«МНЕ НА ПЛЕЧИ КИДАЕТСЯ ВЕК-ВОЛКОДАВ…»
«Цехъ поэтовъ».
Няганский ТЮЗ.
Режиссер Иван Комаров, идея и музыкальное оформление Юлии Барановой.
В последние годы направление нового просветительского театра получает активное развитие: все чаще проходят лаборатории, посвященные научпопу, как во взрослом, так и в детском театре; появляются спектакли, освещающие биографии известных личностей прошлого, а также спектакли в жанре, который можно было бы обозначить как «эдьютеймент». Только в прошлом сезоне вышло несколько заметных проектов, созданных на стыке театра и науки, — это спектакли-лекции «Капитал» Нади Кубайлат в московском театре «Среда 21», «Изобретая повседневность» Евгения Маленчева в тюменском Молодежном театральном центре «Космос», «РыСи» в Центре Вознесенского в Москве (режиссер Филипп Виноградов).
Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.
На территорию игрового образования заходит в своей недавней премьере и Няганский ТЮЗ. Просветительская миссия спектакля Ивана Комарова «Цехъ поэтов» — рассказать о феномене поэзии Серебряного века через музыкальное переосмысление произведений, к ней принадлежащих.
Сценическое пространство предельно лаконично: круглая сцена-постамент в центре, воссоздающая один из залов литературно-артистического кабаре «Подвал Бродячей собаки» — культового места начала XX века. Герои спектакля — Анна Ахматова (Юлия Баранова), Николай Гумилев (Айвар Хучахметов), Алексей Крученых (Василий Казанцев), Осип Мандельштам (Ильнур Мусин), Марина Цветаева (Анастасия Крепкина) и сопровождающие их Николай Оцуп (Данил Суворков), выполняющий роль лектора, Пушкин (Мирон Слюсарь) и его няня (Екатерина Ермохина), введенные для создания иронической надстройки и полемичности между Золотым и Серебряным веками.
Данил Суворков, играющий Николая Оцупа, автора известной статьи «Серебряный век русской поэзии», выходит на сцену в стилизованном костюме, шляпе, с выбеленным лицом (художник по костюмам Юлия Ветрова) и начинает рассказ о времени, в которое зрителю предстоит погрузиться. Его персонаж — проводник в события столетней давности, комментатор, прокладывающий мостик между веками.
Однако с самого начала возникает проблема артистической непогруженности в материал, его недостаточно глубокого знания, связанная, в первую очередь, с отсутствием в постановочной группе человека науки — того, кто мог бы действительно увлечь поэзией Серебряного века — сначала артистов, а через них и зрителей. Формальность и необязательность чувствуются во всей просветительской части спектакля: так, например, поэты разных направлений представлены здесь как единое дружное целое, стремящееся сбросить с корабля современности чудаковатого Пушкина; судьбы поэтов, безусловно, схожие в своей неустроенности, но все же предельно разные по развитию и разрешению каждой трагедии, показаны довольно схематично и необязательно.Д. Суворков (Оцуп).
Фото — архив театра.
Поэты Серебряного века тут не сложные и противоречивые личности, а скорее масочные персонажи, которых артисты обозначают, а не представляют в психологическом объеме. Мы почти ничего не узнаем об Ахматовой, оставшейся в России и пережившей своих коллег по цеху, вскользь упоминается о расстреле Гумилева. Самые большие биографические куски отведены Цветаевой и Мандельштаму — есть попытка переключения способов существования и у актеров, их исполняющих. Но если Ильнур Мусин от масочного представления переходит к присвоению своего героя, то Анастасия Крепкина идет по другому пути. Ее Цветаева — одномерная женщина трудной судьбы, и эта судьба показана преимущественно через материнское несчастье.
Актриса сидит в луче света в трагически изломленной позе, но все же всем своим существом устремляясь вверх — по направлению к божественной горизонтали, — это поза трагических актрис, излишне патетическая, выдает в Цветаевой стремление к демонстративности — преобладанию лица художника над лицом человека. Так же отстраненно-пафосно звучит и ее монолог о сданных в приют дочерях, о гибели от голода младшей Ирины, рождении долгожданного сына Мура — актриса начинает рассказ с высокого градуса, кажется, что уже и некуда набирать. Жизнь как вечная истерика, натяжение до последнего всхлипа — оборванной фразы и оборванной жизни.
В финале монолога актриса встает на стул, а из ее кармана выпадает веревка — Цветаева покончила с собой. В этой интерпретации Цветаева предстает женщиной, надломившейся по воле обстоятельств, хотя даже в ее собственных воспоминаниях она выглядит личностью более сложной и неоднозначной: общеизвестно, что младшую дочь она не любила, а старшую скорее уважала за ум и талант.В. Казанцев (Крученых).
Фото — архив театра.
Гораздо более цельной выглядит музыкальная часть спектакля (музыкальное оформление Юлии Барановой): стихотворные тексты переложены на современные аранжировки (композитор Ян Кузьмичев), сокращающие вековую дистанцию между поэтами Серебряного века и сегодняшними школьниками. Мощно звучит «Реквием» Ахматовой в фолк-обработке и исполнении Юлии Барановой и Анастасии Крепкиной. Два женских голоса надрывно поют страшные сроки ахматовской поэмы, пока за их спинами мечется в хаотичном танце актриса Екатерина Ермохина, исполнявшая до этого роль Арины Родионовны, но в этой сцене более всего напоминающая монументальных женщин-глыб — тех, что увековечены в постаментах и советских рабочих плакатах, — сильных, могучих, как будто бы действительно высеченных из камня.
В соединении стихотворного текста, музыки, вокала и танца возникает неразрывность времени и судеб — одной на всех боли, общего вневременного ощущения катастрофы и невозможности, но необходимости ей противостоять. Такое же ощущение прорывается и в монологе Ильнура Мусина — Мандельштама, когда он совершенно просто и даже по-детски наивно, извиняясь, произносит: «Мне на плечи кидается век-волкодав, // Но не волк я по крови своей…» Эти моменты уязвимости, абсолютной растерянности перед лицом времени как стихии — самые сильные и пронзительные во всем спектакле.
Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.
«Век-волкодав» прорывается в спектакле через мощный вокал Юлии Барановой — исполнительницы роли Ахматовой, которая присваивает не только свою героиню, но и весь собирательный образ начала XX века с его беспощадностью к фигуре человека. Общая атмосфера кабаре, постоянное мельтешение ярких тревожных линий на видеопроекции (видеохудожник Дмитрий Соболев) создают атмосферу разлада и неустроенности, хаотичности, но эта же хаотичность передается и режиссерской композиции — подлинный предмет размышлений постановочной группы остается размытым, не случается ни четкого высказывания, ни лекции.
Зато получается концерт а-ля трибьют «Сохрани мою речь навсегда», вышедший к 130-летию Осипа Мандельштама в 2021 году, концерт, приближающий к нам поэзию начала XX века через ее новое музыкальное осмысление и вокальное присвоение.
Одному поколенью на плечи — Долматовский. Полный текст стихотворения — Одному поколенью на плечи
Литература
Каталог стихотворений
Евгений Долматовский — стихи
Евгений Долматовский
Одному поколенью на плечи
Одному поколенью на плечи —
Не слишком ли много?
Испытаний и противоречий
Не слишком ли много? Я родился в войну мировую,
Зналось детство с гражданской войною,
И прошел полосу моровую,
И макуха
Знакома со мною,
И разруха
Знакома со мною.
Старый мир напоследок калечил,
Но убить нас не смог он.
Одному поколенью на плечи —
Не слишком ли много? А считалось, что только одною
Мировою войною
Вся судьба одного поколенья
Ограничена строго.
Сколько дней я сгорал
В окруженьи,
Сколько лет я бежал
В наступленье —
Не слишком ли много? Так дымились Освенцима печи,
Что черны все тропинки до бога.
Одному поколенью на плечи —
Не слишком ли много? Путешественнику полагалось
Два — от силы — кочевья,
Борзый конь, и натянутый парус,
И восторг возвращенья.
Нам — транзитные аэродромы,
Вновь и снова дорога.
И разлук и моторного грома
Не слишком ли много? Одиссею — одна Одиссея…
Нам же этого мало.
Раз в столетие землетрясенье
На планете бывало.
Трижды видел, как горы качались,
Дважды был я в цунами.
(А ведь жизнь —
Только в самом начале,
Говоря между нами.)Это б в прежнее время хватило
Биографий на десять.
Если вихрем тебя закрутило,
На покой не надейся.
Только мы не песчинками были
В этом вихре,
А ветром,
Не легендою были,
А былью,
И не тьмою,
А светом.
Равнодушные с мнимым участьем
Соболезнуют, щурясь убого.
Только думают сами —
Поменяться бы с нами местами.
Одному поколению счастья
Не слишком ли много?
А они-то ведь, кажется, правы!
И меняться местами,
Нашей выстраданной славой
Ни за что
и ни с кем
мы не станем!
Советские
Стихи Евгения Долматовского – Советские
Другие стихи этого автора
Случайный вальс
Ночь коротка,
Спят облака,
О войне
Сормовская лирическая
На Волге широкой,
На стрелке далёкой
Советские
И на Марсе будут яблони цвести
Жить и верить — это замечательно!
Перед нами небывалые пути.
Советские
Школьные годы
В первый погожий сентябрьский денёк
Робко входил я под светлые своды.
Советские
Вот так и живём
Вот так и живём, не ждём тишины,
Мы юности нашей, как прежде, верны.
Советские
Венок Дуная
Вышла мадьярка на берег Дуная,
Бросила в воду цветок,
Советские
Как читать
Публикация
Как читать пьесу Александра Островского «Гроза»
История создания, ключевые образы и основные мотивы драмы
Публикация
Как читать «Преступление и наказание» Достоевского
Рассказываем о масштабном психологическом исследовании русского классика
Публикация
Как читать «Белую гвардию» Булгакова
Литературная традиция, христианские образы и размышления о конце света
Публикация
Как читать «Очарованного странника» Лескова
Почему Иван Флягин оказывается праведником, несмотря на далеко не безгрешную жизнь
Публикация
Как читать поэзию: основы стихосложения для начинающих
Что такое ритм, как отличить ямб от хорея и могут ли стихи быть без рифмы
Публикация
Как читать «Лето Господне» Шмелева
Почему в произведении о детстве важную роль играют религиозные образы
Публикация
Как читать «Двенадцать» Блока
На какие детали нужно обратить внимание, чтобы не упустить скрытые смыслы в поэме
Публикация
Как читать «Темные аллеи» Бунина
На что обратить внимание, чтобы понять знаменитый рассказ Ивана Бунина
Публикация
Как читать «Гранатовый браслет» Куприна
Что должен знать современный читатель, чтобы по-настоящему понять трагедию влюбленного чиновника
Публикация
Как читать «Доктора Живаго» Пастернака
Рассказываем о ключевых темах, образах и конфликтах романа Пастернака
«Культура. РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
- О проекте
- Открытые данные
© 2013–2023 ФКУ Цифровая культура. Все права защищены
Контакты
- E-mail: [email protected]
- Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна
ИМЕТЬ ХОРОШУЮ ГОЛОВУ НА ПЛЕЧАХ определение
Обзор
идиома
лягушка в горле идиомы
иметь гений для чего-то фраза
попробуй кого-нибудь фраза
иметь хорошую голову на плечах идиома
Идиомы
идиомы
идиомы
идиомы иметь хорошую/здоровую пару легких
Проверьте свой словарный запас с помощью наших веселых викторин по картинкам
- {{randomImageQuizHook.
- {{randomImageQuizHook.copyright2}}
Авторы изображений
Попробуйте пройти викторину
Слово дня
люстра
Великобритания
Ваш браузер не поддерживает аудио HTML5
/ˌʃæn.dəˈlɪər/
НАС
Ваш браузер не поддерживает аудио HTML5
/ˌʃæn.dəˈlɪr/
декоративный светильник, свисающий с потолка и состоящий из нескольких частей, таких как ветви для лампочек или, особенно в прошлом, свечей
Об этом
Блог
Набраться смелости: разговор о смелости
Подробнее
Новые слова
Минимум по понедельникам
Больше новых слов
добавлено в список
Наверх
Содержание
Английский
Добро пожаловать. | Департамент образования
В вашем поиске использовано слишком много выражений И/ИЛИ. В этот поиск были включены только первые 7 терминов.Введите ключевые слова
О поискеЗапросы на отказ от COVID-19
… Непредвиденные отказы от закрытия — Штат Мэн запросил отказы, чтобы обеспечить большую гибкость для … запросил отказы от USDA. Мэн DOE Лето 2022 г. и SY2022-23 Контрольный список отказов … Мэн Запрос об отказе от права на участие в сайте — Утверждено Массовое питание Отказ от питания — одобрено CACFP Мониторинг …
История штата Мэн и онлайн-ресурсы
Мэн История и онлайн-ресурсы … Используя наборы первичных источников (совместно представлено Maine DOE , The Мэн Историческое общество, Мэн Государственный архив, … Мэн Государственные служащие Talking Civics & Gov ‘t с сенатором Ангусом Кингом Говоря гражданское право и …
Государственные чиновники, обществоведение и гражданский дискурс
… Государственные чиновники Talking Civics & Gov ‘t с сенатором Ангусом Кингом Говоря гражданское право и … NewsHour) Презентация PBS NewsHour Середина Мэн Технический центр / Веб-страница Дэйва Бордмана … (iCivics & CivXNow), чтобы ответить на вопросы, заданные 90 005 учащимися штата Мэн 90 006 о предстоящих выборах и на …
Коронавирус (COVID-19) Ресурсы для школ
… НЕДАВНИЕ ОБНОВЛЕНИЯ См. самые последние обновления от Maine Department of Education и комиссара Пендера … Мировые языки ВИРТУАЛЬНЫЕ ВСТРЕЧИ Мэн DOE предоставляет виртуальные рабочие часы для поддержки преподавателей… для помощи: DOESchoolandStudentSupports@ maine . правительство Подробнее Информация о COVID-19 и …
Гражданско-активные студенты и студенческий голос
… Час новостей) Презентация PBS NewsHour Mid- Технический центр штата Мэн / Веб-страница Дэйва Бордмана … (iCivics и CivXNow), чтобы ответить на вопросы, представленные Мэн студентов о предстоящих выборах и… с государственными должностными лицами Мэн Talking Civics & Gov ‘t с сенатором Ангусом Кингом Говоря гражданское право и …
Ежемесячные информационные бюллетени ESEA 2021
… для 22 финансового года был автоматизирован и будет подготовлен Департаментом образования штата Мэн с использованием сертификата NEO … для Джессики Карон, титул IA, по адресу Jessica. s.caron@ maine . гов . Раздел V 23 ФГ. Право на участие 23 ФГ… информацию можно найти на https://www. мэн . gov / doe /learning/esea/contact . Также ваш отзыв …
Учитель на пенсии
… перечисление взносов работодателя Пожалуйста, ознакомьтесь с Законами о пенсионной системе штата Мэн : Заголовок 5 – … https://www. мэн . gov / doe / сайты / мэн . правительство . doe / файлов /inline- файлов /FY20_RFL_prelimED279_Presented27Feb2019. pdf … следует обращаться в MainePERS: https://www. мэн . gov / doe /funding/gpa/пенсия …
Ежемесячный информационный бюллетень ESEA
… Часы во вторник, 24 августа Свяжитесь с Cheryl. Lang @ maine . правительство или вашему региональному координатору программы для ссылки. … здесь: https://www. мэн . gov / doe / сайты / maine . правительство . doe / файлов /inline- файлов /Grants4ME%20Access%20v4. pdf . За …
Ежемесячный информационный бюллетень ESEA
… 9 ноября, 9:00 Свяжитесь с Cheryl.Lang @ maine . gov или у вашего регионального координатора программы для ссылки.) … здесь: https://www. мэн . gov / doe / сайты / maine . правительство . doe / файлов /inline- файлов /Grants4ME%20Access%20v4.