Какие физические качества есть: Физические качества человека, средства и методы их воспитания

Челночный бег от усталости. Формирование физической культуры личности учеников 6-9-х классов с учетом их индивидуальных особенностей

Проведенные мною исследования качества здоровья и уровня физической подготовленности учащихся классов, в которых я веду уроки, в 1995-1997 годах показали, что за этот период произошло ухудшение здоровья учащихся в целом по школе. Число хронически больных детей возросло с 51% до 55%. Наметилась тенденция к снижению уровня физической подготовленности; так, к примеру, в основной школе скоростно-силовые показатели снизились с 92% до 90% (абсолютная успеваемость), силовые показатели с 85% до 79%.

Таким образом, проявилась следующая закономерность: снижение общего уровня качества здоровья неизменно влечет за собой снижение уровня физической подготовленности. За основу своей дальнейшей работы я взял теорию О.С.Газмана. Предлагаемая им педагогика свободы изначально рассматривает ребенка как уникальную духовную «самость», что снимает проблему «человека как объекта воспитания» (социализация) и ставит задачу помощи ребенку как субъекту свободного сознания (самосознания), свободной деятельности (самодеятельности), свободного поведения (жизнедеятельности). Проблема образования личности выступает в педагогике свободы как проблема индивидуального саморазвития, а педагогический процесс как субъектные отношения, сотрудничество, сотворчество взрослого и ребенка, в которых доминирует равный, взаимовыгодный обмен личностными смыслами и опытом. Опираясь на эту теорию, я разработал здоровьесберегающую концепцию, направленную на сохранение и укрепление здоровья учеников, формирование у них потребности в здоровом образе жизни, стремления к саморазвитию, самосовершенствованию.

Свою концепцию представляю на схеме (см. стр. 35).

I. Диагностика

Данное направление условно можно разделить на три этапа.

1-й этап. Врачебный контроль.

В соответствии с состоянием здоровья, физическим развитием, уровнем физической подготовленности и тренированности детей школьного возраста делят на три медицинские группы: основную, подготовительную и специальную (приказ МЗ РФ, МО РФ №186/272 1995 г.).

Основная медицинская группа

В нее включают детей и подростков без отклонений в состоянии здоровья (или с незначительными отклонениями), имеющих достаточную физическую подготовленность. В качестве основного учебного материала в данной группе я использую обязательные виды занятий в соответствии с учебной программой.

Подготовительная медицинская группа

В нее включают детей и подростков, имеющих незначительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья, а также недостаточную физическую подготовленность. В данной группе я использую те же обязательные виды занятий, но при условии постепенного освоения упражнений, предъявляющих повышенные требования к организму.

Специальная медицинская группа

В нее включают учащихся, имеющих такие отклонения в состоянии здоровья, которые являются противопоказанием к повышенной физической нагрузке.

2-й этап. Определение уровня физической подготовленности.

Комплексная программа физического воспитания. М.: Просвещение, 1996 год.

Для объективной оценки физического воспитания в школе тестирование проводится дважды за учебный год (в сентябре и апреле) плюс промежуточное тестирование в декабре двух худших показателей физической подготовленности.

Методика тестирования

Тестирование включает в себя 7 заданий:

1. Прыжок в длину с места. Исходное положение (ИП) – туловище наклонено вперед, ноги слегка согнуты в коленях, руки отведены назад. Одновременно оттолкнувшись ногами и махнув руками вперед, разгибая туловище, прыгнуть как можно дальше.

2. Челночный бег 4 х 9 м. На расстоянии 9 м от старта находятся два кубика. ИП – высокий старт. По сигналу следует с максимальной скоростью добежать до первого кубика, взять его рукой, вернуться обратно и положить на линию старта. То же самое повторить со вторым кубиком.

3. Наклон вперед из положения сидя. ИП – сидя на полу, ноги прямые разведены на расстояние 20 см. Сделать два плавных наклона вперед, на третий раз задержаться на 2 секунды в наклоне, стараясь дотянуться как можно дальше.

4. Подтягивание (юноши – на высокой, девушки – на низкой перекладине). ИП – вис на перекладине хватом сверху на ширине плеч, руки прямые. Учащиеся подтягивают тело к перекладине до уровня подбородка, затем возвращаются в ИП. Выполнять плавно, без рывков.

5. Вставание в сед из положения лежа на спине. ИП – лежа на спине, ноги согнуты в коленях на 900. Партнер держит ноги. Руки крест на крест прижаты к груди. Руки не отрывать. Подъем туловища. Руки касаются бедер.

6. Спринт (30 м, 60 м, 100 м в зависимости от возраста). ИП – низкий старт. По сигналу преодолеть дистанцию с максимальной скоростью.

7. Кросс 1000 м. ИП – высокий старт. По сигналу преодолеть дистанцию.

3-й этап. Изучение отношения учащихся к урокам физической культуры и своему здоровью.

Совместно с психологами школы составляю анкеты, которые позволяют получить ответы на вопросы о том, как ученики понимают роль и значение физической культуры в жизни человека, есть ли у них потребность в физическом совершенствовании и здоровом образе жизни. В спортзале я установил почтовый ящик, рядом с которым вывешивается вопрос недели или вопрос месяца, для выявления интересов учащихся, их потребностей и желаний. Вопросы задаю самые разные, например: «Если ты пропускаешь урок физкультуры, то почему? Назови причины», «Каким видом спорта ты предпочел бы заниматься на уроке физкультуры?», «Если бы ты вдруг стал волшебником, то что бы ты изменил в своем учителе физкультуры?» и т. д.

Вот как ответили на одну из анкет ученики 6-9-х классов, всего 436 человек.

1. Как ты оцениваешь свое здоровье?

Как отличное и хорошее – 62%.

От удовлетворительного до очень плохого – 38%.

2. Если ты пропустил урок физкультуры, то почему?

По болезни – 52%.

Неинтересные уроки – 17%.

Все равно не выполню норматив – 31%.

3. Куришь ли ты? (Если да, то как часто?)

Курение в несовершеннолетнем возрасте обычно рассматривается как первый шаг на пути к наркотизации.

Из числа опрошенных 80% учащихся не курят, 20% учащихся курят изредка.

В 8-м классе возрастает число учащихся, которые пробуют курить, а в 9-м наибольшее количество учащихся, которые начинают курить регулярно. Рост по сравнению с 8-м классом составляет примерно 6-7%. В 10-м классе наблюдается снижение по сравнению с 9-м классом примерно на 4% (одна из причин – примерно 50% девятиклассников уходят в другие учебные заведения).

Число постоянно курящих в 9-м классе возрастает по сравнению с 8-м классом примерно в 3 раза и продолжает незначительно расти к 11-му классу.

К 11-му классу увеличивается число девушек, которые «балуются» сигаретами.

4. Знаешь ли ты вкус алкоголя?

Почти 50% учащихся пробовали спиртные напитки – в основном слабоалкогольные.

От 7-го к 11-му классу число учащихся, употребляющих спиртное, возрастает примерно на 50%, наибольший скачок происходит в 9-м классе.

Выводы по пунктам 3 и 4:

Наиболее «опасный» возраст – это 8-9-е классы.

Учащиеся уже знают о негативном воздействии никотина и алкоголя на здоровье, однако по разным причинам это их не останавливает.

Употреблять алкоголь в старших классах считается модным.

5. Как, по твоему мнению, школа влияет на здоровье учащихся?

24% учащихся ответили, что хорошо.

64% учащихся дали практически негативный ответ.

6. Лично тебе школа помогает заботиться о здоровье?

Только 20% учащихся ответили, что помогает.

80% ответили, что помогает немного или совсем не помогает.

Выводы по пунктам 5 и 6:

В школе отсутствует целенаправленная совместная работа педагогического коллектива, родителей, работников здравоохранения по формированию здорового образа жизни.

Крайне недостаточно учебно-методической литературы.

7. Испытываешь ли ты чувство усталости на уроках в школе?

Только 2% учащихся (14 человек) не устают на уроках в школе.

98% учащихся в различной степени испытывают усталость практически всегда или достаточно часто.

8. Возвращаясь домой после школы, чувствуешь ли ты себя обычно уставшим?

Только 7% учащихся (47 человек) не чувствуют усталости.

93% учащихся испытывают усталость в различной степени.

55% учащихся испытывают усталость довольно часто или всегда.

Выводы по пунктам 7 и 8:

Учащиеся в школе испытывают значительные психологические и физические перегрузки.

II. Формирование физической культуры личности учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.

Задачи:

Создание условий, содействующих формированию, сохранению и укреплению физического и психического здоровья учащихся средствами физической культуры и спорта.

Повышение функциональных возможностей организма учащихся основной школы.

Повышение уровня физической подготовленности учащихся.

Преемственность и взаимосвязь разных внеурочных форм физического воспитания для освоения ценностей физической культуры, формирование потребности в занятиях физическими упражнениями, спортом и туризмом.

Объективность оценки уровня физического развития и физической подготовленности учащихся.

III. Формирование мотивации учащихся к занятиям физической культурой и спортом.

На этом этапе работу провожу по трем направлениям:

1. Университет педагогических знаний для родителей.

Я считаю, что без непосредственного контакта между учителем физической культуры и родителями самые титанические усилия по оздоровлению детей на уроке физкультуры и во внеурочных формах проведения занятий ни к чему не приведут. Для повышения образованности родителей я разработал лекторий о физической культуре и здоровом образе жизни. На родительских собраниях мы вместе формируем комплекс оздоровительных мероприятий.

2. Уроки с теоретико-методической направленностью.

Все мы прекрасно понимаем, что урок физкультуры занимает незначительную часть двигательного режима школьника, а постоянное увеличение моторной плотности урока не компенсирует недостатка двигательной потребности растущего организма.

Я стремлюсь к тому, чтобы у ребенка появилось устойчивое желание и потребность заниматься физическими упражнениями после занятий в школе. К тому же не стоит забывать, что урок – это не тренировка. Для тренировок существует ДЮСШ, а на занятие ученик приходит прежде всего за знаниями.

Для выявления знаний учащихся в предметной области «Физическая культура» я разрабатываю и постоянно дополняю экспресс-тесты (метод программного опроса). (См. приложение). Принял активное участие в оформлении стенда «Здоровый образ жизни», который рассказывает о признаках здорового и нездорового образа жизни, о физических качествах и комплексах упражнений для их развития. Здесь также есть таблицы для определения уровня физической подготовленности учащихся.

3. Внеурочные формы физического воспитания.

а) Внеклассная спортивно-массовая работа. Каждую четверть провожу соревнования в параллелях по соответствующим возрасту видам спорта. В начальной школе это, как правило, традиционные «Веселые старты». Начиная с 5-го класса – русская лапта, игра «Снайпер», футбол. С 7-го класса ввожу в школьную спартакиаду соревнования по баскетболу и легкой атлетике.

б) Физкультурно-оздоровительные мероприятия в течение дня. К так называемым малым формам физического воспитания относятся: гимнастика до занятий (в начальной школе – ответственный классный руководитель, в основной – физорг класса), физкультминутки на уроках (ответственные – классные руководители и физорги), подвижные перемены, домашние задания.

в) Внешкольная спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа. Традиционными для нас стали походы в лес, поездки в бассейн, лыжные прогулки, походы на горнолыжную базу «Эдельвейс» и по «Тропе здоровья». Возобновились популярные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья».

IV. Гуманизация учебного процесса.

Урок физкультуры отличается от остальных предметов еще и тем, что здесь напоказ выставляются физические недостатки, которые могут вызвать насмешки одноклассников, что естественно приводит к психологическому дисбалансу. Поэтому одна из моих задач – создание психологического комфорта. Для этого предпринимаю следующее:

а) Отказался от командно-строевого метода преподавания. Я не имею в виду командно-строевые упражнения, предусмотренные учебной программой в разделе «Гимнастика» как общеразвивающие упражнения.

б) Провожу психологическую дифференциацию (деление учащихся на группы по психологической совместимости). Углубленным изучением психологии ребенка занимаются психологи, я не захожу дальше уровня скрининга, ограничиваюсь социометрией, но мне этого вполне достаточно, чтобы иметь объективную психологическую картину класса.

в) Ввел индивидуальные карточки физической подготовленности, которые раздаются ученикам в начале года (реализация личностно-ориентированного подхода).

г) Составил таблицу оценки уровня физической подготовленности (выборочные нормативы).

В существующих ныне программах по физической культуре есть множество контрольных упражнений на выносливость: 6-минутный бег, 1000 метров, 1500 метров, 2000 метров, 3000 метров. Трудно отслеживать выполнение этих упражнений. К тому же, например, дистанцию 2000 метров одолеть нелегко, особенно девушкам 10-11-х классов. Поэтому я ввел единый норматив – 1000 метров для всех параллелей. Хочу обратить внимание на то, что в этом случае я не употребляю слово «бег», а говорю «преодоление дистанции». Как показывает опыт, длина дистанции уже пугает многих учеников, а то, что ее надо еще пробежать, добавляет страха, особенно ослабленным детям или с избыточным весом. Я же предоставляю им возможность самим решать, как распределить силы на дистанции, и ходьба вовсе не исключается, главное – показать свой результат.

д) Использую разнообразные способы, методы и приемы организации урока. Например, не обязательно рапортовать или строиться, можно сразу включиться в игру.

е) Общеразвивающие упражнения дети выполняют под музыкальное сопровождение.

ж) Использую аутогенную тренировку как эффективное средство восстановления после физических и психических нагрузок (упражнения на расслабление).

з) Разрешаю выставлять оценки самим детям (имеются в виду текущие оценки, например за работу на уроке, лучшему игроку команды и т.д.).

и) Помню о том, что разнообразие форм двигательной деятельности на уроке – важный элемент здоровьесбережения.

Дополняю учебную программу нетрадиционными видами спорта. Например, мы играем в лапту. Эта русская народная игра проста, ее можно проводить и в зале, и на открытом воздухе, что особенно важно в наше экономически неблагополучное время. Занятия лаптой предоставляют широкие возможности для разностороннего воздействия на организм школьника. На уроках лапты в процессе изучения программного материала учащиеся готовят и сдают контрольные нормативы. Для лучшего усвоения лапты я провожу соревнования по возрастным группам, используя игру и во внеклассной работе.

Планирую уроки лапты во взаимосвязи со всеми разделами программы. Этот вид спорта является прекрасным дополнением к основным игровым видам, а навыки владения битой в дальнейшем могут пригодиться в освоении бадминтона и большого тенниса.

Большой популярностью пользуется у меня на уроках довольно редкий вид спорта – армспорт (армреслинг), то есть борьба руками, причем как среди мальчиков, так и среди девочек. Провожу соревнования по параллелям. Особенно хочется отметить, что чемпионами среди 8-х и 10-х классов стали два мальчика, относящихся к специальной медицинской группе. Для юношей и девушек в 10-11-х классах провожу уроки атлетической гимнастики в тренажерном зале.

к) Оцениваю ребенка только за показанный собственный результат. За эталон принимается предыдущий показатель, если повторил – оценка «4», если улучшил – оценка «5». Разумеется, следует учитывать, что физкультурное развитие в подростковом возрасте протекает гетеродинамично и гетерохронно. При таком подходе уходит страх перед трудновыполнимым нормативом. Нет психологического барьера, так как ребенок знает: ему предстоит улучшить то, что он сам сделал.

Приложение

Экспресс-тесты (8-й класс)

1. Закаливание организма.

Задание: выберите из предложенных ниже три природных фактора, используя которые, можно постепенно закалять свой организм.

1) земля; 2) небо; 3) вода; 4) воздух; 5) солнце; 6) луна.

2. Утренняя гимнастика.

Задание: какие упражнения ты бы исключил из предложенного комплекса утренней гимнастики как не приносящие пользу здоровью в данный момент?

1) потягивание; 2) ходьба на месте; 3) упражнения без отягощения; 4) упражнения со штангой; 5) бег 3-5 км; 6) бег 100 м на время.

3. Физическое качество «быстрота» (Б)

Задание: выбери наиболее правильное, на твой взгляд, определение этого качества.

1) Б – это способность быстро, без остановок выполнить любую работу к назначенному времени.

2) Б – это способность выполнять движения с большой амплитудой за счет эластичности мышц.

3) Б – это способность выполнить какую-либо работу в максимально короткий промежуток времени.

4. Физическое качество «выносливость» (В)

1) В – это способность выносить любые невзгоды, житейские трудности и лишения.

2) В – это способность длительно выполнять работу средней мощности и противостоять утомлению.

3) В – это способность выполнять координационно сложные двигательные действия.

5. Физическое качество «гибкость» (Г)

1) Г – это способность выполнять движения с максимальной амплитудой за счет эластичности мышц, сухожилий и связок.

2) Г – это способность сесть в «шпагат» или выполнять упражнение «гимнастический мост».

3) Г – это способность длительно выполнять работу средней мощности и противостоять утомлению.

6. Физические качества: сила, быстрота, выносливость, гибкость.

Задание: сегодня ты проводишь тренировку самостоятельно. В какой последовательности ты будешь развивать эти качества?

7. Первая медицинская помощь при травмах.

Вывих – это полное смещение суставных поверхностей костей, вызывающее нарушение функции сустава. Вывихи возникают при падении на вытянутую конечность, при резком повороте плеча, разрыве связок, укрепляющих соответствующие суставы.

Задание: у пострадавшего вывих плечевого сустава. Твои действия:

1) попытаюсь самостоятельно вправить вывих;

2) обездвижу руку, наложив фиксирующую повязку, подвешу руку на косынку;

3) промою руку холодной водой или приложу снег или лед.

8. Техника безопасности при метаниях.

Задание: что, на твой взгляд, запрещается делать при метании любого вида снаряда?

1) Перед выполнением упражнения не обращать внимания, есть ли люди в секторе метания.

2) Производить метание без разрешения учителя, оставлять без присмотра снаряды для метания.

3) Стоять справа от метающего (при метании левой – слева).

4) Находиться в зоне броска.

5) Бросать друг другу снаряд для метания.

9. Опасные ситуации на воде.

Задание: ты случайно упал в воду в одежде с лодки. Расставь в правильной последовательности свои действия.

– Если возможно, попытаюсь догнать лодку.

– Избавлюсь от одежды.

– Постараюсь не предаваться панике.

– Позову на помощь.

– Поплыву в сторону берега.

Экспресс-тесты (9-й класс)

I. Физические качества.

Задание: вычеркните из предложенных комплексов те упражнения, которые, на ваш взгляд, не способствуют развитию данного физического качества.

а) Гибкость – это способность выполнять движения с большой амплитудой за счет эластичности мышц, сухожилий и связок.

Комплекс:

1) Стоя у гимнастической стенки, махи левой или правой ногой поочередно вперед-назад, влево-вправо.

2) Сидя ноги врозь, наклоны к левой-правой ногам поочередно.

3) Прыжки со скакалкой на двух ногах.

4) Сед в барьерном шаге, наклоны к прямой ноге.

5) Сед в полушпагат, в шпагат.

б) Ловкость – это способность выполнять координационно сложные двигательные действия.

1) Спортивные игры.

2) Ловля теннисного мяча после отскока от стены.

3) Жонглирование теннисными мячами.

4) Прыжки через длинную скакалку, суметь забежать и выбежать.

в) Быстрота – способность выполнять какую-либо работу в максимально короткий промежуток времени.

1) Бег 60 м с низкого старта.

2) Бег 20 м с высокого старта.

3) Ускорения из различных положений по сигналу.

4) Бег на месте в максимальном темпе за 30 сек.

5) Кросс 3000 м.

г) Сила – способность противодействовать внешнему сопротивлению посредством мышечных усилий.

1) Метание мяча на точность попадания.

2) Сгибание рук в упоре лежа.

3) Приседание на одной ноге.

4) Жим штанги лежа.

5) Подтягивание на высокой перекладине.

д) Выносливость – способность длительно выполнять работу средней мощности и противостоять утомлению.

1) Плавание 100 м без учета времени.

2) Езда на велосипеде до 1 часа.

3) Бег 60 м с низкого старта.

4) Ходьба на лыжах до 5 км.

Задание: вычеркните из предложенного списка неправильно названные физические качества:

1) стойкость;

2) гибкость;

3) ловкость;

4) бодрость;

5) выносливость;

6) быстрота;

7) сила.

II. Физическая подготовленность, физическое развитие.

Физическое развитие – естественный процесс изменения морфофункциональных свойств организма в течение жизни индивида.

Физическая подготовленность – это уровень сформированности двигательных умений и навыков, физических качеств или уровень физического состояния (кондиция).

Задание: поставьте в левый столбик тесты, определяющие физическую подготовленность, а в правый – физическое развитие;

1) челночный бег;

2) ЖЕЛ;

3) подтягивание на перекладине;

4) рост;

5) прыжки в длину с места;

6) наклон вперед из положения сидя;

7) вес;

8) вставание в сед из положения лежа;

9) объем грудной клетки;

10) объем талии.

III. Первая медицинская помощь при травмах.

Перелом – полное или частичное нарушение целостности кости. Бывают закрытые, открытые, без смещения и со смещением.

Задание: У пострадавшего закрытый перелом предплечья без смещения. Вычеркните из предложенных вариантов те, которые, на ваш взгляд, неприемлемы:

1) в первую очередь сделать искусственное дыхание;

2) туго забинтовать место перелома;

3) обработать место перелома йодом;

4) при помощи шины обездвижить суставы выше и ниже перелома;

5) направить пострадавшего к врачу;

6) дать пострадавшему таблетку аспирина.

IV. Опасные ситуации на воде.

Судороги – расстройство, проявляющееся в непроизвольном (ритмическом или непрерывном) сокращении мышц и обычно сопровождающееся тянущими болями.

Чаще всего судороги возникают в мышцах голени. Задание: из предложенных вариантов выберите один, на ваш взгляд, правильный:

1) для сохранения тепла стараться делать как можно меньше движений и избегать погружения головы в воду;

2) сделать вдох, принять положение «поплавков», взять большой палец ноги противоположной рукой и тянуть на себя, разгибая ногу в колене;

3) слегка приподнять лицо над водой, сделать короткий вдох ртом, затем полностью расслабить тело и начать медленный выдох.

V. Здоровый образ жизни (ЗОЖ).

Задание: выделите основные составляющие ЗОЖ:

1) отказ от вредных привычек;

2) рациональный режим дня;

3) правильное питание;

4) пробегание до 1 км каждый день;

5) правильная реакция на стрессовые ситуации;

6) оптимальный двигательный режим;

7) сгибание рук в упоре лежа;

8) гигиена;

9) закаливание;

10) приседания со штангой на плечах.

Олег ЗАЦЕПИЛИН, учитель физической культуры СШ №4 г. Южноуральска, учитель года Челябинской области-2003

Страница не найдена

  • Вид спорта:
    Футбол

    Регион:
    Москва

    Рубрика:
    Другое

    Известный журналист Игорь Рабинер, ведущий обозреватель газеты «Спорт-Экспресс», на сей раз объектом для своего неравнодушного рассказа избрал футбольный клуб «Локомотив» – некогда «пятое колесо в телеге московского футбола». В своей новой книге он повествует о становлении «Локомотива», о том, как за 15 лет команда из завзятого аутсайдера превратилась в одного из флагманов отечественного футбола. Что потом случилось с «Локомотивом» – как была разрушена

  • Вид спорта:
    Общеспортивная тематика

    Регион:
    Мир, Южно-Африканская Республика

    Рубрика:
    Другое

    Проблема расовой дискриминации и апартеида в спорте по-прежнему остается чрезвычайно острой, несмотря на исключение ЮАР из олимпийского движения.

    Книга И. Маринова «Прыгающая газель» — тавро расизма» разоблачает политику расистов и их пособников, направленную на возвращение ЮАР в олимпийскую семью, на подрыв единства государств свободной Африки и прогрессивных сил в международном спортивном движении.

    Рассчитана на широкий круг читателей.

  • Вид спорта:
    Хоккей

    Регион:
    Россия

    Рубрика:
    Другое

    В предыдущей книге я опрометчиво назвал хоккей с шайбой в России спортом номер один. Увы, сегодня это не соответствует действительности. Все-таки футбол — действительно народная игра. Но, ожидая редких удач сборной России по футболу, мы настолько привыкли к ее поражениям, что особо ни на что давно не надеемся. А вот поражения нашей хоккейной сборной российскими болельщиками все еще воспринимаются болезненно. Еще бы: Россия по сей день остается одним из основных

  • Вид спорта:
    Карате

    Регион:
    Мир

    Рубрика:
    Образование

    Многие (если не сказать ВСЕ) начинали свое знакомство с т.н. «боевыми искусствами» с каратэ. Или: мы говорим боевое исусство – понимаем – каратэ! ((с) В.И.Ленин). И при всем при этом техника, которая показана в ЛЮБОЙ книге по каратэ, и которая преподается в большинстве секций каратэ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНА В РЕАЛЬНОМ СТОЛКНОВЕНИИ даже с одним противником. И это при том, что каратэ является боевым искусством предназначенным для реального боя с одним или несколькими

  • Вид спорта:
    Футбол

    Регион:
    Мир

    Рубрика:
    Правила и история, Профессиональный спорт

    «Пахтакор» — узбекский футбольный клуб из города Ташкент, один из самых известных клубов Узбекистана. Основан 8 апреля 1956 года. В течение 36 сезонов (1956—1991) выступал в различных лигах первенств СССР. Начиная с 1992 года — непременный участник высшей лиги чемпионата Узбекистана.

    Сокровищами своего архива и воспоминаниями о самых памятных эпизодах игр любимой команды с болельщиками делится летописец «Пахтакора» Владимир Сафаров.

  • Вид спорта:
    Футбол

    Регион:
    Польша

    Рубрика:
    Детско-юношеский спорт

    Эта книга познакомит маленьких читателей с веселым и смелым пареньком с варшавской окраины Воли.

    Манюсь Ткачик, так зовут главного героя книги, — верный и надежный товарищ и неплохой футболист. Впрочем, сначала Манюсь только мечтает о настоящей игре — у его любимой команды «Сиренки» пока что нет даже настоящего мяча.

    Но потом все меняется.  Над Манюсем и его друзьями берет шефство настоящий спортсмен — рабочий Вацлав

  • Вид спорта:
    Футбол

    Регион:
    Мир

    Рубрика:
    Персоны, Профессиональный спорт

    К чемпионату Европы по футболу в Португалии «ЕВРО-2004» для поклонников этой популярнейшей игры в России издательство «Вече» предлагает книгу «100 великих футболистов».

    В ней рассказывается как о выдающихся игроках, так и о прославленных футбольных тренерах, не раз приводивших своих подопечных к вершинам футбольного Олимпа. Автор поведал в книге не только о спортивной, но и о личной судьбе своих героев.

    Книга будет интересна для каждого,

  • Вид спорта:
    Футбол

    Регион:
    Мир

    Рубрика:
    Профессиональный спорт, Правила и история

    Любой футбольный матч — это интрига с неожиданной развязкой, великолепными голами и фатальными ошибками.

    Но существуют матчи, которые по своему характеру, без преувеличения, можно отнести к категории великих. Среди них драма на двухсоттысячном стадионе «Маракана» в финальном поединке чемпионата мира по футболу 1950 года между сборными Уругвая и Бразилии (2:1). И первый крупный успех советского футбола в Мельбурне в 1956 году в финале XVI Олимпийских

  • Вид спорта:
    Вост.

    боевое единоборство, Тайский бокс

    Регион:
    Мир

    Рубрика:
    Любительский спорт, Профессиональный спорт

    Таиландский бокс – древнее боевое искусство, зародившееся на территории современного Таиланда.

    Сегодня таиландский бокс развивается как в самом Таиланде, где это самый почитаемый и любимый вид спорта, так и во всем мире, с одной стороны, как традиционное боевое искусство, с другой, как современный вид спорта. Ведение боя по правилам таиландского бокса характеризуется высокой активностью психических процессов и волевых усилий и сопровождается

  • Вид спорта:
    Футбол

    Регион:
    Россия

    Рубрика:
    Персоны

    В дебютной книге один из самых популярных футболистов страны Игорь Акинфеев раскрывает читателям многие тайны своей жизни. Отвечая на вопросы болельщиков, порой неожиданные и каверзные, голкипер ПФК ЦСКА и сборной России рассказывает о собственном детстве, родных, взглядах на мир, а также о наиболее интересных моментах спортивной карьеры.

    Книга содержит более 300 уникальных фотографий, которые помогают раскрыть образ лучшего вратаря России. Книга

  • Регион:
    Москва

    Рубрика:
    Любительский спорт

    Книга, которую вы держите в руках, написана с частичным использованием материалов научно-методического сборника «Боевое искусство планеты», выпускаемого совместными усилиями научно-информационного центра «Здоровье народа» и Международной ассоциации боевых искусств «Шоу Дао». Материалы, публикуемые в сборнике, заинтересуют не только любителей восточных и отечественных единоборств самого разного уровня подготовки, но и профессионалов в

  • Вид спорта:
    Волейбол

    Регион:
    Мир

    Рубрика:
    Профессиональный спорт

    Книга представляет из себя практическое пособие для тренеров волейбольных команд различного уровня, в которой в концентрированной форме описан процесс тренировок по волейболу. Рассмотрены все элементы игры с точки зрения тренировочного расписания.

  • Вид спорта:
    Конный спорт

    Регион:
    Россия

    Рубрика:
    Массовый спорт, Профессиональный спорт, Любительский спорт

    Брошюра Р. Скибневского предназначена для людей, решивших уделить часть своего свободного времени общению с лошадьми и научиться ездить верхом. В пятнадцати коротких главках изложен минимальный объем знаний, необходимых для начинающего конника. Здесь можно найти сведения о физических и психических особенностях лошадей, их поведении, об экипировке всадника, предметах ухода за лошадью и конским снаряжением.

    Значительную часть текста занимает описание

  • Вид спорта:
    Вост. боевое единоборство

    Регион:
    Мир

    Рубрика:
    Профессиональный спорт, Любительский спорт

    Энциклопедические словари по боевым искусствам до сих пор на русском языке не издавались. Да и в других странах они редкость. Подготовить такой словарь очень трудно.

    Если вы давно хотели узнать, что же такое Айки-до, Дзю-до, Буси-до или еще что-нибудь, то в данной книге вы найдете исчерпывающую информацию о любом боевом искусстве.

  • Вид спорта:
    Футбол

    Регион:
    Россия

    Рубрика:
    Профессиональный спорт

    Шесть лет назад на футбольном горизонте страны появилась новая интересная команда — СКА (Ростов- на-Дону).
    Много коллективов второго эшелона выходило в класс «А», но ни одному из них не удавалось за столь короткое время утвердить свое имя в числе сильнейших команд СССР.

    Двести матчей провели футболисты СКА в чемпионатах и розыгрышах Кубка страны за шесть лет. 400 трудных таймов! И вот результат: четыре года команда занимала четвертые

  • Вид спорта:
    Парашютный спорт

    Регион:
    Мир

    Рубрика:
    Другое

    Бейсджампинг — экстремальный вид спорта, в котором используется специальный парашют для прыжков с фиксированных объектов.

    B.A.S.E. — акроним от английских слов:
    Building (здание)
    Antenna (антенна)
    Span (перекрытие, мост)
    Earth (земля)

    Это перечень основных типов объектов, с которых выполняются прыжки. Спортсменов называют бейсджамперами (от англ. basejumper) или просто бейсерами. Бейсджампинг считается

  • Вид спорта:
    Бокс

    Регион:
    США

    Рубрика:
    Другое

    Данная книга представляет собой инструкцию по самозащите на основе бокса.

    Уильям Харрисон Демпси (англ. William Harrison Dempsey, более известный как Джек Демпси, англ. Jack Dempsey или Костолом из Манассы,англ. Manassa Mauler ; 24 июня 1895, Манасса, США — 31 мая 1983, Нью-Йорк, США) — американский боксер-профессионал, чемпион мира в супертяжелом весе.

  • Вид спорта:
    Футбол

    Регион:
    Мир

    Рубрика:
    Профессиональный спорт

    Перед вами — новая книга Игоря Рабинера, посвященная Euro-2008. Весь месяц автор провел в Австрии и Швейцарии рядом с сенсационной российской командой, от которой почти ничего не ждали на этом чемпионате. Но российские футболисты завоевали бронзовые медали и заставили о себе говорить в восторженных тонах не только отечественную, но и мировую спортивную общественность.

    Три очень подробных и откровенных интервью Гуса Хиддинка, беседы с капитаном команды

  • Вид спорта:
    Бейсбол

    Регион:
    США

    Рубрика:
    Профессиональный спорт

    Одна из самых известных книг о бейсболе. Майкл Льюис в доступной, а порой и шутливой, форме описал историю развития и перспективы бейсбола. Бейсбол изнутри, бейсбол с точки зрения финансового аспекта, поиск игроков, менеджмент и многое другое, приправленное «закулисными» историями. Работа Льюиса по достоинству оценена профессионалами и, конечно же, рядовыми любителями спорта.

  • Вид спорта:
    Бокс

    Регион:
    Мир

    Рубрика:
    Любительский спорт, Профессиональный спорт

    Бокс является, пожалуй, одним из самых сложных видов спорта. Боксеру требуется уникальное сочетание скорости, силы и выносливости. В дополнение к этим качествам, он должен быть готов к сопротивлению со стороны равного по силе противника. Чтобы выдержать на ринге боль и усталость, боксер должен уметь настроить сознание так же жестко, как и тело. О необходимости тренировать боксеру не только тело, но и дух, рассуждает американский тренер Росс Энамайт.


  •  

    • 1
    • 2
    • 3
    • 27
    • 28
    Следующая

Запрашиваемой вами страницы нет на сайте, возможно, она была удалена, либо вы ошиблись в написании адреса. Воспользуйтесь поиском или перейдите на главную страницу.

определение физических+характеристик по The Free Dictionary

Физические+характеристики — определение физических+характеристик по The Free Dictionary Физические+характеристики — определение физических+характеристик по The Free Dictionary


Слово, не найденное в Словаре и Энциклопедии.

Возможно, Вы имели в виду:

Пожалуйста, попробуйте слова отдельно:

физический характеристики

Некоторые статьи, соответствующие вашему запросу:


Не можете найти то, что ищете? Попробуйте выполнить поиск по сайту Google или помогите нам улучшить его, отправив свое определение.

Полный браузер ?

  • Физическое осаждение из паровой фазы
  • Физическая проверка
  • Физическая проверка
  • Система физической проверки
  • Физические проверки
  • физическая ветеринарная медицина
  • физическая ветеринарная медицина
  • физическая ветеринарная медицина
  • физическая ветеринарная медицина
  • Физическое насилие
  • Физический том
  • Идентификатор физического тома
  • Библиотека физических томов
  • Репозиторий физических томов
  • Зарезервированная область физического тома
  • Физические тома
  • физическое против логического
  • Отдел физической уязвимости
  • Канал физической длины волны
  • Физическое выветривание
  • Физическое выветривание
  • Опросник удовлетворенности физической рабочей средой
  • Оценка физической работоспособности
  • Физическая работоспособность при 170 ударов в минуту
  • Физическая работоспособность при ЧСС 170 ударов в минуту
  • Физическая работоспособность на пороге утомления
  • Физическая работоспособность на пороге сердечного ритма
  • Гиперссылки на физический мир
  • Физический год
  • Физический год
  • физические+характеристики
  • Отчеты по исследованиям в области физики, химии и наук о Земле
  • Физическое, Эмоциональное, Ментальное, Духовное
  • Физические, интеллектуальные, эмоциональные, способности, окружающая среда, социальные
  • Физический, Интерлектический, Эмоциональный, Социальный
  • Физический, физиологический и психологический интеллект прогнозирования
  • Физико-химическая обработка
  • Пресса по физкультуре и спорту
  • информационная база физического уровня
  • Беспроводная многоадресная рассылка физического уровня
  • Совместное использование на физическом уровне
  • Высшая физико-техническая школа
  • Физическое преобразование
  • физический в виртуальный
  • Физическо-виртуальное объединение
  • Физический/химический замкнутый контур жизнеобеспечения
  • физикализация
  • физически
  • физический
  • материализует
  • физическое воплощение
  • физикализм
  • физикализм
  • физикализм
  • физикалист
  • физикалист
  • физикалистический
  • физикалистический
  • физикалистов
  • физикалистов
  • телесность
Сайт: Следовать:

Делиться:

Открыть / Закрыть

 

Чтение: Физические характеристики минералов

Что такое минералы?

Все горные породы, кроме обсидиана и угля, состоят из минералов. (Обсидиан — это вулканическая порода, состоящая из стекла, а уголь — из органического углерода.) Большинство пород содержат несколько минералов в смеси, характерной для определенного типа породы. При идентификации породы вы должны сначала определить отдельные минералы, из которых состоит эта порода.

Минералы – это природные неорганические твердые вещества с определенным химическим составом и структурой кристаллической решетки. Хотя в Земле идентифицированы тысячи минералов, всего десять минералов составляют большую часть объема земной коры: плагиоклаз, кварц, ортоклаз, амфибол, пироксен, оливин, кальцит, биотит, гранат и глина.

Вместе химическая формула (типы и пропорции химических элементов) и кристаллическая решетка (геометрия того, как атомы расположены и связаны друг с другом) определяют физические свойства минералов.

Химическую формулу и кристаллическую решетку минерала можно определить только в лаборатории, но, изучив минерал и определив несколько его физических свойств, можно идентифицировать минерал. Во-первых, вам необходимо ознакомиться с физическими свойствами минералов и способами их распознавания.

Минералы можно идентифицировать по их физическим характеристикам. Физические свойства минералов связаны с их химическим составом и связью. Некоторые характеристики, такие как твердость минерала, более полезны для идентификации минерала. Цвет легко наблюдать и, безусловно, он очевиден, но обычно он менее надежен, чем другие физические свойства.

Как идентифицируют полезные ископаемые?

Рисунок 1. Этот минерал имеет блестящие, золотые, кубические кристаллы с бороздками, так что это пирит.

Минералоги — ученые, изучающие полезные ископаемые. Одна из вещей, которую должны делать минералоги, — это идентифицировать и классифицировать минералы. Хотя минералог может использовать мощный микроскоп для идентификации некоторых минералов, большинство из них можно распознать по физическим свойствам.

Посмотрите на минерал на рисунке 1. Какого цвета минерал? Какова его форма? Отдельные кристаллы блестящие или тусклые? Есть ли линии (полосы), проходящие через минералы?

Цвет, полосы и блеск

Алмазы — популярные драгоценные камни, потому что они отражают свет, что делает их очень блестящими. Бирюза ценится за свой яркий зеленовато-голубой цвет. Обратите внимание, что для описания внешнего вида минералов используются специальные термины.

Цвет

Рисунок 2. Этот минерал блестящий, очень мягкий, тяжелый и золотого цвета, и на самом деле является золотом.

Цвет часто полезен, но на него не следует полагаться. Разные минералы могут быть одного цвета. Настоящее золото, как видно на рис. 2, по цвету очень похоже на пирит на рис. 1.

Кроме того, некоторые минералы бывают разных цветов. Кварц, например, может быть прозрачным, белым, серым, коричневым, желтым, розовым, красным или оранжевым. Так что цвет может помочь, но не полагайтесь на цвет как на определяющее свойство. На рис. 3 показан один образец бесцветного кварца и другой образец кварца пурпурного цвета. Небольшое количество железа делает кварц фиолетовым. Многие минералы окрашены химическими примесями.

Рисунок 3. Пурпурный кварц, известный как аметист, и прозрачный кварц — это один и тот же минерал, несмотря на разные цвета.

Блеск

Блеск описывает отражение света от поверхности минерала. Минералоги используют специальные термины для описания блеска. Один простой способ классификации блеска основан на том, является ли минерал металлическим или неметаллическим. Непрозрачные и блестящие минералы, такие как пирит, имеют металлический блеск. Минералы, такие как кварц, имеют неметаллический блеск.

Блеск – это то, как поверхность минерала отражает свет. Это не то же самое, что цвет, поэтому очень важно отличать блеск от цвета. Например, минерал, описываемый как «блестящий желтый», описывается с точки зрения блеска («блестящий») и цвета («желтый»), которые представляют собой два разных физических свойства. Стандартные названия блеска включают металлический, стеклянный, жемчужный, шелковистый, жирный и тусклый. Часто полезно сначала определить, имеет ли минерал металлический блеск. Металлический блеск означает блеск, подобный полированному металлу. Например, очищенные полированные куски хрома, стали, титана, меди и латуни обладают металлическим блеском, как и многие другие минералы. Из неметаллических блесков стеклянный является наиболее распространенным и означает, что поверхность минерала отражает свет, как стекло. Жемчужный блеск важен для идентификации полевых шпатов, которые являются наиболее распространенным типом минерала. Жемчужный блеск относится к тонкой радужности или игре цвета в отраженном свете, точно так же, как жемчуг отражает свет. Шелковистый означает отражающий свет с шелковистым блеском. Жирный блеск похож на блеск застывшего жира от бекона. Минералы с тусклым блеском отражают очень мало света. Определение блеска требует небольшой практики. Не забывайте отличать блеск от цвета.

Различные типы неметаллического блеска описаны в таблице 1.

Таблица 1. Шесть типов неметаллического блеска.
Блеск Внешний вид
Адамантин Блестящий
Земляной Тусклый, похожий на глину
Жемчужный Жемчужный
Смолистый Аналогичные смолы, такие как древесная смола
Шелковистый Мягкий на вид с длинными волокнами
Стекловидное тело Стеклянный

Можете ли вы сопоставить минералы на рисунке 4 с правильным блеском из таблицы 1?

Рис. 4. (а) Алмаз имеет алмазный блеск. (b) Кварц не блестит, а имеет стеклянный или стеклянный блеск. в) Сера отражает меньше света, чем кварц, поэтому имеет смолистый блеск.

Полоса

Рис. 5. Полоса гематита на неглазурованной фарфоровой тарелке красно-коричневого цвета.

Полоса — цвет порошка минерала. Полоса — более надежное свойство, чем цвет, потому что полоса не меняется. Минералы одного цвета могут иметь полосу разного цвета. Многие минералы, такие как кварц на рисунке 3, не имеют полос.

Чтобы проверить полосу, соскребите минерал с неглазурованной фарфоровой пластины (рис. 5). Желто-золотой пирит имеет черноватую полосу, еще один показатель того, что пирит не является золотом, которое имеет золотисто-желтую полосу.

Удельный вес

Плотность описывает, сколько материи находится в определенном пространстве: плотность = масса/объем.

Масса — это мера количества вещества в объекте. Объем пространства, занимаемый объектом, определяется его объемом. Плотность объекта зависит от его массы и объема. Например, вода в стакане для питья имеет ту же плотность, что и вода в том же объеме бассейна.

Удельный вес вещества сравнивается с плотностью воды. Более плотные вещества имеют больший удельный вес.

Твердость

Твердость — это сила, с которой минерал сопротивляется царапанию или прокалыванию поверхности. При работе с ручными образцами без специального инструмента твердость минерала определяется по шкале твердости Мооса. Шкала твердости Мооса основана на 10 эталонных минералах, от самого мягкого талька (твердость Мооса 1) до самого твердого алмаза (твердость Мооса 10). Это относительная или нелинейная шкала. Твердость 2,5 просто означает, что минерал тверже гипса (твердость по Моосу 2) и мягче кальцита (твердость по Моосу 3). Чтобы сравнить твердость двух минералов, посмотрите, какой минерал царапает поверхность другого.

Таблица 2. Шкала твердости Мооса
Твердость Индекс полезных ископаемых Обычные предметы
1 тальк
2 гипс ноготь 2,5 дюйма
3 кальцит 3,5-чистая, незапятнанная медь
4 флюорит
5 полевой шпат 5 до 5,5-нержавеющая сталь
Стекло от 5,5 до 6
6 апатит Стальной напильник твердостью 6–6,5
7 кварц
8 топаз
9 корунд
10 алмаз

С помощью шкалы Мооса любой может определить твердость неизвестного минерала. Представьте, что у вас есть неизвестный минерал. Вы обнаружите, что он может поцарапать флюорит или даже полевой шпат, но апатит царапает его. Вы знаете, что твердость минерала составляет от 5 до 6. Обратите внимание, что ни один другой минерал не может поцарапать алмаз.

Расщепление и разрушение

Разрушение минерала приводит к разрыву его химических связей. Поскольку некоторые связи слабее других, каждый тип минерала может разорваться там, где связи между атомами слабее. По этой причине минералы распадаются характерным образом.

Расщепление

Рис. 6. Крупный план хлорида натрия в водяном пузыре на борту Международной космической станции.

Спайность — это склонность минерала ломаться по определенным плоскостям, образуя гладкие поверхности. Галит распадается между слоями натрия и хлора, образуя кубы с гладкими поверхностями (рис. 6).

Минерал, который естественным образом распадается на идеально плоские поверхности, демонстрирует расщепление. Не все минералы имеют спайность. Спайность представляет собой направление слабости в кристаллической решетке. Поверхности спайности можно отличить по тому, как они стабильно отражают свет, как бы полированные, гладкие и ровные. Свойства спайности минерала описываются количеством спайностей и, если спайностей больше одной, углами между спайностями. Количество расщеплений — это количество или направления расщепления минерала. Минерал может иметь 100 поверхностей спайности, параллельных друг другу. Они представляют собой единый раскол, потому что все поверхности ориентированы в одном направлении. Возможное количество спаек, которые может иметь минерал, равно 1, 2, 3, 4 или 6. Если присутствует более 1 спайности и нет устройства для измерения углов, просто укажите, пересекаются ли спайности в 9 точках.0° или не 90°.

Чтобы увидеть расщепление минерала, подержите минерал под ярким светом и подвигайте его, подвигайте еще немного, чтобы увидеть, как разные стороны отражают свет. Направление спайности будет проявляться в виде гладкого, блестящего, равномерно яркого блеска света, отраженного одним набором параллельных поверхностей на минерале.

Слюда имеет спайность в одном направлении и образует пластины (рисунок 7).

Рисунок 7. Листы слюды.

Рис. 8. Этот необработанный алмаз демонстрирует октаэдрическую спайность.

Минералы могут расщепляться на многоугольники. Флюорит образует октаэдры (рис. 8).

Одна из причин красоты драгоценных камней заключается в том, что плоскости спайности образуют привлекательную форму кристалла с гладкими гранями.

Трещина

Трещина — это излом в минерале, который не проходит по плоскости спайности. Разрушение не всегда одинаково в одном и том же минерале, потому что разрушение не определяется структурой минерала.

Минералы могут иметь характерные трещины (рисунок 9). Металлы обычно ломаются на зазубренные края. Если минерал расщепляется, как дерево, он может быть волокнистым. Некоторые минералы, такие как кварц, при разрушении образуют гладкие изогнутые поверхности.

Рисунок 9. Хризотил имеет оскольчатый излом.

Все минералов имеют трещины. Излом – это разрушение, происходящее в направлениях, не являющихся направлениями расщепления. Некоторые минералы, такие как кварц, вообще не имеют спайности. Когда минерал без спайности разбивается молотком, он раскалывается во всех направлениях. Говорят, что кварц имеет раковистый излом. Раковистый излом — это то, как толстый кусок стекла разбивается с концентрическими изогнутыми гребнями на разбитых поверхностях. Однако некоторые кристаллы кварца имеют так много дефектов, что вместо раковистого излома они просто имеют неправильный излом. Неправильный перелом — это стандартный термин для обозначения переломов, которые не обладают какими-либо качествами других типов переломов. При вводном изучении геологии следует помнить о таких ключевых типах трещин, как неправильная форма, которая характерна для большинства минералов, и раковистая форма, характерная для кварца.

Кристаллическая форма

Все минералы являются кристаллическими, но только у некоторых есть возможность проявлять формы своих кристаллов, свои кристаллические формы. Многие минералы во вводной геологической лаборатории не проявляют своей кристаллической формы. Если у минерала есть пространство во время роста, он может образовывать естественные кристаллы, форма которых отражает геометрию внутренней кристаллической решетки минерала. Форма кристалла соответствует симметрии его кристаллической решетки. Кварц, например, образует шестигранные кристаллы, демонстрируя гексагональную симметрию своей кристаллической решетки. Здесь нужно помнить о двух усложняющих факторах: (1) минералы не всегда образуют хорошие кристаллы, когда растут, и (2) грань кристалла отличается от поверхности спайности. Грань кристалла формируется в процессе роста минерала. Поверхность спайности образуется при разрушении минерала.

Другие идентифицирующие признаки

Некоторые свойства помогают различать только небольшое количество минералов или даже один минерал. Примером такого особого свойства является бурная реакция кальцита на слабый раствор соляной кислоты (5% HCl). Кальцит шипит или шипит, когда раствор HCl растворяет его и создает газ CO 2 . Кальцит легко идентифицировать даже без проверки реакции на HCl по его твердости, блеску и расщеплению.

Еще одним особым свойством является магнетизм. Это можно проверить, посмотрев, реагирует ли небольшой магнит на минерал. Наиболее распространенным минералом с сильными магнитными свойствами является минерал магнетит. Особым свойством, проявляющимся в некоторых образцах плагиоклазового полевого шпата, является склонность к образованию полос на поверхности спайности. Исчерченность — идеально прямые, тонкие, параллельные линии. Чтобы увидеть бороздки на поверхности сколов плагиоклаза, может потребоваться увеличение. Другие особые свойства могут встречаться на минеральной основе.

Некоторые минералы обладают другими уникальными свойствами, некоторые из которых перечислены в таблице 3. Можете ли вы назвать уникальное свойство, которое позволило бы вам мгновенно идентифицировать минерал, довольно подробно описанный в этой главе? (Подсказка: скорее всего, его можно найти на вашем обеденном столе.