Тренинг: что это такое и как его проводить
Тренинг – это интенсивная форма обучения, где в короткие сроки происходит передача полезных практических навыков от спикера к аудитории. В этой статье мы поговорим про обычные тренинги, подразумевающие прямой контакт выступающего с разными группами пользователей. Если вам интересен онлайн-формат, прочтите статью про организацию вебинара. В онлайн-тренингах все устроено примерно так же, а основная разница связана с большим объемом предлагаемого материала.
Тренинг может длиться от одного до нескольких дней, и этот формат можно называть расширенной версией мастер-класса: у спикера есть больше возможностей для раскрытия сути предложенной темы, а у пользователей есть больше времени на взаимодействие, обмен опытом, учебу и закрепление сразу нескольких навыков.
Далее мы будем говорить о том, как организовать свой первый тренинг. Составим инструкцию, которая может пригодиться при подготовке к выступлению. Она не будет включать в себя организационные моменты, связанные с продажей билетов, взаимодействием с организаторами конференции и прочими второстепенными вещами – вы взрослые люди и сможете самостоятельно обо всем договориться. Сэкономленное время мы уделим нюансам, которые не видны с первого взгляда.
Рассмотрите возможность отказаться
В первую очередь у вас должно быть достаточно квалификации для проведения тренингов – это длительное мероприятие, во время которого вы будете вынуждены рассказывать множество нюансов по выбранной теме. Если вы организуете мероприятие только ради прибыли, то быстро заработаете плохую репутацию и не сможете развиваться в этом направлении – на ваши выступления не будет никто ходить. Поэтому воздержитесь от тренинга, если не обладаете глубокими знаниями и не сможете дать больше пользы, чем стоит входной билет.
Во вторую очередь вы должны быть готовыми работать со взрослой аудиторией. Здесь есть много специфических моментов, основные из которых выглядят так:
- У взрослых есть наработанный опыт, который доказал свою пользу в разных жизненных ситуациях.
- Взрослые ставят под сомнения авторитет любого спикера. Повышенной критике подвергаются начинающие тренеры без достаточного количества формальных регалий. Справиться с недоверием поможет только глубокое знание материала, о котором мы говорили в первом пункте этого раздела.
- У взрослых развито скептическое мышление, поэтому все задания тренинга должны быть полезны на практике. Просто так для общего развития никто ничего делать не захочет. Поэтому на каждом шаге потребуется подробное объяснение: «сейчас мы делаем упражнение №1, которое поможет достичь того-то. Если его не освоить, вы не сможете выполнять вот эти задачи» и т. д.
- Взрослые дорого оценивают свое время, поэтому не потерпят заминок и банальных знаний, которые они могут получить и без посещения тренинга.
Если вы проверили себя и чувствуете сомнения по первому или второму пункту, рассмотрите возможность не проводить тренинг. Скорее всего, у вас не хватит ресурсов, чтобы качественно все организовать. Дайте себе еще немного времени на подготовку. Если ничего не смущает, переходите к следующему пункту инструкции.
Определите направление тренинга
Для начала составьте собирательный образ того человека, на которого ориентирован тренинг. Не нужно пытаться угодить всем. Делайте ставку на специфическую аудиторию. Например, вы хотите провести тренинг по самообороне для офисных сотрудников, которые не служили в армии и ничего не знают об уличных драках.
Теперь сформулируйте реальную задачу, с которой должны разобраться все участники тренинга. Вот пример плохой задачи: после трехдневных занятий вы научитесь нокаутировать любого человека с одного удара – здесь за большим обещанием стоит пустота, поскольку без многолетней подготовки справиться с заданием нереально.
А вот пример хорошей задачи: после трехдневных занятий вы научитесь заранее видеть опасность, обучитесь осторожности, узнаете о разрешенных средствах самообороны, изучите основы конфликтологии и сможете предотвратить 95% агрессии – все это реальные цели, которые осваиваются с нуля.
Придумайте концепт – эта та интересная часть, которая будет отличать ваш тренинг от десятков других. Например, вашим концептом могут стать уроки самообороны в полевых условиях – вы специально отказываетесь от теплого спортзала и проводите участников по тем местам, где самый высокий риск нападения. Концептов может быть много и нужно подумать, что больше запомнится вашим участникам тренинга. Если возникнут проблемы с подготовкой концепта, прочтите советы из книги «Кради как художник», изучите материалы коллег, выделите интересные идеи и адаптируйте их под собственный тренинг. Все так делают, и вы не стесняйтесь.
Напишите программу тренинга
Программа – это весь материал, который вы планируете использовать на протяжении тренинга. Вот несколько рекомендаций, которые с этим помогут:
- Забудьте про тайминг. Тайминг – это разделение тренинга по часам. Например, с 9 до 10 часов вы знакомитесь и решаете все организационные моменты, с 10 до 11 выполняйте первое упражнение, потом 30 минут кофе-брейка и так далее. Здесь в любой момент все может пойти не по плану, и из-за нарушенной хронологии занятия будут скучными и неэффективными.
- Вместо тайминга используйте смысловые блоки. Смысловой блок – это фиксированное количество материала, которое легко встроить в перерывы на обед или кофе-брейк. Смысловой блок не привязан по времени, и любой момент может быть заменен на другой. Например, вы начали выполнять упражнение, которое никому из участников не интересно. Поскольку ваш материал нарезан на блоки, вам легко удалить эту неинтересность и предложить что-то новое. Если бы был четкий тайминг, то все бы страдали.
- Пропишите несколько альтернативных сценариев, на случай, если что-то пойдет не так и участникам сильно не понравится заготовленный материал.
- Добавьте несколько блоков в «подвал» – соберите дополнительный материал, который изначально не входит в программу тренинга. Этот материал может пригодиться во время работы с активной и хорошо подготовленной аудиторией, которая с легкостью освоила предлагаемые навыки. В этом случае вы не должны зацикливаться на пройденном, а переключиться на наработку нового навыка. Все время тренинга должно приносить пользу.
Возьмем наш трехдневный тренинг по самообороне для офисных сотрудников, воспользуемся перечисленными рекомендациями и составим примерную программу:
- 1 день. Знакомство с тренером → организационные моменты → определение цели тренинга → план занятий → правила тренинга → теория защиты → обед и несколько перерывов → продолжение теории → домашнее задание.
- 2 день. Встреча → проверка домашнего задания → краткое повторение теории → перерыв → отработка защитного навыка в переходе в метро → подведение итогов → новое домашнее задание.
- 3 день. Встреча → проверка домашнего задания, повторение теории и изученного навыка → поход в кафе и перерыв → отработка защитного навыка при нападении в кафе → поход в глухой переулок и отработка защитного навыка при нападении нескольких противников → подведение итогов.
Чем больше интерактива и нестандартных ситуаций вы сможете предложить, тем выше ценность вашей программы. Будет круто, если в интерактив будет вписана неочевидная переменная. Например, вы наймете специальных людей, которые под видом гопников попробует напасть на нескольких участников тренинга. Здесь добавится стресс, и ученики смогут лучше запомнить все теоретические концепции.
Подкорректируйте составленную программу тренинга
Когда вы заполните все блоки, вы столкнетесь со множеством ограничений. Например, даже в арендованном кафе вам могут запретить демонстрировать приемы самообороны или у вас не получится найти хорошо подготовленных людей, которые смогут сделать качественную подготовку и без вреда для здоровья напасть на участников тренинга. В этом случае программу придется переписывать и адаптировать ее под те ресурсы, которые есть в наличии. Здесь важно подключить творческое мышление, чтобы не превратить интересную задумку в пресный урок.
Проведите тренинг и подумайте о дальнейших перспективах
Если ваш тренинг будет соответствовать ожиданиям аудитории, приготовьтесь к тому, что большую часть материала вы не успеете изложить. Обязательно появятся дополнительные вопросы или нюансы, которые затянут обучение и ограничат составленную программу. На этот случай вы должны проранжировать все смысловые блоки по уровню важности: от приоритетных до второстепенных.
Приоритетные блоки ставьте в начало и работайте с ними до тех пор, пока вся нужная информация не будет рассказана. Если останется время, можно подключить и второстепенные блоки. В конце обязательно дайте ссылки на свои ресурсы, где можно узнать больше информации, купить платный продукт или записаться на следующий тренинг. На этом все.
Мы понимаем, что в рамках одной статьи невозможно учесть все нюансы. Поэтому мы постарались рассказать о самом главном, и теперь ждем обратной связи. Напишите, как прошел ваш первый тренинг и какие из предложенных рекомендаций вам помогли? Желаем удачи!
Ключевые слова:1LLL
Автор: Внешний автор
Получить на почту
Как разработать программу тренинга: основные упражнения
Любая программа тренинга состоит из мини-лекций и различных упражнений. И типов упражнений всего пять. В прошлой статье мы подробно рассмотрели упражнения-разогревы. А сегодня также подробно разберем основные упражнения.
Ещё их называют тематическими.
- Это упражнения, которые непосредственно тренируют те умения, за которыми участники пришли на тренинг.
Это главные упражнения в тренинге. Отсюда и их название. На тренинге ораторского мастерства — это упражнения, формирующие умение выступать на аудитории, умение правильно жестикулировать, умение отвечать на сложные вопросы. В тренинге продаж — это упражнения, вырабатывающие умение выяснять потребности, использовать воронку вопросов, работать с возражениями и т. п.
- В навыковом тренинге (задача которых, как раз, вырабатывать необходимые умения) именно основные (тематические) упражнения должны занимать наибольшую часть времени тренинга. До 70% от общего времени.
- У мотивационных тренингов задача иная — создать у участников мощную мотивацию к изменениям, сформировать у них важные осознания о себе, о взаимоотношениях, о мире.
Такие тренинги могут содержать совсем мало основных упражнений, а порой и вовсе обходиться без них.
Как узнать основное это упражнение или нет? Легко. Нужно просто задать себе вопрос: какое умение оно тренирует? Если умение не тренируется — значит это не основное упражнение.
Важное условие для основного упражнения — оно должно быть построено так, чтобы в нем успели поработать все участники тренинга. Основное упражнение, где потренировались лишь несколько человек из группы — недопустимо. Ведь все участники в равной степени имеют право получить те умения, за которыми пришли на тренинг.
Поэтому основные упражнения чаще всего проводятся в парах или тройках…
И ещё в мини-группах по 4–6 человек. Эти конфигурации как раз позволяют сделать так, чтобы отработать умение успели все участники тренинга.
Например, мы проводим тренинг ораторского мастерства, и хотим, чтобы каждый участник вышел перед группой и сказал зажигательную речь на 3 мин. Допустим, у нас на тренинге 16 участников. Если каждый будет выходить на общий круг и выступать, это займет у нас более 2-х часов: 3 мин. на выступление плюс 5 мин. на обратную связь (ведь многие захотят высказаться, все-таки тренинг ораторского мастерства), итого 128 минут на группу да плюс ещё легендарное «то да сё»…
Обычно, проводя тренинги, мы стараемся успеть как можно больше, и времени традиционно не хватает. Упражнение на 2–2,5 часа — роскошь. Да и ещё важный момент — группа заскучает, энергетика, вовлеченность и мотивация участников сильно «просядет», если мы будем 2 часа делать одно и то же.
Каков же выход? Выхода целых два:
- Сократить количество выступающих. Мы предлагаем выступить 4–5 «самым смелым». Для них — опыт огромный. После анализа плюсов и минусов каждого выступления переходим к мини-лекции об инструментах эффективного и зажигательного выступления. Хороший вариант! Просто это будет уже не основное упражнение, потому что большинство группы в нем ничего не потренировало.
- Разделить участников на мини-группы. Например, 4 «самых смелых» участника выступают на общую группу, им дается развернутая обратная связь под управлением тренера. Затем мы формируем 2 команды, в каждой из которых должны оказаться по 2 уже выступивших человека (пусть они будут «капитанами команд») и по 6 ещё не выступивших участников. Теперь в мини-группах необходимо продолжить работу так, чтобы выступили все. «Капитаны» организуют процесс и качественную обратную связь. Тренер подходит то к одной, то к другой команде, помогая в обратной связи.
Что мы имеем во втором варианте:
- Время сокращается с 2 часов до 1 часа 20 минут.
- При этом умение тренируют все участники.
- Тонус и включенность участников на гораздо более высоком уровне, т. к. они работали самостоятельно, были вовлечены, задействованы.
- Плюс мы дали возможность активным участником проявиться в роли «капитанов команд», что хорошо для групповой динамики, т. к. ускорит распределение ролей в группе. Но это уже совсем другая история… И её мы обязательно разберем в наших последующих статьях.
Если нужно ещё сократить время — значит, даем выступить 3–4-м активным участникам, затем формируем 3 команды, в каждой из которых будет по 4 не выступавших участника. По времени получаем примерно 1 час. И все выше перечисленные плюсы сохраняются.
Делать более 3-х команд в рамках наших условий (16 участников) уже не оправданно. Потеряется ощущение выступления перед аудиторией, если перед вами будет сидеть только 2–3 слушателя. Здесь тренеру всегда нужно искать разумный компромисс, чтобы и нагрузка на участников сохранялась, и время экономилось.
Основные упражнения — это масштабные, длительные упражнения. Часто они занимают от 30 минут до 1,5 часов. Поскольку каждый участник должен хорошенько проработать то умение, которое закладывается в данном упражнении, то каждому нужно дать достаточно времени, чтобы не приходилось торопиться. И так же важно дать достаточно времени на обратную связь, ведь она в основных упражнениях не менее ценна, чем сама отработка.
Когда коллеги приносят мне свои новые программы тренингов с просьбой посмотреть, внести правки и я вижу, что на основное упражнение отведено 10–15 минут — это сразу вызывает у меня сомнения. Ну не бывает так )). Или умение выбрано ну уж слишком мелкое. Или дано недостаточно времени на проработку. Или же участвуют в итоге не все…
Откуда же брать основные упражнения?
Здесь есть хорошая новость — их достаточно легко создавать самим! Просто берем ситуации, кейсы из жизни, связанные с темой нашего тренинга и перекладываем их на упражнения. Посоздаем?
- Тренинг продаж? Пусть это будет упражнение в парах. Один — продавец, другой — покупатель. Продавцу нужно продать предложенный нами товар покупателю согласно той схеме, которую мы дали. Например, мы только что изучили, как строить воронку вопросов для выяснения потребностей клиента. Задача продавца: используя данную «воронку» совершить продажу.
Сколько дать времени на работу? Поскольку «воронка» новая, участникам придется внимательно думать, подбирать нужные слова, поэтому времени нужно дать немало. Например, 7–10 минут на работу в одну сторону. Выбор времени, конечно же, зависит и от сложности товара.
Сразу после того, как время на «продажу» завершилось, обязательный компонент — обратная связь внутри пар. Это крайне важно. Обратная связь дает возможность «продавцу» отрефлексировать свою работу, проговорить свои ощущения, не накапливая их. Обратная связь позволяет обоим участникам в паре закрепить понимание воронки вопросов.
- Упражнение, проведенное без обратной связи (сразу после завершения «продажи») теряет в своей эффективности до 50%!
Как лучше построить обратную связь в основных упражнениях?
1. Сначала всегда лучше дать высказаться тому, кто «продавал»: Какие ощущения? Насколько эффективной получилась «воронка» на его взгляд?
2. Затем дать возможность высказать «покупателю» свое мнение: Была ли эффективно использована «воронка»? Что получилось хорошо? На что ещё стоит обратить внимание и доработать?
3. Если мы планируем выводить обратную связь на общий круг, то сначала лучше дать возможность участникам высказаться внутри пар, а только потом уже выводить её на всю группу.
Но вернемся к созданию основных упражнений. Так же легко придумывать основные упражнения и для любой другой темы тренинга:
- Тренинг влияния? Пожалуйста. Ищем кейсы из жизни, где важно умение влиять. Участники в парах. Одна сторона — водитель, который нарушил правила, потому что очень торопится в аэропорт. Вторая сторона — гаишник, который его остановил. Водителю важно убедить гаишника отпустить его как можно скорее и без штрафов.
Спрашиваем себя, где ещё в жизни есть яркие случаи влияния? Например, один из пары — чиновник, который может дать нужную справку, а может и не дать её (решение будет принимать он). Задача второго — убедить чиновника за 7–10 минут такую справку выдать.
- Тренинг межличностных отношений в паре? И мы хотим научить участников договариваться. Отлично! Значит, один будет играть роль супруга, второй — супруги. И им нужно за 10–15 минут договориться: они будут покупать машину (желание супруга) или новую мебель в кухню/шубу (желание супруги). Сумма денег ограничена — или то, или другое, пол машины и пол шубы — нельзя 🙂 . Договариваемся!
Конечно, логично ставить основные упражнения после мини-лекции, в которой вы дали некую схему, которую и нужно отработать в данном упражнении. В наших примерах мы дадим перед основными упражнениями схему «воронки вопросов», «алгоритм эффективного убеждения» и мини-лекцию о том, «как легко договориться в паре». Кстати, о том, как делать сильную, запоминающуюся мини-лекцию мы тоже поговорим в одной из последующих рассылок.
Как видите, создавать основные упражнения для тренинга достаточно просто. Если же вы захотите добавить в свою копилку готовые и «вкусные» основные упражнения, вы всегда можете приобрести их в нашем разделе «Упражнения для тренингов». Ставьте фильтр «основные упражнения» и выбирайте то, что вам нужно!
А нам осталось рассмотреть ещё 2 профессиональных тренерских момента:
- Пары или тройки? Что выбрать?
Все наши упражнения можно провести и в тройках. Тогда третий будет играть роль «наблюдателя».
В чем плюсы и минусы наблюдателя? Он как человек, не вовлеченный в процесс продажи, даст более объективную и более глубокую обратную связь. Это плюс. Потребуется в 1,5 раза больше времени, чтобы поработали все. Это минус (хотя иногда и плюс 🙂 ). Поскольку все участники тройки пройдут 3 круга продажи, то умение освоится на гораздо более устойчивом уровне. Это несомненно плюс!
Итак, работа в тройках (по сравнению с парами) дает более глубокий уровень проработки, формирует более устойчивое умение, но требует больше времени.
Ещё стоит учесть, что работа в тройках требует определенного уровня доверия в группе. Просто «продать товар коллеге» или «продать товар, когда за твоей продажей следит наблюдатель» — для большинства участников тренинга это «две большие разницы».
Поэтому на первых этапах тренинга лучше давать работу в парах. Работа в парах быстрее всего формирует доверие в группе. Когда доверие сформировано, и участники готовы открыто работать — даем основные упражнения в тройках.
Какой товар продавать в рамках основного упражнения?
Здесь есть 2 основных варианта: строить продажу на реальном товаре — том, который участники продают в жизни. Или на нереальном для них товаре, с которым они в жизни не работают.
Многие тренеры выбирают всегда работать на реальном товаре. И ошибаются. Ведь освоить новый способ действия на реальном товаре — гораздо сложнее! Очень много «хвостов», прошлого опыта, который тянет к привычному способу продажи, участники «скатываются» в то «как делали всегда», а не тренируют ту схему, которую предложил тренер.
Чем сложнее умение, чем важнее нам, чтобы участники его правда освоили — тем лучше делать это на «нереальном» для них товаре!
Обычно они продают автомобили? Значит, пусть в основном упражнении продают телефоны. Или пусть продадут друг другу банку кофе по предложенной вами схеме.
Кстати, чем необычнее «нереальный товар», тем сильнее это повышает вовлечённость, энергетику участников, их интерес к упражнению.
Например, задача «продать лысому расческу» или «эскимосу снег» обычно помогает не только потренировать умение, но и сильно бодрит участников.
Конечно же, освоив новое умение на нереальном товаре, обязательно нужно потом перенести его на реальный товар, дать возможность участникам переложить его на свою специфику.
Поэтому на важное умение опытные тренеры часто дают 2 основных упражнения:
- Первое — попроще. В парах и на нереальном товаре.
- Второе — посложнее. Например, в тройках и на реальном товаре.
И тогда умение действительно формируется! И наши тренинги становятся по-настоящему эффективными!
Ну, пора бы уже заканчивать. ..Так много хочется сказать, что никак не получается писать короткие статьи )). Давайте «на сладкое» рассмотрим пример реального основного упражнения для тренинга продаж.
Тренер в мини лекции знакомит группу с технологией грамотного предложения ЧПВ:
- Черты (красный)
- Преимущества (ярко, выделяется из других)
- Выгоды (на вас будут обращать внимание)
Далее дает упражнение, назовем его «Звёздный час»:
После того как мы узнали об алгоритме предложения ЧПВ, логичным будет отработать его, что называется, на «кошках». Кошками в нашем случае выступят пластиковые стаканчики.
Далее тренер делит группу на мини-группы по 5–6 человек, и раздет каждой группе одинаковые пластиковые стаканы (по одному на группу).
Каждой команде необходимо придумать максимальное возможное количество цепочек ЧПВ на пластиковый стаканчик. На эту работу дается 10 минут.
Дальше мы с вами сыграем в аналог некогда существовавшей популярной детской передачи «Звёздный час». Одна команда называет свою цепочку ЧПВ, другая должна назвать свою. И так, по — очереди, пока список или фантазия не иссякнут. Интерес в том, что цепочки всегда должны быть новыми и повторять уже названные цепочки, в том числе названые другой командой нельзя.
Но я надеюсь, все понимают, что черта может быть одна, а выгод и преимуществ из этой черты может быть несколько и соответственно на одну черту можно построить несколько цепочек ЧПВ.
Группы по — очереди называют цепочки ЧПВ, пока они не иссякнут. Тренер комментирует цепочки, если в них есть неточности (например, перепутаны преимущества и выгоды) исправляет, подсказывает.
Время на все упражнение: около 30 минут.
Необходимые ресурсы: пластиковые стаканчики по числу групп.
- Это основное упражнение? Да.
- Какое умение оно тренирует? Составлять цепочки по схеме ЧПВ.
- Участвуют все? Да, в обсуждении и выработке цепочек участвуют все в мини-группах.
- На реальном или нереальном товаре построено упражнение? На нереальном (пластиковых стаканчиках). А значит, схема ЧПВ усвоится быстрее, а само упражнение пройдет бодро и энергично.
После этого упражнения уместно было бы дать ещё одно основное упражнение на тренировку ЧПВ уже на реальном товаре, чтобы закрепить умение и интегрировать его в ситуацию участников.
Вот у нас уже рождаются и целые кусочки тренингов!
Как создать учебное пособие (бесплатный шаблон)
Рано или поздно каждой компании или организации необходимо создать учебное пособие. Часто им необходимо создать несколько руководств, чтобы удовлетворить как внутренние, так и внешние потребности в обучении.
Внутренние учебные пособия помогают всем сотрудникам оставаться эффективными и продуктивными в процессе выполнения своей работы.
Внешне учебные пособия являются критически важными элементами контента для обучения клиентов, обучения и, что наиболее важно, их удовлетворения.
Простое создание учебных пособий (бесплатный шаблон)
Шаблоны Snagit — это самый быстрый способ создания учебных пособий. Создайте пошаговое обучение чему угодно с помощью шаблонов учебных пособий!
Скачать
Но, если вы похожи на меня, термин «учебное пособие» вызывает в воображении унылую картину. Толстый корпоративный буклет в мягкой обложке. Может быть, на нем есть какие-то стоковые изображения, или, может быть, это просто заголовок на твердой обложке.
Итак, во-первых, давайте сотрём эту картинку из нашей памяти. Старый формат буклета все еще имеет свое место в мире (например, в бардачке вашего автомобиля), но теперь есть гораздо больше вариантов. Современные учебные пособия не выглядят и не функционируют так, как раньше. Его также может создать любой желающий.
В этом посте мы рассмотрим, как написать отличное учебное пособие, и какие варианты у вас есть при его создании.
Для чего предназначено учебное пособие?
Хотя упаковка традиционного учебного пособия изменилась, его благородная цель осталась прежней.
Учебное пособие — это набор инструкций, повышающих качество выполнения работы, процесса или задачи. Компании используют учебные пособия с личным, дистанционным обучением, обучением по запросу и точно в срок. Несколько общих приложений включают в себя:
- Адаптация новых сотрудников
- Внедрение нового программного обеспечения и систем
- Новый протокол или документация по процессу
- Совместное использование стандартных операционных процедур
- Обучение и обучение клиентов
- Инструкции и информация о продукции производительности и убедитесь, что у каждого есть инструменты и информация, необходимые для достижения успеха в своей работе.
С другой стороны, компании и организации создают учебные пособия, которые также помогают их клиентам. Они учат, как использовать свои продукты, когда нужны определенные функции, и демонстрируют ключевые рабочие процессы.
Учебные пособия для обучения клиентов помогают пользователям получить максимальную отдачу от своей покупки. Они являются важным ресурсом, и каждая успешная компания их предоставляет.
Лучшие учебные пособия просты в использовании, информативны. Они излагают концепции понятным языком, используя соответствующие примеры и образы. При правильном подходе хорошее учебное пособие становится надежным ресурсом для сотрудников и менеджеров, заказчиков и клиентов.
Как написать учебное пособие
Создание отличного учебного пособия может быть пугающим, но это не обязательно. При правильном подходе вы сможете быстро перейти от набросков к производству и предоставить своим коллегам или клиентам, кем бы ни была ваша аудитория, полезный и простой в использовании ресурс.
Вот как.
Шаг 1: Определите свою аудиторию
Первое, с чего вы начинаете работать над своим учебным пособием, это знать, для кого вы пишете. Для этого разработайте картину того, когда, где и как люди будут получать доступ к вашему учебному контенту.
Чтобы понять вашу аудиторию, вы можете задать и ответить на такие вопросы, как:
- Что приведет их к вашему учебному пособию?
- Каков их уровень знаний?
- В какой отрасли они работают?
- Сколько времени у них есть?
- Они предпочитают письменный или визуальный контент?
- Есть ли языковые или культурные особенности, о которых вам нужно знать?
Ответы на эти вопросы помогут вам подобрать нужный размер контента. Понимая такие вещи, как уровень навыков аудитории, их контекст и их предпочтения в отношении контента, вы можете создавать свой контент в соответствии с их ожиданиями и потребностями.
Легко пропустить этот шаг и сказать себе, что у вас есть неявное понимание вашей аудитории. И, хотя вы, вероятно, делаете, потратив некоторое время на то, чтобы конкретизировать его и четко сфокусировать картину, вы поможете создать обучающий контент, который действительно решит проблемы вашей аудитории.
Шаг 2. Спланируйте содержание
В большом учебном пособии легко ориентироваться. Кто-то, кто сталкивается с ним впервые, чувствует себя комфортно, обнаруживая необходимую информацию, а возвращающийся пользователь может быстро найти определенный контент и темы.
Вы можете убедиться, что это относится к вашему учебному пособию, стратегически спланировав свое содержание. Проще говоря, это означает размещение всего учебного материала и его логическую организацию.
Существуют различные темы, которые можно использовать для организации и классификации тем в учебном пособии. Вы можете упорядочить их по:
- От начинающих до продвинутых тем
- Работы, которые необходимо выполнить
- Характеристики продукта
- Частота использования
- Популярность среди аудитории
Это может быть быстрый процесс для короткого одноразового обучающего контента или может потребоваться больше времени, если вы создаете подробное руководство.
Если у вас много тем, подумайте о том, чтобы поместить их в группы и использовать заголовки и подразделы, чтобы создать логическую последовательность и организацию в вашем руководстве. Используйте эту структуру для создания оглавления в окончательном руководстве.
Шаг 3: Определите формат представления контента
Вы знаете свою аудиторию, и вы знаете, что вы хотите освещать, так что теперь пришло время определить, как вы будете представлять свой контент.
Во многих случаях существуют идеальные способы доставки контента. Выяснение того, что это такое, требует размышлений как о вашей аудитории, так и о вашем контенте. У вас есть несколько вариантов доставки. Общие средства доставки учебных пособий включают:
- Статьи базы знаний
- Видеоуроки
- Онлайн-курсы
- Путеводители в формате PDF
- Печатные путеводители или брошюры
Когда дело доходит до вашей аудитории, учитывайте их контекст.
- Где они, когда читают это учебное пособие?
- Какие инструменты и ресурсы есть в их распоряжении?
- К чему у них не будет доступа?
- Сколько времени у них есть?
Вопросы, подобные этим, подскажут вам, являются ли такие вещи, как видео, интерактивность и определенные стратегии оценки, жизнеспособными методами для включения в ваш учебный материал.
В то же время некоторые темы больше подходят для видео, а другие — для текста и изображений. Если вы показываете сложные процессы, которые нужно увидеть в действии, вы можете рассмотреть возможность использования видео. Если вы работаете с несколькими отдельными простыми последовательностями, идеальным вариантом может быть использование письменного формата, поддерживаемого изображениями.
Приятным моментом является то, что современные учебные пособия часто доставляются онлайн. Вы можете комбинировать разные форматы в одном и предоставлять богатый мультимедийный контент.
Шаг 4. Разработка контента
Теперь вы готовы приступить к разработке контента.
Для учебных пособий на основе видео
Если вы создаете видеоролики для своего учебного пособия, именно тогда вы можете приступить к раскадровке, написанию сценариев, записи и редактированию видео.
Если вы никогда раньше не создавали видео, не отчаивайтесь от этого подхода. TechSmith Camtasia — отличный инструмент, используемый профессиональными создателями видео, но с ним легко начать работу и новичкам. Есть также множество отличных руководств, которые помогут вам создать в кратчайшие сроки.
Кроме того, мы предлагаем Академию TechSmith, бесплатный ресурс, где каждый, от стремящегося до продвинутого создателя, может найти все ресурсы, необходимые для начала работы и повышения уровня своих навыков. Найдите контент по множеству тем, связанных с обучением, созданием видео и многим другим.
Для текстовых и графических учебных пособий
Учебные пособия, которые будут создаваться с использованием письменного текста и изображений, могут показаться устаревшими, но это не так. Во многих случаях это лучше всего подойдет вашей аудитории и вашему контенту.
Если ваше руководство описывает процесс, выполняемый с помощью компьютера, сделайте скриншоты каждого шага. В качестве альтернативы для реальных процессов идеально подходят фотографии, демонстрирующие процесс, или графические иллюстрации.
Аннотируйте изображения для ясности
Скриншоты и изображения часто нуждаются в паре корректировок, чтобы по-настоящему донести свою точку зрения. Обычно это означает добавление аннотаций, таких как стрелки, фигуры и другие выноски. Еще один приятный штрих — удалить или скрыть конфиденциальную или ненужную информацию.
Используйте инструменты рисования и редактирования в Snagit, чтобы редактировать изображения, чтобы они передавали правильное сообщение и чтобы ненужная или конфиденциальная информация была размыта или удалена.
Отредактируйте все свои изображения, чтобы подготовить их для включения в учебное пособие.
Шаг 5: Соберите и доставьте руководство
Теперь, когда создание учебного пособия обычно становится утомительным. Процесс добавления изображений в шаблон, документ или другой источник включает в себя трудности с форматированием, проблемы с размером изображения и другие подобные непредвиденные проблемы.
В этом случае простым решением является создание из шаблонов в Snagit. Это позволяет вам выбирать изображения, которые вы хотите включить в свое руководство, добавлять текст, упорядочивать их и выбирать внешний вид за один быстрый процесс.
Snagit поставляется с рядом профессиональных шаблонов, которые вы можете выбрать, и вы можете найти больше бесплатных и премиальных шаблонов и других ресурсов в TechSmith Assets для Snagit.
Это отличный метод для использования, потому что вы можете взяться за каждый процесс или задачу, которые вам нужно охватить, и создать отдельный раздел руководства.
Затем вы можете сохранить каждое из них в формате PDF или в виде изображения для совместного использования, компиляции в полное руководство или публикации по отдельности во внутренней сети компании.
Конечно, создание отдельных отдельных документов может быть неправильным подходом. В этом случае вы можете рассмотреть возможность использования таких инструментов, как Zendesk или MadCap Flare, для создания центра поддержки базы знаний или файла справки.
Если вы создаете онлайн-базу знаний, вы должны иметь возможность одновременно использовать видео, изображения и письменный контент. Итак, проявите творческий подход и создавайте контент, который охватывает все, что может понадобиться вашей аудитории.
Шаг 6. Отслеживайте отзывы и обновляйте содержимое
Последний шаг к созданию учебного пособия — сбор отзывов и их обновление.
Если вы взаимодействуете со своей аудиторией, выслушайте их отзывы о помощи, которую вы предоставляете. Основываясь на том, что они говорят, посмотрите, есть ли темы, которые нужно расширить, или те, которые еще не освещены вообще.
Как всегда, системы будут меняться, продукты и функции будут обновляться, а ваш контент будет нуждаться в обновлениях, чтобы оставаться актуальным и полезным. Обязательно сохраняйте исходные файлы для всей своей работы, чтобы вы могли легко вернуться к ним и внести обновления.
Заключение
Учебное пособие больше не должно быть толстым и скучным томом, каким оно было раньше. Люди привыкли учиться онлайн и часто предпочитают его аналоговым источникам информации.
Онлайн-учебники также проще в доступе и навигации, чем их бумажные предки. Они доступны для поиска и позволяют пользователям добавлять определенные страницы в закладки для простого и быстрого доступа к часто используемому контенту.
С помощью правильных инструментов и описанного здесь процесса вы можете создавать отличные учебные пособия как для коллег, так и для клиентов.
Примечание редактора. Этот пост был первоначально опубликован в июле 2019 г. и обновлен в сентябре 2020 г. для обеспечения точности и полноты.
Steps & Free Template включены
Узнайте, как создать лучшее учебное пособие и помочь своим сотрудникам стать более продуктивными с помощью Bit.ai. Читайте дальше…
Если ваша компания похожа на автомобиль, ваши сотрудники — это двигатель, который поддерживает его работу. Тем не менее, время от времени двигатель требует тонкой настройки и смазки, чтобы продолжать работать без сбоев. это тонкая настройка — вот что такое обучение.
Сотрудники, как новые, так и старые, нуждаются в постоянном обучении, чтобы быть в курсе новейших навыков. Для них важно продолжать развиваться и понимать новейшие методы, технологии и передовые инструменты, чтобы совершенствовать свое мастерство.
Вам не нужно верить нам на слово, взгляните на результаты исследования , проведенного «Американским обществом обучения и развития (ASTD), », в ходе которого была собрана информация об обучении более чем 2500 фирмы и выяснили, что компаний, предлагающих комплексное обучение:
- Доход на одного работника на 218 % выше, чем у тех, кто прошел менее комплексное обучение
- Иметь маржу прибыли на 24 % выше, чем у тех, кто тратит меньше на обучение
- Доход акционеров на 6 % выше убедиться, что ваши сотрудники остаются в курсе всех процессов обучения, обучения и развития? Ответ — с помощью учебного пособия. В этом блоге мы расскажем вам все, что вам нужно знать о методических пособиях и о том, как их создавать. Давайте начнем!
Что такое учебное пособие? (Определение)
Учебное пособие — это руководство, которое знакомит новых сотрудников с компанией и ее процессами. Это играет решающую роль в обучении сотрудников. Принимая во внимание, что существующие сотрудников могут расти и узнавать о новых системах, инструментах или программном обеспечении с помощью учебных пособий.
Эти руководства помогают сотрудникам постоянно развиваться и совершенствоваться в своей работе, но они также напрямую влияют на итоговый результат компании. Они могут помочь повысить эффективность, мастерство, производительность и общую прибыль сотрудников.
Но какую роль играет учебное пособие компании в общем обучении сотрудников? Давайте погрузимся и узнаем.
Почему учебные пособия важны?
Сотрудники, которые не учатся постоянно, или новые сотрудники, которые не знакомы с инструментами, приложениями, программным обеспечением или оборудованием, используемым их компанией, могут потерять интерес к своей работе.
Такое отстранение часто приводит к низкой удовлетворенности работой и более высокой текучести кадров. В итоге страдают и работник, и работодатель.
Статистика подтверждает это:
- 40% сотрудников с плохой подготовкой уходят с работы в течение первого года.
- 74% сотрудников считают, что они не полностью раскрывают свой потенциал на работе из-за отсутствия возможностей для развития.
- 72% сотрудников даже думают о том, чтобы внести финансовый вклад в собственное обучение.
- 68% работников утверждают, что обучение и развитие являются самой важной политикой компании.
- Только 15% сотрудников во всем мире заняты.
- Более 500 миллиардов долларов ежегодно теряются из-за увольнения сотрудников.
Статистика бесконечна. Проблема реальна. Сотрудники хотят расти и оттачивать свои навыки посредством регулярного обучения и развития. Хороший способ для компаний начать этот столь необходимый процесс — создать отличное учебное пособие или руководство по обучению.
Давайте перейдем сразу к делу и посмотрим, какие самые важные элементы идеального учебного пособия!
Подробнее: Как написать руководство по эксплуатации Stellar
Создайте идеальное руководство по обучению, выполнив следующие шаги:
Чтобы создать учебное пособие, которое будет не только информативным, но и интересным для чтения, вам необходимо иметь план на месте. Мы собрали несколько ключевых моментов, о которых вам нужно помнить, чтобы создать лучшее учебное пособие.
1. Какова цель?Первым шагом в создании эффективного руководства по обучению является четкое определение цели.
- Какова цель создания учебного пособия?
- Какая бизнес-цель поддерживается учебным пособием?
- Какие виды деятельности должны быть включены в учебное пособие?
Ответы на подобные вопросы помогут вам понять основную цель создания учебного пособия. После завершения обучения сотрудники должны быть в состоянии выполнять задачи, для которых создается учебное пособие.
2. Помогите себе!
Написание учебного пособия непростая задача . Вы не можете относиться к этому небрежно. Ваши сотрудники рассчитывают на вашу помощь, поскольку вся их работа может зависеть от информации, представленной в учебном пособии.
Хороший способ убедиться, что вы не упустили или неправильно написали важную информацию, — обратиться за помощью. Соберите своих сверстников и начните совместную работу над учебным пособием .
Один человек может отвечать за его написание, в то время как другие будут искать информацию, систематизировать информацию или создавать визуальные ресурсы для руководства.
Подробнее: Как легко создать учебное пособие по обслуживанию клиентов
3. Подумайте, что вы хотите включить…
тип контента, который вы хотите включить в него.
Соберите всю информацию, знания, процессы, контрольные списки и т. д., которые необходимо включить в учебное пособие. Убедитесь, что вы тщательно изучили каждый пункт и имеете все необходимое для написания учебного пособия. Никогда, никогда не полагайтесь на свою память!
Даже пропуск небольшого шага может привести к путанице среди ваших читателей. Например, если вы забудете сообщить читателю о важном переключателе в новом механизме, это может не только ввести в заблуждение, но и быть опасным.
4. Помните о своей аудитории.
Распространенная ошибка компаний при разработке учебных пособий — игнорирование целевой аудитории. Содержание учебного пособия напрямую зависит от типа аудитории, читающей это.
Если вы обучаете своих сотрудников новому программному обеспечению, которым никто раньше не пользовался (или обучаете новых сотрудников), то подробные объяснения и точное и четкое описание шагов могут помочь им быстро усвоить знания.
Однако, если вы обучаете их некоторым дополнительным функциям программного обеспечения, которое они уже используют, нет необходимости идти ва-банк с нуля. Помня об аудитории, вы получите представление о том, насколько широко или конкретно вам нужно быть на протяжении всего руководства.
5. Будьте организованны!
Когда у вас появится представление о том, какую информацию вы хотите включить в учебное пособие, пришло время систематизировать эту информацию. Разбейте содержание учебного пособия на главы, разделы или части.
Убедитесь, что учебное пособие составлено гладко и подробно охватывает все этапы от начала до конца. Организация информации важна, чтобы избежать путаницы и сделать ее легко читаемой для вашей аудитории.
6. Добавьте оглавление.
Добавление оглавления в учебное пособие является обязательным. Если в вашем учебном пособии много страниц, важность оглавления возрастает в геометрической прогрессии. Оглавление предоставляет навигацию читателю и помогает ему быстро перейти к определенной теме.
Это особенно полезно, когда сотрудникам необходимо вернуться к учебному пособию, чтобы освежить в памяти определенную тему, помогая им сэкономить время и силы. Использование редактора документов, который автоматически создает оглавление вместе с подзаголовки — хороший способ добиться этого.
7.
Обобщите каждый раздел.Завершение каждого раздела учебного пособия кратким изложением может творить чудеса с вашими сотрудниками.
Они могут быстро повторить все, что узнали, что поможет сэкономить много времени и сил. Постарайтесь выделить только самую важную информацию из главы/раздела , которую люди должны взять с собой.
Подробнее: Как создать интерактивный PDF-файл за 9 минут
Как сделать учебные пособия интерактивными?
Посмотрим правде в глаза. Учебники ну скучные. Они наполнены текстом и не очень интересны. Исследования показали, что мы можем получить представление о визуальной сцене менее чем за 1/10 секунды!
Кроме того, изображения обрабатываются мозгом в 60 000 раз быстрее, чем текст. Это ясно — изображения и видео передают более богатые впечатления от общения, чем один только текстовый контент.
Сделайте ваши учебные пособия интерактивными с помощью обучающие видеоролики и аудиоуроки могут стать отличным способом повысить вовлеченность и вызвать интерес у сотрудников.
Однако большинство редакторов документов не позволяют добавлять в документы видео или аудио. Не волнуйтесь, в конце этого блога мы снабдили вас изящным приемом добавления аудио, видео и различных типов интерактивного контента в ваши учебные пособия. Продолжайте читать!
1. Добавьте тесты в конце!
В конце каждого основного раздела руководства добавьте короткий тест или обучающее задание для измерения обучения и удержания сотрудников.
Вы можете добавить быстрые вопросы с несколькими вариантами ответов или заполнить пробелы, чтобы сделать обучение увлекательным и увлекательным . Включите ответы на эти тесты в отдельный раздел, чтобы сотрудники могли оценить свои знания и понять, нужно ли им освежить знания по определенной теме.
2. Запросите отзыв.
Поскольку обучение играет решающую роль в трудовой жизни каждого сотрудника организации, важно постоянно совершенствовать учебный процесс и материалы, чтобы сделать их еще более совершенными. Поэтому всегда просите сотрудников давать честные отзывы и предложения о том, как сделать обучение более эффективным.
Вы можете провести сеанс обратной связи после распространения руководств по обучению или включить раздел в конце руководства, чтобы сотрудники могли написать свои предложения. Это важный шаг, поскольку он поможет вам составить идеальное учебное пособие и убедиться, что оно будет полезным и продуктивным для всех в будущем.
Подробнее: Программное обеспечение для обучения сотрудников для повышения эффективности сотрудников!
Правильно создавайте учебные пособия с помощью бита
Узнав обо всех ключевых моментах , которые нужно включить в свои учебные пособия, мы знаем, что вам не терпится приступить к работе по их созданию.
Однако что хорошего в знаниях, если у вас нет средств для их применения? Вот почему мы хотели бы познакомить вас с Bit, самым умным инструментом для совместной работы с документами для создания учебных пособий и других цифровых документов на рабочем месте для бесплатно !
Bit — это новый облачный инструмент для совместной работы с документами, который помогает командам создавать, управлять и отслеживать документы на рабочем месте, включая учебные пособия, информационные бюллетени, презентации по продажам, проектные предложения, электронные книги, тематические исследования, документы по адаптации сотрудников, наборы средств массовой информации и многое другое. более.
Bit поможет вам убедиться, что ваши учебные пособия представляют собой нечто большее, чем просто скучный текст и изображения. Помимо возможности совместной работы нескольких пользователей над учебным пособием, Bit также позволяет пользователям добавлять любые мультимедийные материалы, такие как видео на YouTube, документы Google, электронные таблицы One Drive Excel, GIF-файлы, твиты, интерактивные диаграммы и т. д., добавляя совместно используемые ссылка на пустой строке. Bit автоматически превратит эту веб-ссылку в живой визуальный контент, который живет в ваших документах Bit!
Представьте, насколько богатыми и интерактивными могут стать ваши учебные пособия! Вот забавная визуальная диаграмма того, как работают мощные документы Bit:
Подробнее: Как писать отчеты о проектах, которые «удивят» ваших клиентов
Зачем создавать учебные пособия на Bit.
ai?Не знаете, как Bit может помочь вам написать отличное учебное пособие? Давайте посмотрим на некоторые удивительные возможности Bit!
1. Минималистичный, но мощный редактор.Bit имеет минимальный редактор документов, который позволяет вам написать учебное пособие, не отвлекаясь на ненужные кнопки и вкладки . В то же время он достаточно мощный, чтобы отформатировать документ учебного пособия любым удобным для вас способом.
Создание учебного пособия с нуля требует много времени и усилий. Вы должны исследовать контент, придумать схему, добавить потрясающие визуальные эффекты и создать общий интерактивный опыт для своих сотрудников. Выполнение такого объема работы в одиночку может быть довольно сложным и трудоемким.
Таким образом, Bit позволяет вам работать со своими коллегами, чтобы как можно быстрее подготовить учебное пособие. Работа в команде также позволяет вам проводить мозговой штурм идей вместе, а также собирать свой контент и проектировать людей вместе на одном рабочем месте.
Bit позволяет командам сотрудничать, оставлять отзывы в режиме реального времени, предлагать изменения и быстрее выполнять работу. Самое главное, попрощайтесь с обратными и обратными электронными письмами.
В эпоху цифровых технологий вам нужно больше, чем просто текст, чтобы заинтересовать ваших читателей. Все остальные редакторы документов ограничивают ваш творческий потенциал, позволяя включать в документы только текст и статические изображения.
Поскольку учебные пособия представляют собой объемные профессиональные документы, чтение такого большого количества текста может быть скучным и неэффективным .
Вот почему мы даем вам возможность добавлять мультимедийный контент любого типа, например видео YouTube, электронные таблицы Google Docs, PDF-файлы, презентации, плейлисты Spotify, SlideShares, GIF-файлы, опросы, викторины и т. д. С помощью Bit вы можете создавать умные учебных пособий, включив сотни типов файлов и сделав их динамичными и интерактивными. Пользователи также могут использовать вики-функции Bit для связывания важных документов, упрощая обмен знаниями.
Подробнее: План развития сотрудников: что это такое и как его создать? (Шаги включены)
5. Идеальная совместимость с брендом.Сосредоточьтесь на содержании и позвольте Bit помочь вам с дизайном и форматированием. Bit-документы полностью адаптивны и отлично выглядят на всех устройствах, независимо от размера экрана, на котором они просматриваются. Учебные пособия, созданные с помощью Bit, благодаря потрясающим шаблонам и темам обеспечивают беспрецедентную согласованность бренда и дизайна в индустрии документации. Одним нажатием кнопки весь документ может отражать тему, цвет бренда и т. д.
Откуда вы знаете, полностью ли ваши сотрудники или клиенты ознакомились с распространенными вами учебными пособиями? Представьте, если бы вы могли отслеживать время, потраченное сотрудниками и клиентами на эти учебные пособия, как часто они просматривались и просматривались ли они вообще.
Таким образом, вы узнаете, действительно ли новые сотрудники или клиенты читали предоставленный им учебный материал. Bit позволяет отслеживать ваши документы и получать потрясающие сведения, помогая создавать еще более совершенные версии ваших документов.
6. Вставьте эти учебные пособия.
Отличительной особенностью Bit является возможность встраивать документы в любой веб-сайт или блог. Вы можете в один клик встроить свое учебное пособие на сайт вашей компании, в блог или на форум. Учебные пособия полностью визуализируются и реагируют. Более того, любые изменения, внесенные в учебное пособие, будут отражены на сайте.
Шаблон учебного пособия Here’s a Bit:
Еще несколько шаблонов документов, которые могут вас заинтересовать:- Руководство по Руководству по Руководству
- Шаблон мозгового штурма
- Шаблон Министерства совещания
- Шаблон Справочника для работников.