До потери сознания Зачем мужчины и женщины веками пытались казаться тоньше, чем на самом деле: Стиль: Ценности: Lenta.ru
Тонкая талия у женщин в моде практически всегда: с древних времен до наших дней от женщины даже при наличии пышной груди и основательных бедер ожидали тончайшей талии. На протяжении нескольких столетий этого добивались с помощью специального белья — корсета. «Лента.ру» исследовала его историю.
Талия матроны
Корсет, во всяком случае корсет второй половины XIX столетия, — изделие, как сейчас бы сказали, высокотехнологичное: это понятно любому, кто видел это сооружение в одном из музеев быта или моды. Для корсетов использовался такой не самый распространенный в повседневной жизни материал, как китовый ус (гибкие костные пластины из ротовой полости морского млекопитающего), а для изготовления требовалось недюжинное владение не только материалом, но технологией кройки и шитья. Поэтому легко догадаться, что в те времена, когда такие технологии были недоступны, корсетов в понимании позапрошлого века просто не существовало.
Однако избыточная полнота не приветствовалась у женщин даже в древности. Первые упоминания о корсете (точнее, его примитивных прообразах) историки костюма относят к XVII столетию до нашей эры — нечто подобное носили в Древнем Египте и Междуречье. В античности мода сохранилась. Чтобы скрыть избыточность форм (помимо жирка на талии, это могла бы быть и слишком пышная грудь), девушки и даже молодые матроны в Древнем Риме, например, туго обматывали свои тела полосами плотной ткани (например, льна). Тот же прием использовался при желании по тем или иным причинам скрыть беременность на ранних сроках.
Корсет вошел в повседневный обиход в Европе в Средние века. Как ни странно, первоначально он появился не для того, чтобы поярче подчеркнуть женские прелести, а скорее наоборот — чтобы их отчасти скрыть. Корсеты XVI века из металлических пластин и со шнуровкой на спине максимально прижимали женскую грудь, чтобы она не выглядела излишне пышной. При этом незамужним женщинам разрешалось обнажать верх груди почти до сосков: считалось, что им так легче найти себе супруга. На известном портрете работы Франсуа Клуэ Диана Пуатье, фаворитка французского короля Генриха II, изображена с декольте, смелым даже по современным меркам.
Платья такого рода были дорогими, их в основном носили аристократки. Именно они изображены на портретах кисти Гольбейнов и других художников позднего Средневековья и Ренессанса. Для простолюдинок был бюджетный вариант — похожий на жилет корсаж из ткани со шнуровкой спереди, который можно было быстро и удобно надевать самостоятельно поверх рубашки (корсет на аристократках затягивали служанки). Функции корсажа были те же, что и у корсета — поддержка бюста и формирование акцента на талию.
Неунесенные ветром
Подлинного своего расцвета корсеты достигли в начале XVII столетия. У самой утянутой талии все же есть какие-то чисто физиологические пределы. Даже если девушка очень худенькая от природы и затягивать ее начали еще ребенком, сделать талию уже 35 сантиметров (стандарт XVI века) сложно. Чтобы она все же казалась еще более тонкой, портные измыслили фижмы: накладки, набитые ватой, которые надевались под нижние юбки и собственно платье. Талия над широченными фижмами выглядела неправдоподобно узкой.
О том, что затягивать девочек-аристократок в корсеты начинали еще задолго до пубертата, свидетельствует знаменитое полотно Веласкеса «Менины»: на переднем плане изображена маленькая дочь испанского короля Филиппа IV принцесса (или, на испанский лад, инфанта) Маргарита Тереза, будущая императрица Священной Римской империи, в пышном парчовом платье с фижмами и в корсете. Девочка затянута в рюмочку, хотя на момент завершения художником картины ей было всего пять лет.
Впоследствии традиция ношения узких корсетов и широких фижм никуда не делась — менялись лишь формы и материалы. В XVII столетии китобойный промысел был развит уже настолько, чтобы для дорогих корсетов использовать пластины китового уса, а не заставлять состоятельных аристократок мучиться в жестких корсетах с деталями из металла или дерева. И без того это был не самый полезный для женского здоровья предмет одежды: корсет стягивал и сжимал не только собственно талию, но и ребра. Из-за этого грудная клетка девушки могла формироваться неправильно, да и дышать ей было тяжело. Обмороки часто провоцировала именно слишком жесткая шнуровка.
Как выглядел ежеутренний процесс одевания девушки в корсет, отлично описано в романе американской писательницы Маргарет Митчелл «Унесенные ветром», действие которого происходит в Америке времен войны Севера и Юга — то есть начала 1860-х годов. Там же упоминается и о последствиях ношения подобного рода одежды. Служанка-нянька одевает главную героиню, Скарлетт о’Хара.
«— Ухватитесь за что-нибудь покрепче и втяните живот, — распорядилась она.
Скарлетт послушно выполнила приказ, вцепившись обеими руками в спинку кровати. Мамушка, поднатужившись, затянула шнуровку, и когда тоненькая, зажатая между пластинок из китового уса талия стала еще тоньше, взгляд ее выразил восхищение и гордость.
— Да уж, такой талии, как у моего ягненочка, поискать! — одобрительно промолвила она. — Попробуй затяни так мисс Сьюлин, она тут же — хлоп в обморок!»
Во времена Скарлетт, кстати, старомодные фижмы давным-давно ушли в прошлое. Они уступили место сначала ампирным платьям прямого силуэта (самым, пожалуй, гуманным к женщинам из всей моды XVII-XIX веков), а потом — широченным кринолинам (поддерживающей юбки конструкции из нескольких соединенных друг с другом колец). Позже женщины отказались и от кринолинов: в них было неудобно ходить, сидеть в карете или даже в узком кресле. Вместо кринолинов в 1870-е годы и позже, в так называемую belle epoque, женщины стали носить турнюры (нечто вроде фижм, но надеваемое под юбку не по бокам, а сзади).
Красота против медицины
Корсет при этом никуда не делся: весь XIX век женщины продолжали затягивать талии. Причем делали это не только аристократки, но и горожанки, представительницы среднего класса: промышленное производство породило швейные фабрики и большие мастерские, где пошив белья был поставлен на поток. Бюстгальтеров в современном понимании этого слова не было до самого конца XIX столетия, и женщины поддерживали бюсты корсетами — разве что стандарт 35 сантиметров ушел в прошлое (и не мог не уйти: люди XIX века были выше и шире в кости, чем их далекие предки).
За девушек заступились врачи и гигиенисты. Медицина достигла развития, достаточного для того, чтобы связать проблемы с органами дыхания, строением грудной клетки и анемией именно с затягиванием в корсет. Более того: стягивались даже беременные женщины, что могло привести к выкидышу. Специалисты по истории моды Валери Стил и Коллин Гау опубликовали научное исследование, базирующееся на анализе исторических документов — писем и дневников. Они сделали вывод, что в целом стягиваться буквально в рюмку женщин никто не заставлял — они делали это по той же самой причине, по которой сейчас увеличивают свой бюст или «накачивают» губы в клиниках пластической хирургии: из женского тщеславия. Однако надо учесть, что даже в XIX веке женщина из привилегированного сословия могла устроить свое будущее только посредством удачного замужества. Нормальное образование и работа ей не светили. Затягиваться дочерей-невест могли вынуждать и родители, стремившиеся выдать их замуж самым перспективным образом.
Может показаться удивительным, но корсеты носили и мужчины. В belle epoque на страницах парижских модных журналов легко обнаружить различные модели этого предмета одежды для джентльменов. Он не был обязательным, скорее это была принадлежность светских франтов — преимущественно военных. Мода на мужские корсеты появилась еще на рубеже XVIII-XIX веков: например, из исторических анекдотов известно, что его носил российский император Александр I, вообще относившийся к своей внешности с большим вниманием, но склонный к полноте.
Примеру венценосных особ следовали и обычные люди. Если фигура бравого гвардейца, злоупотребляющего шампанским и жирной пищей, начинала терять былое изящество, и мундир уже не сидел идеально, офицер мог затянуться в корсет. Надевали его и молодящиеся холостяки и вдовцы, рассчитывавшие на выгодную женитьбу на богатой наследнице. Над такими мужчинами могли слегка подсмеиваться в мужских компаниях, но в целом ношение корсета джентльменом было абсолютно нормальной практикой.
Конец прекрасной эпохи?
Первые суфражистки, а затем и феминистки были чрезвычайно благодарны французскому модельеру Полю Пуаре, который первым предложил женщинам платья, которые следовало носить без корсета. Свою роль сыграло и изобретение современного бюстгальтера, пришедшееся на те же годы — начало XX века, и Первая мировая: война, на которую уходило много денег и «человеческого ресурса», упростила и нравы, и гардероб. До конца Второй мировой женщины о корсетах в сущности не вспоминали: исключением были разве что актрисы, которые на сцене и экране должны были выглядеть стройнее, чем в реальности, и дамы полусвета, для которых корсет, надетый без платья, был своего рода «эротической униформой».
Однако мода имеет тенденцию к цикличности. В 1947 году еще один французский модельер, Кристиан Диор, выпустил свою первую коллекцию под названием New Look («Новый взгляд», или «Новый вид»). Как обычно бывает, новое оказалось хорошо забытым старым: центральной идеей дизайнерского взгляда Диора были широкие юбки, подчеркивающие осиную талию. Добиться ее можно было только с помощью корсета.
Как и в начале XX века, во второй его половине женщин от корсета избавила эмансипация. Женщины стали получать образование, перестали зависеть от замужества, а благодаря сексуальной революции смогли сами решать вопросы деторождения и планирования семьи. Почти сразу они избавились от корсетов, которые вернулись в среду эротической индустрии и в лучшем случае бурлеска.
Именно в этом качестве их воспроизводят в своих коллекциях современные модельеры. Для британки Вивьен Вествуд корсеты были панковской иронией в адрес зашоренной викторианской и неовикторианской моды. Тьерри Мюглер ассоциировал их с сексуальным доминированием «сильных женщин». Одной из самых знаковых модных вещей конца прошлого века стал концертный корсет певицы Мадонны с бюстье из остроконечных конусов, придуманный для нее модельером-хулиганом Жаном-Полем Готье к концертному туру Blonde Ambition в 1990 году. Великий дизайнер Александр Маккуин вводил корсет в свои коллекции, трактуя его посредством вечные проблемы насилия и свободы, красоты, требующей жертв, а Джон Гальяно не только одевал в корсет своих моделей на подиуме, но и надевал его сам.
Следуя примеру Мадонны, корсеты носят многие эстрадные звезды — от Мэрилина Мэнсона, нередко примеривавшего на себя имидж травести, до Бейонсе и Леди Гаги. Они могут появиться в этом предмете одежды и на сцене, и (при должном уровне эпатажности) на красной дорожке кинофестиваля или премии. В топах, похожих скорее на корсажи, чем на корсеты, появляются на публике члены семейства Кардашьян и другие телезвезды и соцсетевые инфлюенсерки.
В наши дни корсет — декоративный акцент в подиумных коллекциях (преимущественно haute couture) или эротическая игрушка в «будуарных» коллекциях производителей белья (особенно такими мотивами увлекается основанный некогда сыном Вивьен Вествуд бренд Agent Provocateur). В повседневной жизни настоящие, жесткие корсеты не носят — и как, вероятно, сказали бы большинство современниц Скарлетт о’Хара, и к счастью.
TOM TAILOR размерная сетка, таблицы размеров мужской и женской одежды и обуви
TOM TAILOR размерная сетка, таблицы размеров мужской и женской одежды и обувифутболки, топы, пуловеры
блузки, пиджаки, платья
джинсы, шорты
брюки
юбки
куртки
ремни
обувь
Международный размер | Российский размер | Обхват груди (см) | Обхват талии (см) | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
XXS | 38 | 76-79 | 58-61 | |||||
XS | 40 | 80-83 | 62-65 | |||||
S | 42 | 84-87 | 66-69 | |||||
M | 44-46 | 88-91 | 70-73 | |||||
L | 92-95 | 74-77 | ||||||
XL | 52 | 96-100 | 78-82 | |||||
XXL | 54 | 101-105 | 83-87 | |||||
XXXL | 56 | 106-111 | 88-93 | |||||
Международный размер | XXS | XS | S | M | L | XL | XXL | XXXL |
Российский размер | 38 | 40 | 42 | 44-46 | 48-50 | 52 | 54 | 56 |
Обхват груди (см) | 76-79 | 80-83 | 84-87 | 88-91 | 92-95 | 96-100 | 101-105 | 106-111 |
Обхват талии (см) | 58-61 | 62-65 | 66-69 | 70-73 | 74-77 | 78-82 | 83-87 | 88-93 |
джинсы и брюки
куртки
футболки, топы, блузки и свитшоты
юбки и платья
1. | 2-3 года | 3-4 года | 4-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет | 7-8 лет | 8-9 лет | 9-10 лет | 10-11 лет | 11-12 лет | 12-13 лет | 13-14 лет | 14-15 лет | 16-17 лет | 18-19 лет | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Рост (см) | 92 | 98 | 104 | 110 | 116 | 122 | 128 | 134 | 140 | 146 | 152 | 158 | 164 | 170 | 176 | 182 |
Обхват талии (см) | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56,5 | 58 | 59,5 | 61 | 62,5 | 64 | 65,5 | 67 | 68,5 | 70 | 71,5 |
Обхват бедер (см) | 55 | 57 | 59 | 61 | 63 | 69 | 72 | 75 | 78,5 | 82 | 85,5 | 89 | 92,5 | 96 | 99,5 |
Окружность талии и уровень тестостерона у мужчин, проживающих в сообществе.
Исследование Тромсё . 2004;19(7):657-63. doi: 10.1023/b:ejep.0000036809.30558.8f.Йохан Свартберг 1 , Дениз фон Мюлен, Йохан Сундсфьорд, Рольф Йорде
принадлежность
- 1 Медицинский факультет Университетской больницы Северной Норвегии, Тромсё, Норвегия. [email protected]
- PMID: 15461197
- DOI: 10.1023/b:ejep.0000036809.30558.8f
Йохан Свартберг и др. Евр J Эпидемиол. 2004.
. 2004;19(7):657-63. doi: 10.1023/b:ejep.0000036809.30558.8ф.Авторы
Йохан Свартберг 1 , Дениз фон Мюлен, Йохан Сундсфьорд, Рольф Йорде
принадлежность
- 1 Медицинский факультет Университетской больницы Северной Норвегии, Тромсё, Норвегия. [email protected]
- PMID: 15461197
- DOI: 10.1023/b:ejep.0000036809.30558.8f
Абстрактный
Чтобы изучить взаимосвязь общего и свободного тестостерона и глобулина, связывающего половые гормоны (ГСПГ), с центральным ожирением у мужчин, мы обследовали 1548 мужчин в возрасте 25-84 лет, принимавших участие в обследовании 1994—1995 гг. исследования Тромсё. Общий тестостерон и ГСПГ измеряли иммуноанализом и рассчитывали фракцию свободного тестостерона. Эти измерения были проанализированы в отношении антропометрических данных и факторов образа жизни. Скорректированная по возрасту корреляция между окружностью талии (ОТ) и общим тестостероном составила -0,34 (p < 0,001), между ОТ и свободным тестостероном -0,09.(p < 0,001) и между ОТ и ГСПГ -0,44 (p < 0,001). Поправка на ИМТ и образ жизни ослабила, но не устранила эти связи. Все ассоциации гормонов и ГСПГ были сильнее для ОТ, чем для соотношения талии и бедер или ИМТ. При анализе с поправкой на возраст и ИМТ мужчины с ОТ >
или = 102 см имели значительно более низкие уровни общего тестостерона и ГСПГ по сравнению с мужчинами с оптимальным ОТ, определяемым как < 94 см (12,3 против 13,9 нмоль/л; p < 0,01 и 48,5 против 55,1 нмоль/л, р < 0,001 соответственно). Самые низкие уровни общего и свободного тестостерона наблюдались у мужчин с относительно высоким ОТ, несмотря на относительно низкий общий уровень ожирения (ИМТ), что позволяет предположить, что ОТ должен быть предпочтительным антропометрическим показателем для прогнозирования уровней эндогенного тестостерона.Похожие статьи
- Ассоциации эндогенного тестостерона и глобулина, связывающего половые гормоны, с уровнями гликозилированного гемоглобина у мужчин, живущих в сообществе. Исследование Тромсё.
Свартберг Дж., Дженссен Т., Сундсфьорд Дж., Джорде Р. Свартберг Дж. и соавт. Диабет метаб. 2004 г., 30 февраля (1): 29–34. doi: 10.1016/s1262-3636(07)70086-1. Диабет метаб. 2004. PMID: 15029095
- Связь возраста, факторов образа жизни и хронических заболеваний с тестостероном у мужчин: исследование Тромсё.
Свартберг Дж., Мидтби М., Бонаа К.Х., Сундсфьорд Дж., Йоакимсен Р.М., Йорде Р. Свартберг Дж. и соавт. Евр Дж Эндокринол. 2003 г., август; 149 (2): 145–52. doi: 10.1530/eje.0.14
. Евр Дж Эндокринол. 2003. PMID: 12887292 Клиническое испытание. - Низкий уровень тестостерона в сыворотке у мужчин обратно пропорционален уровню триглицеридов в сыворотке крови не натощак: исследование в Тромсё.
Агедаль И., Скьерпе П.А., Хансен Дж.Б., Свартберг Дж. Агедал I и др. Nutr Metab Cardiovasc Dis. 2008 май; 18 (4): 256-62. doi: 10.1016/j.numecd.2007.01.014. Epub 2007 8 июня. Nutr Metab Cardiovasc Dis. 2008. PMID: 17560771
- Низкий уровень тестостерона и глобулина, связывающего половые гормоны, и высокий уровень эстрадиола являются независимыми предикторами диабета 2 типа у мужчин.
Викан Т., Ширмер Х., Ньёльстад И., Свартберг Дж. Викан Т. и др. Евр Дж Эндокринол. 2010 г., апрель; 162(4):747-54. дои: 10.1530/EJE-09-0943. Epub 2010 8 января. Евр Дж Эндокринол. 2010. PMID: 20061333
- Низкий уровень глобулина, связывающего половые гормоны, более тесно связан с метаболическим синдромом, чем низкий уровень общего тестостерона у пожилых мужчин: исследование «Здоровье мужчин».
Chubb SA, Hyde Z, Almeida OP, Flicker L, Norman PE, Jamrozik K, Hankey GJ, Yeap BB. Чабб С.А. и др. Евр Дж Эндокринол. 2008 г., июнь; 158 (6): 785-92. дои: 10.1530/EJE-07-0893. Евр Дж Эндокринол. 2008. PMID: 18505902
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
- Мужские половые гормоны, метаболический синдром и аквапорины: триада игроков в мужской (не)фертильности.
Нунес Д.К., Рибейро Х.К., Алвес М.Г., Оливейра П.Ф., Бернардино Р.Л. Нуньес, округ Колумбия, и соавт. Int J Mol Sci. 2023 19 января; 24 (3): 1960. дои: 10.3390/ijms24031960. Int J Mol Sci. 2023. PMID: 36768282 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.
- Роль глобулина, связывающего половые гормоны, в гипотезе свободного гормона и значение свободного тестостерона в физиологии андрогенов.
Наринкс Н., Дэвид К., Уолравенс Дж., Вермеерш П., Классенс Ф., Фирс Т., Лапау Б., Антонио Л., Вандершурен Д. Наринкс Н. и др. Cell Mol Life Sci. 2022 7 октября; 79 (11): 543. doi: 10.1007/s00018-022-04562-1. Cell Mol Life Sci. 2022. PMID: 36205798 Обзор.
- Исследование взаимосвязи между гормоном и Lp(a) у китайских пациентов с избыточным весом/ожирением.
Chang X, Bian N, Ding X, Li J, An Y, Wang J, Liu J, Wang G. Чанг X и др. BMC Endocr Disord. 2022 16 мая; 22 (1): 131. дои: 10.1186/с12902-022-01021-7. BMC Endocr Disord. 2022. PMID: 35578222 Бесплатная статья ЧВК.
- Курение обструктивного апноэ сна: аргументы в пользу отличительного фенотипа и индивидуального вмешательства.
Оцеля М.Р., Тренчеа М. , Рашку А., Антониу С., Зуграву К., Буснату Ш., Симионеску А.А., Аргир О.К. Оцелеа М.Р. и соавт. J Pers Med. 2022 16 февраля; 12 (2): 293. дои: 10.3390/jpm12020293. J Pers Med. 2022. PMID: 35207781 Бесплатная статья ЧВК.
- Влияние длительного гипогонадизма на состав тела и морфометрию стареющих самцов крыс линии Вистар.
Борбелева В., Шараева В., Ренцес Э., Чонка Ю., Янко Ю., Шебекова К., Штефикова К., Остатникова Д., Целец П. Борбелёва В. и соавт. Физиол рез. 2021 31 декабря; 70 (S3): S357-S367. doi: 10.33549/physiolres.934836. Физиол рез. 2021. PMID: 35099254 Бесплатная статья ЧВК.
Просмотреть все статьи «Цитируется по»
Рекомендации
- Дж Эндокринол Инвест. 1988 март; 11 (3): 205-10 — пабмед
- Int J Obes Relat Metab Disord. 1997 Январь; 21(1):1-5 — пабмед
- Дж Эндокринол Инвест. 1999;22(5 Дополнение):110-6 — пабмед
- Мед Гипотезы. 2001 июнь; 56 (6): 702-8 — пабмед
- J Clin Endocrinol Metab. 2001 Февраль; 86 (2): 724-31 — пабмед
Типы публикаций
термины MeSH
вещества
ЭВОЛЮЦИЯ МУЖСКОЙ ТАЛИИ
Я читал, что читатели предпочитают личное общему, конфессиональное теоретическому. Итак, я признаюсь. Раньше я думал, что я худой. Так что моя одежда была тесной. Но потом, на вечеринке в доме моего брата, когда я весело растянулся на диване, мой брат сказал: «О, чувак, убери свой живот». Как незваный угорь среднего размера, мой живот присоединился к вечеринке. И я не был таким худым, как я себе представлял. Ужасно, когда образ вашего тела и реальность не совпадают, и вы осознаете этот факт.
Это было много лет назад, а совсем недавно, благодаря разрыву отношений и травме, я похудел. Теперь у меня узкая талия.
Значит, быть стройной. Я уверен, что это не продлится долго (и я смотрю и проверяю). Но это прекрасно. Он кажется очень «легким» вокруг талии. И я думаю о языке, который мы обычно используем для описания мужских форм – например, змеиные бедра.
Тело подвержено моде. Мы знаем это. Различные части тела и формы становятся более заметными, более обсуждаемыми. Больше настоящего.
Для мужчин талия — это модно. Это были шесть кубиков, но теперь это талия. Недавно я заметил постер Сильвестра Сталлоне в лондонском метро. У Сталлоне есть талия. Что меня удивило. Я думаю, что Бекхэм начинает бороться со своим. В городском спортзале, который я посещаю, мальчики (и мужчины) разглядывают свои талии в зеркалах. В более жестком спортзале в Вуд-Грин на севере Лондона, где мальчики-греки и мусульмане говорят с акцентом хип-хопа, они смотрят на свои шесть кубиков, предплечья и плечи. Но богатые мальчики следят за своей талией.
Возможно, мне следует собрать больше улик. Но мода — это игра на догадках. И у меня есть ощущение, что тонкая талия более привлекательна, чем четкие шесть кубиков. Лично я нахожу пресс с шестью кубиками слишком сложным — чрезмерно определенным и напряженным. Эстетически, во всяком случае.
Вернитесь на несколько веков назад. Тициан рисует мужчин более толстыми, чем Микеланджело. Если сравнить размеры талии у Тициана и Микеланджело, то у Тициана мужчины крупнее. Давид Тициана не имеет тела Давида Микеланджело; У тициановского Давида толстые руки. Бичеванный Христос Тициана мягок в области живота, у него нет определения микеланджеловской Пьеты.
Тициан не про «жир». Он о плоти и движении. Но линии талии Давида Микеланджело и его нежных Умирающего Раба и Адама стройны. Косые мышцы по бокам туловища туго натянуты; на боках не видно жира. Только в конце своей карьеры Микеланджело показывает мужчин с толстой талией. Вы найдете их в его Страшном суде.
А у Давида Микеланджело нет выгравированной упаковки из шести штук. Дэвид подтянут и имеет четкость. Но не так много определений. Сам Микеланджело не был пузатым человеком. «Я должен отметить, что телосложение Микеланджело было очень крепким, — писал Вазари в 1550 году, — ибо он был тощим и жилистым…»
Основой истории искусства является то, что Микеланджело, Леонардо, Тициан, Мантенья и другие находились под влиянием греческого и римского искусства. Микеланджело-подросток провел много времени в саду Медичи, изучая их коллекцию греческих и римских статуй — копируя их «с таким усердием», как сказал Асканио Кондиви в 1553 году.
У греческих статуй тонкие талии. И красивые мышцы. В Олимпийском музее в Афинах находится безголовый торс с западного фронтона храма Зевса — ему более 2000 лет — узкая талия, острые широчайшие, косые мышцы туго натянуты под кожей, талия гладкая и тугая.
Реальное тело среднего грека не было таким стройным или мускулистым, как на изображениях, которые они оставили после себя. На самом деле тела были «толще» с «более короткими конечностями», — говорит Эндрю Стюарт в книге «Искусство, желание и тело в Древней Греции». Он пишет: «Образ их общего вида, получаемый из остеоархеологических свидетельств, не совпадает с идеализированным изображением человеческого тела в греческой скульптуре».
Но греческое искусство формирует идеального человека. Вы можете проследить линию от Аттики/Афин до Микеланджело, Дэниела Крейга, Бекхэма и мальчиков, которые смотрят, прихорашиваются и лебедят в моем спортзале в Сити.
Я не специалист по древнегреческой культуре и верованиям. Но они любили человеческое тело. Сохранившееся греческое искусство изображает безупречные идеализированные тела. Если внимательно прочитать Гомера, то можно предположить, что тело более ценно, чем «тень» или «душа». Греки делали своих богов в образах мускулистых, стройных мужчин. И в Греции была культура спортзала.
Кажется, существует некоторая путаница в отношении гомосексуальности и Древней Греции. Это то, что я узнал (прочитав несколько книг). Пожилые мужчины, обычно мужчины из высшего сословия, обычно спали с более молодыми мужчинами из высшего сословия. И не идентифицировали себя как «геев». Эти отношения между мужчинами были социально кодифицированы по-другому. Это сработало так. Пожилой, влиятельный мужчина взял в любовники юношу помоложе (13 лет и старше). Пожилой мужчина обучал или обучал мальчика упражнениям, войне, искусству, экономике, любви и философии. Некоторые из этих мужчин были «геями» в нашем понимании этого слова. Другие бы никогда не назвали себя таким образом. Они были обычными, высококлассными греками с женами, семьями и красивым любовником.
Но они идеализировали молодых мужчин. Они идеализировали их так же, как наша культура идеализирует молодых женщин. Вот почему искусство такое, какое оно есть. Итак, у нас есть Бритни-Мадонна; у них был Ганимед-Курос. Есть строчка греческого поэта Анакреона. Кто-то спросил его, почему он написал так много стихов о молодых людях. Он сказал: «Потому что мальчики — наши боги».
Нетрудно «достать» греческий идеал. Если посмотреть на изображения на древнегреческих вазах, то на них изображены красивые мужчины — как пожилые, так и молодые — с узкой талией, хорошей мускулатурой, идеальными пропорциями, треугольной грудью, волнистыми поверхностями, выдающимися ягодицами и обезжиренным телом. Некоторые вещи вы должны представить. Статуи совершенных, красивых мужчин в сияющих золотых бронзах и черном лаке — они были бы восхитительны под ярким, палящим, бескрайним средиземноморским солнцем. Это было общество, в котором «гомоэротический взгляд считался само собой разумеющимся», — пишет Стюарт.
Греческий идеал возвращается в западный мир в эпоху Возрождения, когда Микеланджело и его коллеги часами изучали фрагменты греческого искусства. А идеал восходит к Марку Уолбергу, Бекхэму и современной липосакции. Можно сказать, что западное воображение видит своих богов в образах греческого идеала. Изможденный двухмерный Иисус XII века уступил место более плотному Христу Беллини и более мускулистому (и стройному) Пьете и Воскресшему Христу Микеланджело.
Но нет никаких причин, по которым свободная от жира талия более привлекательна, чем более толстое и чувственное тело. Я уверен, что мы могли бы научиться любить силуэт Тициана; Я прожил с таким телом большую часть своей жизни. А в конце своей карьеры Микеланджело рисовал мужчин с толстой талией — он тоже видел ту красоту, которая здесь была.
Само слово «талия» происходит от староанглийского «waest», что означает расти или увеличиваться.