Условия повышения умственной работоспособности учащихся
Высокая умственная работоспособность влияет не только на успеваемость и обучаемость, но и помогает сохранить здоровье учащихся. Создание необходимых условий, способствующих повышению умственной работоспособности школьников, является одной из приоритетных задач образовательного процесса.
Российские исследователи указывают на наличие трех уровней умственной работоспособности учащихся.
Высокий уровень характеризуется длительной продуктивной деятельностью. Ученик вынослив, способен к длительным нагрузкам. В деятельность он включается сразу, ему не требуется время для подготовки к выполнению учебных заданий. Напряженная умственная работа приносит учащемуся не только успех, но и удовлетворение. Объем выполненных заданий за единицу времени по сравнению с другими учениками у него более высокий, а отвлекается он минимальное количество раз.
Средний уровень умственной работоспособности характеризуется интенсивной деятельностью, которая осуществляется то лучше, то хуже.
Низкий уровень умственной работоспособности проявляется в медленной врабатываемости, низком темпе выполнения заданий и недостаточной продуктивности. Снижается активность мозговых структур, отвечающих за энергетическое обеспечение психической деятельности. Если у старшеклассников эта активность может поддерживаться за счет волевых усилий, то у младших школьников не все процессы сформированы в достаточной степени. Ученик начинает черкать на бумаге, разговаривать, отвлекаться. Благодаря такому своеобразному отдыху осуществляется энергетическая подпитка мозга. При наличии жесткой дисциплины компенсация становится невозможной, возрастает вероятность развития утомления.
Для учащихся с низким уровнем умственной работоспособности характерны нестабильность внимания, трудности со включением в деятельность, запоминанием и воспроизведением учебного материала, утомляемость [5].На развитие умственной работоспособности оказывают влияние внутренние и внешние факторы, способствующие как ее повышению, так и понижению. К внутренним факторам относятся: генетические, состояние здоровья, нарушения развития в раннем периоде, сформированность высших психических функций и др. К внешним – социокультурные, экологические, психолого-педагогические условия. В рамках психолого-педагогического фактора рассматриваются психофизиологические основы эффективной организации учебного процесса.
Необходимым условием сохранения умственной работоспособности на оптимальном уровне является учет ее динамики в процессе проведения учебного занятия. Закономерности динамики умственной работоспособности проявляются в том, что в начале учебного занятия у учащихся происходит врабатывание, затем наступает период устойчивой работоспособности и постепенное ее снижение, приводящее к утомлению.
Период врабатывания характеризуется организацией произвольного внимания, напряжением. На этом этапе работоспособность невысокая, неустойчивая.
Этап устойчивой работоспособности проявляется в концентрации внимания, сосредоточенности, продуктивности мышления. Он сменяется периодом компенсаторной перестройки, который характеризуется снижением внимания, темпа деятельности, отвлечениями на занятии.
После этого наступает утомление. Первыми его признаками являются двигательное беспокойство, изменение почерка, повышенное количество ошибок, снижение темпа работы, а также ее качества. Утомление носит временный характер и проходит при смене видов деятельности или во время отдыха. Именно поэтому в ходе учебных занятий рекомендуется проводить физкультминутки, которые снимают не только мышечное, но и эмоциональное напряжение и позволяют переключиться с одного вида деятельности на другой [2].
Увеличению периода устойчивой работоспособности способствует рациональная организация учебного занятия. Педагогу в процессе проведения учебного занятия необходимо учитывать, что в среднем врабатывание происходит в течение 3–5 мин. Время зависит от возраста, состояния здоровья, самочувствия, индивидуально-типологических особенностей учащихся, функциональной зрелости организма. Врабатывание удлиняется у медлительных или ослабленных учащихся в 1,5–2 раза, сокращение данного периода приводит к эмоциональному напряжению, повышению тревожности у учеников.
Функциональная зрелость влияет на продолжительность устойчивой работоспособности, высокую концентрацию внимания, отсутствие отвлечений. При рациональной организации учебного занятия продолжительность устойчивой работоспособности у младших школьников длится около 10–15 мин, у старшеклассников – 25–30 мин, затем происходит ее снижение. Если педагогические условия не соответствуют функциональным особенностям организма, то сокращается период устойчивой работоспособности, быстрее наступает утомление [2].
Одним из необходимых условий рациональной организации учебного занятия является чередование различных видов деятельности [3]. Для поддержания умственной работоспособности на оптимальном уровне необходимо переключать внимание учащихся с одного вида деятельности на другой, например переходить с чтения на письмо и др. Педагогу также следует учитывать, что частые смены видов учебной деятельности требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий, что способствует росту утомляемости и снижению умственной работоспособности. Чередование различных видов учебной деятельности должно происходить не чаще чем через 10 минут.
Необходимо учитывать, что монотонность и однообразие также приводят к снижению умственной работоспособности и появлению утомления.
При проведении учебного занятия учителю необходимо учитывать, что громкая речь вызывает возбуждение центральной нервной системы, учащиеся начинают повышать голос, что приводит к появлению шума и нарушению дисциплины. Этот фактор также вызывает состояние усталости вплоть до появления головной боли. Поэтому в процессе проведения учебного занятия педагогу необходимо контролировать громкость своей речи.
Начало. Продолжение читайте в следующих публикациях.
Список использованных источников
- Акимова, М. К. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: учет и коррекция : учеб. пособие / М. К. Акимова, В. Т. Козлова. – М. : Изд. центр «Академия», 2002. – С. 160.
- Безруких, М. М. Психофизиологические основы эффективной организации учебного процесса / М. М. Безруких // Пед. ун-т «Первое сентября». – 2005. – № 21.
- Здоровьесбережение учащихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования (комплексный подход) : метод. рекомендации, 12 июня 2006 г. // Зб. нармат. дак. – Минск, 2006. – С. 54–111.
- Михайлова, О. П. Оптимизация умственной работоспособности детей младшего школьного возраста / О. П. Михайлова. – Чита : ЗабГПУ, 2005. – С. 133.
- Михайлова, О. П. Умственная работоспособность младших школьников, проживающих в условиях экологического неблагополучия : дис. … канд. психол. наук : 19.00.07 / О. П. Михайлова. – Чита, 2007. – Л. 198.
- Сиротюк, А. Л. Природосообразность обучения: дифференцированный или холистический подходы/ А. Л. Сиротюк // Нар. образование. – 2005. – № 1. – С. 117–123.
- Сиротюк, А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения / А. Л. Сиротюк. – М. : Творческий центр, 2003. – С. 282.
Ж. Ф. Ильченко,
методист высшей категории
управления мониторинга качества образования
Национального института образования
Природные энерготоники в домашних условиях
Что делать, если усталость, слабость, лень, вялость, сонливость и упадок сил напали скопом, а энергии катастрофически не хватает? Как стать бодрым и энергичным человеком, который все успевает, и потратить на это минимум средств при максимальной эффективности?
Помогут натуральные природные энергетики.
Чтобы чувствовать себя бодрым и полным сил, нужно узнать, что такое адаптогены.
Адаптогены – это вещества, которые оказывают общее тонизирующее воздействие на организм и повышают его устойчивость при больших физических или психических нагрузках, то есть помогают организму адаптироваться к негативным или просто неожиданным факторам.
Например: утром было солнечно, а к вечеру температура упала, зарядил дождь. Чтобы не простыть, можно принять натуральный адаптоген и обезопасить себя.
Кроме того, для людей, занимающихся спортом, адаптогены – это отличный способ повысить выносливость, поддержать организм энергией, стимулировать центральную нервную систему и защититься от негативных факторов внешней среды (таких как тот самый дождь).
К этой группе восстановителей относят растительные препараты на основе женьшеня, элеутерококка, левзеи, китайского лимонника и некоторые другие.
Эти препараты не следует принимать при повышенной нервной возбудимости, бессоннице, повышенном артериальном давлении, нарушениях сердечной деятельности, а также в жаркое время года. К тому же необходима периодическая смена адаптогенов для предупреждения привыкания к ним.
Растительные адаптогены принимают курсом, и желательно после консультации с врачом: имеются противопоказания, в том числе такие, как беременность, высокая температура и инфекционные заболевания, высокое/низкое давление, проблемы с почками и т.д. Обязательно обращайте внимание на этот пункт на упаковке или в инструкции по применению каждого препарата.
В целом растительные энергетики обычно практически не имеют побочных эффектов, а имеющиеся – симптоматические, быстро проходят.
Природная «бомба» для энергии.
Вечно не хватает сил и энергии, а постоянная усталость стала вашим лучшим «другом»? Тогда познакомьте ее с женьшенем!
Женьшень обыкновенный — Panax ginseng
Семейство аралиевые — Araliaceae
Целебные свойства женьшеня известны около 5000 лет, а эффективность и безопасность его применения подтверждены не только историей, но и многочисленными клиническими исследованиями. Доказано, что женьшень увеличивает физическую и умственную работоспособность человека, помогает справляться с хронической усталостью, тяжелыми психическими и физическими нагрузками и последствиями стресса, укрепляет иммунитет, улучшает когнитивные функции, скорость реакции, память и сон и многое другое.
Геримакс Энерджи – биологически активная добавка к пище, уникальная композиция экстракта корня женьшеня, 10 витаминов, 7 минералов и экстрактов листьев зеленого чая. Применяется как источник панаксозидов, катехинов, дополнительный источник витаминов, макро- и микроэлементов.
Рекомендуемая дозировка: Взрослым – по 1 таблетке в день во время еды, в первой половине дня.
Бодрость утром всего за 5 минут в домашних условиях!
Энергетические напитки с экстрактом элеутерококка.
Элеутерококк колючий — Eleuterococcus senticosus
Семейство аралиевые — Araliaceae
Это наш ответ на вопрос, как стать бодрым, если не выспался! Элеутерококк обладает более сильным антитоксическим и радиозащитным, антигипоксическим и антистрессорным действием. В спортивной медицине используют как тонизирующее и восстанавливающее средство при больших физических нагрузках, переутомлении.
Рекомендуемая дозировка: Принимать по 2-5 мл за 30 мин. до еды в первой половине дня в течение 2-3 недель.
Чтобы не уснуть
Что делать, если чувствуешь слабость, вялость и апатию? Купить лимонник китайский.
Лимонник китайский — Schlzandra chinensis
Семейство лимонниковые — Schisandraceae
Его принимают в виде настойки, порошка, таблеток, отвара сухих плодов или добавляют в чай сухие плоды, свежий сок.
Лимонник является своеобразным биостимулятором, тонизируя ЦНС, сердечно-сосудистую и дыхательную системы, повышает устойчивость к гипоксии. Применяют для активизации обмена веществ, ускорения восстановления организма при больших физических нагрузках, для повышения работоспособности, при переутомлении и перетренированности. Противопоказан при нервном перевозбуждении, бессоннице, гипертонии.
Рекомендуемая дозировка: 20-30 капель 2-3 раза в день в течение 2-4 недель.
Внимание: эффект бывает очень сильным, принимать только в первой половине дня (желательно с утра), чтобы избежать проблем с засыпанием вечером.
Если не хватает энергии для жизни
Почему же не хватает жизненной энергии, каковы причины этого и что делать? Сложно сказать однозначно, почему усталость, вялость и апатия напали на вас.
Скорее всего, если вам не хватает жизненной энергии на весь день, у вас следующие проблемы:
- низкокачественное, малокалорийное, неразнообразное питание;
- малое количество сна;
- повышенный уровень стресса из-за каких-либо проблем;
- возможно, у вас дефицит витаминов группы В, магния и калия.
Определить проблемы более чем возможно, если потратить пару минут и проанализировать свою жизнь по всем сферам. Так вы поймете, чего именно вам не хватает!
Быстро стать бодрым поможет следующий энергетический напиток с маральим корнем (левзея софлоровидная).
Левзея сафлоровидная — большеголовник сафроловидный, маралий корень
Семейство астровые (сложноцветные) — Asteraceae (Compositae)
Выпускается он в виде спиртового экстракта. Применяют в качестве стимулирующего средства, повышающего работоспособность при физическом и умственном утомлении.
Рекомендуемая дозировка: по 20-30 капель 2-3 раза в день.
Комплексный подход
Левокарнитин – природное вещество, родственное витаминам группы В.На его основе создан препарат Левокарнил, улучшающий здоровье в разных направлениях:
Энергия. Увеличивает энергетические ресурсы организма, заряжая его энергией, бодростью и силой. Он повышает работоспособность и выносливость, уменьшает утомляемость и мышечную слабость, помогая стать физически более активными. Улучшает качество жизни.
Работа сердца. Поддерживает работу сердечной мышцы, снижает риск повышения уровня холестерина, так как превращает излишки жира в энергию, препятствуя их отложению на стенках сосудов. Тем самым Левокарнил улучшает здоровье людей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями.
Нервная система. Применяется при сосудистых нарушениях головного мозга и защищает от многих заболеваний нервной системы, связанных с возрастом. Левокарнил улучшает когнитивные способности, память, повышает умственную активность.
Иммунитет. Укрепляет иммунитет и обеспечивает более быстрое восстановление организма после перенесенных заболеваний, в том числе респираторных инфекций, операций и травм, так как ускоряет регенерацию тканей.
Рекомендуемая дозировка: от 2,5 мл до 7,5 мл 2-3 раза в день.
Левокарнил таб 500мг №30
Витамины / Витамины Энерготоники
Зарегистрируйтесь
и получите скидку!
Левокарнил р-р 300мг/мл 100мл
Витамины / Витамины Энерготоники
Зарегистрируйтесь
и получите скидку!
По материалам
https://kost-shirokaya.ru/zdorovie/naturalnij-energetik/
Как дать вашему мозгу химическую стимуляцию и нужно ли вам это делать
В какой-то момент нам всем может понадобиться немного повысить производительность головы — что-то, что поможет нам пройти тест, командовать комнатой или завершить проект в срок .
Да, для этого есть таблетка — на самом деле их несколько. Препараты, которые, как было показано, умеренно повышают когнитивные способности, включают стимуляторы, используемые для лечения синдрома дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ), лекарства, назначаемые при деменции, и соединения, продаваемые в качестве усилителей бдительности для сменных рабочих и для людей с нарколепсией или апноэ во сне.
И давайте не будем забывать о двух проверенных временем стимуляторах, которые дают некоторые улучшения без рецепта: кофеин и никотин.
Но если вы достаточно умны, чтобы хотеть быть умнее, вы достаточно умны, чтобы задавать сложные вопросы об «улучшении когнитивных функций». Помимо того, что вам интересно, что работает, вы захотите узнать, как работают эти когнитивные усилители и насколько хорошо.
И не забудьте спросить: В чем недостаток? (Потому что всегда есть обратная сторона.)
Ответы, вероятно, не заставят вас бежать за рецептом. Даже самые эффективные лекарства имеют лишь скромный временный эффект. И большинство из них имеют побочные эффекты, не говоря уже об этической справедливости.
Первое, что нужно знать, это то, что познание опирается на сложный набор навыков. Чтобы хорошо или лучше думать, требуется мотивация, внимание, настойчивость и сложные рассуждения. И это требует нескольких очень разных навыков памяти, включая вспоминание слов (вербальная память), кратковременное удержание в уме нескольких элементов (рабочая память) и представление физического или социального контекста прошлого опыта (эпизодическая память).
В принципе, изменение любого из этих навыков может улучшить выполнение некоторых задач. На самом деле исследователи заметили, что иногда улучшение одного умственного навыка, вызванное приемом лекарств, происходит за счет ухудшения других.
Мы определяем себя по нашему мозгу. Если это радикально изменится, это создаст проблемы для нашей личности.
— биоэтик из Нью-Йоркского университета Артур Л. Каплан
Тесты, например, показывают, что метилфенидат — более известный как лекарство от СДВГ риталин — улучшает внимание и рабочую память. Но, как и в случае с кофе (который немного улучшает рабочую память), препарат может вызывать дрожь и учащенное сердцебиение. Это недостаток, если ваша умственная задача связана с мелкой моторикой.
Лекарство от деменции ривастигмин (продаваемое под торговой маркой Exelon) может улучшить изучение двигательных задач у здоровых пожилых людей и создание ассоциаций между символами и цифрами. Но это может привести к ухудшению вербальной и зрительной эпизодической памяти.
И бромокриптин (парлодел), используемый для лечения симптомов болезни Паркинсона, может улучшить рабочую память о местоположении и пространственных отношениях. Но у здоровых молодых людей это также ухудшает некоторые сложные навыки мышления.
Ученые также не могут сделать вывод о том, что улучшение производительности одного или двух узких умственных навыков в лаборатории приводит к повышению производительности в реальных жизненных ситуациях.
В ходе одного недавнего исследования изучалось влияние риталина, кофеина и модафинила, вызывающего бодрствование (продаваемого под торговой маркой Provigil), на результаты рейтинговых шахматистов. (Шахматы — это не совсем интеллектуальная задача «реального мира», но они требуют широкого спектра умственных способностей.) Все три препарата незначительно повышали шансы игроков на победу в игре против компьютерной программы, настроенной на их навыки. уровень.
Улучшение было незначительным — по сути, эквивалентно предоставлению игроку первого хода. Но во многих играх авторы подсчитали, что преимущество от 20 миллиграммов риталина или 200 миллиграммов провигила может существенно поднять рейтинг игрока в соревновательном мире турнирных шахмат.
Однако у него был ключевой компромисс. Игроки, принимавшие риталин или провигил, также играли более обдуманно, а те, кто изначально был медленнее и методичнее, с большей вероятностью неправильно распоряжались своим временем и проигрывали при приеме препарата.
Аналогичные результаты получены в лаборатории профессора Кембриджского университета Барбары Саакян, нейробиолога, которая стала пионером в области улучшения когнитивных функций. Например, у врачей, лишенных сна, прием Провигила уменьшал импульсивное поведение и ригидность мышления, к которым люди иногда прибегают, когда устали и находятся под давлением.
«Они лучше справлялись с решением задач, но, похоже, занимали это немного больше времени, — говорит Саакян.
Наконец, у большинства этих препаратов есть недостатки, которые нельзя игнорировать. Многие лекарства от деменции изменяют химический состав ацетилхолина; их очень скромные когнитивные эффекты могут сопровождаться головокружением, тошнотой, головной болью и рвотой. Стимуляторы, такие как риталин, могут вызвать бессонницу, потерю аппетита и повышение артериального давления, а также несут в себе реальную опасность злоупотребления. Provigil, который имеет самые убедительные доказательства в качестве усилителя когнитивных функций (он настраивает внимание, рабочую память и эпизодическую память), имеет наименьшее количество недостатков и самый низкий риск злоупотребления.
Сегодняшние усилители когнитивных функций, по-видимому, способны незначительно изменить производительность. По словам Артура Л. Каплана, специалиста по биоэтике из Нью-Йоркского университета, хотя это должно побудить к самоанализу в отношении справедливости и безопасности, ни то, ни другое вряд ли сможет отговорить интеллектуальных амбиций.
Но он говорит, что мы должны долго и упорно думать о будущем, которое может предложить глубокое интеллектуальное развитие, изменение того, как пользователи думают, воспринимают мир и реагируют на окружающих.
«Это не похоже на то, что кто-то получает вакцину и укрепляет свою иммунную систему», — говорит Каплан. «Мы определяем себя по нашему мозгу. Если это радикально изменится, это чревато проблемами для нашей личности».
ПОДРОБНЕЕ
Это нормальная забывчивость или мне следует опасаться болезни Альцгеймера?
Как стимулировать мозг химическими веществами и нужно ли это делать
Почему упражнения — лучшее лекарство для мозга 01
Уже поздний вечер, и хотя я хочу закончить этот пост, я довольно разбит. В данный момент мне крайне необходимо повысить концентрацию и внимательность, а также предотвратить последствия усталости. Вместо того, чтобы немного поспать, возможность выпить маленькую таблетку, которая будет иметь тот же эффект, звучит довольно заманчиво. К сожалению (или, может быть, к счастью), самое близкое, что у меня есть, — это кофе на кухне.
Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.
Но для многих людей гораздо проще принять таблетку для обострения умственных способностей — так называемый «когнитивный усилитель». Большое количество лекарств, отпускаемых по рецепту, действительно может дать вам небольшой умственный импульс, включая амфетамин и метилфенидат (более известный под торговой маркой риталин). И использование, и диапазон таких наркотиков растут, и они, кажется, способны стимулировать дебаты так же легко, как и мозг.
Они используются в медицине; как и риталин, метилфенидат используется для лечения синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и, реже, нарколепсии. Даже это не лишено противоречий, но тот факт, что они, по-видимому, оказывают такое же усиливающее действие на здоровых людей, открывает потенциал для рекреационного использования, а и вызывают гораздо больше разногласий.
В прошлом году организация Nature опубликовала комментарий, в котором рассматривалась этическая сторона таких наркотиков, что вызвало бурные дебаты на форуме Nature Network и среди других блоггеров. Совсем недавно журнал опубликовал результаты неофициального опроса более 1400 читателей, которые показали, что около 20% признались в использовании усилителей когнитивных функций по немедицинским причинам, и гораздо более высокая доля одобряла такое использование.
Этические проблемы, поставленные на карту, невероятно широки, но одна конкретная проблема заключается в том, что когнитивные усилители представляют собой случай, когда технология опережает науку. Несмотря на то, что эти препараты широко распространены, мы до сих пор не до конца понимаем, как некоторые из них работают. Возьмем, к примеру, метилфенидат. На базовом уровне мы знаем, что он мешает работе белковых насосов, которые импортируют две сигнальные молекулы — дофамин и норэпинефрин — в нейроны, и в результате эти молекулы накапливаются в промежутках между нейронами, в синапсах. Но почему такое наращивание должно улучшать работоспособность человека?
Нора Волков, директор Национального института по борьбе со злоупотреблением наркотиками, думает, что знает ответ. Изучая метаболическую активность мозга, получившего дозу метилфенидата, она нашла доказательства того, что препарат работает, фокусируя активность мозга и делая ее более эффективной. И что особенно важно, выгоды (и издержки), которые вы извлекаете из этого, могут зависеть от того, насколько сосредоточен ваш мозг.
Фокус-покус
Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.
Когда наш мозг выполняет какую-либо умственную задачу, наборы нейронов начинают активироваться, но эта дополнительная активность происходит среди большого количества фонового нейронного шума, как человек, кричащий в переполненном баре. Более ранние исследования показали, что дофамин и норадреналин снижают уровень фонового шума, так что любая дополнительная активность, непосредственно связанная с поставленной задачей, выделяется. В нашей метафоре химические вещества заглушают шумный бар. Говоря инженерным языком, они увеличивают «отношение сигнал/шум» мозга.
Чтобы проверить эту идею, Волков использовал ПЭТ-сканер для измерения количества глюкозы (сахара), используемого мозгом 23 добровольцев, когда они выполняли некоторые математические вычисления. Добровольцам вводили метилфенидат или плацебо и просили решить простые арифметические задачи, сложность которых соответствовала их индивидуальным способностям. В качестве контроля их попросили смотреть на пейзажи, но не реагировать на них.
При просмотре красивых картинок мозг добровольцев вел себя одинаково, независимо от того, что им вводили. Только когда им пришлось выполнять более сложную умственную задачу, обнаружились эффекты метилфенидата. Мозг обеих групп сжигал больше глюкозы, но в то время как те, кто получал плацебо, израсходовали на 21% больше сахара, тем, кто был накачан метилфенидатом, требовалось только вдвое меньше — на 11% больше.
Эти цифры свидетельствуют о том, что препарат действительно фокусирует активность мозга и резко снижает его энергетические потребности. ПЭТ-сканы говорят о том же, поскольку, когда добровольцы, принимавшие плацебо, подсчитывали, область дополнительной активности в их мозгу была в три раза больше, чем такая же площадь у добровольцев, принимавших наркотики. При такой церебральной фокусировке мозг на метилфенидате становится более работоспособным, чем обычный.
Блуждающие мысли
Метилфенидат не только снижал общую мозговую активность у расчетливых субъектов, но и уменьшал количество областей мозга стимулируется заданием. Области без звука включали «сеть по умолчанию», набор областей, которые наиболее активны, когда наш мозг отдыхает, а наши мысли блуждают, и деактивируются, когда у мозга есть задачи. Волков предполагает, что метилфенидат повышает производительность мозга, помогая этому процессу, останавливая блуждающий ум и позволяя мозгу сосредоточиться на текущей работе.
Но не все реагируют одинаково, и Волков обнаружил, что эффект стимулирующего мозг препарата зависел от исходного состояния мозга, в котором он стимулировался. Метилфенидат оказал наименьшее влияние на мозг, который имел естественно высокую скорость метаболизма и сжигал наименьшее количество лишней глюкозы при решении задач.
Она предполагает, что мозг, который уже эффективен и хорошо сфокусирован, не получает пользы от усилителей когнитивных функций. На самом деле, если бы люди уже дезактивировали свои сети по умолчанию до идеальной степени, добавление в бой метилфенидата может даже ухудшить результаты, как это было в случае с четырьмя добровольцами.
Работа Волкова может помочь объяснить, почему усилители когнитивных функций, такие как метилфенидат, улучшают работу мозга у одних людей и в одних условиях, но столь же вредны для других. Людям, лишенным сна, или людям с СДВГ может помочь химическое вещество, которое более эффективно использует ресурсы их мозга. Люди, чей мозг уже работает в полную силу, могут пострадать от дальнейшего сосредоточения.
Ссылка: Волков, Н.Д., Фаулер, Дж.С., Ван, Г., Теланг, Ф.