Как поддерживать здоровье на удаленке и заниматься физической активностью
Главная сложность удаленной работы — оставаться физически здоровым. Сложно заставить себя делать двадцатиминутную зарядку утром, вставать каждый час на небольшую разминку и держать спину ровно. Рассказываем, какие могут быть болезни из-за неподвижного образа жизни и как их предотвратить.
Чем удаленка грозит здоровью
Активность на удаленке снижается: больше не нужно ходить на работу, подниматься по лестнице, бегать по кабинетам, — а заставить себя тренироваться могут не все. Это приводит к проблемам со здоровьем: растет вес, ухудшается метаболизм, появляются боли в спине и суставах, перенапрягаются глаза и ухудшается зрение, возникают болезни сердца и сосудов.
Проблемы с позвоночником. От недостатка движения первым страдает позвоночник (читайте подробнее в пособии по вертеброневрологии — https://www.1spbgmu.ru).
Эволюционно у позвоночника сформировались физиологические изгибы, адаптированные под прямохождение. Чтобы их поддерживать, нужен хороший мышечный каркас — мышцы, которые отвечают за правильное положение позвоночника и помогают держать тело прямо. Если человек не занимается спортом (и любыми физическими нагрузками) и долго находится в одном положении, его мышцы ослабевают. Это приводит к проблемам с позвоночником:
- нарушается кровообращение позвоночника;
- ослабевает мышечный каркас и развивается сколиоз — деформация позвоночника;
- снижается плотность костей, усиливается хрупкость и повышается риск переломов — остеопороз;
- происходят дегенеративные изменения межпозвонковых дисков, суставов, связок — остеохондроз;
- начинается деформация суставных поверхностей и хрящей, вплоть до полного разрушения сустава — деформирующий артроз.
Если сидеть за компьютером по 4–10 часов, на поясничный отдел позвоночника увеличивается нагрузка на 40–50%. Позвонки и диски поясничного отдела могут не выдержать давления и повредятся, появятся межпозвоночные грыжи или радикулит.
Снижение остроты зрения. Если работать за монитором больше трех часов, может появиться компьютерный зрительный синдром. Его признаки: головная боль, сухость и жжение в глазах, боль в шее, нечеткость изображений. Зрительный синдром появляется, потому что человек меньше моргает, когда долго смотрит в экран. Почему так? Моргание — это увлажнение роговицы глаза. И если меньше моргать — роговица сохнет и провоцирует синдром.
Вторая причина ухудшения зрения — ослабевает тонус глазных мышц. Вне дома глаза постоянно меняют фокус, рассматривая людей, транспорт, вывески на разном расстоянии. Дома такой тренировки нет, и активность глазных мышц снижается. Взгляд постоянно направлен в экран, и это приводит к ложной близорукости — спазму мышц. В результате человек видит отдаленные предметы нечетко.
Заболевание сердца и сосудов. Малоподвижный образ жизни снижает тонус мышц, ухудшает кровоснабжение головного мозга и напрямую влияет на сердце и сосуды. Когда человек много сидит, он расходует мало энергии, в ответ организм приспосабливается и снижает ток крови и лимфы в организме. Сердце привыкает работать в режиме экономии и уменьшает объем крови, кровообращение нарушается, растет давление.
Ухудшение метаболизма и появление лишнего веса. Нельзя точно определить, что возникает первым — появляется лишний вес или ухудшается метаболизм. Но если мало двигаться, запустится патология: ожирение, гипертония, увеличится сахар и холестерин в крови.
В запущенных случаях изменения становятся спусковым крючком к серьезным сердечно-сосудистым болезням:
- атеросклеротическому поражению сосудов;
- хроническому коронарному синдрому;
- инфаркту миокарда;
- атеросклеротическому поражению сосудов головного мозга;
- ишемическому или геморрагическому инсульту.
Эти болезни редко появляются исключительно из-за удаленки. Обычно им предшествуют разные причины. Но начать предотвращать болезни можно прямо сейчас — заниматься спортом, правильно питаться и высыпаться.
Что сделать, чтобы оставаться здоровым на удаленке
Совет для всех удаленщиков один — двигаться.
Позвоночник. Плавание — наиболее полезный вид спорта для позвоночника: укрепляет почти все мышцы, улучшает гибкость суставов и позвоночника. Когда человек находится в воде, на спину и суставы не действует нагрузка, органы не сдавлены.
Хорошая замена бассейну, если он не подходит, — ежедневные зарядки, пешие прогулки на воздухе, йога, велосипед, тренажерный зал или танцы. Главное — больше двигаться.
Заниматься спортом 1–2 раза в неделю не поможет, если удаленщик сидит за компьютером по многу часов. Во время работы важно делать перерывы, вставать с места и переключаться на физическую активность: делать небольшую растяжку, вращать тазом, прогибаться и наклоняться в разные стороны, приседать.
Зрение.
- Покрутить глазами по часовой стрелке и против нее. Повторять упражнение четыре-пять раз поочередно. Это снимает напряжение.
- Закрыть глаза и массировать их мягкими движениями в течение 15 секунд. Это стимулирует кровообращение.
- Полезно во время перерыва посмотреть в окно или закрыть глаза, дав им отдых.
- Повертеть головой, чтобы улучшить кровоснабжение области головы и шеи или сделать самомассаж воротниковой зоны — шеи, надплечий — и области затылка.
Сердечно-сосудистые заболевания. Для профилактики болезней сердца и сосудов нужно делать физические упражнения, наблюдать за весом, много ходить на свежем воздухе и контролировать два показателя крови: глюкозу и холестерин. Достаточно сдавать биохимический анализ крови дважды в год, чтобы знать, что происходит с организмом. Если глюкоза или холестерин повышен — это первый сигнал о проблемах сердечно-сосудистой системы. На этом этапе уже нужно идти к терапевту.
Ходить — полезная практика для сердца. Ученые провели тридцатилетнее исследование среди 2110 участников и определили: 7–10 тысяч шагов в день снижают риск сердечно-сосудистых заболеваний на 50–70%.
Самый доступный способ зарядиться энергией и поддержать сердце — утренняя зарядка. Комплекс упражнений на 20–30 минут придаст заряд бодрости, повысит работоспособность, улучшит обмен веществ, нормализует давление и укрепит иммунитет. А еще умеренная тридцатиминутная физическая нагрузка снижает риск появления болезней сердца.
Почему так сложно начать делать ежедневную зарядку
Мозг человека устроен довольно просто: он ищет удовольствия и вознаграждения и не любит тратить энергию. Из-за саботажа мозга ввести в жизнь физическую активность и закрепить ее на уровне привычки сложно. Особенно если ставить перед собой грандиозные цели: бегать по пять километров в день, или заниматься час на велотренажере, или делать тридцатиминутный комплекс по йоге.
Большие задачи парализуют волю и заставляют мозг придумывать обходные пути, чтобы не вводить в жизнь полезные, но трудозатратные привычки. Поэтому начинать нужно с малого: пробежки на пять или десять минут или изучения двух-трех асан, если решили заняться йогой. Еще важно найти физическую активность, которая придется по душе, ввести ее в рутину и затем поднимать планку. Например, если не приживаются пробежки, можно попробовать обычные прогулки или бассейн.
Полезные привычки закрепятся быстрее, если практиковать позитивное подкрепление. Оно создаст приятную ассоциацию для мозга, и в следующий раз будет легче уговорить себя выйти на пробежку или в спортзал. Связка «физическая активность плюс вознаграждение» всегда работает лучше, чем просто активность. Примеры награды: новая беговая форма, массаж, шоколадка, — любое удовольствие, которое принесет радость.
Какие минимальные действия нужны, чтобы хорошо себя чувствовать
Утренняя зарядка на 10–15 минут с комплексом простых упражнений с наклонами, приседаниями, круговыми движениями плечей и рук, вращением головы и таза. Или занятия йогой: новичкам помогут популярные видеоуроки — например, кундалини-йога и комплексы от Unagrande YogaClub.
Перерыв каждый час работы за компьютером на 10 минут. Чтобы его не пропустить, ставят будильник на телефоне или фитнес-браслете. Можно использовать приложения для iOS, Android, Windows и Mac: они напомнят о перерыве и подберут упражнения.
Хорошая идея — во время перерыва сделать небольшой комплекс упражнений:
- Встать и потянуться вверх, а потом коснуться пола кончиками пальцев. Повторить 3–5 раз.
- Сделать наклоны из стороны в сторону.
- Для разминки шеи — наклоны головы в стороны, вперед, назад и круговые движения.
- Немного поприседать, расставив ноги на ширину плеч и держа руки перед собой.
- Включить в разминку упражнения для глаз — круговые движения по часовой стрелке и против.
- Кому важен пресс, сделать несколько скручиваний или постоять в планке.
Пешие прогулки. Для начала хватит 5 тысяч шагов в день — это прогулка быстрым шагом в течение 45–60 минут. Техника правильной ходьбы: частые и короткие шаги, оптимальный темп — 110 шагов в минуту. Если цель — сбросить вес, темп увеличивают до 150 шагов в минуту. С такой скоростью человек идет, когда боится опоздать на автобус.
При ходьбе важно следить за пульсом, он не должен превышать 80% от максимальной частоты сердечных сокращений (ЧСС). Для ее расчета нужно от 220 отнять свой возраст и высчитать 80%.
Пример для тридцати лет:
- 220 − 30 = 190 — максимальная ЧСС для человека в 30 лет.
- 80% от 190 = 152 (удара в минуту) — 80% от максимальной ЧСС.
Больше 152 ударов в минуту для тридцатилетнего человека опасно для сердца. Если пульс выше, необходимо остановиться и глубоко дышать, делая между вдохами и выдохами задержки 2–3 секунды. Контролировать пульс на пробежке можно с помощью фитнес-браслетов и умных часов.
Что помогает контролировать физическую активность
Умные часы. Это наручная копия смартфона с полезными функциями. Одна из них — отслеживание физической активности с помощью встроенных датчиков. Умные часы измеряют частоту пульса, насыщение крови кислородом, считают шаги, потраченные калории и рассчитывают PAI — индивидуальный индекс физической активности.
Фитнес-браслет. Браслет измеряет пульс и сатурацию, контролирует сон, подсчитывает потраченные калории, напоминает о тренировке, подсчитывает количество пройденных за день шагов.
Современные модели фитнес-браслетов дополнительно показывают время, прогноз погоды, оплачивают покупки с банковской карты, подсчитывают индекс тела, контролируют женский цикл и уровень стресса.
Фитнес-браслет Xiaomi Mi Smart Band 6
Приложения на смартфоне. Контролировать активность и мотивировать себя легче, если фиксировать прогресс в спорте. Для этого используют фитнес-трекеры — например, Strava. В нем спортсмены и любители бесплатно отслеживают тренировки по бегу, велосипедной езде, плаванию и другим видам спорта. В приложении можно ставить индивидуальные цели в спорте, есть раздел со спортклубами, чтобы поддерживать связь с друзьями и единомышленниками.
Электронные весы-анализаторы. Современные умные весы проводят биоимпедансный анализ — измеряют вес человека, количество жира и жидкости в организме, мышечную и костную массу и метаболизм. Стабильный вес при отсутствии физической активности не должен успокаивать, ведь вес будет стоять и когда жир заменяет мышцы. А избыток жира ведет к заболеваниям сердечно-сосудистой системы и диабету. Для мужчин ожирение I степени наступает при показателе жира свыше 25%, для женщин — свыше 33%.
Анализ костной массы, если он ниже нормы, указывает на снижение плотности костей — появление остеопороза — заболевания, к которому ведет сидячий образ жизни.
Норма для женщин | Норма для мужчин | |||||
Общий вес, кг | до 50 | 50–75 | от 75 | до 65 | 65–95 | от 95 |
Костная масса, кг | 1,95 | 2,40 | 2,95 | 2,66 | 3,29 | 3,69 |
Таблица показателей костной массы.
Вебинары
Запомнить
- Удаленка ведет к малоподвижному образу жизни.
- Недостаток движения ведет к набору веса, увеличивает риск заболеваний сердца и сосудов, глаз и позвоночника.
- Снизить риск поможет ежедневная физическая активность.
- Самое простое — каждый час работы за компьютером делать перерыв на десятиминутную разминку.
- Плавание — лучший спорт для здоровья сердца и позвоночника. Его можно заменить любой активностью или спортом: бегом, теннисом, танцами, велопрогулками, йогой, пешими прогулками.
- Чтобы появилась привычка заниматься спортом или делать зарядку, нужно ставить небольшие цели. Важна регулярность: лучше бегать в течение пяти или десяти минут каждый день, чем совершать кросс-бросок на пять километров один раз в месяц.
- Фитнес-браслеты и мобильные приложения помогут контролировать физическую активность.
Восстановление речи после инсульта — упражнения в домашних условиях
Восстановление речи после инсульта
Инсульт представляет собой острое нарушение кровоснабжения мозга, когда от недостатка кислорода гибнут клетки в нервных центрах и разрушаются нейронные связи. Его последствия могут быть самыми разными: потеря памяти, частичный или полный паралич, деменция и нарушения речи. Последние классифицируются по нескольким типам: легкие, средние и тяжелые.
Однако результаты инсульта не являются необратимыми: в большинстве случаев реально вернуть пострадавшего к нормальной жизни при помощи комплекса восстановительных мероприятий.
Признаки нарушения речи
О том, что при инсульте оказались повреждены участки мозга, отвечающие за речь, говорит поведение пострадавшего:
- Больной путает слова и звуки, запинается, заикается;
- Нарушено построение предложений – вместо «я пошёл на улицу» человек может сказать «я улица на идти» и т.д.;
- Частое повторение одних и тех же звуков или слов;
- Пациент плохо понимает то, о чем ему говорят, забывает названия предметов;
- Нарушены навыки последовательного счёта;
- Появились нецензурные слова и выражения.
Последний фактор зачастую становится неожиданным, так как после инсульта могут начать ругаться даже культурные и воспитанные люди. Специалисты утверждают, что это связано с древним происхождением нецензурной лексики.
Виды речевых расстройств
Современная медицина знает два основных вида нарушений речи после инсульта: афазию и дизартрию. В первом случае речь нарушается из-за гибели нейронов и их связей в мозговом центре, который отвечает за речь. Афазия бывает полной и частичной. Дизартрия возникает на фоне того, что в мозге пострадали центры, отвечающие за работу речевых мышц.
Афазия
Является самой распространенной причиной нарушения речи. Всего насчитывается шесть вариаций афазии:
- Моторная. Эта форма делится ещё на два вида афазии. При афферентной афазии больной не может выбрать артикуляторную позу, которая нужна для того, чтобы произнести конкретные звуки. При эфферентной афазии речь сохраняется на инстинктивном уровне, но нарушено повторение. У пострадавших возникают трудности с переходом из одного положения к другому.
- Динамическая. В данном варианте у пациентов наблюдаются проблемы активного высказывания: невозможность корректно сформулировать предложение, потому что нарушены и внешняя, и внутренняя речь. Нередки случаи эхопраксии – повторения – ситуации, когда больной автоматически начинает повторять вслед за собеседником слова, фразы, мимику или жестикуляцию.
- Сенсорная. Делится на три типа: корковая, субкортикальная и транскортикальная афазии. В первом случае у больного отсутствуют и понимание, и произношение звуков, во втором – искажается трансляция импульсов от отделов мозга, ответственных за восприятие звуковой информации. В третьем случае нарушаются письмо и зрительная функция, но пациент способен к восприятию легких речевых конструкций.
- Сематическая. Пострадавшие полностью не понимают сложные речевые конструкции, которые отвечают за пространственное соотношение. Часто наблюдаются проблемы при выполнении заданий, которые содержат сложные синтаксические формулировки.
- Амнестическая. Пациенты забывают названия простейших бытовых предметов – посуды, мебели, одежды, электроприборов, медленно читают. Иногда развивается акалькулия – нейропсихологическое заболевание, когда человек теряет способность последовательного счёта.
- Акустико-мнестическая. При данной афазии у больных возникают трудности, которые связаны со способностью удерживать в памяти информацию, воспринимаемую слуховым путём. Во время занятий с логопедом больные не могут повторить простейшие связки из нескольких слов, разобраться в смысле предложения, когда его произносят в быстром темпе или во время разговора с несколькими собеседниками.
- Тотальная. Отличительной чертой этого вида афазии является полное отсутствие речи в связи с поражением большого количества участков мозга. Тотальная афазия подлежит тяжелой и долгой коррекционной работе у разных специалистов – от массажистов до логопеда.
Дизартрия
Вид речевого расстройства, когда у пострадавшего от инсульта нарушается работа органов, отвечающих за артикуляцию (язык, нёбо, губы). Наблюдается намного реже, чем афазия, развивается, как правило, при поражении разных структур мозга, в частности черепных нервов, принимающих участие в работе речевых мышц. У пациентов наблюдается вялая и неуверенная речь, затруднено произношение отдельных звуков или слов.
Артикуляционная диспраксия
Ещё один вид нарушений речи – неспособность человека совершать последовательные движения ртом, губами, языком – который делится на два вида: кинетическую и кинестетическую.
В первом варианте появляются трудности при последовательной смене звуков и слогов, пропуск их, замена одного слога или звука на другой, неправильная расстановка ударений.
Во втором варианте возникают нарушения в артикуляционном укладе: мозг испытывает затруднения при взаимодействии с мышцами, отвечающими за воспроизведение звуков.
Формирование двигательных навыков осуществляется через адекватно скоординированные действия. После инсульта в участках мозга с премоторной, профронтальной и моторной корой может произойти гибель нейронов, которая и приведет к диспраксии.
Коррекцией диспраксии в содействии с неврологом и психологом занимается логопед.
Способы восстановления речи после инсульта
Речь после инсульта реабилитируется через комплекс различных мероприятий. Это и приём лекарств, улучшающих кровообращение и способствующий образованию новых нейронных связей, и физиотерапия, массаж, логопедические и артикуляционные упражнения и многое другое. План восстановления речи после инсульта у конкретного больного разрабатывается индивидуально на основе исследований и вынесенного диагноза. Отдельные моменты восстановительной терапии требуют контроля специалиста, но далеко не все. Некоторые упражнения для восстановления речи после инсульта больной может выполнять и при помощи и участии близких ему людей, что сделает процесс выздоровления более эффективным.
Как только состояние пациента стабилизировалось, начинаются самые первые упражнения. Больного обследуют логопед и невролог. Специальные тесты помогают выявить имеющиеся проблемы и назначить дальнейшее лечение.
Нет гарантий, что человек полностью восстановит речевые навыки: многое зависит от того, насколько сильными оказались повреждения мозга, от способностей организма к регенерации и заинтересованности больного и его близких в достижении цели.
Заниматься самолечением и самостоятельно учить больного разговаривать категорически не рекомендуется. Есть риск развития осложнений в виде эхолалии – бессмысленного повторения слов, словесный эмбол, аграматизму и т.д. Комплекс лечебных мероприятий назначается исключительно группой лечащих специалистов.
Логопедические упражнения
Регулярные занятия с логопедом афазиологом – это залог восстановления речи. Поначалу специалист занимается с пациентом сам, затем родственники могут продолжить тренировки уже в домашних условиях.
Основа работы логопеда – это вовлечение тех или иных участков мозга в управление речевыми функциями. Для этого он использует разные методики и комплексы упражнений:
- Фонетические. Через повторение пострадавшим за врачом отдельных звуков, слов и фраз определяется вид нарушения речи. Под контролем оказываются мимические мышцы языка и губ.
- Семантические. Стимулируется активный мыслительный процесс. Человек, который перенёс инсульт, должен завершать предложения, ряды ассоциаций, беседовать на различные темы.
- Наглядные. Применение карточек с изображениями, книжных иллюстраций и других специализированных предметов для того, чтобы больной начал выстраивать различные связи и ассоциативные ряды. Обычно этот метод используется при сенсорной афазии.
- Творческие. К восстановительной работе подключаются различные виды творческой деятельности – в частности те, которыми пациент увлекался. Это может быть выразительное чтение скороговорок, стихов, актёрское мастерство, музыка, пение, рисование и т. д.
Существуют несколько правил выполнения заданий:
- Постепенное повышение сложности упражнений;
- Обязательно поощрение достижений больного;
- Следить за состоянием пациента, не допускать переутомления;
- Количество занятий – не более 5-10 в неделю.
На основании успехов пациента время от времени логопед должен корректировать программу восстановительных мероприятий.
Массаж
После инсульта нередки случаи не только нарушения речи, но и появление проблем с речевым аппаратом: у больных нарушается жевательная функция, появляется неконтролируемое слюнотечение, обвисают уголки рта и щёки. Возникает необходимость вернуть мышцам тонус и запустить процесс восстановления правильной мимики. Здесь на помощь больному приходит специальный массаж, который назначается лечащим врачом в зависимости от особенностей травмы у конкретного человека.
Главные задачи массажа в рамках восстановительной терапии – это:
- Улучшение кровообращения и активизация оттока лимфы;
- Приведение в норму тонуса и эластичности мышечной ткани;
- Укрепление общего состояния организма;
- Снятие напряжения и тревожности у пациентов.
Массаж назначают почти сразу после стабилизации состояния больного: примерно через одну-две недели после кризиса. Сначала это простые поглаживания мышц и слабые растирания в умеренном ритме. Затем приёмы становятся более сложными, используются разминание и вибрация, интенсивность и продолжительность сеансов увеличивается.
Решение о назначении или отказе от курсов массажа принимает лечащий врач. Иногда у пациента могут быть противопоказания к нему, повышенный риск развития тяжелых отклонений от нормы функциональности организма, иные осложнения.
Артикуляционные упражнения
Данный вид занятий используется для того, чтобы повысить контроль над мышцами, задействованными в говорении.
Логопедические упражнения, которые разрабатывают язык:
- Высунуть его и несколько секунд подержать в таком положении;
- Постараться достать языком до носа, задержать;
- Провести им из одного угла рта в другой несколько раз;
- Поводить языком по нёбу вперёд и назад;
- Цокать;
- Слегка прикусить язык, предварительно его расслабив;
- Обвести губы сначала против часовой, а потом по часовой стрелке.
Упражнения, разрабатывающие губы:
- Сложить их в трубочку и вытянуть;
- Улыбнуться с закрытым ртом;
- Поднимать вверх губу, показывая верхний ряд зубов;
- Катать воздух в разные стороны, надувая то одну, то другую щёку;
- Дуть через губы, предварительно их расслабив;
- Тянуть при помощи пальцев их вверх, вниз, вправо, влево;
- Чередовать приподнятые и опущенные уголки рта.
Упражнения, восстанавливающие голос:
- Поочерёдное произношение гласных;
- Беззвучная артикуляция «Ы»;
- Произношение гласных друг за другом с плавным переходом звука, при этом меняя местами ударения;
- Повторение согласных звуков – от глухих к звонким.
Упражнения для мимики:
- Работа бровями: хмуриться, удивляться при их помощи;
- Очень широко открыть, а затем расслабить рот;
- «Поцеловать» воздух;
- Показать собеседнику язык и тянуть его в разные стороны;
- Подвигать челюстью.
В зависимости от вида заболевания врач подбирает индивидуальный комплекс заданий для каждого пациента.
Дыхательная гимнастика
Занятия с логопедом будут проходить в разы эффективнее, если перед началом речевых упражнений выполнить физические, которые улучшат артикуляцию и работу лицевых мышц:
- Тянуть букву «У» через вытянутые «трубочкой» губы;
- Несколько раз улыбнуться так, чтобы соблюдалась симметрия в уголках губ;
- Если потеря чувствительности несущественная – чуть-чуть прикусить нижнюю, а затем и верхнюю губы;
- Сворачивать трубочкой язык;
- Выразительно почмокать;
- Провести языком по губам и нёбу;
- Спокойно надуть и сдуть щёки.
Для достижения положительной динамики упражнения должны выполняться регулярно.
Лекарственная терапия
Приём медикаментов в постинсультный период позволяет предотвратить процесс разрушения клеток, нормализовать кровообращение и запустить процесс регенерации тканей.
Специалисты назначают препараты разных видов:
- Кроворазжижающие – лекарства, которые снижают вязкость крови и стимулируют улучшение кровообращения;
- Диуретики – снимают отёки, в том числе в мозге;
- Ноотропные препараты – стимулируют регенерацию нервных клеток;
- Гипотензивные препараты – не позволяют артериальному давлению достичь критического значения, которое может спровоцировать осложнения.
Музыкотерапия
В определённых ситуациях, когда больной совсем не говорит, но может петь, помогает лечение музыкой. Все упражнения с логопедом в такой ситуации проходят через пение: пациент пропевает звуки, слова, предложения, повторяет слова и мотив вслед за любимым исполнителем.
Помимо этого, музыка положительно влияет на психику человека, успокаивая или же делая его счастливым. Часто больные пребывают в состоянии депрессии или повышенной тревожности, и здесь на помощь специалистам приходит музыка, которая стабилизирует эмоциональный фон.
Положительное влияние музыки на восстановление мозга после инсульта исследовалось на научных практикумах. Людям с нарушениями речи во время занятий измеряли показатели деятельности коры головного мозга. Было доказано, что музыка стимулирует работу нервной системы, способствует образованию новых нейронных связей, а значит, и восстанавливает утерянные в ходе болезни свойства мозга.
Физиотерапия
Набор лечебных практик и методик по стимуляции артикуляционного аппарата и голосовых связок путём воздействия электрическими импульсами, магнитным излучением, светом, теплом или воздухом, ультразвуком и т.д.
Одни из главных задач физиотерапии после перенесённого инсульта – это:
- Предупреждение осложнений и нового инсульта;
- Улучшение кровообращения и обмена веществ;
- Предупреждение возникновения тромбов, которые могут привести к закупорке сосудов;
- Восстановление мышечного тонуса;
- Снятие боли и отёков;
- Улучшение прохождения нервных импульсов, ускорение образования новых нейронов;
- Нормализация режима сна и общего самочувствия больного.
Иглорефлексотерапия
Популярная процедура используется для коррекции моторной афазии и способствует восстановлению тонуса речевого аппарата.
Эффективность иглоукалывания давно доказана наукой: иглы раздражают нервные окончания в коже, посылают сигналы в головной и спинной мозг, тем самым активируя ЦНС и способствуя образованию новых нейронов. Также при использовании этого метода улучшается активность мышц, уменьшается боль, активизируется иммунная система.
Народные способы
Лечение инсульта травами иногда практикуют некоторые врачи, назначая его в качестве вспомогательной терапии. Приём отваров калины, чабреца, зверобоя, шиповника, календулы, конечно, может поспособствовать улучшению кровообращения или повысить общую сопротивляемость организма, но панацеей не является.
Не рекомендуем самостоятельно начинать лечение родственников, пострадавших от инсульта, народными методами: предварительно проконсультируйтесь у лечащего врача и убедитесь, что у больного нет аллергии на то или иное средство.
Сколько времени занимает восстановления речи после инсульта
Процесс реабилитации занимает обычно от нескольких месяцев до нескольких лет – всё зависит от того, несколько сильно были повреждены речевые центры. Обычные нарушения при афазии исчезают в среднем через 3-6 месяцев после кризиса.
Если инсульт был перенесён в тяжёлой форме, то возможность восстановления утраченных речевых навыков составляет около 55%. При средней тяжести гарантированно можно восстановить 75% повреждений, при лёгкой – до 90%.
Самый благоприятный прогноз наблюдается у больных, которые перенесли моторную афазию. У молодых людей речь восстанавливается практически полностью, у пожилых могут остаться незначительные нарушения в виде нечёткого произношения отдельных звуков.
Где лучше пройти реабилитацию?
Самые первые действия по возвращению утраченных навыков начинаются ещё в условиях стационара. Лечащий врач разрабатывает стратегию лечения и назначает препараты, которые способствуют ускорению регенерации клеток мозга.
Восстановление речи после инсульта проводится как дома, так и в специальных реабилитационных центрах (например, «Южный», г.Москва), где с пострадавшими занимаются квалифицированные логопеды-афазиологи, неврологи, психологи, массажисты.
Предварительно пациента осматривают, назначают по результатам диагностики реабилитационную программу, позволяющую постепенно вернут человека к нормальной полноценной жизни. С родными и близкими пациента проводятся индивидуальные консультации и назначаются комплексы упражнений, которыми необходимо будет продолжать заниматься в домашних условиях.
Более 20 творческих идей для альтернативных домашних заданий для учителей
Домашнее задание всегда должно основываться на учебных целях, которых должны достичь ваши ученики, как и на ваших уроках. Но грустно видеть, что многие учителя используют домашнюю работу как дополнительное время урока. Конечно, как учитель, вы на часах. Но это не значит, что ваши ученики должны страдать от этого и продолжать работать над скучными учебниками и рабочими листами дома.
Считайте такие цели, как отношения, реальный жизненный опыт и практика, физические упражнения, социальные встречи, творческие решения и благотворительность столь же важными, как и цели вашего урока. Это вещи, которые ученики не просто узнают в вашем классе. Это вещи, которые они приобретают в жизни.
В этой записи блога я дам вам несколько новаторских идей для домашних заданий, которые еще больше заинтересуют ваших учеников. Таким образом, эти альтернативы традиционным домашним заданиям также научат ваших учеников новым вещам, которым нельзя научить в классе. Вы найдете множество идей для домашних заданий: онлайн и офлайн.
Я упомяну альтернативные домашние задания для начальной и старшей школы. Некоторые из этих идей можно немного изменить, поэтому они идеально подходят для нужной аудитории.
20 Креативные идеи для домашних заданий
Домашние задания можно разделить на следующие темы или категории:
- Ремесла и искусство
- Активный отдых и прогулки на свежем воздухе
- Игры и занятия
- Физическая активность
- Цифровая или компьютерная деятельность
- Филантропия и социальная работа
💡 Полезно знать : все готовые домашние задания создаются с помощью BookWidgets. Вы можете легко создавать подобные задания самостоятельно или бесплатно дублировать приведенные ниже действия, редактировать их при необходимости и делиться ими со своими учениками. Вы можете сделать это отдельно в примерах или найти все примеры домашних заданий в групповой папке блога BookWidgets.
Домашнее задание по рукоделию и искусству
1. Приготовление блюда из книги рецептов
Кулинария объединяет курсы и цели, такие как углубленное чтение, химия и математика. Студенты не заметят, но им нужно понять рецепт, чтобы приготовить блюдо. Они должны измерить и взвесить все ингредиенты, и они узнают, как ингредиенты реагируют друг с другом. Увлекательно, не так ли?
Нажмите, чтобы открыть2. Сделайте настольную игру
Это определенно одно из самых креативных домашних заданий. Пусть ваши ученики придумают идею для настольной игры о содержании урока. Они должны делать карты и пешки, рисовать, писать, вырезать и наклеивать. Они должны использовать свое воображение и изобретательские идеи, чтобы создать последовательную настольную игру.
Нажмите, чтобы открыть3. Создайте скворечник
Скворечники хороши для популяции птиц. Кроме того, студенты должны будут использовать свои практические навыки для выполнения задачи. Им придется измерять все детали и обращаться с инструментами, которыми они никогда раньше не пользовались. Они узнают, как читать план или как его создать. Если вы имеете дело со старшими учениками, то, безусловно, хорошей идеей будет позволить им набросать и нарисовать свой собственный птичий домик.
В этом примере младшие школьники учатся делать свои собственные скворечники, просматривая видео.
Нажмите, чтобы открыть4. Превратите вымышленного книжного персонажа в марионетку
Обзор книги может быть веселым и творческим. Позволить вашим ученикам превратить книжного персонажа в марионетку? Студенты должны прочитать книгу, чтобы узнать, как выглядит книжный персонаж. После этого они должны рассказать, о чем книга, с помощью ручной марионетки.
Домашняя работа и прогулки на свежем воздухе
5. Игра с купонами
Пусть ваши ученики соберут как можно больше купонов, посетив один магазин. Пусть они запишут первоначальную цену продуктов, а затем рассчитают скидку. Какие студенты выходят самые дешевые? Это домашнее задание по математике учит студентов вычислять проценты в реальной жизни.
Учащиеся также могут ходить за продуктами вместе с родителями. Здесь они должны читать ингредиенты продуктов и помогать своим родителям выбирать самые полезные продукты по лучшим ценам, выяснять лучшее соотношение между размерами продуктов, …
6. Посетите зоопарк
Позвольте своим ученикам посетить зоопарк и стать семейным гидом. После этого они должны прочитать карту или создать свою собственную карту. Вы также можете позволить им переводить или искать перевод на иностранный язык каждого животного, которое они посещают.
7. Посещение местной свалки или контейнерного парка
Учащиеся могут извлечь несколько уроков из этого посещения. Многие люди выбрасывают идеально пригодные для вторичной переработки вещи, которые можно использовать или дать им новую жизнь. Пусть (если возможно) выберут несколько кусочков и дадут им новую жизнь. Назначение инструмента может быть совершенно иным. Студенты также увидят, что количество (пластиковых) отходов по-прежнему неизмеримо. Надеюсь, это побудит их сократить собственное потребление отходов.
8. Построить дом на дереве
Учащиеся отправляются в лес и строят собственный домик на дереве. Во-первых, студенты должны придумать план домика на дереве. Затем они могут начать измерять, пилить и строить. Пусть они украсят дом на дереве предметами из леса. Студенты узнают, как делать наброски и рисовать, а также как воспроизвести «чертеж» или рисунок в реальной жизни. Они учатся ценить природу, обращаться с инструментами и время от времени выходить на улицу.
Игры и занятия в качестве домашнего задания
9. Игры BookWidgets
Назначьте обучающие игры своим ученикам. С BookWidgets ваши ученики не только играют, но и учатся. Как учитель, вы можете поместить содержание урока в кроссворд, поиск слов, упражнение на сопоставление пар.
Вот пример для начальной школы:
Вот пример для старшеклассников:
Нажмите, чтобы открыть10. Minecraft
Пусть ваши ученики построят копию школы или своего дома в Minecraft. Это научит их ориентироваться, научит читать инструкции и следовать им. Чтобы построить копию своего дома, учащиеся должны измерить площади всего дома. Это означает, что они также научатся вычислять площади и объемы.
11. Игральные карты
Многие карточные игры, такие как червы, терпение, бридж, покер и т. д., требуют большого количества здравого смысла (и счета). Предложите своим ученикам посетить своих бабушек и дедушек и поиграть в карты. Их бабушкам и дедушкам или семье это понравится! Мне всегда нравилось играть в карты с бабушкой и дедушкой, даже если они не могли справиться со своими потерями! Хотели бы вы сделать его более сложным? Пусть используют виджет случайности. При вращении колеса появится игра, и прежде чем они смогут начать, им нужно прочитать инструкции.
Нажмите, чтобы открыть12. Играйте в Zoo Tycoon или Rollercoaster Tycoon
Я знаю, о чем вы думаете… «Нам действительно нужно побуждать учащихся играть в игры?». Да, вы делаете. В этих двух играх ученикам нужно построить зоопарк или тематический парк. Но это не все. Им постоянно приходится решать проблемы. Им нужно собрать деньги, чтобы продолжить строительство и сделать парк прибыльным. Эта игра учит студентов обращаться с деньгами и решать проблемы. И это тоже весело. Именно в этом суть. Студенты будут учиться и запоминать быстрее, когда они заинтересованы в том, что они изучают.
Физические домашние задания
13.
Прыжки через скакалкуПрыжки со скакалкой — идеальный вид спорта для обучения и проверки ловкости. Предложите учащимся прыгать со скакалкой и совместите это с игрой.
Многие песни о прыжках со скакалкой позволяют вашим ученикам выполнять различные трюки во время прыжков со скакалкой. Это также отличная возможность для домашней работы. Попросите учащихся превратить песню о прыжках со скакалкой в песню с содержанием урока. Пусть они считают или пишут или даже суммируют различные штаты или столицы. Чтобы еще больше вовлечь их образ жизни, вы можете дополнительно дать им задание создать TikTok, в котором они прыгают и поют.
Нажмите здесь, чтобы узнать, как привлечь Tiktok к работе в классе.
14. Пешеходный квест
Во многих местных городах ассоциации организуют пешие квесты. Студенты должны отправиться на пешеходную экскурсию, и они получают бумагу с картинками. По пути им нужно найти точки на картинках и расположить их в правильном порядке. Это веселое занятие, которое также требует внимания вашего ученика.
Если поблизости нет пешеходных квестов, вы можете попросить своих учеников создать такой пешеходный квест для своих сокурсников. Какой веселый день будет!
15. Тест на преодоление препятствий
Учащиеся должны составить тест на основе материалов урока. Это позволяет им работать с материалом урока и помогает лучше его запомнить. Кроме того, они должны сделать из этого игру. Это не обычная викторина: это викторина с задачами.
Чтобы ученики могли ответить на вопросы, они должны пробежать и пройти сложный паркур. Это веселое домашнее задание, и, в конце концов, это отличное начало или конец урока.
16. Игры с плаванием
Попросите своих учеников поплавать после школы или в воскресенье утром. Им также предстоит создать пластифицированные карточки от A до D, прикрепленные к шнуру с грузом. Они должны подготовить забавные вопросы по материалу урока или просто вопросы о мире. Ученик берет с собой семью и начинает «викторину по плаванию». Ответы находятся на дне бассейна, и участники должны найти правильный ответ (или букву).
После занятия они могут заполнить выходной бланк:
Нажмите, чтобы открытьДомашние задания в цифровом виде или на компьютере
17. Создание фотоальбома
Многие онлайн-сервисы упрощают создание онлайн-альбома с фотографиями. Пусть ваши ученики сделают то же самое со своими праздничными фотографиями. Они также должны написать несколько предложений под каждой картинкой.
Это учит их обращаться с онлайн-программой, добавлять изображения и писать без орфографических ошибок. И, конечно же, создавать воспоминания – это так весело!
18. Видеозаявка о приеме на работу
Заявления о приеме на работу по-прежнему в основном отправляются по электронной почте. Это домашнее задание побуждает учащихся копнуть глубже и представить их с помощью видео. Студенты узнают, как составить приложение, узнают, как редактировать свое видео и как представить себя.
19. Ваша жизнь за 10 минут — видео
Еще одна интересная задача: пусть ваши ученики снимут 10-минутное видео о своей жизни и о том, через что они прошли. Студенты также должны будут написать сценарий и сделать раскадровку. Затем они должны приступить к съемкам и монтажу фильма. Вы познакомитесь со своими учениками, и они узнают друг друга.
20. Пишите друзьям по переписке
Это домашнее задание уже старое, но у него огромный потенциал. Найдите школу в другой стране, говорящую на другом языке, желающую сделать то же самое. У каждого ученика есть один друг по переписке, и они пишут друг другу электронные письма на языке своего друга по переписке. Это побуждает их писать на иностранном языке. Они также увидят в этом ценность, поскольку позже в своей жизни им придется говорить на другом языке в своей работе.
Это все еще слишком сложно? Прочитайте сообщения от ваших учеников, прежде чем они отправят их, и предоставьте им некоторую обратную связь.
Нажмите, чтобы открыть. Выращивание общественного огорода с овощами может помочь. Это альтернативное домашнее задание намного больше, чем другие. Это требует мотивации и настойчивости. Это долгосрочный (школьный) проект, который не делается за один день. Студенты должны будут сажать семена, выращивать зелень, собирать еду и доставлять ее. Чтобы они ничего не забыли, вы можете предложить им планировщик. 👇 Нажмите, чтобы открыть22. Помощь в доме престарелых
Многие пожилые люди живут совсем одни. Они бы все отдали за визит милого и приветливого лица. Пусть ваши ученики помогают в доме престарелых. Пусть общаются с людьми, играют в карты, готовят веселые мероприятия и так далее. Улыбка на лицах этих людей осветит мир, даже если это будет совсем немного.
23. Помощь в приюте для бездомных
Многие ученики понятия не имеют, что происходит в их районе. Возможно, они даже не понимают слова «бедность». Пусть помогают в приюте для бездомных и кормят бездомных. Пусть играют с ними в карты и просто разговаривают с ними. Эта проблема может быть очень сложной, но также и мудрым уроком.
24. Собирать мусор
Я знаю, что это не самая лучшая домашняя работа, но она дает учащимся несколько важных уроков об окружающей среде. Попросите вашего ученика собрать ведро, полное мусора, которое они нашли на обочине дороги. Студенты увидят, что вокруг все еще много мусора. Это их первый урок: заставьте их осознать эту проблему. Затем попросите их сортировать мусор. Это их второй урок: многие ученики не знают, какие отходы в какую корзину кладут.
Вот еще один совет по домашнему заданию : не называйте домашнее задание «домашним заданием». Назовите это вызовом. Домашнее задание стало негативным словом для студентов, и я уверен, что они начинают закатывать глаза, как только вы упоминаете это слово.
Все еще ищете вдохновение? Ознакомьтесь с блогом о короткометражных фильмах и уроках, которые оживят ваш Google Classroom. Совет: даже если вы не используете Google Classroom, здесь есть много вдохновения.
Выше вы прочитали одиночные задания. Но у вас также есть возможность включить свою домашнюю работу в проект. Узнайте больше здесь.
Подведение итогов
Итак, как я уже упоминал ранее, есть много забавных альтернатив традиционным домашним заданиям. Теперь дело за вами, чтобы применить это и в классе. В этой папке вы найдете все примеры, с которыми вы сталкивались.
Какая идея нравится вам или вашим ученикам больше всего? Дайте нам знать в Твиттере. Конечно, есть еще много альтернатив. Если у вас есть другие идеи, вы всегда можете поделиться ими с другими учителями в нашей группе Facebook.
И еще: не забудьте передать привет👋 в LikedIn.
Как сделать домашнее задание менее трудоемким (для подростков)
Домашнее задание — это способ учителя оценить, насколько вы понимаете, что происходит в классе. Но иногда это может показаться подавляющим. К счастью, вы можете сделать несколько вещей, чтобы сделать домашнюю работу менее трудоемкой.
Создайте план домашнего задания
Поймите задание. Запишите это в свой блокнот или ежедневник и не бойтесь задавать вопросы о том, что ожидается. Гораздо проще уделить минуту, чтобы спросить учителя во время или после урока, чем пытаться вспомнить позже тем же вечером.
Если у вас много домашних заданий или заданий, спросите, сколько времени должно занять конкретное домашнее задание. Таким образом, вы можете планировать свое время.
Начните прямо сейчас. То, что это называется «домашняя работа», не означает, что ее нужно делать дома. Используйте периоды учебы или другое дополнительное время в школьный день. Чем больше ты успеваешь в школе, тем меньше тебе приходится делать по ночам.
Планируйте свое время. Если ты не доделаешь домашнее задание в школе, подумай, сколько тебе осталось и что еще предстоит сделать в этот день. У большинства старшеклассников домашняя работа от 1 до 3 часов в сутки. Если это тяжелый рабочий день, вам нужно будет уделять больше времени домашнему заданию. Это хорошая идея, чтобы придумать график домашних заданий, особенно если вы занимаетесь спортом или другими видами деятельности или работаете после школы.
Смотрите, где вы работаете
Когда вы устраиваетесь делать уроки или учиться, где вы это делаете? Припарковались перед телевизором? На кухне, под звуки мытья посуды и драки ваших братьев и сестер?
Найдите тихое место, чтобы сосредоточиться. Кухонный стол был в порядке, когда вы были моложе, и домашние задания не требовали такой концентрации. Но лучше всего, если вы сможете найти место, где можно спрятаться от шума и отвлекающих факторов, например, спальню или кабинет.
Избегайте занятий на кровати. Сядьте за письменный стол или стол, на который можно поставить компьютер и за которым будет удобно работать. Припаркуйте свои устройства во время учебы. Просто наличие телефона на видном месте может отвлекать. Из-за этого домашняя работа занимает больше времени.
Приступайте к работе
Сначала беритесь за самые сложные задания. Заманчиво начать с простых вещей, чтобы не мешать. Но у вас больше всего энергии и сосредоточенности, когда вы начинаете. Используйте эту умственную силу на самых сложных предметах. Позже, когда вы больше устанете, вы сможете сосредоточиться на более простых вещах.
Продолжайте двигаться вперед. Если вы застряли, постарайтесь разобраться в проблеме как можно лучше, но не тратьте на нее слишком много времени, потому что это может испортить ваш график домашних заданий на оставшуюся часть ночи. При необходимости попросите помощи у взрослого или старшего брата или сестры. Или обратиться к однокласснику. Просто не выбирайте кого-то, с кем вы будете болтать всю ночь, иначе у вас ничего не получится!
Делайте перерывы. У большинства людей короткая продолжительность концентрации внимания. Сидя слишком долго, не растягиваясь и не расслабляясь, вы будете менее продуктивны, чем если бы вы останавливались время от времени. Делать 15-минутный перерыв каждый час — хорошая идея для большинства людей. (Если вы действительно сосредоточены, подождите, пока не наступит подходящее время для остановки.)
Приготовься к работе
Когда твоя домашняя работа будет сделана, положи ее в свой рюкзак. Нет ничего хуже, чем иметь выполненное задание, которое вы не можете найти на следующее утро. Теперь вы можете свободно проводить время — без чувства вины за незавершенную работу.
Получите помощь, когда она вам понадобится
Даже когда вы внимательно следите за уроками, готовитесь к тестам и делаете домашнее задание, некоторые предметы кажутся вам слишком сложными. Вы можете надеяться, что все станет легче, но в большинстве случаев этого не происходит.
Что действительно происходит со многими людьми, так это то, что они работают все больше и больше, по мере того как они все больше и больше отстают. Нет ничего постыдного в том, чтобы попросить о помощи. Никто не понимает всего.
Начните с вашего учителя или школьного психолога. Некоторые учителя будут работать с учащимися до или после уроков, чтобы объяснить вещи более понятно. Но что, если вы не чувствуете себя комфортно со своим учителем? Если ваша школа большая, могут быть другие учителя, знающие тот же предмет. Иногда просто помогает, чтобы кто-то новый объяснил что-то по-другому.
Спроси у одноклассника. Если вы знаете кого-то, кто хорошо разбирается в предмете, спросите, можете ли вы заниматься вместе. Это может помочь, но имейте в виду, что люди, понимающие предмет, не всегда хорошо его объясняют.
Найти репетитора.