привычкой, а второй натурой – благодаря этому речь будет правильной и красивой не только на сцене, но и в жизни. Когда навыки дикции будут освоены актером настолько, что закрепятся до автоматизма, на сцене ему не придется отвлекаться на правильное произношение, все внимание будет направлено на игру. Станиславским были предложены упражнения для развития дикции, первостепенная роль отведена проговариванию отдельных звуков и скороговорок.
Причины плохой дикции
Причины плохой дикции у взрослых можно разделить на две большие группы:
- Биологические – к ним относятся нарушения речи, вызванные патогенными факторами, которые действовали на организм в период внутриутробного развития, в детском возрасте (тяжелые инфекции, травмы). Сюда же относятся нарушения, вызванные генетической предрасположенностью. Проявления биологических причин – заикание, гнусавость голоса, заторможенность речи, проглатывание отдельных звуков.
- Социальные – к социальным причинам, повлекшим нарушение дикции, относятся проблемы в общении с окружающими, личные комплексы, низкая самооценка и неуверенность в себе. Человек, сомневающийся в своих способностях, говорит тихо и невнятно, «глотает» звуки, стараясь быстрее закончить разговор и уйти в тень.
В среде начинающих актеров актуальны нарушения дикции, связанные с социальными причинами: внешне уверенный в себе человек, попадая на сцену, теряется, его охватывает чувство страха. В результате возникают проблемы с речью: голос становится тихим, слова неразборчивыми, зрителям становится трудно воспринимать сказанное; из-за незнания правил артикуляции дикция еще больше ухудшается. Преодолевать страх сцены актеры учатся на тренингах, развить правильную дикцию и поставить красивый голос помогают специальные упражнения, над созданием которых работал К. С. Станиславский.
Тест: есть ли у тебя актерские способности?
Переходи в наш бот в Telegram и узнаешь.
Пройти |
Упражнения для улучшения дикции
Артикуляционная разминка
Перед тем, как начать упражнения для дикции, нужно провести артикуляционную зарядку. Она помогает размять мышцы звукового аппарата, облегчить проговаривание звуков, развить свою речь, сделать ее четкой и внятной.
Упражнения для развития голоса выполняют последовательно, начиная с разминки языка:
1. Язык высовывают как можно дальше, затем возвращают его обратно, также стараясь завести как можно глубже. Продолжительность зарядки — 5−7 минут.
2. Языком дотрагиваются поочередно к каждой щеке на протяжении 7−10 минут.
3. Языком совершают круговые движения по внутренней поверхности зубов (рот при этом закрыт). В каждую сторону нужно сделать не менее 20 вращений.
4. Высовывают язык, вращают его сначала по часовой стрелке (10 кругов), затем против часовой стрелки также 10 кругов.
5. Губы вытягивают в трубочку, задерживают в этом положении на несколько секунд. Затем губы растягивают в широкой улыбке, также фиксируют положение на несколько секунд. Движения чередуют в течение 7−10 минут.
6. Губы вытягивают в трубочку, в этом положении стараются совершить губами движения по кругу и вверх-вниз. Длительность упражнения — 5−7 минут.
7. Надувают щеки как можно сильнее, воздух внутри рта «перекатывают» по кругу в течение минимум 5 минут.
8. Проводят разминку лицевых мышц: для этого можно корчить рожицы, выпучивать глаза, надувать щеки — делать любые движения, которые заставят работать мимические мышцы.
После артикуляционной разминки приступают к упражнениям для развития дикции.
Как сделать речь и дикцию лучше? В part очень сильный речевой факультет, за 1 990 р. можно пройти онлайн курс «33 упражнения по речи и дикции»
Произношение отдельных звуков
При отработке дикции большое внимание уделяется произношению согласных звуков – именно они несут на себе смысловую и различительную функцию слов. Речь актера требует, чтобы согласные звучали четко, без проглатывания и заваливания, поэтому тренировку начинают с отработки произношения согласных звуков:
1. Произнесение взрывных согласных. К группе взрывных согласных относятся звуки, которые образуются при преодолении воздушной струей какого-либо барьера. Это [б-п] (преодоление затвора губ), [т-д] (кончик языка прижимается к зубам), [г-к] (часть языка прижимается к твердому небу). Тренировка заключается в произнесении глухих согласных без голоса, с «взрывом»: П! ПЬ! Т! ТЬ! К! КЬ! После этого согласные произносят в паре с гласными: ПУ! ПО! ТУ! ТО! КУ! КО! Затем присоединяют звонкие согласные: БУ! БО! ДУ! ДО! ГУ! ГО! РУ! РО! и так далее.
2. Произнесение конечных согласных. Упражнение выполняется с голосом, конечные согласные нужно произносить активно и четко: БУ-БУ-БУ-БУ-БУПП! БА-БА-БА-БА- БАПП! По этому принципу чередуют все парные согласные с каждой из гласных, в конце должен отчетливо слышаться «взрыв».
3. Произнесение гласных. Их учатся выговаривать перед зеркалом, чтобы контролировать правильность положения губ. Например, чтобы произнести звук [у], губы складывают трубочкой, в момент произнесения звука выдыхают воздух через узкое кольцо губ; звук [о] выговаривается, когда губы образуют кольцо, воздух выдыхается широким потоком. После этого приступают к тренировке звучания сочетаний гласных: АИ, ОИ, УИ, АО, АУ, ОЫ, ЭО, повторяя сочетания по три раза.
4. Произнесение трудных буквенных сочетаний. Прорабатывают такие сочетания как ЛРА, ЛРЯ, ЛРУ, ЛРЮ, ЧРА, ШРА, РЛО, МФО, РЛИ, МФЕ. Звуки можно комбинировать как угодно, например, в сочетании ДРДА-ДРДЯ заменяют [р] на любой другой согласный звук, например, ДЛДА. Все звуки нужно произносить четко, [р] должен отчетливо вибрировать.
Дополнительно для развития дикции используют прием проговаривания звуковых рядов. С его помощью улучшают четкость произношения, учатся произносить окончания слов полностью, без проглатывания. Примеры звуковых рядов:
ПТА-ПТО-ПТУ-ПТЭ-ПТЫ-ПТИ.
ПТКА-ПТКО-ПТКУ-ПТКЭ-ПТКИ-ПТКЫ.
КТА-КТО-КТУ-КТЭ-КТЫ-КТИ.
ЗДРИ-ЗДРЭ-ЗДРА-ЗДРО-ЗДРУ-ЗДРЫ.
Постановка дыхания
Важное свойство, помогающее правильной дикции, – умение дышать во время разговора. Человек может говорить только на выдохе, поэтому актер должен уметь дышать так, чтобы вдох не разрывал речевой поток, был незаметен для окружающих. Правильно поставленный выдох не нарушает интонацию, координируется с ритмом фразы и не мешает произношению слов.
Упражнения для тренировки дыхания:
1. Открывают рот, вдох и выдох делают через нос. Упражнение повторяют 10 раз.
2. Руку кладут на живот, делают медленный вдох носом, затем медленно выдыхают, но уже через небольшое отверстие между губами. Рука должна отчетливо ощущать движение живота, упражнение повторяют 5-6 раз.
3. Одну ноздрю закрывают пальцем, делают 5-6 вдохов и выдохов через другую ноздрю.
4. Вдыхают носом, при этом пальцами нажимают на крылья носа, чтобы создать сопротивление воздуху.
5. Вдыхают носом, затем резко выдыхают носом, при этом быстро втягивают мышцы живота.
Скороговорки
Самый простой и эффективный способ добиться четкого произношения – научиться правильно и понятно проговаривать скороговорки. Существует огромное количество интересных скороговорок, которые помогают улучшить произношение определенных звуков, чем больше скороговорок будет освоено актером, тем лучше будет его дикция.
Найти скороговорки легче всего в интернете, вот лишь несколько из них:
Интервьюер интервента интервьюировал.
Линолеум линял-линял, полиловел и вылинял.
Прокурор проколол дыроколом протокол.
Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку. По шоссе Саша шел, саше на шоссе Саша нашел.
Купи кипу пик, кипу пик купи, пик кипу купи.
Все скороговорки не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
Популярное упражнение – проговаривание скороговорки с положенными за щеки орешками, камушками или конфетами. В начале тренировок речь будет неразборчивой, но нужно учиться преодолевать сопротивление, стараться говорить внятно. Артикуляционные мышцы при этом получают максимальную нагрузку, что ускоряет достижение поставленной цели.
Сразу быстро и четко произносить скороговорки не получится, этому нужно учиться постепенно. Преподаватели дают такие советы по отработке скороговорок:
1. Начинайте произносить скороговорку медленно, вчитываясь в каждое слово и проговаривая каждый слог.
2. Постепенно ускоряйте темп произношения, звуки при этом артикулируйте с преувеличением.
3. Длинные скороговорки разбивайте на части – так легче произносить и запоминать их.
4. После отработки артикуляции приступайте к медленному проговариванию скороговорки шепотом, при этом старайтесь, чтобы каждый звук был предельно четким и понятным.
5. После того, как скороговорка была произнесена шепотом, пробуйте выговорить ее громко, с каждым разом увеличивая скорость речи.
6. Обращайте внимание на смысл скороговорки, старайтесь говорить с интонацией.
Чтобы выяснить, улучшилась дикция или нет, нужно слушать себя со стороны. Для этого рекомендуется периодически записывать свою речь на диктофон – при прослушивании записи будут слышны ошибки, станет понятно, на какие моменты обратить больше внимания.
Дикцию Станиславский относил к азам актерского искусства, изучение правильного произношения он сравнивал со школьной программой начальных классов. Актеры, которые не преодолевают эту программу, сталкиваются с трудностями на сцене, у них тормозится работа над ролью. Совет К. С. Станиславского « …однажды и навсегда покончить с элементарными требованиями дикции и звука» остается актуальным для каждого начинающего актера.
Еще упражнения
Интервью с куратором факультета речи и дикции Егором Архиповым
Простые, понятные, действенные и забавные речевые упражнения для дома и не только.
Купить курс за 1990 ₽ |
Click to order
Ссылка на курс приходит на почту в течение дня!
Пойти на курс:
Для тех, кто только начинает свой путь на сцену
Актерское мастерство
Речь, дикция и сторителлинг
Другие статьи
Упражнения при проблемах со стопами | Национальная служба здравоохранения сообщает
Изучите упражнения, которые помогут при проблемах с мышцами стопы или суставами
После любой проблемы с ногами важно восстановить подвижность и силу. Это способствует заживлению тканей и поможет вам снова начать двигаться.
Возможно, вы не сможете сразу вернуться к своему обычному уровню упражнений, и улучшения могут начаться медленно. Тем не менее, постепенное возвращение к нормальной деятельности — лучший способ получить хорошие краткосрочные и долгосрочные результаты после проблем с ногами.
При выполнении упражнений следует прислушиваться к уровню боли, особенно на ранних стадиях. Вы можете обнаружить, что эти упражнения вначале немного усиливают ваши симптомы. Однако со временем они должны становиться легче и при регулярной практике могут помочь улучшить подвижность стопы.
Если упражнения вызывают некоторый дискомфорт, то прием назначенных лечащим врачом или фармацевтом лекарств может помочь вам продолжать заниматься спортом.
Вы должны делать это упражнение стоя.
Размещение ноги в стороны и обратно — это одно повторение.
- Поставьте перед собой стул и опирайтесь на него. Отведите одну ногу назад, пока не почувствуете растяжение. Другая нога должна быть немного согнута вперед.
- Задержитесь на несколько секунд, а затем вернитесь в исходное положение.
Вы должны делать это упражнение сидя.
Подъем и опускание носка — одно повторение.
- Поставив ноги на пол, медленно начните направлять пальцы ног к потолку.
- Задержитесь на несколько секунд, а затем снова медленно опустите пальцы ног на землю.
Вы должны делать это упражнение сидя или лежа.
Сгибание и отпускание пальцев ног — одно повторение.
- Поставьте пятку на пол так, чтобы пальцы ног были направлены к потолку. Плотно согните пальцы ног.
- Еще раз отпустите пальцы ног.
Вы должны делать это упражнение сидя.
Подъем и опускание пяток — одно повторение.
- Поставьте ноги на пол, а затем постепенно поднимите пятку до комфортного положения.
- Медленно опустите пятки на пол.
Как понять, что вы тренируетесь на правильном уровне
Это руководство поможет вам понять, правильно ли вы тренируетесь. Это также позволит вам увидеть, насколько приемлема боль или дискомфорт.
Может быть полезно оценить вашу боль по 10-балльной шкале (0 — отсутствие боли, 10 — самая сильная боль, которую вы когда-либо испытывали), например:
- от 0 до 3 — минимальная боль
- от 4 до 5 — приемлемая боль
- от 6 до 10 — сильная боль
Боль во время упражнений
Старайтесь удерживать свою боль в диапазоне от 0 до 5. Если ваша боль превысит этот уровень, вы можете изменить упражнения следующим образом:
- уменьшив количество повторений движения
- уменьшение скорости движения
- увеличение времени отдыха между движениями
Боль после тренировки
Упражнения не должны усугублять существующую боль в ногах в целом. Тем не менее, выполнение новых упражнений может иногда вызывать кратковременную мышечную боль, поскольку тело привыкает к новым движениям. Такая боль должна быстро ослабевать, и ваша боль не должна усиливаться на следующее утро после тренировки.
Сколько и как часто
Вы должны постепенно добавлять упражнения в свой распорядок дня, чтобы уменьшить боль в ногах.
Упражнения на движение
Повторения — это частота выполнения одного движения. Приступая к новым упражнениям, может быть полезно делать от 2 до 3 повторений за раз.
Лучше делать небольшими порциями в течение дня. Например, практикуйте повторения каждый час.
По мере того, как будет становиться легче, и если вы чувствуете, что можете, добавляйте 1 или 2 повторения к своим движениям каждые несколько дней.
Когда вы научитесь делать больше повторений, будет полезно разбить упражнения на подходы. Это означает, что вы можете делать больше повторений за один раз, но в течение дня вы будете делать их реже. Например:
- Сделайте 8 повторений.
- Отдохни минуту.
- Повторите еще один подход из 8 повторений.
- Повторяйте это 2-3 раза в день.
Со временем вы можете попробовать увеличить количество повторений. Максимум 2 подхода по 15 повторений.
Упражнения на растяжку
Целью растяжки является удержание положения в течение более длительного периода времени. Со временем это может помочь улучшить диапазон движений.
При выполнении упражнения вы должны чувствовать легкое растяжение. Это не должно быть больно или неудобно.
Постарайтесь удерживать растяжку в течение 20-30 секунд, если это возможно.
Попробуйте сосредоточиться на выполнении комплексов упражнений. Например, сделайте от 2 до 3 подходов растяжки. Старайтесь делать это 2-3 раза в день.
По мере того, как вы будете больше растягиваться, вы почувствуете, что ваш диапазон движений увеличился, и вы сможете растягиваться дальше.
Когда остановиться
Прекратите эти упражнения, если они ухудшают ваши симптомы или вызывают новую боль.
Если после выполнения этого совета боль в стопе усиливается, рекомендуется поговорить с врачом о своих симптомах.
Помощь и поддержка
Подробнее о самостоятельном решении проблемы со стопой
Если боль в стопе не уменьшилась в течение 6 недель после выполнения этого совета, рекомендуется поговорить с врачом о своих симптомах.
упражнений на гибкость — NHS
Эти упражнения на гибкость можно выполнять дома, чтобы улучшить свое здоровье и подвижность.
Не беспокойтесь, если вы какое-то время мало занимались спортом, упражнения несложные и их легко выполнять.
Носите свободную удобную одежду и держите под рукой немного воды. Медленно наращивайте нагрузку и стремитесь постепенно увеличивать количество повторений каждого упражнения с течением времени.
Старайтесь выполнять эти упражнения не реже двух раз в неделю и комбинируйте их с другими упражнениями из этой серии:
- сидячие упражнения
- упражнения на равновесие
- силовые упражнения
вращение шеи
Улучшает подвижность и гибкость шеи.
A. Сядьте прямо, плечи опущены. Смотреть прямо вперед.
B. Медленно поверните голову к левому плечу, насколько это удобно. Задержитесь на 5 секунд и вернитесь в исходное положение.
C. Повторить справа.
Сделайте по 3 вращения в каждую сторону.
Растяжка шеи
Подходит для расслабления напряженных мышц шеи.
A. Сидя прямо, смотрите прямо перед собой и придерживайте левое плечо правой рукой.
B. Медленно наклоните голову вправо, удерживая плечо внизу.
C. Повторить на противоположной стороне.
Удерживайте каждую растяжку в течение 5 секунд и повторите 3 раза для каждой стороны.
Боковые наклоны
Помогает восстановить гибкость нижней части спины.
A. Встаньте прямо, ноги на ширине плеч, руки по бокам.
B. Опустите левую руку вниз, насколько это удобно. Когда вы опускаете руку, вы должны чувствовать растяжение в противоположном бедре.
C. Повторите с правой рукой.
Удерживайте каждую растяжку в течение 2 секунд и выполняйте 3 на каждую сторону.
Растяжка икроножных мышц
Подходит для расслабления напряженных икроножных мышц.
A. Упритесь руками в стену для устойчивости. Согните правую ногу и отведите левую ногу назад на расстояние не менее фута, сохраняя ее прямой.