Человек в пропорции: Пропорции тела. Основополагающие моменты, касающиеся пропорций тела человека. — Ghenadie Sontu Fine Art

Содержание

Создание пропорций тела человека. Правила рисования пропорционального лица

Чтобы академический рисунок выглядел гармонично и реалистично, в нем все должно быть четко продуманным и соразмеренным. Поэтому правильное построение пропорций – это одна из основных задач, которую надо решить при создании рисунка. Эта работа не самая простая, но для создания красивых изображений просто необходима.

Зачем нужно строить пропорции?

Любой художник, независимо от стиля, в котором он собирается работать, должен овладеть академическим рисунком. Это своего рода фундамент всей живописи, необходимый как художникам, так и архитекторам, дизайнерам, скульпторам.

Изучение академического рисунка начинается с азов. Ученики сначала проходят геометрические фигуры, затем розетки и капитель. И только после этого переходят к изображению головы и тела человека. Осваивая портреты, они начинают с гипсовых голов, а затем переходят к рисованию с натуры. Если речь идет об изображении людей в полный рост, то тут процесс тоже проходит постепенно – скелет, мышцы, гипсовая фигура, обнаженная натура.

Художник очень часто сталкивается с тем, что изображаемый объект значительно больше, чем лист бумаги или, наоборот, меньше. В натуральную величину не всегда получится изобразить ни фигуру человека, ни маленькую бабочку. Чтобы передать изображение максимально точно, необходимо уменьшить или увеличить исходный объект, при этом правильно передавая соотношение его размеров.

Рисуете ли вы портрет, пейзаж или натюрморт – соблюдать пропорции необходимо. Умение делать это является одним из самых важных для любого художника.

Как правильно рисовать пропорциональное лицо?

Работа над портретом начинается с компоновки. Размер изображения должен быть гармоничным, не слишком большим и не слишком мелким, сопоставимым с размером листа бумаги.

Многие художники, когда впервые берутся за портрет, уделяют основное внимание отдельным чертам – глазам, носу, губам. И это ошибочное решение, ведь зачастую при этом они не видят общего – овала лица. А ведь рисунок начинается именно с него.

По форме голова человека напоминает яйцо, однако это аналогия весьма примерная, это надо учитывать, занимаясь рисованием.

Всем известно, что тело человека не полностью симметрично. Тем не менее, при создании портрета придерживаться симметрии необходимо. Поэтому преподаватели на курсах всегда учат начать работу над изображением с построения оси симметрии, которая поделит рисунок на правую и левую части.

Еще одну линию необходимо провести перпендикулярно оси симметрии. Она поделит изображение по горизонтали. Эти две прямые помогут правильно расположить глаза, нос, губы и брови. Поставьте по точке на середине левой и правой частей горизонтальной линии – там будут располагаться глаза. Нижнюю половину вертикальной линии нужно поделить на пять одинаковых частей. Вторая сверху точка – это кончик носа, а третья – складка между губами.

Верхняя часть делится на четыре одинаковых отрезка. Между второй и третьей точкой снизу, как правило, находится линия роста волос. Уши нужно рисовать примерно между верхним веком и кончиком носа, при этом имейте в виду, что если взгляд модели направлен вверх или вниз, расположение уха изменится.

Если на вашем портрете будет изображен человек в профиль, пропорции не поменяются, только ракурс и компоновка на листе бумаги. Форма головы все также будет напоминать яйцо, но его острый кончик будет направлен в сторону. Вам необходимо нарисовать те же центральные линии, однако теперь они будут делить голову на лицо и череп (переднюю и заднюю части).

Ухо на портрете в профиль расположено за центральной горизонтальной линией. Черты сохраняют свое положение как на изображении в анфас. Переносица находится аккурат на центральной линии, иногда чуть выше.

Во время рисования портрета нужно иметь в виду, что у каждого свои особенности внешности – длина и толщина носа, размер, разрез, посадка глаз и так далее. Чтобы добиться портретного сходства, нужно точно уловить и передать эту специфику. Для этого вам понадобится много практики, мастерство улавливать пропорции и мелкие детали придет со временем.

Рисуем пропорциональное тело

Художники-новички, как правило, сначала работают с фигурами среднего размера, потому что на этом примере проще понять, как строить пропорцию человеческого тела. На первом этапе обучения необходимо освоить скелет, потом перейти к мышцам, а уже после этого браться за изображение человека

Чаще всего в качестве единицы измерения используют высоту головы. В среднем длина тела – это семь голов, но шесть или восемь тоже считается нормой. Кроме того, туловище вместе с шеей – это три головы, столько же – верхние конечности, а нижние – три с половиной.

У детей голова занимает большую часть всего тела. У новорожденного она вообще составляет примерно четверть всей высоты. Однако с возрастом у ребенка ноги становятся все длиннее, поэтому со временем голова пропорционально уменьшается.

Когда человек стареет, его тело претерпевает определенные изменения. Тело сгибается, плечи становятся более круглыми, позвоночник и шея как бы толкают голову вперед. Кожа утончается, из-за чего вены могут стать более видными. Локти и запястья кажутся крупнее.

Работа над фигурой начинается с проведения вертикальной прямой линии, длина которой соответствует его росту. Если разделить ее пополам, то в середине окажется лобковая кость. Верхнюю и нижнюю часть делим еще пополам и определяем положение сосков и коленных чашечек. Голова составляет половину самого верхнего отрезка. На середине линии от груди до лобковой кости располагается пупок. Кисть руки нужно рисовать от уровня той линии, которая делит рост пополам.

Рисование пропорциональных фигур

Работаете вы с моделью или предметом, начинать всегда стоит с наброска. Установите место изображаемого объекта на листе бумаги и определите его примерный размер.

Если вы рисуете портрет в полный рост, то можно сначала построить пропорциональный скелет, а уже потом «надевать» на каркас тело, прорисовывать рельеф мышц.

Делать пропорциональные изображения людей, архитектуры или предметов непросто, и вряд ли у кого-то получится правильно сделать это с первого раза. Для этого необходима долгая и упорная тренировка. Их рисованию учат на любых художественных курсах, потому что без этого знания освоить рисунок невозможно.

Абитуриентам художественных вузов на вступительном экзамене необходимо рисовать гипсовые головы, а это значит, что умение рисовать пропорциональный портрет им просто необходимо.

В школе-студии «Мастер рисунка» К.Э. Арутюновой пропорциям также уделяют много внимания, они входят в обязательную программу академического курса. Запишитесь на занятия по телефону или через форму на сайте.

Похожие записи

Идеальные пропорции тела человека — Для начинающего художника

                                                                                                                                                                                                                                 

    Пропорции тела

  Идеальные пропорции тела человека

, как система была разработана в древней Греции. Скульптор Поликлет (V век до н.э.) оформил ее в Канон. Согласно ему голова составляла — 1/7, кисть руки и лицо — 1/10, а ступня 1/6. Фигуры человека, выполненные по его Канону, казались несколько массивными. И все же, они стали нормой для эпохи античности и с небольшими изменениями ими пользовались художники классицизма и ренессанса.

  Статуя Дорифор (Копьеносец) — есть практическое воплощение канона, в ней Поликлет применил (согласно его представлениям) идеальные пропорции: ширина плеч почти равна высоте туловища, размер головы, составляет 1/8 размера тела, центром «золотой пропорции» является пупок.


                                                                                                                                                                                                       

           

   На рисунке, красным контуром, показана идеальная человеческая фигура, вписанная в линии гептагольной сети. Из древнегреческого скульптурного канона нам известно, что тело человека делиться на 8- мь частей и голова в пропорции к телу составляет 1/8 от его роста.

                                                                                                     

                                                                                                                                                                                     

 На рисунку приведены пропорции человека которыми нужно пользоваться художнику: 

Для человека высокого роста — нижняя часть (от следка до лобка), равна верхней (от лобка до темени).

Для людей маленького и среднего роста верхняя половина больше нижней, потому, что рост происходит в основном за счет ног.

Размер головы, относительно тела, тоже колеблется: для высоких составляет — 1/8, для среднего роста — 1/7,5, низкого — 1/7

Руки, опущенные вниз, оканчиваются на половине бедра.

Расстояние между кончиками пальцев, разведенных в стороны рук, приблизительно равно его росту.

   

На следующем рисунке показан пример поэтапного рисования, с использованием разметки идеальных пропорций тела, для высокого человека.



                                                                                                                                                      На главную

ПРОПОРЦИИ ЧЕЛОВЕКА | Архитектура и Проектирование

Древнейшие данные о законах пропорций человеческого тела были найдены в гробнице пирамиды близ Мемфиса (около 3000 лет до н. э.). С того времени и до наших дней ученые и художники работают над раскрытием тайны пропорции человеческого тела. Нам известен египетский канон времени фараонов, канон эпохи Птоломеев, каноны Древней Греции и Рима. Мы знаем канон Поликлета, который долгое время был общепризнанным, знаем исследования Альберти, Леонардо да Винчи, Микеланджело и ученых Средних веков, и среди них прежде всего широко известный труд Дюрера. В этих исследованиях размеры человеческого тела определялись по отношению к размеру головы, лица или стопы; позднее эти основные величины получили дальнейшее членение и были приведены в такое соотношение между собой, что получили всеобщее применение в качестве единиц измерения. «Стопа» (фут) и «локоть» сохранились в качестве общеупотребительных мер длины вплоть до нашего времени.

Рис. Пропорции человека (составлено на основе исследований А. Цейзинга)

Система пропорций, разработанная Дюрером, получила всеобщее признание. За ее основу Дюрер принял рост человека (h), подразделив его на следующие элементы:
 
l/2h —  верхняя половина тела от тазобедренного сустава до темени;

l/4h  — длина ноги от лодыжки до колена и расстояние от подбородка до пупка;

1/6h — длина стопы;

1/8h — размер головы от макушки до низа подбородка, расстояние между сосками;

1/10h — размер лица по высоте и по ширине (включая уши), длина кисти руки от запястья;

1/12h — ширина лица (на уровне кончика носа), толщина ноги (по лодыжке) и т.д.

Членение доведено до 1/40 роста человека.

Исследования XIX столетия и в первую очередь А. Цейзинга, изучавшего пропорции человека на основе точнейших обмеров, сопоставлений и применения правил золотого сечения, внесли большую ясность в этот вопрос. К сожалению, эта работа не привлекала к себе должного внимания, пока Э. Мессель не подкрепил своими исследованиями выводы Цейзинга.

Архитектор Ле Корбюзье, начиная с 1945 г. неизменно применяет во всех своих проектах систему пропорций, основанную на правилах золотого сечения и названную им «модулор». В этой системе за основные размеры приняты: рост человека 1,829 м, высота до пупка 1,130 м и т.д.

Эрнст Нойферт. «Строительное проектирование» / Ernst Neufert «BAUENTWURFSLEHRE»

Пропорции тела человека для художника

Чтобы правильно нарисовать человека, пусть во весь рост или только наполовину, стоячим, сидячим или в движении, в первую очередь необходимо знать пропорции различных его частей. В случае, когда художник рисует человека без знаний и определений размеров, рисунок заранее обречён на неудачу. Каждый раз, когда вы садитесь за работу над вашим изображением — в первую очередь необходимо вымерить все пропорции и размеры. Далее, в этом уроке по рисованию человека, я научу вас как это правильно сделать:

Пропорции мужского тела:

Под понятие тела человека входит такие его составляющие, как голова, торс и конечности – руки и ноги. Для измерения пропорций тела художники применяют высоту головы. Когда вы определились с размером высоты головы, вы можете на основе дальнейших расчётов измерить все остальные параметры. Одним словом пропорции тела человека измеряются количеством голов, которые помещаются в торсе, руках или ногах.

1. Полный рост человека (включая голову) равен высоте его головы, умноженной в 7,5 раз.

2. Длина мужской руки равна высоте головы, умноженной в 3,25 раза.

3. Длина мужской ноги равна высоте головы, умноженной в 3,5 раз.

4. Длина мужского торса равна высоте головы, умноженной в 3 раза.

 

Теперь, что касается ширины тела мужчины. Здесь тоже есть свои размеры, отталкивающиеся всё от той же высоты головы.

1. Ширина мужских плеч равна высоте 2 головы.

2. Ширина мужской талии равна высоте 1,25 головы.

3. Ширина мужских бёдер равна высоте 1,5 головы.

 

Пропорции женского тела:

 

Женские пропорции измеряются так же, как и мужские, с помощью высоты головы, только, естественно, с другими цифровыми значениями. Не стоит забывать и о стиле рисования женщины. В отличие от рисунка мужчины, линии здесь более плавные, более нежные и светлые. Всем известно, что в разные времена существовала различная мода на женскую красоту, но в наше время считается эталоном высокая, стройная и длинноногая модель. В связи с этим и пропорции женского тела подогнаны под этот типаж.

 

Пропорции высоты или длины элементов тела женщины практически такие же, как у мужчины, за исключением двух.

 

1. Полный рост высокой, современной женщины равен высоте её головы, умноженной в 8.5 раз.

2. Длина ног увеличивается на одну высоту головы, т.е. умноженной в 4.5 раза.

Теперь, что касается ширины женского тела:

1. Ширина женских плеч равна 1,5 высоте её головы.

2. Ширина женской талии равна высоте 1 головы.

3. Ширина женских бёдер равна высоте 1,5 её головы.

 

Подошёл к концу очередной урок по рисованию. На этот раз мы разобрали пропорции человеческого тела, так что теперь, при рисовании человека у вас не должно возникнуть особых проблем. Следите за новостями сайта, подписывайтесь на обновления, что бы быть в курсе последних уроков.

§5 Пропорции. Основы рисунка для учащихся 5-8 классов

§5 Пропорции

Мы признаем определенные пропорциональные отношения в построении фигуры человека, его окружения, архитектуры, как нечто должное. Эмоциональное начало художественного творчества проверяется точной наукой. Выдающиеся мастера былых эпох постоянно стремились проверить алгеброй гармонию, впрочем, математика античности, средневековья и Возрождения была лишена сухости и абстрактности.

Когда мы знакомимся с историей искусства, любуемся совершенными произведениями, например античной статуей или храмом, картинами Леонардо да Винчи, Рафаэля, Энгра, то нас поражает удивительная гармония, присущая им, которая во многом определяется таким эстетическим качеством, как пропорциональность целого и деталей. Слово «пропорция» в переводе с латыни обозначает «соотношение», «соразмерность». Сравнивая предметы, окружающие нас, по величине, высоте, ширине, объему мы можем сказать, что одни из них длинные, а другие короткие, высокие и низкие, широкие и узкие, большие и маленькие и т. д. Устанавливая соотношение между предметами и между частями формы отдельного предмета, мы выясняем их пропорциональные характеристики.

Пропорциями называются размерные соотношения элементов или частей формы между собой, а также между различными объектами.

75. Измерение высоты (а) и ширины (б)

Проверять пропорции можно с помощью обычного карандаша или кисточки, при этом держать их следует на вытянутой руке.

76. Определение пропорций

Для удобства определения пропорций методом визирования можно прищурить один глаз. С помощью длины карандаша уточняют также степень наклона всей формы.

Пропорция – это гармонизация формы художественного произведения, пропорциональность – ее эстетическое качество. Соразмерность частей образует красоту формы. В основе определения пропорций лежит метод сравнения. Все эти свойства лежат и в основе грамотного рисунка. В художественной практике существует известный метод определения пропорций, называемый визированием.

Однако никакие механические способы определения пропорций не могут заменить развитого глазомера. Именно эту способность необходимо развивать в себе тренировкой.

Рисуя, нужно помнить, что мы изображаем предметы несколько меньшими их натуральной величины, поэтому необходимо придерживаться единого масштаба для определения пропорций всех объектов изображения, составляющих композицию. Таким образом, выдержать пропорции в рисунке – значит добиться соотношения величин всех частей предмета к целому в пределах выбранного формата листа.

Поиск пропорций в изображении фигуры человека является сложной задачей. Обратимся к истории, посмотрев, как решали ее художники разных эпох и разных культур.

77. Композиция пропорций человека в Древнем Египте

Единицей измерения фигуры у древнеегипетских художников служила длина среднего пальца руки, вытянутой вдоль бедра.

В Древнем Египте для изображения человеческой фигуры был разработан специальный канон – то есть такая система пропорций человеческой фигуры, которая делила изображение на части и позволяла по части определить целое и по одной части тела определить другую. Известно, что египтяне положили в основу деления фигуры 21 1/4 части. В это число входили 19 равных частей разделения самой фигуры, а 2 1/4 части приходились на изображение традиционного головного убора (ил. 77), Египтяне пользовались и специальными сетками-таблицами, которые наносили на поверхность каменной плиты или стены для создания рельефа или росписи (ил. 34а).

На сохранившихся и дошедших до нас памятниках можно видеть, что горизонтальные и вертикальные линии делят рисунок в определенных местах, что соответствует членению фигур на части. Были установлены также определенные размеры для изображения сидящих фигур и изображения разных богов в соответствии с их иерархическим старшинством (одни должны быть выше, другие немного ниже). Детей изображали как взрослых, но значительно меньшими по размеру. Художнику необходимо было знать установленные каноном нормы и научиться вписывать в них изображения, пользуясь сеткой-таблицей. Единая система обучения и строгое соблюдение выработанных норм позволяли выполнять части одного произведения разными мастерами. Когда такие части составляли в единую композицию, то они точно сходились и не было нарушения пропорций.

Вся история учения о пропорциях связана с поисками законов гармонии и красоты. В Древней Греции систему идеальных пропорций человеческой фигуры создал скульптор Поликлет в V веке до н. э. Его теоретическое сочинение на эту тему называлось «Канон», а выражением в скульптуре этой системы явилась его статуя «Дорифор», что означает копьеносец. Мастер изобразил атлета-юношу, победителя в соревнованиях по метанию копья, в момент, когда после одержанной победы он совершает круг почета по стадиону и его приветствуют восторженные зрители.

Открытие пропорций, полагают, принадлежит к заслугам древневосточной математики, античная же традиция связывает его с именем выдающегося философа и математика Пифагора, жившего в VI веке до н. э. Универсальный принцип гармонии и красоты в пропорциях получил название «золотое сечение», которое олицетворяло равновесие знания, чувств и силы. Золотое сечение возникает при делении отрезка на две неравные части таким образом, при котором весь отрезок относится к большей его части, как большая к меньшей (0,618).

78. ПОЛИКЛЕТ. Дорифор

Поликлет создал новые членения пропорций человеческой фигуры, однако точных сведений о том, что именно было выбрано за единицу меры – величина ладони, ступни или высота головы,- не сохранилось.

79. С. БОТТИЧЕЛЛИ. Канон пропорций

80. МИКЕЛАНДЖЕЛО. Пропорции фигуры человека

Знакомство с золотым сечением сыграло немалую роль в работе античных архитекторов, скульпторов и живописцев. Обучающимся рисунку будет интересно узнать правило, наглядно прослеживающееся в древнегреческих статуях: при делении туловища человека в соответствии с золотым сечением легко найти уровень пупа и локтя, при повторном делении двух отрезков в противоположных направлениях определяется высота колена и нижний уровень шеи.

Примерами использования золотого сечения может быть античная голова Афродиты и любое из произведений художника Рафаэля. В поисках гармонии художники интуитивно всегда следовали этому принципу и в той или иной мере приближались к идеальным соотношениям, но теоретически принцип золотого сечения был сформулирован в эпоху Возрождения. Леонардо да Винчи, изучавший и глубоко анализировавший опыт древних, разрабатывая правила изображения человеческой фигуры, пытался на основе литературных сведений восстановить так называемый «квадрат древних». Он выполнил рисунок, в котором показана пропорциональная закономерность в соотношении частей тела человека.

Над выработкой канонов пропорций трудились такие знаменитые мастера эпохи Возрождения, как С. Боттичелли и Микеланджело. Проблема поиска системы идеальных пропорций остается актуальной и для художников и архитекторов XX века. Французский зодчий Jle Корбюзье в 1947 году разработал «Модулор» – систему деления человеческой фигуры на согласованные в золотом сечении отрезки от ступни до талии, от талии до затылка и от затылка до верха пальцев поднятой руки. На этой основе была создана школа модулей для архитектурного проектирования и дизайна.

Античное искусство установило идеальные пропорции и для головы человека, согласно которым она по вертикали от темени до конца подбородка делится на две равные части линией глазных впадин (ил. 83). Каждую из этих половин можно, в свою очередь, разделить на две равные части: верхнюю – линией волос, а нижнюю – основанием носа. Получается четыре равные части. Расстояние между глазами принимается равным ширине крыльев носа.

81. ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. «Квадрат древних»

82. ЛЕ КОРБЮЗЬЕ. Модулор

Расстояние от бровей до основания носа определяет величину ушей. В действительности редко встречаются у людей такие идеальные пропорции, но знать их необходимо, чтобы видеть отклонения от нормы и лучше понимать индивидуальные пропорции живой натуры.

Пока общая форма головы не решена, не найдены ее пропорции, нельзя переходить к отделке деталей. Портретное сходство зависит во многом от правильно выдержанных общих пропорций.

Следует помнить, что при определении пропорций лучше сравнивать отношения нескольких деталей на рисунке с соотношениями таких же деталей в натуре.

Переходя к эмоциональной характеристике портретируемого, полезно изучить схемы лица при различных психологических состояниях на ил. 84.

83. Пропорции головы

84. Схематическая таблица сокращения мускулов лица при различных психологических состояниях (по М. Дювалю): 1 – спокойствие, 2 – печаль, 3 – радость, 4 – боль, 5 – смех, 6 – плач, 7 – презрение, 8 – внимание, 9 – размышление

Посмотрите, как с помощью самых простых средств, всего лишь опуская или приподнимая уголки губ, брови или веки, можно передать печаль, радость, боль, смех, презрение, внимание и т. д. (ил. 84-85).

85. Лица в различном эмоциональном состоянии

ПРОПОРЦИИ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА — это… Что такое ПРОПОРЦИИ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА?

ПРОПОРЦИИ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА
ПРОПОРЦИИ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА

(от лат. proportio — соразмерность, соотношение), соотношения размеров отдельных частей тела (туловища, конечностей и их сегментов и др.). Как правило, размеры отд. частей тела рассматриваются в соотношении с ростом (длиной тела) в целом, либо по отношению к длине корпуса или ниж. конечностей. Для характеристики П. т. наиб, значение имеют относит, величины ног и ширины плеч. Обычно выделяют 3 типа П. т.: долихоморфный (длинные конечности при узком туловище), брахиморфный (короткие конечности и широкое туловище) и мезоморфный, занимающий промежуточное положение между ними. Дети отличаются от взрослых относительно более короткими ногами, более длинным туловищем, более крупной головой. Женщинам свойственна большая ширина таза и меньшая ширина плеч по отношению к длине тела по сравнению с мужчинами. П. т. Различны у представителей разных этнотерриториальных и расовых групп (эскимосы, напр., брахиморфны, высокорослые варианты негроидной расы — долихоморфны). П. т. иногда учитывают и при характеристике физического развития человека, для описания формы тела, при характеристике конституций и соматич. типов человека. Скульпторы и художники часто пользуются т. н. канонами, т. е. математически обоснованными правилами построения «идеальной» человеческой фигуры.

.(Источник: «Биологический энциклопедический словарь.» Гл. ред. М. С. Гиляров; Редкол.: А. А. Бабаев, Г. Г. Винберг, Г. А. Заварзин и др. — 2-е изд., исправл. — М.: Сов. Энциклопедия, 1986.)

.

  • ПРОПОЛИС
  • ПРОПРИОЦЕПТОРЫ

Смотреть что такое «ПРОПОРЦИИ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА» в других словарях:

  • Пропорции тела — Телосложение размеры, формы, пропорции и особенности частей тела, а также особенности развития костной, жировой и мышечной тканей. Размеры и формы тела каждого человека генетически запрограммированы. Эта наследственная программа реализуется в… …   Википедия

  • Пропорции тела — (у человека). Изучение П. тела у человека обратило на себя прежде всего внимание художников. Уже у древних индусов и египтян были каноны с определением П. различных частей тела, причем единицей длины принималась, например, кисть руки, или длина… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Пропорции тела —         человека, соотношения проекционных размеров человеческого тела и отдельных его частей. С их помощью можно определить и форму тела, что важно при оценке физического развития человека. Попытки установить закономерности П. т., т. е. найти… …   Большая советская энциклопедия

  • Пропорции тела — ПРОПÓРЦИИ ТÉЛА человека (от лат. proportio – соразмерность, соотношение), соотношения размеров отдельных частей тела (туловища, конечностей и их сегментов и др.). Как правило, размеры отд. частей тела рассматриваются в соотношении с ростом… …   Биологический энциклопедический словарь

  • Части тела человека — Анатомия человека (от греч. ανά, aná  вверх и τομή, tomé  режу)  наука о происхождении и развитии, формах и строении человеческого организма. Анатомия человека изучает внешние формы и пропорции тела человека и его частей, отдельные органы, их… …   Википедия

  • Анатомия человека — См. также: Нормальная анатомия человека …   Википедия

  • Поза человека — Поза (лат. positum класть, ставить; fr: pose)  положение, принимаемое человеческим телом[1], положение тела, головы и конечностей по отношению к друг другу. Содержание 1 Общая характеристика позы …   Википедия

  • Положение тела — Поза (лат. positum класть, ставить; fr: pose)  положение, принимаемое человеческим телом[1], положение тела, головы и конечностей по отношению к друг другу. Содержание 1 Общая характеристика позы …   Википедия

  • ЭМБРИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА — изучение развития человеческого организма от момента образования одноклеточной зиготы, или оплодотворенного яйцеклетки, до рождения ребенка. Эмбриональное (внутриутробное) развитие человека длится примерно 265 270 дней. В течение этого времени из …   Энциклопедия Кольера

  • Нормальная анатомия человека — Нормальная (систематическая) анатомия человека  раздел анатомии человека, изучающий строение «нормального», то есть здорового тела человека по системам органов, органам и тканям. Орган  часть тела определённой формы и конструкции,… …   Википедия


Презентация «Пропорции и строение фигуры человека»

библиотека
материалов

Содержание слайдов

Номер слайда 1

Пропорции и строение фигуры человека. Выполнила учитель изобразительного искусства и МХК: Скороварова Ю. СМБОУ «Гимназия №97 г. Ельца»

Номер слайда 2

Номер слайда 3

Древнейшие данные о законах пропорций человеческого тела были найдены в гробнице пирамиды близ Мемфиса (около 3000 лет до н. э.). С тех времен ученые и художники работают над раскрытием тайны пропорции человеческого тела. Нам известен египетский канон времени фараонов, канон эпохи Птолемеев, каноны Древней Греции и Рима.

Номер слайда 4

Изображение человека на плоскости непривычно с точки зрения современного человека. Фигура дана одновременно и спереди и сбоку. Плечи и глаза — в фас, тело и лицо — в профиль

Номер слайда 5

Номер слайда 6

Номер слайда 7

Номер слайда 8

Номер слайда 9

Многие поколения художников изучали пропорции человеческого тела. Представления о красоте в различные исторические эпохи не были одинаковы. Художники отражали в произведениях искусства идеи и мировоззрения своего времени.

Номер слайда 10

Древняя Греция-Скульптор Поликлет в V веке до н.э. создал систему идеальных пропорций человеческой фигуры. Самое знаменитое произведение Поликлета — «Дорифор» (Копьеносец) (450—440 до н. э.).  Здесь в основе ритмической композиции лежит принцип перекрестной неравномерности движения тела (правая сторона, то есть опорная нога и опущенная вдоль тела рука, статичны и напряжены, левая, то есть оставшаяся сзади нога и рука с копьем, расслаблены, но в движении).

Номер слайда 11

С древних времен единицей измерения человеческого тела выбиралась длина какой-то его части (головы, кисти, пальца, стопы и пр.), с которой сравнивались размеры всех других частей тела. Под пропорциями человеческого тела понимается согласованная система всех его размерных величин. При всем разнообразии индивидуальных особенностей в строении фигуры человека можно усмотреть типичные черты, определенные закономерности пропорциональных отношений его частей.

Номер слайда 12

Открытие пропорций связывают с Пифагором. Золотое сечение – это универсальный принцип гармонии и красоты в пропорциях, которое олицетворяло равновесие знаний, чувств и силы.

Номер слайда 13

Эпоха Возрождения. Леонардо да Винчи разрабатывал правила изображения человеческой фигуры, пытаясь восстановить так называемый «квадрат древних». Представляемое золотое сечение Леонардо да Винчи — пропорции человеческого тела, которое можно вписать в геометрические фигуры-символы (квадрат и круг, о коих уже шла речь). Изображение «витрувианского человека» — это и есть зашифрованное золотое сечение, по мнению исследователей вопроса.

Номер слайда 14

Над выработкой канонов пропорций трудились такие знаменитые мастера эпохи Возрождения, как С. Ботичели и Микеланджело

Номер слайда 15

Номер слайда 16

Номер слайда 17

Под понятие тела человека входит такие его составляющие, как голова, торс и конечности – руки и ноги. Для измерения пропорций тела художники применяют высоту головы. 1. Полный рост человека (включая голову) равен высоте его головы, умноженной в 7,5 раз.2. Длина мужской руки равна высоте головы, умноженной в 3,25 раза.3. Длина мужской ноги равна высоте головы, умноженной в 3,5 раз.4. Длина мужского торса равна высоте головы, умноженной в 3 раза.

Номер слайда 18

1. Ширина мужских плеч равна высоте 2 головы.2. Ширина мужской талии равна высоте 1,25 головы.3. Ширина мужских бёдер равна высоте 1,5 головы.

Номер слайда 19

Женские пропорции измеряются так же, как и мужские, с помощью высоты головы, только, естественно, с другими цифровыми значениями.1. Полный рост высокой, современной женщины равен высоте её головы, умноженной в 8.5 раз.2. Длина ног увеличивается на одну высоту головы, т.е. умноженной в 4.5 раза. Теперь, что касается ширины женского тела:1. Ширина женских плеч равна 1,5 высоте её головы.2. Ширина женской талии равна высоте 1 головы.3. Ширина женских бёдер равна высоте 1,5 её головы.

Значение знаменитого «Витрувианского человека» Леонарда да Винчи. Рисунок

Леонардо да Винчи, «Витрувианский человек» (ок. 1492 г.) (Фото: Люкникс через Wikimedia Commons Public Domain)

Как мастер искусств, наук и всего остального, Леонардо да Винчи часто называют «человеком эпохи Возрождения». Хотя эрудит, пожалуй, наиболее известен своим шедевром Мона Лиза , именно его научные зарисовки впечатляюще иллюстрируют энциклопедические знания и эклектические интересы, которые стали определять его.

Рисунок Витрувиан Человек , рисунок конца 15 века, является ярким примером такой работы. Предназначенная для изучения идеи пропорции, произведение является отчасти произведением искусства, а отчасти математической диаграммой, передающей убеждение Старого Мастера в том, что «все связано со всем остальным».

Что такое

Витрувианский человек ?

Леонардо нарисовал Витрувианского человека , известного также как « Пропорции человеческого тела по Витрувию, » в 1492 году.Рисунок, выполненный пером, тушью и металлическим наконечником на бумаге, изображает идеализированного обнаженного мужчины, стоящего внутри квадрата и круга. Гениально Леонардо решил изобразить человека с четырьмя ногами и четырьмя руками, что позволило ему принять 16 поз одновременно.

Модель Vitruvian Man основана на De Architectura , руководстве по строительству, написанном римским архитектором и инженером Витрувием между 30 и 15 годами до нашей эры. Хотя трактат посвящен архитектуре, он также исследует человеческое тело, а именно геометрию «идеальных» пропорций, что вызвало интерес Леонардо к анатомии и вдохновило его на рисунок.

«De Architectura» Марка Витрувия Поллио (Фото: Марк Пеллегрини через Wikimedia Commons CC BY-SA 2.5)

Каковы «идеальные» пропорции?

Рисунок сопровождается двумя блоками обратного текста. В первом Леонардо отмечает, что, по словам Витрувия, это размеры идеального тела:

.
  • четыре пальца равны одной ладони
  • четыре ладони равны одной ноге
  • шесть ладоней составляют один локоть
  • четыре локтя равны росту человека
  • четыре локтя равны одному шагу
  • 24 ладони равны одному человеку

Кроме того, в первом наборе примечаний также указывается: «Если вы разводите ноги настолько, что уменьшаете свой рост на 1/14, а также разводите и поднимаете руки, пока средние пальцы не коснутся уровня макушки вашей головы, вы должны знать центр разогнутых конечностей будет в пупке, а пространство между ногами будет равносторонним треугольником.Длина раскинутых рук мужчины равна его росту ».

Во втором блоке текста художник описывает тело модели в виде дробей:

  • «От корней волос до нижней части подбородка — десятая часть роста человека»
  • «От нижней части подбородка до макушки — одна восьмая его роста»
  • «От верхней части груди до макушки его головы будет одна шестая человеческого»
  • «От макушки груди до корней волос будет седьмая часть всего человека.”
  • «От сосков до макушки будет четвертая часть мужчины».
  • «Наибольшая ширина плеч вмещает в себя четвертую часть человека».
  • «От локтя до кончика руки будет пятая часть человека»
  • «От локтя до угла подмышки будет восьмая часть мужчины».
  • «Вся рука будет десятой частью человека»
  • «Начало гениталий отмечает середину мужчины»
  • «Нога — седьмая часть человека»
  • «От подошвы стопы до колена будет четвертая часть человека»
  • «От ниже колена до начала половых органов будет четвертая часть мужчины»
  • «Расстояние от нижней части подбородка до носа и от корней волос до бровей в каждом случае одинаково и, как и у уха, составляет треть лица»

Витрувианский человек

Сегодня

С 1822 года витрувианский человек является частью постоянной коллекции Галереи Академии в Венеции, Италия.Поскольку оно слишком хрупкое, чтобы выставляться на обозрение, экспонаты выставляются редко. Однако, даже будучи скрытым, рисунок остается ключевой частью их коллекции и, в конечном счете, одним из самых важных произведений итальянского Возрождения.

Статьи по теме:

Обнаружен новый рисунок Леонардо да Винчи стоимостью 16 миллионов долларов

Топ-10 городов, которые стоит посетить, если вы абсолютно любите искусство

Виртуальный тур по знаменитой галерее Уффици во Флоренции позволяет вам исследовать музей в Интернете

Значение шедевра Боттичелли эпохи Возрождения «Рождение Венеры»

Значение знаменитой статуи Давида Микеланджело

Пропорции человеческой фигуры (Витрувианский человек), 1492 — Леонардо да Винчи

Витрувианский человек (итал. Le proporzioni del corpo umano secondo Vitruvio, что переводится как «Пропорции человеческого тела согласно Витрувию») или просто L’Uomo Vitruviano (итальянское произношение: [ˈlwɔːmo vitruˈvjaːno]) — это рисунок Леонардо да Винчи около 1490 года.Он сопровождается заметками, основанными на работах архитектора Витрувия. Рисунок, выполненный пером и тушью на бумаге, изображает человека в двух наложенных друг на друга позициях с расставленными руками и ногами, вписанных в круг и квадрат. Рисунок и текст иногда называют Каноном пропорций или, реже, Пропорциями человека. Он хранится в панике Gabinetto dei decogni e в Gallerie dell’Accademia в Венеции, Италия, под номером 228. Как и большинство бумажных работ, он демонстрируется публике лишь изредка, поэтому это не является частью обычного выставка музея.

Рисунок основан на соотношении идеальных человеческих пропорций с геометрией, описанном древнеримским архитектором Витрувием в Книге III его трактата «Архитектура». Витрувий описал человеческую фигуру как главный источник пропорций среди классических архитектурных орденов. Витрувий определил, что идеальное тело должно быть высотой в восемь голов. Рисунок Леонардо традиционно назван в честь архитектора.

Это изображение демонстрирует сочетание математики и искусства в эпоху Возрождения и демонстрирует глубокое понимание Леонардо пропорций.Кроме того, эта картина представляет собой краеугольный камень попыток Леонардо связать человека с природой. В онлайн-энциклопедии Британника говорится: «Леонардо представлял себе огромную графическую карту человеческого тела, которую он создал с помощью своих анатомических рисунков, а Витрувианский человек — как космографию мелкого мондо (космография микрокосма). аналогия с работой Вселенной «.

Согласно предварительному просмотру Леонардо в сопроводительном тексте, написанном зеркально, это было сделано как исследование пропорций (мужского) человеческого тела, как описано у Витрувия.Текст состоит из двух частей, над и под изображением.

Первый абзац верхней части сообщает Витрувию: «Ветрувио, архитектор, помещает в своей работе по архитектуре, что измерения человека в природе распределены таким образом, то есть:

, и эти измерения находятся в его зданиях ». Второй абзац гласит:« Если вы достаточно разводите ноги, чтобы ваша голова опускалась на одну четырнадцатую вашего роста, и поднимите руки так, чтобы ваши вытянутые пальцы коснулись линии верха. головы, знайте, что центром вытянутых конечностей будет пупок, а пространство между ногами будет равносторонним треугольником ».

В нижней части текста указаны следующие пропорции:

Точки, определяющие эти пропорции, отмечены на чертеже линиями. Ниже самого рисунка — единственная линия, равная стороне квадрата и разделенная на четыре локтя, из которых два внешних разделены на шесть ладоней каждая, две из которых имеют текстовую аннотацию «palmi»; две крайние ладони разделены на четыре пальца каждая, каждая из которых имеет пометку «дити».

Это часть статьи в Википедии, используемой в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution-Sharealike 3.0 Непортированная лицензия (CC-BY-SA). Полный текст статьи здесь →


Подробнее …

Помимо основ рисования: доказательство теорий Леонардо о пропорциях человека

В зимнем выпуске журнала Drawing , который в настоящее время находится в газетных киосках, а также доступен здесь, за зимний период 2009 г., мы взяли отрывок из главы будущей книги Энтони Панцеры о записных книжках Леонардо да Винчи, в которой Панцера обсуждает свои исследования различных аспектов исследований Леонардо. , в том числе исследование Леонардо человеческих пропорций, показанное на его знаменитом рисунке «Витрувианский человек». Чтобы помочь вам лучше понять результаты Панзеры, мы публикуем эту сопутствующую статью, в которой показаны примечания Леонардо к его рисунку — его исследование пропорций человеческого тела, предложенное Маркусом Ветрувиусом Поллио. Текст Леонардо сопровождается современным взглядом Панцеры на «Витрувианский человек», ниже , и, что особенно важно, «доказательствами» Панцеры утверждений Леонардо, многие из которых являются основой основ рисования, которым преподают сегодня.

Заметки Леонардо

И. Архитектор Витрувий в своей работе по архитектуре говорит, что размеры человеческого тела распределяются природой следующим образом: то есть 1. что 4 пальца составляют одну ладонь, 2. и 4 ладони составляют одну ногу. , 3. 6 ладоней составляют один локоть, 4. 4 локтя составляют рост человека. 5. И четыре локтя составляют одну ногу, 6. и 24 ладони составляют человека; и эти измерения используются в его зданиях. Если вы разводите ноги настолько, чтобы уменьшить свой рост на 1/14, а также разводить и поднимать руки, пока средние пальцы не коснутся уровня макушки, вы должны знать, что центр разводимых конечностей будет в пупке и пространство между ножками будет равносторонним треугольником.

II. 7. Длина раскинутых рук мужчины равна его росту.

III. 8. От корней волос до нижней части подбородка — десятая часть роста человека; 9. от нижней части подбородка до макушки составляет одну восьмую его роста; 10. от верхней части груди до макушки головы составит одну шестую часть мужчины. 11. От верхней части груди до корней волос будет седьмая часть целого человека. 12. От сосков до макушки будет четвертая часть мужчины. 13. Наибольшая ширина плеч вмещает в себя четвертую часть мужчины. 14. От локтя до кончика руки будет пятая часть человека; 15. и от локтя до угла подмышки будет восьмая часть мужчины. 16. Вся рука будет десятой частью человека; 17. начало гениталий отмечает середину мужчины. 18. Стопа — седьмая часть человека. 19. От подошвы стопы до колена будет четвертая часть мужчины. 20. От ниже колена до начала гениталий будет четвертая часть мужчины. 21. Расстояние от нижней части подбородка до носа и от корней волос до бровей в каждом случае одинаково, и, как и у уха, оно составляет треть лица.

Заметки автора Энтони Панзера

Рисунок Леонардо Витрувианский человек — это икона такого роста, что доктор Др.Мартин Кемп назвал его «вероятно, самым известным рисунком в мире». Рисунок должен был проиллюстрировать основные теории человеческих пропорций, изложенные римским архитектором и инженером I века до нашей эры Маркусом Витрувием Поллио в его «Десяти книгах об архитектуре ». Важность истории архитектуры Витрувия — единственная такая история. архитектуры, чтобы пережить древние времена, и его соответствующая зависимость от человеческих пропорций была глубокой, что помогло определить ядро ​​итальянского Возрождения и его упор на классический мотив как в архитектуре, так и в искусстве.Здесь мы сосредоточимся только на теории пропорции, предложенной Витрувием, в понимании и развитии Леонардо.

Рисунок Леонардо имеет размеры около 13½ x 9¾ дюймов (344 x 245 мм) и выполнен светло-коричневыми водными чернилами на мягкой, теплой серой бумаге. Это один из самых ранних его рисунков, изображающих человеческие пропорции, выполненный в первый миланский период Леонардо. Его текст делит информацию Витрувия на три абзаца и не полностью в порядке, установленном Витрувием.В первой части Леонардо описывает, как Природа определила размеры человеческого тела, используя меньшие части тела в качестве модулей для определения больших частей тела. Он заканчивает первую часть текста, начертав свою знаменитую мужскую фигуру в круге, используя пупок в качестве центра циркуля.

Второй абзац, одно предложение, устанавливает высоту фигуры от подошв ног до макушки, равную вытянутым рукам, и это определяется сторонами идеального квадрата.

Третья часть определяет высоту всей фигуры, используя различные части тела как модули. В первом абзаце меньшие модули используются постепенно, чтобы установить более крупные модули, чтобы в конечном итоге достичь роста целого человека. В этом последнем абзаце каждый модуль используется как канон для определения пропорционального отношения части к росту человека в целом.

Ниже приводится оценка, строка за строкой, точности теорий Витрувия, интерпретированных и проиллюстрированных Леонардо с использованием как его рисунка, так и моего.Чтобы прояснить транскрипцию Леонардо Витрувия, мы разделили и перечислили каждую из теорий жирным шрифтом в тексте.

Леонардо начинает свою интерпретацию Витрувия со слов «Природа распределяет размеры человеческого тела следующим образом»:

1. «Четыре пальца составляют одну ладонь». Идеальный; простое измерение штангенциркулем или компасом подтвердит это. Чуть ниже рисунка и второго абзаца (который представляет собой всего лишь одно предложение) находится горизонтальная линия с отметками на обоих концах.Слова diti (пальцы) написаны непосредственно под четырьмя пробелами, обозначенными пятью маленькими линиями, обозначающими ширину пальцев. И рядом с этим словом palmi (ладони) написано прямо под пятью пробелами, обозначенными шестью маленькими линиями, ширина каждой из которых составляет ровно четыре пальца.

2. «Четыре ладони составляют одну ступню». Не совсем; длина стопы как на рисунке Леонардо, так и на моем — менее трех ладоней.

3. «6 ладоней составляют один локоть». Верный.Я обнаружил, что при проверке теорий Леонардо следует доверять соотношению модуля и измеряемой детали. Однако в этом случае, поскольку локоть — это не часть тела, а древняя форма измерения (от 18 до 22 дюймов), мы должны полагаться на принятое измерение локтя. Итак, если ширина ладони человека составляет примерно 3,25 дюйма, тогда ширина шести ладоней будет 19 дюймов, что соответствует ширине локтя. И если мы измерим этого человека среднего роста по его плечам, мы обнаружим, что ширина его плеч, от 18 до 20 дюймов, будет соответствовать росту человека четыре раза, что подтверждает теорию цифрами 4 и 13.

4. «Четыре локтя составляют рост человека». Обычно правильно.

5. «И четыре локтя составляют одну ногу, а 24 ладони составляют один локоть». Переменная; Один локоть при 18 дюймах на 4 = 72 дюйма или 6 футов, но шаг, согласно определению, меньше 58 дюймов — менее 5 футов. Вывод здесь — придерживаться анатомических модулей, чтобы установить канон, а что касается второй части, измерение составляет чуть меньше 24 ладоней на человека.

6.« Если вы раздвинете ноги настолько, что уменьшите свой рост на 1/14… пространство между ногами будет равносторонним треугольником». Переменная: на рисунке Леонардо уменьшение — расстояние от ступней, которые опираются на основание равностороннего треугольника, до ступней, опирающихся на основание квадрата, — составляет чуть больше 1/14, но на моем рисунке это уменьшение составляет более 1/17 общей высоты фигуры. Однако на обоих рисунках равносторонние треугольники идеальны. Иди разберись!

7. Чтобы внести дополнительную ясность в текст, я изменил текст Леонардо, объединив часть последнего предложения в первом абзаце с одним предложением второго абзаца.

«… и разведите и поднимите руки, пока средние пальцы не коснутся уровня макушки вашей головы, вы должны знать, что центр вытянутых конечностей будет в пупке…» и «Длина раскрытых рук мужчины равна равняется его росту «. Идеальный. Человек, стоящий прямо в квадрате с вытянутыми вверх руками, обнаружит, что его средние пальцы касаются верхней части квадрата на уровне его головы, в точной точке, где круг пересекает квадрат.И его пупок будет в точке компаса этого идеального круга. Вдобавок мы обнаружим, что длина второго набора его горизонтально вытянутых рук будет равна его полному росту.

Леонардо был первым (после Витрувия), кто понял и объединил эти теории вместе, и первым, кто объединил круг и квадрат в один рисунок, не пытаясь возвести круг в квадрат, а проецируя его за пределы квадрата. В этом он превзошел других до него и тех, кто последовал за ним.

Продолжая третий абзац, Леонардо говорит:
8. «От корней волос до нижней части подбородка — десятая часть роста человека». Переменная. В этом Леонардо дословно цитирует слова Витрувия, но противоречит им, измеряя 9 лиц в нескольких других примерах. Но даже здесь, как на рисунке Леонардо, так и на моем рисунке, полная фигура лишь немногим больше девяти лиц.

9. дюймов от нижней части подбородка до верхней части головы составляет одну восьмую его роста.»Верно. Это стандартное, приемлемое и надежное измерение, которое идеально подходит для рисунка Леонардо и моего рисунка.

10. «От верхней части груди до макушки его будет одна шестая часть человека». Верный. Измерение должно проводиться в ямке горла, образованной рукояткой, верхней частью грудины. Он идеально подходит как для рисунка Леонардо, так и для моего.

11. «От макушки груди до корней волос будет седьмая часть всего человека.»Изменчивый и правильный. Это образует необычный модуль, и он имеет размеры немного больше на чертеже Леонардо и немного меньше на моем.

12. «… от сосков до макушки будет четвертая часть мужчины». Верный. Идеально подходит как для рисунка Леонардо, так и для моего рисунка.

13. «Наибольшая ширина плеч вмещает в себя четвертую часть человека». Верный. Идеально, как на рисунках Леонардо, так и на моих рисунках, и подтверждено несколькими другими примерами.

14. «От локтя до кончика руки будет пятая часть человека». Переменная. И на рисунке Леонардо, и на моем рисунке он измеряет не более четверти человека.

15. «… и от локтя до угла подмышки будет восьмая часть мужчины». Верный. Это должно означать, что размер модуля примерно равен размеру головы; Я нахожу это немного больше и у Леонардо, и у моего рисунка.

16. «Вся рука будет десятой частью человека.«Переменная. Мы уже доказали, что рука равна лицу и находится ближе к одной девятой части всего человека.

17. « Начало гениталий отмечает середину мужчины». Идеальный. Эта точка — лобковая симпатия, где две половины таза сходятся впереди. Этот костяной ориентир является стандартным и надежным ориентиром, который неоднократно подтверждался на этих страницах.

18. «Стопа — седьмая часть человека.«Переменная. Здесь Леонардо отстает от Витрувия, поскольку Витрувий в нескольких случаях недвусмысленно заявляет, что ступня составляет одну шестую от всего роста человека. И на Леонардо, и на моем рисунке измерение ближе к семи, чем к шести.

19. «От подошвы стопы до колена будет четвертая часть человека». Идеально подходит как для рисунка Леонардо, так и для моего.

20. «От ниже колена до начала гениталий будет четвертая часть мужчины.«Если мы возьмем 19 и 20 вместе, они будут равны двум четвертям и составят половину человека. См. 17, чтобы проверить центр мужчины.

21. «Расстояние от нижней части подбородка до носа и от корней волос до бровей в каждом случае одинаково и, как и у уха, составляет треть лица». Идеальный.

В этом третьем и последнем абзаце Леонардо суммирует для нас все основные переменные анатомических модулей, используемых для измерения всей фигуры. В некотором смысле он представляет собой начало всех его пропорциональных исследований, а в других — его окончательные выводы.Является ли это началом или концом, что может быть лучше или лучше, чтобы собрать все это вместе, чем в его прекрасном, культовом и самом известном рисунке «Витрувианский человек»?

пропорций человека — iDesignWiki

Леонардо да Винчи был чрезвычайно талантливым итальянским эрудитом, одновременно будучи ученым, математиком, инженером, изобретателем, анатомом, художником, скульптором, архитектором, ботаником, музыкантом и писателем. Его произведения искусства и изобретения сделали его одним из величайших творческих умов Возрождения и всех времен.

Леонардо да Винчи, старое фото

Источник изображения: http://www.leonardodavinci.net

О своей жизни.

Леонардо ди Сер Пьеро да Винчи родился 15 апреля 1452 года во Флоренции. Он был внебрачным сыном нотариуса Пьеро да Винчи и крестьянской девушки Екатерины из Винчи. Он был учеником известного флорентийского художника Верроккьо. В молодости Леонардо состоял на службе у Людовико иль Моро в Милане. Позже работал в Риме, Болонье и Венеции. Он провел остаток своей жизни во Франции и умер 2 мая 1519 года.

Какие его основные работы?

  • Благовещение
  • Мадонна с гвоздикой
  • Мадонна Литта
  • Богородица в скалах
  • Дама с горностаем
  • La Belle Ferronnière
  • Salvator Mundi
  • Богородица с младенцем и святой Анной
  • Мона Лиза (1503–1506) — самая известная работа да Винчи.Картина является одним из самых ценных экспонатов Лувра в Париже. Итальянцы называют его La Gioconda , французы — La Joconde . Леонардо мастерски сумел передать в картине ощущение всеобщей гармонии, в которой отражена идея единства человека и природы. Это, вероятно, лучший образец портретной живописи, одна из величайших картин эпохи Возрождения и свидетельство гения Леонардо.
Мона Лиза, Леонардо да Винчи, 1503-1506

Источник изображения: https: // en.wikipedia.org/wiki

  • Тайная вечеря — это фреска на задней стене столовой доминиканского монастыря Санта-Мария-делле-Грацие в Италии. Картина создавалась с 1495 по 1498 год. Сюжет произведения основан на последней трапезе Христа и его двенадцати апостолов. Композиция произведения основана на соотношении и балансе. Мы можем идентифицировать равносторонний треугольник, образующий тело Христа, и круг, который появляется в силуэте изогнутого фронтона на заднем плане.Эти идеальные геометрические формы являются воплощением теорий Возрождения и неоплатонизма.
Тайная вечеря, Леонардо да Винчи, 1498

Источник изображения: https://www.khanacademy.org

  • Витрувианский человек (1487) — всемирно известный рисунок пером и тушью на бумаге. Это изображение обнаженной мужской фигуры в двух наложенных друг на друга позициях, вписанных в круг и квадрат. Рисунок демонстрирует взаимосвязь идеальных человеческих пропорций и геометрии. Иногда его называют Каноном пропорций или, реже, человеческими пропорциями.Идея Витрувианского человека была впервые описана древнеримским архитектором Витрувием в его трактате De Architectura.
Витрувианский человек, Леонардо да Винчи, 1487 г.

Источник изображения: http://blog.world-mysteries.com

Как определить стиль да Винчи?

  • Он мастерски использовал технику сфумато . Сфумато относится к тонкой градации тона , который использовался для затемнения острых краев и создания синергии между светом и тенями на картине.
  • Леонардо формировал свои объекты в двух измерениях, улавливая свет и тень трех измерений. Это использование света и shadow было названо chiaroscuro .
  • Леонардо да Винчи обычно рисовал масляной краской , которую он делал вручную из измельченных пигментов; позже в своей карьере он работал с темперой из яичных белков.
  • В технике рисования Леонардо да Винчи использовалось естественных оттенков , которые были приглушены по интенсивности.Чаще всего в его работах использовалось голубых , коричневых и зеленых в соответствии с самой землей. Он также использовал нейтральных серых оттенков , обычно для подмалевка .
  • Используя такую ​​небольшую цветовую гамму, он смог придать своим законченным работам более целостный вид .
  • Его рабочая поверхность обычно будет холст или доска , а иногда камень при росписи фрески.
Belle Ferronnière, Леонардо да Винчи, 1490-1495 годы

Источник изображения: http://www.stilearte.it/

Источники информации: http://www.leonardoda-vinci.org/

http://www.visual-arts-cork.com/famous-paintings/mona-lisa.htm

https://www.britannica.com/biography/Leonardo-da-Vinci/The-Last-Supper

http://www.leonardodavinci.net/the-vitruvian-man.jsp

https://www.oughttco.com/g00/old-masters-style-sfumato-and-chiaroscuro-2578618?i10c.реферер = https% 3A% 2F% 2Fwww.google.it% 2F

http://www.artble.com/artists/leonardo_da_vinci

http://www.davincilife.com/article4-davinci-painting-technique.html

https://www.khanacademy.org/humanities/ap-art-history/early-europe-and-colonial-americas/renaissance-art-europe-ap/a/leonardo-last-supper

Витрувианский мужчина: пропорции красоты и вдохновение 1

«Витрувианский человек» — это собственное размышление Леонардо да Винчи о человеческих пропорциях и архитектуре.Многие источники ясно сообщают, что посредством точных слов и изображений цель иллюстрации Витрувианского человека состоит в том, чтобы объединить идеи об искусстве, архитектуре, анатомии человека и симметрии в одном отличном и командном изображении. Тем не менее, смешивая текст и иллюстрацию, да Винчи пробуждает смысл, который невозможно передать с помощью одних слов или изображений.

В этом месяце я хотел бы обсудить связь Витрувианского человека и пластической хирургии. В январе мы обсуждали мужчин и их бороды, а также пропорции и важность баланса подбородка по сравнению с другими чертами мужского лица, а в феврале и марте мы говорили о веках и глазах и о важности баланса в красоте женщин. .Тем не менее, теперь я хотел бы обсудить общую важность пропорции как для мужчин, так и для женщин.

В книге «Призрак да Винчи» исследуются страсть и творчество Леонардо да Винчи. В частности, идеи, лежащие в основе его Витрувианского человека — его знаменитый рисунок человека в круге и квадрате. Мне очень понравилась книга, но как пластическому хирургу она напомнила мне об иронии, связанной с этим культовым изображением, так что это подводит меня к мотивации Леонардо да Винчи. Что было его вдохновением?

Вдохновение Леонардо

Леонардо вдохновился этим рисунком из идей Витрувия, римского архитектора I века до нашей эры.Витрувий, в свою очередь, был вдохновлен древними греками. Древние греки заметили, что музыкальные ноты, создаваемые струнами, длина которых выражается в простых числовых соотношениях, по сути своей приятны. Они распространили эту концепцию на пространственные интервалы и установили концепцию, согласно которой гармонические отношения по своей сути «правильны» и, таким образом, являются фундаментальными для структуры Вселенной. В первом веке до нашей эры Витрувий адаптировал концепцию пропорциональности к человеческому телу. Он

предложил, чтобы тело делилось на равные части, и чтобы все его единицы выражались в терминах этой единицы или частей целого.Витрувий также описал идеальную человеческую форму как нечто такое, что «можно сделать так, чтобы оно вписывалось в круг (долгое время ассоциировалось с божественным) и можно было сделать так, чтобы оно вписывалось в квадрат (относящийся к земному и светскому)». По словам Витрувия, идеальное человеческое тело можно было бы использовать как образец для всего дизайна.

Трактат Витрувия «Об архитектуре», описывающий его пропорциональную систему, был одним из немногих классических текстов, доживших до эпохи Возрождения и оказавших большое влияние на мысли художников и ученых того времени, включая Леонардо да Винчи.В начале своей карьеры Леонардо принял многие соотношения Витрувия. Большинство из нас сегодня ассоциирует анатомические рисунки Леонардо с его изображением идеальных пропорций Витрувия для человеческого тела, согласно которым «тело, когда оно стоит с вытянутыми руками, умещается в квадрат, а со всеми раскрытыми конечностями — в круг с центром в пупке». Леонардо вскоре обнаружил ограничения в использовании пропорций для изображения человеческого тела. Он понял, что пупок находится не в середине тела, и нарисовал своего витрувианского человека квадратом немного ниже и вне круга.А затем к 1500 году идея единого канона идеальных пропорций для описания человеческого тела была оставлена. Кроме того, зимой 1510 года он сотрудничал с профессором анатомии Университета Павии по имени Маркантонио делла Торре. Эти отношения предоставили Леонардо доступ к человеческому материалу, что позволило ему с большой точностью изобразить человеческую структуру. Когда Леонардо узнал больше об анатомии человека, он понял, что использование идеальных пропорций мешает его точному изображению. Он использовал пропорцию как инструмент, чтобы описать ее форму и функцию, а не как самоцель.

Пластическая хирургия

Неоклассические каноны обычно упоминаются в текстах по пластической хирургии, касающихся планирования эстетических процедур для лица. Однако неоклассические каноны играют ограниченную роль в хирургической оценке и планировании, потому что, подобно тому, что обнаружил Леонардо, они основаны на идеализациях. Когда размеры нормальных мужчин и женщин были объективно оценены и сопоставлены с этими художественными идеалами, было обнаружено, что некоторые теоретические пропорции являются одной из многих вариаций, обнаруживаемых у здоровых нормальных людей, или тех, которые определены более привлекательными, чем нормальные люди, а некоторые никогда не обнаруживаются.Неоклассические каноны не допускают, чтобы размеры лица различались в зависимости от пола и возраста. Большинство из этих канонов пропорций, например ширина верхней части лица равна пяти ширине глаз, интересны, но справедливы для некоторых людей. Их нельзя получить хирургическим путем и / или, если возможно, только с помощью чрезвычайно сложных черепно-лицевых процедур.

Красивое лицо

Исследователи из различных дисциплин подчеркнули сложность математического определения красивого лица.Например, ортодонт Рикеттс указал, что, хотя соотношение фи, равное 1,1618 и известное как божественная пропорция, можно увидеть во многих биологических формах, и его приближение может характеризовать определенные отношения нормального человеческого лица, оно не различает красивое из равнины. Психолог-эволюционист Нэнси Эткофф проанализировала человеческую красоту и ее влияние на общество в книге с подзаголовком «Наука о красоте». Она обнаружила, что восприятие красоты не может быть определено математической формулой.Краткое содержание ее

анализ математических идеалов человеческой красоты: «Для ученых этого века ключ к пониманию человеческой красоты находится в нашей биологии, а не в математике».

То есть, ни нормальное, ни красивое лицо не может быть определено математическими идеалами. Однако, вместе с пониманием размеров нормального лица, использованием доступных диагностических методов (фотография, компьютерная томография) и умелой хирургической техники, концепции баланса и пропорции имеют основополагающее значение для хирургического планирования и успешного хирургического результата.

Тем не менее, Витрувианский человек используется как культурный символ, чтобы прославлять гениальную природу и красоту человеческого тела. Он появляется везде, от кофейных чашек и футболок до корпоративных логотипов. Это обычно наблюдается в связи с пластической хирургией — в главах учебников, посвященных пропорциям лица и идеалам красоты, в печатных рекламных материалах и на веб-сайтах. Подобно Леонардо, пластические хирурги, таким образом, обнаружили, что концепции, присущие витрувианскому человеку, являются скорее полезными инструментами, чем самоцелью.Мой опыт и вдохновение заключаются в том, чтобы помочь сбалансировать элементы черт лица, и то, включаю ли я и использую очень сложные индивидуализированные имплантаты и методы реконструктивной хирургии, а также простой ботокс и другие наполнители в зависимости от потребностей, определяется наилучшим образом. может найти самый естественный вид, чтобы подчеркнуть свою красоту. Это неотъемлемая часть моей роли и может привести к истинному усилению внутренней красоты — это мост и связь между внутренней и внешней красотой, которая является вечной и вечной.

Пропорции человека Альбрехта Дюрера «Библиотека научного центра здоровья UT

Альбрехт Дюрер, один из величайших художников Североевропейского Возрождения, наиболее известен своими прекрасными гравюрами и религиозными картинами. Дюрер опередил свое время с его пейзажными картинами, которые были первыми в своем роде, и уникальными автопортретами, которые он начал, когда ему было всего 13 лет. Он родился в Нюрнберге в 1471 году в семье ювелира, который многому научил его искусству золота, но его отец знал, что Альбрехт не останется в семейном бизнесе надолго.В возрасте пятнадцати лет Дюрер учился у Михаэля Вольгемута, который жил в Нюрнберге и специализировался на резке по дереву. Дюрер и Вольгемут не только занимались резьбой по дереву, от которой они получали финансовую выгоду, но и рисовали. Дюрер также был одним из первых великих художников эпохи Возрождения, изучавших анатомию, написав книгу De Symmetria Partium in Rectics Formis Humanorum Corporum, как часть своей более крупной работы Четыре книги о пропорциях человека.

Четыре книги Дюрера о пропорциях человека находились под влиянием Леонардо да Винчи, Марка Витрувия и других выдающихся мыслителей.Встреча Дюрера с Леонардо знаменует поворотный момент в его карьере теоретика человеческих пропорций. Несмотря на то, что на него повлияли эти мыслители, изображение людей всех форм и размеров у Дюрера было совершенно уникальным. Он выставлял женщин и мужчин разных форм и размеров, чтобы показать их уникальные пропорции и красоту форм. До рисунков Дюрера существовала только одна абсолютная форма красоты, основанная на идеальных пропорциях, определенных Витрувием. Дюрер считал, что существует «много форм относительной красоты… обусловленных разнообразием пород, призваний и природных наклонностей.Он стремился предоставить широкий спектр различных типов телосложения, чтобы помочь ему воспроизвести «самые широкие рамки человеческой натуры и… всевозможные типы фигур: фигуры« благородные »или« деревенские », собачьи или лисоподобные, робкие или робкие. жизнерадостный.» Дюрер стремился не только показать красоту множества разных людей, но и внести новшества в науку о человеческих пропорциях.

Дюрер известен своими картинами и резьбой по дереву, но многие не знают о его любви к науке. В его выводы о пропорциях включены четыре книги, и Дюрер, вероятно, больше работал бы над своими теориями, если бы могущественные члены общества не наняли его для создания картин.Его книга о человеческих пропорциях была опубликована только через шесть месяцев после его смерти.

П.И. В Библиотеке Никсона находится 1-е издание на латыни De Symmetria Partium в Rectics Formis Humanorum Corporum. В этой книге представлены оригинальные гравюры Дюрера на дереве, а также изображено множество различных точек зрения на человеческое тело. Пожалуйста, зайдите, чтобы увидеть это легендарное геометрическое изделие и почерпнуть информацию из прошлого. В библиотеке Никсона также есть факсимиле Les Quartre Lives d ‘Albert Durer: Peinctre & Geometrien Tres Excellent, de la Proportion des Party & Poutraicts des Corps Humains, , французский перевод Четырех книг о человеческих пропорциях , опубликованного в 1613 году. .

Вот несколько мудрых слов самого человека: «Я считаю, что совершенство формы и красоты заключено в сумме всех людей».

Если у вас есть какие-либо вопросы по поводу этой публикации или вы хотите увидеть эту работу своими глазами, свяжитесь с Меллисой ДеТорн по адресу [email protected] или 210 567-2470.

Forever Historic,

Сара Борке, стажер по специальным коллекциям

Информация предоставлена ​​Эрвином Панофски Жизнь и искусство Альбрехта Дюрера .

Изображения любезно предоставлены

http: // arlisdmv.org / 2010/10 / the-body-inside-and-out /

http://www.themorgan.org/collections/collections.asp?id=577

http://archpedi.jamanetwork.com/article.aspx?articleid=481382

http://berkdoganolgluva312.wordpress.com (ссылка не работает)


Категории: Сокровища П.И. Nixon
Последнее обновление: 28 февраля 2018 г.

Рисунок: пропорции человека | L’atelier Canson

Чтобы нарисовать от руки стройное человеческое тело, нужно немного потренироваться.Регулярно тренируйтесь: вы будете поражены тем, насколько быстро вы прогрессируете. К твоим карандашам!

Что нужно знать

Во французском есть выражение «Quel canon» [«Какой канон!]], Которое говорится о привлекательно выглядящих людях. Это выражение пришло из Древней Греции. Canon как на английском, так и на французском языках относится к норме для расчета пропорций» идеального мужчины «. . «Конечно, вам не нужно следовать ему до буквы, но это хороший ориентир.

1.

Рисование силуэта

Витрувеанский человек: это «идеальный человек», нарисованный Леонардо да Винчи в 1490 году в его все еще известном эскизе. Изобразив тело человека в виде геометрических форм, он показал пропорциональные отношения между его различными конечностями.

В наши дни, проще говоря, мы используем высоту головы как единицу отсчета. Общая высота тела равна восьмикратной высоте головы.

Рисунок человека с использованием следующих эквивалентов для каждой части человеческого тела:

  • Корпус = от 7 до 8 голов.
  • Нога = 4 x голова.
  • Плечо = 3,5 x голова.
  • Багажник = 3 х голова.
  • Плечи = 2 x голова.
  • Рука = 1 x голова (или немного меньше).
  • Шея = 1 рука.
  • Стопа = 1 x предплечье = ½ руки.

2.

А по-настоящему?

Чтобы идею приблизить к реальности, сделайте перегородку самостоятельно:

  • На фото стоящего человека (то есть видно с головы до ног) измерьте размер головы (от макушки черепа до подбородка).
  • Скопируйте это измерение полностью вниз по телу, нарисовав горизонтальные линии. Вы заметите небольшую разницу по сравнению с моделью, но по сути, перегородки такие же.

Памятка

У детей пропорции отличаются от взрослых. Чем младше ребенок, тем больше места занимает его голова.