В качестве запасающего вещества гликоген активно накапливается: в качестве запасающего вещества гликоген активно накапливается в клетках 1.клубня картофиля 2.бактерии туберкулеза 3.печени собаки…

Содержание

Диагностический материал по биологии «Клеточное строение»

Диагностический материал по биологии «Клеточное строение»

1.  К неорганическим веществам клетки относят

 

1) витамины

2) воду

3) углеводы

4) жиры

2. В качестве запасающего вещества гликоген активно накапливается в клетках

 

1) клубня картофеля

2) бактерий туберкулёза

3) печени собаки

4) листьев элодеи

3. Какой химический элемент входит в состав жизненно важных органических соединений клетки?

 

1) фтор

2) углерод

3) медь

4) калий

4. Благодаря какому из свойств липиды составляют основу плазматической мембраны клетки?

 

1) высокая химическая активность

2) нерастворимость в воде

3) способность к самоудвоению

4) способность выделять много энергии

5. Каким будет увеличение микроскопа, если увеличение линзы окуляра ×7, а линзы объектива ×40?

 

1) ×740

2) ×280

3) ×47

4) ×33

6.  Марии необходимо сделать рисунки разных по форме клеток. Какой микроскоп ей лучше выбрать для такого исследования?

 

1) линза окуляра ×7, а линза объектива ×40

2) линза окуляра ×20, а линза объектива ×20

3) линза окуляра ×5, а линза объектива ×80

4) линза окуляра ×15, а линза объектива ×40

7. 

На рисунке изображена растительная клетка. Какую функцию выполняет часть клетки, обозначенная буквой А?

 

1) производит питательные вещества

2) контролирует жизнедеятельность

3) запасает воду

4) поглощает энергию солнца

8. Николаю необходимо изучить строение растительной клетки. Для успешного выполнения исследования ему необходим микроскоп с увеличением, равным ×200. У него есть объектив, дающий увеличение в 20 раз (×20). Какое увеличение окуляра ему необходимо?

 

1) ×4000

2) ×220

3) ×180

4) ×10

9. Какой органоид вырабатывает энергию, используемую клетками?

 

1) вакуоль

2) митохондрия

3) ядро

4) комплекс Гольджи

10.  Какой органоид обеспечивает сборку белка в клетках?

 

1) ядро

2) рибосома

3) клеточный центр

4) лизосома

11. Какой органоид обеспечивает синтез органических веществ из неорганических в растительной клетке?

 

1) вакуоль

2) митохондрия

3) хлоропласт

4) рибосома

12. Какой органоид обеспечивает накопление продуктов жизнедеятельности в растительной клетке?

 

1) вакуоль

2) рибосома

3) ядро

4) митохондрия

13. Возникновение клеточной теории в середине XIX в. связано с развитием

 

1) генетики

2) эволюционной теории

3) медицины

4) микроскопии

14. Какое образование клетки обеспечивает взаимодействие всех её структур?

 

1) цитоплазма

2) клеточная стенка

3) вакуоль

4) рибосома

15. Чем отличается клетка, показанная на рисунке, от клеток грибов, растений и животных?

 

1) наличием клеточной стенки

2) отсутствием рибосом

3) наличием цитоплазмы

4) отсутствием оформленного ядра

16.  В чём проявляется сходство клеток грибов, растений и животных?

 

1) в отсутствии лизосом

2) в наличии оформленного ядра

3) в наличии пластид

4) в отсутствии клеточной стенки

17. В каком органоиде клетки происходит окисление органических веществ?

 

1) ядро

2) вакуоль

3) митохондрия

4) комплекс Гольджи

18. Какой организм состоит из клеток, клеточные стенки которых состоят из целлюлозы?

19. В каких органоидах клетки полимеры расщепляются до мономеров?

 

1) в рибосомах

2) в хлоропластах

3) в митохондриях

4) в лизосомах

20.  Каким свойством обладает фрагмент клеточной структуры, показанный на рисунке?

 

1) способностью синтезировать АТФ

2) постоянством формы

3) способностью синтезировать белок

4) избирательной проницаемостью

21. Ручная лупа с 10-кратным увеличением позволяет увидеть

 

1) форму клетки простейших

2) хлоропласты растительной клетки

3) рибосомы бактерий

4) ядро растительной клетки

22.  

На рисунке изображена растительная клетка. Какую функцию выполняют органоиды клетки, обозначенные буквой А?

 

1) контролируют жизнедеятельность

2) поглощают энергию солнечного света

3) хранят наследственную информацию

4) запасают воду

23. 

На рисунке изображена растительная клетка. Какую функцию выполняют органоиды клетки, обозначенные буквой А?

 

1) производят органические вещества из неорганических

2) запасают воду

3) синтезируют молекулы АТФ

4) контролируют жизнедеятельность

24. Кроме клеточного ядра хранить и передавать наследственную информацию могут

  1) аппарат Гольджи и вакуоли

2) лизосомы и ЭПС

3) рибосомы и центриоли

4) митохондрии и хлоропласты

25. Сколько хромосом будет содержаться в клетках печени у сына, если у его папы в этих клетках содержится 46 хромосом?

 

1) 0

2) 23

3) 46

4) 92

26.  Сколько хромосом будет содержаться в лейкоцитах крови у внука, если у его дедушки в этих клетках содержится 46 хромосом?

 

1) 0

2) 23

3) 46

4) 92

27. В ядрах клеток стенки пищевода плодовой мушки дрозофилы содержится 8 хромосом. Сколько пар хромосом будет в ядрах этих клеток после их митотического деления?

 

1) 2

2) 4

3) 8

4) 16

28. 

Представитель какой группы организмов изображён на рисунке?

 

1) одноклеточных грибов

2) простейших

3) вирусов

4) одноклеточных водорослей

29. К доклеточным формам жизни относят

  1) холерный вибрион

2) туберкулёзную палочку

3) вирус герпеса

4) дизентерийную амёбу

30. Сущность клеточной теории отражена в следующем положении:

 

1) из клеток состоят только животные и растения

2) клетки всех организмов близки по своим функциям

3) все организмы состоят из клеток

4) клетки всех организмов имеют ядро

ОГЭ по биологии Задание 2 — Часть 1

Задания 2. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы
1. Задание 2 № 34. Какой химический элемент входит в состав жизненно важных органических соединений клетки?
 
1) фтор
2) угле­род
3) медь
4) калий
По­яс­не­ние.
Со­еди­не­ния уг­ле­ро­да, во­до­ро­да, кис­ло­ро­да и азота об­ра­зу­ют глав­ные со­став­ные части всех ор­га­ни­че­ских тел.
 
Ответ: 2.
2. За­да­ние 2 № 162. В ка­че­стве за­па­са­ю­ще­го ве­ще­ства гли­ко­ген ак­тив­но на­кап­ли­ва­ет­ся в клет­ках
 
1) клуб­ня кар­то­фе­ля
2) бак­те­рий ту­бер­кулёза
3) пе­че­ни со­ба­ки
4) ли­стьев эло­деи
По­яс­не­ние.
Гли­ко­ген — это за­пас­ное ве­ще­ство жи­вот­ных и гри­бов. Глю­ко­за пре­вра­ща­ет­ся в гли­ко­ген в клет­ках пе­че­ни со­ба­ки.
 
Ответ: 3.
3. За­да­ние 2 № 194. К не­ор­га­ни­че­ским ве­ще­ствам клет­ки от­но­сят
 
1) ви­та­ми­ны
2) воду
3) уг­ле­во­ды
4) жиры
По­яс­не­ние.
Вода — не­ор­га­ни­че­ское ве­ще­ство, а уг­ле­во­ды и жиры — ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства.
 
Ответ: 2.
4. За­да­ние 2 № 226. Бла­го­да­ря ка­ко­му из свойств ли­пи­ды со­став­ля­ют ос­но­ву плаз­ма­ти­че­ской мем­бра­ны клет­ки?
 
1) вы­со­кая хи­ми­че­ская ак­тив­ность
2) не­рас­тво­ри­мость в воде
3) спо­соб­ность к са­мо­удво­е­нию
4) спо­соб­ность вы­де­лять много энер­гии
По­яс­не­ние.
Все ли­пи­ды, вхо­дя­щие в со­став мем­бран, имеют ам­фи­филь­ные свой­ства: они со­сто­ят из гид­ро­филь­ной и гид­ро­фоб­ной ча­стей. На­ли­чие гид­ро­фоб­но­го слоя очень важно для вы­пол­не­ния мем­бра­на­ми их функ­ций, по­сколь­ку он не­про­ни­ца­ем для ионов и по­ляр­ных со­еди­не­ний.
 
Ответ: 2.
5. За­да­ние 2 № 258. Каким будет уве­ли­че­ние мик­ро­ско­па, если уве­ли­че­ние линзы оку­ля­ра ×7, а линзы объ­ек­ти­ва ×40?
 
1) ×740
2) ×280
3) ×47
4) ×33
По­яс­не­ние.
При уве­ли­че­нии в 7 раз и ещё в 40 раз общее уве­ли­че­ние будет в 7х40=280 раз.
 
Ответ: 2.
6. За­да­ние 2 № 290. Марии не­об­хо­ди­мо сде­лать ри­сун­ки раз­ных по форме кле­ток. Какой мик­ро­скоп ей лучше вы­брать для та­ко­го ис­сле­до­ва­ния?
 
1) линза оку­ля­ра ×7, а линза объ­ек­ти­ва ×40
2) линза оку­ля­ра ×20, а линза объ­ек­ти­ва ×20
3) линза оку­ля­ра ×5, а линза объ­ек­ти­ва ×80
4) линза оку­ля­ра ×15, а линза объ­ек­ти­ва ×40
По­яс­не­ние.
Най­дем уве­ли­че­ние каж­до­го мик­ро­ско­па:
1) 7х40 = 280;
2) 20х20 = 400;
3) 5х80 = 400;
4) 15х40 = 600.
 
Чтобы срав­нить ФОРМУ кле­ток нужен мик­ро­скоп с мень­шим уве­ли­че­ни­ем, т. е. 280.
 
Ответ: 1.
7. За­да­ние 2 № 322. На ри­сун­ке изоб­ра­же­на рас­ти­тель­ная клет­ка. Какую функ­цию вы­пол­ня­ет часть клет­ки, обо­зна­чен­ная бук­вой А?
 
1) про­из­во­дит пи­та­тель­ные ве­ще­ства
2) кон­тро­ли­ру­ет жиз­не­де­я­тель­ность
3) за­па­са­ет воду
4) по­гло­ща­ет энер­гию солн­ца
По­яс­не­ние.
А — ядро. Оно кон­тро­ли­ру­ет жиз­не­де­я­тель­ность.
 
Ответ: 2.
8. За­да­ние 2 № 354. Ни­ко­лаю не­об­хо­ди­мо изу­чить стро­е­ние рас­ти­тель­ной клет­ки. Для успеш­но­го вы­пол­не­ния ис­сле­до­ва­ния ему не­об­хо­дим мик­ро­скоп с уве­ли­че­ни­ем, рав­ным ×200. У него есть объ­ек­тив, да­ю­щий уве­ли­че­ние в 20 раз (×20). Какое уве­ли­че­ние оку­ля­ра ему не­об­хо­ди­мо?
 
1) ×4000
2) ×220
3) ×180
4) ×10
По­яс­не­ние.
Если не­об­хо­ди­мо уве­ли­че­ние в 200 раз, а объ­ек­тив уве­ли­чи­ва­ет в 20 раз, уве­ли­че­ние оку­ля­ра долж­но быть в 10 раз. Чтобы найти уве­ли­че­ние мик­ро­ско­па нужно число на оку­ля­ре умно­жить на число на объ­ек­ти­ве: 20х10=200, тогда уве­ли­чен­ное в 20 раз уве­ли­чи­ва­ет­ся ещё в 10 раз.
 
Ответ: 4.
9. За­да­ние 2 № 386. Какой ор­га­но­ид вы­ра­ба­ты­ва­ет энер­гию, ис­поль­зу­е­мую клет­ка­ми?
 
1) ва­ку­оль
2) ми­то­хон­дрия
3) ядро
4) ком­плекс Голь­д­жи
По­яс­не­ние.
Ми­то­хон­дрия — энер­ге­ти­че­ская стан­ция клет­ки; ос­нов­ная функ­ция: окис­ле­ние ор­га­ни­че­ских со­еди­не­ний и ис­поль­зо­ва­ние осво­бож­да­ю­щей­ся при их рас­па­де энер­гии в син­те­зе мо­ле­кул АТФ.
 
Ответ: 2.
10. За­да­ние 2 № 418. Какой ор­га­но­ид обес­пе­чи­ва­ет сбор­ку белка в клет­ках?
 
1) ядро
2) ри­бо­со­ма
3) кле­точ­ный центр
4) ли­зо­со­ма
По­яс­не­ние.
Ри­бо­со­мы слу­жат для био­син­те­за белка из ами­но­кис­лот по за­дан­ной мат­ри­це на ос­но­ве ге­не­ти­че­ской ин­фор­ма­ции.
 
Ответ: 2.
11. За­да­ние 2 № 450. Какой ор­га­но­ид обес­пе­чи­ва­ет син­тез ор­га­ни­че­ских ве­ществ из не­ор­га­ни­че­ских в рас­ти­тель­ной клет­ке?
 
1) ва­ку­оль
2) ми­то­хон­дрия
3) хло­ро­пласт
4) ри­бо­со­ма
По­яс­не­ние.
Хло­ро­пла­сты — зелёные пла­сти­ды, ко­то­рые встре­ча­ют­ся в клет­ках фо­то­син­те­зи­ру­ю­щих эу­ка­ри­от. С их по­мо­щью про­ис­хо­дит фо­то­син­тез.
 
Ответ: 3.
12. За­да­ние 2 № 482. Какой ор­га­но­ид обес­пе­чи­ва­ет на­коп­ле­ние про­дук­тов жиз­не­де­я­тель­но­сти в рас­ти­тель­ной клет­ке?
 
1) ва­ку­оль
2) ри­бо­со­ма
3) ядро
4) ми­то­хон­дрия
По­яс­не­ние.
Ва­ку­оль — од­но­мем­бран­ный ор­га­но­ид, со­дер­жа­щий­ся в не­ко­то­рых эу­ка­ри­о­ти­че­ских клет­ках и вы­пол­ня­ю­щий раз­лич­ные функ­ции (сек­ре­ция, экс­кре­ция и хра­не­ние за­пас­ных ве­ществ, ауто­фа­гия, ав­то­лиз и др.).
 
Ответ: 1.
13. За­да­ние 2 № 514. Воз­ник­но­ве­ние кле­точ­ной тео­рии в се­ре­ди­не XIX в. свя­за­но с раз­ви­ти­ем
 
1) ге­не­ти­ки
2) эво­лю­ци­он­ной тео­рии
3) ме­ди­ци­ны
4) мик­ро­ско­пии
По­яс­не­ние.
Со­зда­ние мик­ро­ско­па поз­во­ли­ло изу­чать клет­ку.
 
Ответ: 4.
14. За­да­ние 2 № 546. Какое об­ра­зо­ва­ние клет­ки обес­пе­чи­ва­ет вза­и­мо­дей­ствие всех её струк­тур?
 
1) ци­то­плаз­ма
2) кле­точ­ная стен­ка
3) ва­ку­оль
4) ри­бо­со­ма
По­яс­не­ние.
Ци­то­плаз­ма по­сто­ян­но дви­жет­ся, пе­ре­те­ка­ет внут­ри живой клет­ки, пе­ре­ме­щая вме­сте с собой раз­лич­ные ве­ще­ства, вклю­че­ния и ор­га­но­и­ды. В ней про­те­ка­ют почти все про­цес­сы кле­точ­но­го ме­та­бо­лиз­ма. Среди про­че­го, в ци­то­плаз­ме есть не­рас­тво­ри­мые от­хо­ды об­мен­ных про­цес­сов и за­пас­ные пи­та­тель­ные ве­ще­ства.
 
Ответ: 1.
15. За­да­ние 2 № 578. Чем от­ли­ча­ет­ся клет­ка, по­ка­зан­ная на ри­сун­ке, от кле­ток гри­бов, рас­те­ний и жи­вот­ных?
 
1) на­ли­чи­ем кле­точ­ной стен­ки
2) от­сут­стви­ем ри­бо­сом
3) на­ли­чи­ем ци­то­плаз­мы
4) от­сут­стви­ем оформ­лен­но­го ядра
По­яс­не­ние.
Это бак­те­ри­аль­ная клет­ка (про­ка­ри­о­ти­че­ская) — в ней от­сут­ству­ет оформ­лен­ное ядро.
 
Ответ: 4.
16. За­да­ние 2 № 610. В чём про­яв­ля­ет­ся сход­ство кле­ток гри­бов, рас­те­ний и жи­вот­ных?
 
1) в от­сут­ствии ли­зо­сом
2) в на­ли­чии оформ­лен­но­го ядра
3) в на­ли­чии пла­стид
4) в от­сут­ствии кле­точ­ной стен­ки
По­яс­не­ние.
Грибы, рас­те­ния и жи­вот­ные — эу­ка­ри­о­ти­че­ские ор­га­низ­ма­мы (их клет­ки со­дер­жат оформ­лен­ное ядро).
 
Ответ: 2.
17. За­да­ние 2 № 642. В каком ор­га­но­и­де клет­ки про­ис­хо­дит окис­ле­ние ор­га­ни­че­ских ве­ществ?
 
1) ядро
2) ва­ку­оль
3) ми­то­хон­дрия
4) ком­плекс Голь­д­жи
По­яс­не­ние.
Ос­нов­ная функ­ция ми­то­хон­дрий: окис­ле­ние ор­га­ни­че­ских со­еди­не­ний и ис­поль­зо­ва­ние осво­бож­да­ю­щей­ся при их рас­па­де энер­гии в син­те­зе мо­ле­кул АТФ.
 
Ответ: 3.
18. За­да­ние 2 № 706. Какой ор­га­низм со­сто­ит из кле­ток, кле­точ­ные стен­ки ко­то­рых со­сто­ят из цел­лю­ло­зы?

 
1)мышь
2)морская звезда
3)подорожник
4)бактерия

По­яс­не­ние.
Кле­точ­ная стен­ка — жёсткая обо­лоч­ка клет­ки, рас­по­ло­жен­ная сна­ру­жи от ци­то­плаз­ма­ти­че­ской мем­бра­ны и вы­пол­ня­ю­щая струк­тур­ные, за­щит­ные и транс­порт­ные функ­ции. Об­на­ру­жи­ва­ет­ся у боль­шин­ства бак­те­рий, архей, гри­бов и рас­те­ний. Жи­вот­ные и мно­гие про­стей­шие не имеют кле­точ­ной стен­ки.
Кле­точ­ные стен­ки гри­бов со­сто­ят из хи­ти­на и глю­ка­нов.
Кле­точ­ные стен­ки почти у всех ис­сле­до­ван­ных до на­сто­я­ще­го вре­ме­ни бак­те­рий яв­ля­ет­ся му­ре­и­на (за ис­клю­че­ни­ем ак­ти­но­ми­це­тов и ци­анобак­те­рий).
Кле­точ­ные стен­ки выс­ших рас­те­ний по­стро­е­ны в ос­нов­ном из цел­лю­ло­зы.
1) мышь — жи­вот­ное;
2) мор­ская звез­да — жи­вот­ное;
3) по­до­рож­ник — рас­те­ние;
4) бак­те­рия.
 
Ответ: 3.
19. За­да­ние 2 № 738. В каких ор­га­но­и­дах клет­ки по­ли­ме­ры рас­щеп­ля­ют­ся до мо­но­ме­ров?
 
1) в ри­бо­со­мах
2) в хло­ро­пла­стах
3) в ми­то­хон­дри­ях
4) в ли­зо­со­мах
По­яс­не­ние.
Ли­зо­со­мы осу­ществ­ля­ют пе­ре­ва­ри­ва­ние за­хва­чен­ных клет­кой при эн­до­ци­то­зе ве­ществ или ча­стиц.
 
Ответ: 4.
20. За­да­ние 2 № 770. Каким свой­ством об­ла­да­ет фраг­мент кле­точ­ной струк­ту­ры, по­ка­зан­ный на ри­сун­ке?
 
1) спо­соб­но­стью син­те­зи­ро­вать АТФ
2) по­сто­ян­ством формы
3) спо­соб­но­стью син­те­зи­ро­вать белок
4) из­би­ра­тель­ной про­ни­ца­е­мо­стью
По­яс­не­ние.
На ри­сун­ке изоб­ра­же­на мем­бра­на, функ­ция ко­то­рой — из­би­ра­тель­ная про­ни­ца­е­мость.
 
Ответ: 4.
21. За­да­ние 2 № 802. Руч­ная лупа с 10-крат­ным уве­ли­че­ни­ем поз­во­ля­ет уви­деть
 
1) форму клет­ки про­стей­ших
2) хло­ро­пла­сты рас­ти­тель­ной клет­ки
3) ри­бо­со­мы бак­те­рий
4) ядро рас­ти­тель­ной клет­ки
По­яс­не­ние.
Ядро мно­гих рас­ти­тель­ных кле­ток круп­ное и его можно уви­деть с по­мо­щью лупы с 10-крат­ным уве­ли­че­ни­ем. Ма­лей­шие струк­ту­ры, ко­то­рые можно на­блю­дать под оп­ти­че­ским мик­ро­ско­пом, это ми­то­хон­дрии и не­боль­шие бак­те­рии, ли­ней­ный раз­мер ко­то­рых со­став­ля­ет при­мер­но 500 нм. Од­на­ко объ­ек­ты раз­ме­ром мень­ше 200 нм видны в све­то­вом мик­ро­ско­пе толь­ко тогда, если они сами из­лу­ча­ют свет. С по­мо­щью со­вре­мен­ных мик­ро­ско­пов, да­ю­щих уве­ли­че­ние в 1000 и боль­ше раз, изу­ча­ют­ся по­дроб­но­сти стро­е­ния кле­ток (ответ 2 и 3). Под све­то­вым мик­ро­ско­пом можно рас­смот­реть сфе­ри­че­ские струк­ту­ры — яд­рыш­ки в ядре рас­ти­тель­ной клет­ки. Бак­те­рии рас­смат­ри­ва­ют с по­мо­щью оку­ля­ра — 7, 10, 15, в ос­нов­ном ис­поль­зу­ет­ся объ­ек­тив на 40, или на 90, если с им­мер­си­он­ным мас­лом.
 
 
При­ме­ча­ние.
За­да­ние не­кор­рект­но (т. к. форму не­ко­то­рых Про­стей­ших можно уви­деть с по­мо­щью лупы), но имен­но в такой фор­му­ли­ров­ке оно пред­ла­га­ет­ся на эк­за­ме­нах.
 
Про­стей­шие — мик­ро­ско­пи­че­ски малые жи­вот­ные раз­лич­ной формы, раз­ме­ры ко­то­рых ко­леб­лют­ся от 2—3 до 50—150 мкм и даже до 1—3 мм. Наи­бо­лее круп­ные пред­ста­ви­те­ли этого типа, на­при­мер ра­ко­вин­ные кор­не­нож­ки, оби­та­ю­щие в по­ляр­ных морях у бе­ре­гов Рос­сии, и ис­ко­па­е­мые нум­му­ли­ты до­сти­га­ют в диа­мет­ре 2—3 см.
 
Ответ: 4.
22. За­да­ние 2 № 834. На ри­сун­ке изоб­ра­же­на рас­ти­тель­ная клет­ка. Какую функ­цию вы­пол­ня­ют ор­га­но­и­ды клет­ки, обо­зна­чен­ные бук­вой А?
 
1) кон­тро­ли­ру­ют жиз­не­де­я­тель­ность
2) по­гло­ща­ют энер­гию сол­неч­но­го света
3) хра­нят на­след­ствен­ную ин­фор­ма­цию
4) за­па­са­ют воду
По­яс­не­ние.
А — хло­ро­пла­сты, от­ве­ча­ю­щие за фо­то­син­тез (по­гло­ща­ют энер­гию сол­неч­но­го света).
 
Ответ: 2.
23. За­да­ние 2 № 866. На ри­сун­ке изоб­ра­же­на рас­ти­тель­ная клет­ка. Какую функ­цию вы­пол­ня­ет ор­га­но­ид клет­ки, обо­зна­чен­ный бук­вой А?
 
1) по­гло­ща­ет энер­гию сол­неч­но­го света
2) за­па­са­ет воду
3) кон­тро­ли­ру­ет жиз­не­де­я­тель­ность
4) про­из­во­дит пи­та­тель­ные ве­ще­ства
По­яс­не­ние.
А — ва­ку­оль. Она за­па­са­ет воду.
 
Ответ: 2.
24. За­да­ние 2 № 898. На ри­сун­ке изоб­ра­же­на рас­ти­тель­ная клет­ка. Какую функ­цию вы­пол­ня­ют ор­га­но­и­ды клет­ки, обо­зна­чен­ные бук­вой А?
 
1) про­из­во­дят ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства из не­ор­га­ни­че­ских
2) за­па­са­ют воду
3) син­те­зи­ру­ют мо­ле­ку­лы АТФ
4) кон­тро­ли­ру­ют жиз­не­де­я­тель­ность
По­яс­не­ние.
А — ми­то­хон­дрия. Она син­те­зи­ру­ют мо­ле­ку­лы АТФ.
 
Ответ: 3.
25. За­да­ние 2 № 930. Кроме кле­точ­но­го ядра хра­нить и пе­ре­да­вать на­след­ствен­ную ин­фор­ма­цию могут
 
1) ап­па­рат Голь­д­жи и ва­ку­о­ли
2) ли­зо­со­мы и ЭПС
3) ри­бо­со­мы и цен­три­о­ли
4) ми­то­хон­дрии и хло­ро­пла­сты
По­яс­не­ние.
Ми­то­хон­дрии и хло­ро­пла­сты имеют соб­ствен­ную коль­це­вую ДНК, т. е. спо­соб­ны хра­нить и пе­ре­да­вать на­след­ствен­ную ин­фор­ма­цию.
 
Ответ: 4.
26. За­да­ние 2 № 1026. Сколь­ко хро­мо­сом будет со­дер­жать­ся в клет­ках пе­че­ни у сына, если у его папы в этих клет­ках со­дер­жит­ся 46 хро­мо­сом?
 
1) 0
2) 23
3) 46
4) 92
По­яс­не­ние.
Со­ма­ти­че­ские клет­ки че­ло­ве­ка со­дер­жат 46 хро­мо­сом (в норме).
 
Ответ: 3.
27. За­да­ние 2 № 1058. Сколь­ко хро­мо­сом будет со­дер­жать­ся в лей­ко­ци­тах крови у внука, если у его де­душ­ки в этих клет­ках со­дер­жит­ся 46 хро­мо­сом?
 
1) 0
2) 23
3) 46
4) 92
По­яс­не­ние.
Со­ма­ти­че­ские клет­ки че­ло­ве­ка со­дер­жат 46 хро­мо­сом (в норме).
 
Ответ: 3.
28. За­да­ние 2 № 1090. В ядрах кле­ток стен­ки пи­ще­во­да пло­до­вой мушки дро­зо­фи­лы со­дер­жит­ся 8 хро­мо­сом. Сколь­ко пар хро­мо­сом будет в ядрах этих кле­ток после их ми­то­ти­че­ско­го де­ле­ния?
 
1) 2
2) 4
3) 8
4) 16
По­яс­не­ние.
Во время ми­то­за об­ра­зу­ют­ся клет­ки с таким же на­бо­ром хро­мо­сом как и в ма­те­рин­ской, т. е. 8 хро­мо­сом или 4 пары хро­мо­сом.
 
Ответ: 2.
29. За­да­ние 2 № 1122. Пред­ста­ви­тель какой груп­пы ор­га­низ­мов изоб­ражён на ри­сун­ке?
 
1) од­но­кле­точ­ных гри­бов
2) про­стей­ших
3) ви­ру­сов
4) од­но­кле­точ­ных во­до­рос­лей
По­яс­не­ние.
На ри­сун­ке изоб­ра­жен ВИЧ — вирус.
 
Ответ: 3.
30. За­да­ние 2 № 1154. К до­кле­точ­ным фор­мам жизни от­но­сят
 
1) хо­лер­ный виб­ри­он
2) ту­бер­кулёзную па­лоч­ку
3) вирус гер­пе­са
4) ди­зен­те­рий­ную амёбу
По­яс­не­ние.
Вирус — не­кле­точ­ная форма жизни.
 
Ответ: 3.
31. За­да­ние 2 № 1186. Фор­му­лу ка­ко­го ве­ще­ства сле­ду­ет впи­сать на месте про­пус­ка в схеме хи­ми­че­ской ре­ак­ции:
 
 ?
 
 
1) хло­ро­фил­ла
2) глю­ко­зы
3) уг­ле­кис­ло­го газа
4) кис­ло­ро­да
По­яс­не­ние.
Опи­сан про­цесс фо­то­син­те­за (ко­неч­ная фор­му­ла):
 

 
Ответ: 3.
32. За­да­ние 2 № 1218. Фор­му­лу ка­ко­го ве­ще­ства сле­ду­ет впи­сать на месте про­пус­ка в схеме хи­ми­че­ской ре­ак­ции
 
 ?
 
 
1) глю­ко­зы
2) хло­ро­фил­ла
3) ге­мо­гло­би­на
4) ДНК
По­яс­не­ние.
Опи­сан про­цесс фо­то­син­те­за (ко­неч­ная фор­му­ла):
 

 
Ответ: 1.
33. За­да­ние 2 № 1250. Фор­му­лу ка­ко­го ве­ще­ства сле­ду­ет впи­сать на месте про­пус­ка в схеме хи­ми­че­ской ре­ак­ции:
 
 ?
 
 
1) угар­но­го газа
2) уг­ле­кис­ло­го газа
3) хло­ро­фил­ла
4) кис­ло­ро­да
По­яс­не­ние.
Опи­сан про­цесс окис­ле­ния глю­ко­зы (ды­ха­ние):
 

 
Ответ: 2.
34. За­да­ние 2 № 1282. Сущ­ность кле­точ­ной тео­рии от­ра­же­на в сле­ду­ю­щем по­ло­же­нии:
 
1) из кле­ток со­сто­ят толь­ко жи­вот­ные и рас­те­ния
2) клет­ки всех ор­га­низ­мов близ­ки по своим функ­ци­ям
3) все ор­га­низ­мы со­сто­ят из кле­ток
4) клет­ки всех ор­га­низ­мов имеют ядро
По­яс­не­ние.
По­ло­же­ния кле­точ­ной тео­рии Шлей­де­на-Шван­на: Все жи­вот­ные и рас­те­ния со­сто­ят из кле­ток. Рас­тут и раз­ви­ва­ют­ся рас­те­ния и жи­вот­ные путём воз­ник­но­ве­ния новых кле­ток. Клет­ка яв­ля­ет­ся самой ма­лень­кой еди­ни­цей жи­во­го, а целый ор­га­низм — это со­во­куп­ность кле­ток.
 
Ответ: 3.
35. За­да­ние 2 № 1351. Из чего, со­глас­но кле­точ­ной тео­рии, со­сто­ят и рас­те­ния, и жи­вот­ные?
 
1) ор­га­но­и­дов
2) тка­ней
3) син­ци­ти­ев
4) кле­ток
По­яс­не­ние.
По­ло­же­ния кле­точ­ной тео­рии Шлей­де­на-Шван­на: Все жи­вот­ные и рас­те­ния со­сто­ят из кле­ток. Рас­тут и раз­ви­ва­ют­ся рас­те­ния и жи­вот­ные путём воз­ник­но­ве­ния новых кле­ток. Клет­ка яв­ля­ет­ся самой ма­лень­кой еди­ни­цей жи­во­го, а целый ор­га­низм — это со­во­куп­ность кле­ток.
 
Ответ: 4.
36. За­да­ние 2 № 1382. Из чего, со­глас­но кле­точ­ной тео­рии, со­сто­ят и рас­те­ния, и жи­вот­ные?
 
1) кле­ток
2) ор­га­но­и­дов
3) син­ци­ти­ев
4) тка­ней
По­яс­не­ние.
Со­глас­но кле­точ­ной тео­рии, всем ор­га­низ­мам при­су­ще кле­точ­ное стро­е­ние.
 
Ответ: 1.
37. За­да­ние 2 № 1415. Какая из пе­ре­чис­лен­ных кле­точ­ных струк­тур при­сут­ству­ет и в клет­ках бак­те­рий, и в клет­ках жи­вот­ных?
 
1) хро­мо­со­ма
2) кле­точ­ная стен­ка
3) ли­зо­со­ма
4) ми­то­хон­дрия
По­яс­не­ние.
Ли­зо­сом и ми­то­хон­дрий нет в клет­ках бак­те­рий, т. к. про­ка­ри­о­ты не имеют мем­бран­ных ор­га­но­и­дов. Кле­точ­ной стен­ки нет в жи­вот­ной клет­ке.
Хро­мо­со­ма — нук­лео­ид (коль­це­вая ДНК) у бак­те­рий и ли­ней­ные хро­мо­со­мы у жи­вот­ных.
 
Ответ: 1
38. За­да­ние 2 № 1447. Какую кле­точ­ную струк­ту­ру можно об­на­ру­жить и в клет­ках бак­те­рий, и в клет­ках гри­бов?
 
1) ли­зо­со­му
2) ми­то­хон­дрию
3) ядро
4) ри­бо­со­му
По­яс­не­ние.
Ядра, ли­зо­сом и ми­то­хон­дрий нет в клет­ка бак­те­рий, т. к. про­ка­ри­о­ты не имеют мем­бран­ных ор­га­но­и­дов. Ри­бо­со­мы — ор­га­но­и­ды об­ще­го на­зна­че­ния (био­син­тез белка) есть и у бак­те­рий, и у гри­бов, и у рас­те­ний, и у жи­вот­ных
39. За­да­ние 2 № 1479. От­ку­да, со­глас­но кле­точ­ной тео­рии, по­яв­ля­ют­ся новые клет­ки у жи­вот­ных?
 
1) фор­ми­ру­ют­ся из ор­га­но­и­дов
2) от дру­гих кле­ток
3) путём ре­ор­га­ни­за­ции тка­ней
4) путём рас­па­да син­ци­ти­ев
По­яс­не­ние.
Р. Вир­хов пред­по­ло­жил, что клет­ки об­ра­зу­ют­ся из пред­ше­ству­ю­щих ма­те­рин­ских кле­ток.
Ответ: 2
40. За­да­ние 2 № 1511. От­ку­да, со­глас­но кле­точ­ной тео­рии, по­яв­ля­ют­ся новые клет­ки у гри­бов?
 
1) от дру­гих кле­ток
2) фор­ми­ру­ют­ся из ор­га­но­и­дов
3) путём рас­па­да син­ци­ти­ев
4) путём ре­ор­га­ни­за­ции тка­ней
По­яс­не­ние.
Кле­точ­ная тео­рия — Р. Вир­хов, ко­то­рый пред­по­ло­жил, что клет­ки об­ра­зу­ют­ся из пред­ше­ству­ю­щих ма­те­рин­ских кле­ток.
Ответ: 1
41. За­да­ние 2 № 1563. Какой из пе­ре­чис­лен­ных ор­га­низ­мов не со­дер­жит в клет­ке ор­га­но­и­да, изоб­ражённого на ри­сун­ке?
 
1) мукор
2) па­по­рот­ник
3) ту­бер­кулёзная па­лоч­ка
4) спи­ро­ги­ра
По­яс­не­ние.
На ри­сун­ке изоб­ра­же­на ми­то­хон­дрия, ко­то­рая от­сут­ству­ет в клет­ках про­ка­риот (бак­те­рий). Из пе­ре­чис­лен­ных ор­га­низ­мов ми­то­хон­дрий нет в клет­ках ту­бер­кулёзной па­лоч­ки.
42. За­да­ние 2 № 1595. Какой из пе­ре­чис­лен­ных ор­га­низ­мов со­дер­жит в своих клет­ках ор­га­но­ид, изоб­ражённый на ри­сун­ке?
 
1) под­оси­но­вик
2) ин­фу­зо­рия-ту­фель­ка
3) ки­шеч­ная па­лоч­ка
4) хла­ми­до­мо­на­да
По­яс­не­ние.
На ри­сун­ке изоб­ра­жен хло­ро­пласт, ко­то­рый со­дер­жит­ся в клет­ках рас­те­ний.
Хла­ми­до­мо­на­да — од­но­кле­точ­ная во­до­росль, со­дер­жит хло­ро­пласт. У боль­шин­ства хла­ми­до­мо­над хло­ро­пласт ча­ше­вид­ной формы и за­ни­ма­ет цен­траль­ное по­ло­же­ние в клет­ке.
Ответ: 4
43. За­да­ние 2 № 1656. На­ли­чие ка­ко­го ор­га­но­и­да от­ли­ча­ет клет­ки рас­те­ний от кле­ток жи­вот­ных?
 
1) цен­траль­ная ва­ку­оль
2) ядро
3) ап­па­рат Голь­д­жи
4) эн­до­плаз­ма­ти­че­ская сеть
По­яс­не­ние.
Ва­ку­о­ли — пу­зырь­ки, за­пол­нен­ные каким-либо со­дер­жи­мым. У жи­вот­ных ва­ку­о­ли вре­мен­ные, за­ни­ма­ют около 5% клет­ки. У рас­те­ний и гри­бов име­ет­ся круп­ная цен­траль­ная ва­ку­оль, за­ни­ма­ю­щая до 90% объ­е­ма зре­лой клет­ки. Её со­дер­жи­мое у рас­те­ний на­зы­ва­ет­ся кле­точ­ный сок, мем­бра­на — то­но­пласт.
44. За­да­ние 2 № 1688. На­ли­чие ка­ко­го ор­га­но­и­да от­ли­ча­ет клет­ки жи­вот­ных от кле­ток рас­те­ний?
 
1) ядро
2) кле­точ­ный центр
3) эн­до­плаз­ма­ти­че­ская сеть
4) ми­то­хон­дрии
По­яс­не­ние.
Не со­всем кор­рект­ный во­прос. Кле­точ­ный центр — яв­ля­ет­ся уни­вер­саль­ным не­мем­бран­ным ор­га­но­и­дом всех эу­ка­ри­о­ти­че­ских кле­ток. У выс­ших рас­те­ний цен­три­о­ли от­сут­ству­ют, по­это­му у них нет кле­ток со жгу­ти­ка­ми или рес­нич­ка­ми.
Ответ: 2
45. За­да­ние 2 № 1896. Какой из пе­ре­чис­лен­ных ор­га­но­и­дов есть и в мы­шеч­ных клет­ках прес­но­вод­ной пла­на­рии, и в клет­ках стеб­ля пше­ни­цы?
 
1) кле­точ­ная стен­ка
2) ми­то­хон­дрия
3) цен­три­оль
4) цен­траль­ная ва­ку­оль
По­яс­не­ние.
И в мы­шеч­ных клет­ках прес­но­вод­ной пла­на­рии, и в клет­ках стеб­ля пше­ни­цы есть ми­то­хон­дрии.
 
1 и 4 встре­ча­ет­ся в клет­ках рас­те­ний; 3 — у жи­вот­ных.
46. За­да­ние 2 № 1928. Клет­ка ко­жи­цы лука и клет­ка кожи че­ло­ве­ка со­дер­жат
 
1) ми­то­хон­дрии
2) ва­ку­о­ли с кле­точ­ным соком
3) кле­точ­ные стен­ки из цел­лю­ло­зы
4) пла­сти­ды
По­яс­не­ние.
Клет­ка ко­жи­цы лука и клет­ка кожи че­ло­ве­ка со­дер­жат ми­то­хон­дрии.
2-4 — при­знак рас­ти­тель­ной клет­ки, т.е. в клет­ках кожи че­ло­ве­ка не со­дер­жат­ся
47. За­да­ние 2 № 1960. Какие жи­вот­ные клет­ки спо­соб­ны к со­кра­ще­нию?
 
1) эпи­дер­ми­са
2) мы­шеч­ные
3) нерв­ные
4) пе­че­ни
По­яс­не­ние.
Со­кра­ти­мость — это свой­ство мы­шеч­ных кле­ток
48. За­да­ние 2 № 1993. Как на­зы­ва­ют клет­ку, в со­став ко­то­рой вхо­дит изоб­ражённое кле­точ­ное об­ра­зо­ва­ние?
 
1) про­ка­ри­от­ная
2) эу­ка­ри­от­ная
3) ав­то­троф­ная
4) ге­те­ро­троф­ная
По­яс­не­ние.
Изоб­ра­же­но ядро, зна­чит клет­ка эу­ка­ри­от­ная; т.к. в клет­ке есть ядро.
49. За­да­ние 2 № 2025. Ста­рая рас­ти­тель­ная клет­ка от­ли­ча­ет­ся от мо­ло­дой тем, что она
 
1) имеет более круп­ное ядро
2) со­дер­жит боль­шую ва­ку­оль
3) за­пол­не­на ци­то­плаз­мой
4) со­дер­жит хло­ро­пла­сты
По­яс­не­ние.
Ста­рая рас­ти­тель­ная клет­ка от­ли­ча­ет­ся от мо­ло­дой тем, что она со­дер­жит боль­шую ва­ку­оль и ядро сме­ще­но к обо­лоч­ке.
50. За­да­ние 2 № 2069. Ор­га­но­и­дом, в ко­то­ром про­ис­хо­дит окис­ле­ние пи­та­тель­ных ве­ществ и об­ра­зо­ва­ние АТФ, яв­ля­ет­ся
 
1) ри­бо­со­ма
2) ап­па­рат Голь­д­жи
3) ядро
4) ми­то­хон­дрия
По­яс­не­ние.
Ми­то­хон­дрии — энер­ге­ти­че­ские стан­ции клет­ки; ос­нов­ная функ­ция — окис­ле­ние ор­га­ни­че­ских со­еди­не­ний и ис­поль­зо­ва­ние осво­бож­да­ю­щей­ся при их рас­па­де энер­гии для син­те­за АТФ
51. За­да­ние 2 № 2101. На­след­ствен­ная ин­фор­ма­ция в рас­ти­тель­ной клет­ке со­дер­жит­ся в
 
1) ци­то­плаз­ме
2) яд­рыш­ке
3) хро­мо­со­ме
4) цен­три­о­лях
По­яс­не­ние.
Хро­мо­со­мы — на­хо­дя­щи­е­ся в кле­точ­ном ядре про­дол­го­ва­тые тель­ца, за­клю­ча­ю­щие в себе гены. Хро­мо­со­мы – ос­нов­ные но­си­те­ли ге­не­ти­че­ско­го ма­те­ри­а­ла, обес­пе­чи­ва­ю­щие его пе­ре­да­чу от по­ко­ле­ния к по­ко­ле­нию.

Запас энергии в организме человека — метаболизм гликогена и образование жирных кислот и триацилглицеролов

Содержание

  • 1 Содержание подраздела
  • 2 Введение в накопление энергии в организме человека
  • 3 Метаболизм гликогена
    • 3.1 Функция гликогена
      • 3.1.1 Гликоген как запас энергии
    • 3.2 Гистохимические данные
    • 3.3 Гликогенез (синтез гликогена)
      • 3.3.1 Прогресс
      • 3.3.2 Регуляция синтеза гликогена
    • 3.4 Гликогенолиз (деградация гликогена)
      • 3.4.1 Течение гликогенолиза
      • 3.4.2 Регуляция гликогенолиза
      • 3.4.3 Клиническая корреляция
    • 3.5 Краткое изложение регуляции метаболизма гликогена
  • 4 Образование жирных кислот и триацилглицеролов
    • 4. 1 Образование малонил-КоА
    • 4.2 Синтаза жирных кислот
    • 4.3 Отдельные стадии синтеза жирных кислот
      • 4.3.1 Другая процедура синтеза МК
    • 4.4 Цитрат как переносчик ацетилов из митохондриального матрикса в цитозоль
      • 4.4.1 Положение о формировании МК
    • 4.5 Удлинение и десатурация жирных кислот
    • 4.6 Синтез триацилглицеролов
  1. Введение в накопление энергии в организме человека
  2. Метаболизм гликогена
  3. Образование жирных кислот и триацилглицеролов

Введение в накопление энергии в организме человека[править | править источник]

Энергия в человеческом теле в основном запасается в двух запасных веществах — триацилглицеролах (ТАГ) и гликогене. ТАГи более удобны для хранения. Полное окисление 1 г ТАГ дает около 38 кДж (9 ккал), из 1 г углеводов или белков всего 17 кДж (4,1 ккал). Во время голодания около белков плазмы (например, альбумин), а также мышечных белков расщепляются первыми.

Энергетический запас человека со средней массой тела 70 кг в начале голодания составляет:

  1. 400 000 кДж в ТАГ (около 10,5 кг, около 15% массы тела)
  2. 100 000 кДж в белке (мышцах)
  3. 8000 кДж в гликогене (2500 кДж в гликогене печени и более чем в два раза больше, чем в мышечном гликогене)
  4. 170 кДж в глюкозе
Если подсчитать, что наш организм потребляет примерно 2000 ккал в день , то запасов гликогена и глюкозы в печени хватило бы максимум на один день . Но TAG может покрыть эти претензии в течение недель .
Структура гликогена

Гликоген является разветвленным гомополимером молекул глюкозы. Большинство остатков глюкозы связаны α 1→4 связями . Каждый двенадцатый остаток глюкозы соединен со следующим остатком с помощью α 1→6 связь – создается точка разветвления молекулы гликогена. Эти ответвления расширены дополнительными остатками глюкозы, соединенными α 1→4 связями.

Это создает нерастворимые молекулы гликогена, напоминающие по своей структуре ветви деревьев. Все реакции при метаболизме гликогена происходят только на нередуцирующих концах его молекулы — они могут укорачиваться или удлиняться.

Функция гликогена[править | править код]

У животных гликоген служит хранилище углеводов , из которых путем расщепления могут быть высвобождены эфиры глюкозы. Богато гидратированные гранулы гликогена обнаружены в цитоплазме всех клеток . В организме человека может храниться около 450 г гликогена. Из этого количества 80-100 г находится в печени — так называемый печеночный гликоген, который используется для поддержания постоянного уровня глюкозы в крови (гликемия). Еще 300 г находится в мышечных клетках — так называемом мышечном гликогене . Он служит скорее внутренним резервом мышечной энергии во время мышечной работы. Мышечные клетки

не содержат глюкозо-6-фосфатазы , поэтому мышцы не могут выделять чистую глюкозу в кровь. Остальное (около 50 г гликогена) уходит на другие клетки человеческого организма.

Гликоген как запас энергии[править | править источник]

Как упоминалось выше, гликоген не является основным запасом энергии в организме (гликоген печени истощается в течение 12-24 часов голодания). Это потому, что это полярная , богато гидратированная молекула , а связанная вода только «занимает место» и не приносит прироста энергии. Энергообеспечение в жировой ткани намного экономичнее – потому что она не гидратирована (ТАГ имеют гидрофобный характер) и в то же время жирные кислоты образуются за счет более редуцированного углеродного скелета –СН 2 – по сравнению с углеводами –СН(ОН) −. При их окислении выделяется большее количество энергии. Однако гликоген представляет собой хранилище глюкозы, что важно, например, для глюкозозависимых клеток (например, головного мозга, эритроцитов).

Гистохимические данные[править | править код]

В гистохимии его наличие доказывается так называемой PAS-реакцией (окисление двух соседних гидроксильных групп йодной кислотой и последующая реакция образующихся таким образом альдегидных групп с реактивом Шиффа).

Гликогенез (синтез гликогена)[править | править код]

Схема гликогенеза

Процесс синтеза гликогена происходит в цитозоле. Он интенсивен преимущественно в печени и скелетных мышцах. Синтез гликогена основан на молекулах глюкозы и дополнительно требует так называемого праймера – т.е. молекулы, содержащей цепочку из нескольких глюкозы, соединенных гликозидными связями (чаще всего это остаток гликогена, присутствующий в клетке, или белок гликогенин). .

Прогресс[править | править источник]

1. Фосфорилирование глюкозы до Glc-6-P

  • в печени эта реакция катализируется
    глюкокиназой
    ,
  • гексокиназа в мышцах.

2. Преобразование Glc-6-P в Glc-1-P

  • с использованием глюкозофосфатизомеразы .

3. Glc-1-P реагирует с UTP

  • катализируется UDP-глюкозопирофосфорилазой,

Образуется UDP-Glc , или активированная форма глюкозы (UDP связывается с C1).

Образование гликозидных связей между молекулами глюкозы является эндергоническим процессом , поэтому требуются богатые энергией субстраты. Перенос остатков глюкозы с UDP-Glc прямой (ΔG < 0).

4. UDP-Glc своим C1 присоединяется к C4 нередуцирующего конца гликогена

  • катализируется ферментом гликогенсинтаза , и в то же время выпускает UDP.

Таким образом, образуется связь α 1→4 О-гликозидная связь.

5. Как только растущая цепь достигает определенной длины (> 11 остатков глюкозы), молекула разветвляется. Привитый олигосахарид, состоящий из 6–7 остатков глюкозы, удаляется из цепи с помощью разветвляющего фермента (амило-(1,4-1,6)-трансгликозилазы), который затем прикрепляется к -ОН-группе, расположенной при С6 молекулы глюкозы, расположенной внутри цепи гликогена – образуется связь α 1→6. Эти ветви могут вновь удлиняться под действием гликогенсинтазы (см. выше).

Регуляция синтеза гликогена[править | править источник]

Синтез гликогена происходит в то время, когда организм имеет достаточный запас энергетических субстратов из пищи, т. е. он может создавать запасы энергии на худшие времена. Основным регуляторным ферментом является гликогенсинтаза . Его активность регулируется посредством фосфорилирования — если фермент фосфорилирован, то он инактивируется, дефосфорилирование, наоборот, приводит к активации фермента. На фосфорилирование влияет инсулин/

отношение глюкагона (например, через внутриклеточную концентрацию цАМФ). Увеличение соотношения активирует синтез гликогена (инсулин является анаболическим гормоном). Снижение соотношения или катехоламины, наоборот, угнетают его.

Гликогенолиз (деградация гликогена)[править | править источник]

Гликоген никогда полностью не расщепляется , его расщепление происходит в цитозоле клеток. Это происходит постепенно в виде так называемого фосфоролитического расщепления (фосфоролиза, связывания неорганического фосфата), когда с помощью фермента гликогенфосфорилазы (сокращенно фосфорилаза), с нередуцирующих концов высвобождаются отдельные звенья мономера глюкозы в виде Glc-1-P — так называемого Cori ester . При расщеплении молекулы гликогена образуется непосредственно фосфорилированная глюкоза

без расхода АТФ:


N остатки глюкозы + HPO 4 2- → Glc-1-P + (N-1) остатки глюкозы

Богато разветвленная молекула гликогена имеет множество нередуцирующих концов, поэтому гликоген быстро расщепляется . Здесь полезно упомянуть, что расщепление полисахаридов в пищеварительном тракте происходит совершенно иначе. Полисахариды сначала расщепляются внутри своих цепей с образованием более коротких полисахаридов и олигосахаридов. Затем высвобождается свободная (не фосфорилированная) глюкоза.

Течение гликогенолиза[править | править источник]

1. Гликогенфосфорилаза может расщеплять только α-1→4 гликозидные связи. Он начинает расщеплять гликоген с нередуцирующего конца, и образуется Glc-1-P.

2. Glc-1-P преобразуется в Glc-6-P

  • по активности фосфоглюкомутазы .

3. Распад гликогена

  • он останавливается на 4-м остатке глюкозы перед точкой разветвления
    α 1→6 связи
    .

4. Так называемый деветвящий фермент (глюканотрансфераза, трансгликозидаза

  • отделяет трансплантат, состоящий из трех остатков глюкозы, от боковой цепи и переносит его на конец линейной (основной) цепи. Там он соединяет его с помощью связи α 1 → 4.

5. В месте исходного разветвления имеется только один остаток, связанный α 1→6 связью

  • расщепляется ферментом амило-α1→6-глюкозидазой.

В результате образуется неразветвленная цепь с возможностью дальнейшего расщепления гликогенфосфорилазой.

6. Glc-6-P превращается в глюкозу

  • по глюкозо-6-фосфатаза (катализирует расщепление фосфата).
    • Этот фермент обнаружен в клетках печени и почек, а также в энтероцитах, где он связывается с гладкой мембраной эндоплазматического ретикулума.

7. Глк-6-П

  • транспортируется в ER с помощью фермента транслоказы.

Это разделение на ER гарантирует, что полученная глюкоза не будет немедленно рефосфорилирована в Glc-6-P.

8. Затем свободная глюкоза попадает в кровь, где она может служить источником энергии.

Регуляция гликогенолиза[править | править источник]

Если концентрация глюкозы в крови падает, соотношение инсулин/глюкагон в плазме снижается. В этих условиях происходит расщепление гликогена печени. Если содержание гликогена в печени снижается при голодании или при стрессовых состояниях организма, глюкоза синтезируется de novo в результате реакций глюконеогенеза из несахарных источников . Основным регуляторным ферментом гликогенолиза является гликогенфосфорилаза, один из тех ферментов, активность которых регулируется ковалентной модификацией молекулы. В этом случае фосфорилаза активно фосфорилируется .

  • Активированная фосфорилаза обозначается как фосфорилаза а .
  • Неактивная фосфорилаза (не имеет присоединенной фосфатной группы) называется фосфорилаза b .

Фосфорилирование гликогенфосфорилазы катализируется ферментом фосфорилазкиназой , а дефосфорилирование катализируется протеинфосфатазами . Гликогенолиз активируется 9{2+} ионы . Повышение их внутриклеточной концентрации приводит к активации киназы фосфорилазы и гликогенфосфорилазы – активации гликогенолиза. Медиаторами их действия являются связывающий белок кальмодулин и кальмодулинзависимые протеинкиназы.

Клиническая корреляция[править | править код]

Врожденные нарушения метаболизма гликогена называются гликогенозами. В них гликоген накапливается в клетках (преимущественно в клетках печени и мышц), что может приводить к разнообразному спектру симптомов — напр. увеличение печени, гипогликемия или задержка развития. Их частота составляет примерно 1:10 000. Самый известный тип — это тип I — так называемый 9-й.0079 Болезнь фон Гирке , когда дефект глюкозо-6-фосфатазы.

Краткое изложение регуляции метаболизма гликогена[править | править источник]

Из вышеизложенного ясно следует, что регуляция обоих процессов, синтеза и деградации гликогена, противоречива. Индивидуальные эффекты приведены в следующей таблице.

Регуляторный фермент Активация Ингибирование
Гликогенфосфорилаза

(гликогенолиз)

Глюкагон, адреналин (фосфорилирование),

снижение отношения АТФ/АМФ Ca 2+ (в мышцах)

Увеличение отношения АТФ/АМФ инсулина
Гликогенсинтаза

(синтез гликогена)

Инсулин Глюкагон, адреналин (фосфорилирование)

Образование жирных кислот и триацилглицеролов[править | изменить источник]

Образование жирных кислот и триацилглицеролов мы воспринимаем как высокоэнергетический процесс, локализованный в основном в клетках печени, жировой ткани, ЦНС или лактирующей молочной железе. Происходит преимущественно в постпрандиальном периоде.

Процесс образования жирных кислот во многом обратный β-окислению – вместо окисления происходит восстановление, аналогично гидратация сменяется дегидратацией. Однако это не точное обращение событий вспять, эти два процесса во многом различаются. Мы покажем эти различия перед описанием индивидуальных реакций.


Различия между расщеплением и синтезом жирных кислот

  • Синтез МК происходит в цитоплазме, деградация в матриксе митохондрий.
  • Промежуточные продукты синтеза МК связаны с так называемым белком-переносчиком ацила (ACP, acyl-carrier protein), промежуточные продукты деградации с молекулой кофермента А.
  • Ферменты синтеза МК объединены в мультиферментный комплекс , называемый МК-синтазой, ферменты деградации свободно хранятся в матрице.
  • Цепь жирной кислоты всегда удлиняется на два атома углерода — исходным субстратом является AcCoA (активированный донор — малонил~CoA).
  • Восстановитель синтеза НАДФН , окислители разложения ФАД и НАД+ .
  • Удлинение цепи на МК-синтазе заканчивается образованием пальмитата (С 16 ), дальнейшее удлинение цепи и образование ненасыщенных кислот происходит под действием других ферментов в ЭР и в митохондриях. 9{-}}– → CO 2 -биотин-фермент + АДФ + P i

    2. Затем карбоксильную группу переносят на ацетил-КоА

    СО 2 -биотин-фермент + АсКоА → малонил-КоА + биотин-фермент нет группы лизина . СО 2 снова удаляется из молекулы при конденсации с растущей цепью жирных кислот.

    Синтаза жирных кислот[править | править источник]

    Синтаза жирных кислот млекопитающих имеет гомодимерную структуру, состоящую из двух идентичных субъединиц (260 кДа). Каждая субъединица состоит из трех доменов , соединенных мобильными регионами:

    1. Домен 1 – единица входа и конденсации субстрата – обе трансферазы (ацетилтрансфераза и малонилтрансфераза) и β-кетоацилсинтаза (фермент конденсации – КЭ).
    2. Домен 2 – редуцирующая единица – содержит АСР, β-кетоацилредуктазу, дегидратазу и еноилредуктазу.
    3. Домен 3 – пальмитат-расщепляющая тиоэстераза.


    Промежуточные сайты связывания для МК-синтазы:

    • Тиоловая группа цистеина КЭ
    • Тиоловая группа фосфопантетеина , которая связывается с серином в АСР. Плечо фосфопантетеина также можно найти в молекуле кофермента А. Это гибкое плечо обеспечивает перенос промежуточных соединений между отдельными каталитическими центрами синтазы 9.0008

    Отдельные стадии синтеза жирных кислот[править | править источник]

    1. Синтез малонил-КоА

    • катализируется ацетил-КоА-карбоксилазой – не происходит на МК-синтазе

    2. Связывание АсКоА с КЭ

    • ацетилтрансацилаза

    3. Связывание малонил-КоА с АСР

    • малонилтрансацилаза

    4. Реакция конденсации

    • конденсирующий фермент

    5. МК-синтаза функционирует как димер.

    На этом этапе происходит конденсация малонила, взвешенного на АСР одной субъединицы, и ацетила на конденсирующем ферменте другой субъединицы. Новый ацил остается присоединенным к ACP:
    Ацетил-КЭ + малонил-АПБ → ацетоацетил-АПБ + КЭ + СО 2

    6. Первая редукция

    • β-кетоацилредуктаза

    Ацетоацетил-АПБ + НАДФН + Н + → D-3-гидроксибутирил-АПБ + НАДФ +

    7. Дегидратация

    • 3-гидроксиацилдегидратаза
    D-3-Гидроксибутирил-ACP → кротонил-ACP + H 2 O

    8. Второе восстановление

    • еноилредуктаза
    Кротонил-АСР + НАДФН + Н + → бутирил-АСР + НАДФ +

    9. Перенос цепи с АСР на группу SH конденсирующего фермента той же субъединицы

    10. Новый малонил связывается с АСР второй субъединицы.

    В дальнейшем происходит конденсация на противоположной субъединице димера, чем это было при первой конденсации. Таким образом, субъединицы регулярно чередуются во время синтеза.
    Еще одна процедура синтеза МК[править | править код]

    Цепь вновь синтезированной жирной кислоты постепенно удлиняется. Терминация происходит на длине С 16 — конечный продукт синтазы МК, таким образом, представляет собой пальмитат . Тиоэстераза отщепляет его от связи с АСР (гидролиз тиоэфирной связи до фосфопантетеина).

    Всего для образования пальмитата требуется 8 молекул AcCoA, 14 молекул NADPH и 7 молекул АТФ:

    8 AcCoA + 7 ATP + 14 NADPH + 14 H + → пальмитат + 14 NADP + + 8 CoA + 6 H 2 O + 7 ADP + 7 P i

    митохондриальный матрикс , синтез МК происходит в цитоплазме . Однако внутренняя митохондриальная мембрана непроницаема для AcCoA, поэтому он транспортируется в цитоплазму в виде цитрата (см. ниже). 8 молекул НАДФН получаются при транспорте цитрата в цитоплазму, остальные 6 — в пентозном цикле.

    Цитрат как переносчик ацетилов из митохондриального матрикса в цитозоль[править | править код]

    Если в митохондриальном матриксе достаточно AcCoA, он реагирует с OAA с образованием цитрата (катализирует цитратсинтазу).

    Транспортируется в цитоплазму, где расщепляется АТФ-цитратлиазой (потребление АТФ): итрат + АТФ + HSCoA + H 2 O → AcCoA + АДП + Р i + ОАА

    Таким образом, АсКоА и ОАА попадают в цитозоль вместе. AcCoA используется в цитоплазме, тогда как OAA должен возвращаться в матрикс. Какова его судьба?

    Внутренняя мембрана митохондрии означает для него непроницаемую плотину . Таким образом, ОАА восстанавливается с участием НАДН до малата цитозольной малатдегидрогеназой :

    ОАА + НАДН + Н + → малат + НАД +

    Малат впоследствии подвергается окислительному декарбоксилированию ферментом НАДФ + -малат (так называемый яблочный фермент) до пирувата:

    Малат + НАДФ + → Пир + СО 2 + НАДФН
    9 0002 Пируват может проникать в митохондрию , где он карбоксилируется пируваткарбоксилазой:

    9+ + ADP + P i + H +
    Регулирование формирования МК[править | править код]

    Синтез жирных кислот происходит в ситуации, когда в организме достаточно субстратов и достаточно энергии . AcCoA-карбоксилаза играет ключевую регуляторную роль:

    • Инсулин стимулирует синтез МК путем активации карбоксилазы.
    • Цитрат активирует его — значит достаточно строительных единиц и энергии.
    • Глюкагон и адреналин обладают противоположным действием — они ингибируют карбоксилазу (посредством ее фосфорилирования).
    • Его ингибирует
    • Пальмитоил-КоА — это продукт синтеза МК, и если его не удалить, нет необходимости создавать другой — ингибирование по обратной связи .
    • AMP ингибирует его.
    Совет  : Инсулин стимулирует синтез МК путем активации карбоксилазы – синтез жирных кислот происходит в ситуации, когда в организме достаточно субстратов и достаточно энергии

    Инсулин дает организму сигнал избавиться от глюкозы любой ценой. Когда гликолиз и образование гликогена недостаточны, избыток глюкозы превращается в пируват, который необратимо превращается в AcCoA с помощью пируватдегидрогеназной реакции. Из него образуются жирные кислоты. Инсулин также усиливает активность пируватдегидрогеназного комплекса.

    Удлинение и десатурация жирных кислот[править | править источник]

    МК-синтаза может синтезировать только пальмитат . Другие МК синтезируются другими ферментами. Удлинение цепи (элонгация) и образование ненасыщенных МК (десатурация) происходит на стороне мембраны ЭР , обращенной к цитозолю и в митохондриях .

    Описание точного хода удлинения выходит за рамки данного текста. Ограничимся тем, что отметим, что оно катализируется элонгазами.

    Десатуразы вводят двойных связей в цепь МК (в цис-конфигурации). У млекопитающих отсутствуют ферменты, катализирующие образование двойной связи за пределами С9.жирные кислоты. Новые двойные связи всегда вводятся между уже существующей двойной связью и карбоксильной группой. Так, млекопитающие могут не синтезировать линолевую кислоту (18:2 цис Δ9, Δ12, относится к ω-6 МК) или α-линоленовую кислоту (18:3 цис Δ9, Δ12, Δ15, относится к ω-3 МК). ) — оба обязательны. Наоборот, мы можем синтезировать арахидоновую кислоту (20:4 цис Δ5, Δ8, Δ11 и Δ14, ω-6 кислоты – она образуется при десатурации и удлинении линолевой кислоты), эйкозапентаеновую кислоту (20:5 цис Δ5, Δ8, Δ11, Δ14 и Δ17, ω-3 – образуется из линоленовой кислоты) или докозагексаеновой кислоты (22:6 цис Δ4, Δ7, Δ10, Δ13, Δ16а Δ19, ω-3 – опять возникает из линоленовой кислоты).

    В качестве примера можно привести образование олеоил-КоА (цис Δ9) из стеароил-КоА:

    Стеароил-КоА + НАДН + Н + + О 2 → Олеоил-КоА + НАД + + 2 Н 2 О

    Описание точного курса снова выходит за рамки этого текста.

    Синтез триацилглицеролов[править | править код]

    Для того, чтобы вновь синтезированные жирные кислоты выполняли роль энергетических резервов, их необходимо сначала преобразовать в триацилглицеролы . Подобно жирным кислотам, большая часть ТАГ образуется в клетках печени и адипоцитах . Для их синтеза требуется активированный глицерин – глицерин-3-Р и активированные жирные кислоты. Формирование происходит на эндоплазматическом ретикулуме .

    Глицерин-3-П получают главным образом путем восстановления дигидроксиацетонфосфата, реакция катализируется глицеральдегид-3-П-дегидрогеназой. Вторым источником может быть глицерин, высвобождаемый в результате липолиза. Последний активируется фосфорилированием, катализируемым глицеролкиназой. Затем глицерин-3-Ф постепенно соединяется с двумя молекулами ацил-КоА (катализируется ацилтрансферазами), образуется фосфатидная кислота. От него отщепляется фосфатная группа с образованием 1,2-диацилглицерина, который этерифицируется с помощью последней молекулы ацил-КоА – образуется триацилглицерин. ТАГ, образующиеся в печени, транспортируются в жировую ткань, обернутую частицами липопротеинов ЛПОНП.

    Анаэробная гликолитическая система (быстрый гликолиз) — PT Direct

    Узнайте все об энергетической системе, которая «сгорает», прямо здесь. Между прочим, «ожог» — это не молочная кислота. Молочная кислота вырабатывается только коровами, поэтому будьте осторожны со всеми, кто говорит вам, что ваш «ожог» вызван накоплением молочной кислоты. Это не так!

    Гликолиз просто означает расщепление (лизис) глюкозы и состоит из ряда химических реакций, которые контролируются ферментами.

    Думайте об анаэробной гликолитической системе как о двигателе автомобиля V6, противостоящем V8 системы ATP-PC, или о гигантском дизельном двигателе аэробной системы.

    Анаэробная гликолитическая система производит много энергии, но не так много и не так быстро, как система АТФ-ПК. Однако он имеет больший запас топлива (топливный бак большего размера) и не сжигает все свое топливо так же быстро, как система ATP-PC, поэтому он не так быстро утомляется, как система ATP-PC.

    Вклад быстрая гликолитическая система к производству энергии быстро увеличивается после первых десяти секунд интенсивных упражнений. Это совпадает с падением выходной мощности, поскольку немедленно доступные фосфагены, АТФ и ФХ начинают заканчиваться.

    Примерно через 30 секунд продолжительной активности большая часть энергии поступает из анаэробной гликолитической системы. Через 45 секунд продолжительной интенсивной активности происходит второе снижение выходной мощности. Упражнения после этой точки все больше зависят от аэробной энергетической системы, поскольку анаэробная гликолитическая система начинает утомляться.

    Как работает анаэробная гликолитическая система?

    Анаэробная гликолитическая система включает четыре ключевых этапа. Однако их выполнение занимает больше времени по сравнению с этапами в системе ATP-PC. Вот почему он не начинает работать так быстро, и поскольку эти шаги более сложны, чем система АТФ-ПК, энергия вырабатывается не так быстро.

    Шаги анаэробной гликолитической системы:

    1. Первоначально запасенный гликоген превращается в глюкозу. Затем глюкоза расщепляется серией ферментов.
    2. 2 АТФ используются для подпитки гликолиза, а 4 создаются таким образом, что организм получает 2 АТФ для использования при мышечном сокращении.
    3. Расщепление глюкозы для синтеза АТФ приводит к образованию вещества, называемого «пируват», и ионов водорода. Мышца становится все более кислой по мере того, как создается больше ионов водорода.
    4. Поскольку эта система является «анаэробной», кислорода недостаточно для расщепления пирувата и синтеза АТФ.

    Это приводит к связыванию пирувата с некоторыми ионами водорода и превращению их в вещество, называемое лактатом (полностью отличное от «молочной кислоты»).

    Лактат действует как временная буферная система для снижения ацидоза (накопления кислоты в мышечных клетках) и дальнейшего синтеза АТФ.

    Что такое лактат и что он делает?

    Долгое время лактат считался основной причиной усталости и причиной «жжения» в мышцах во время интенсивных упражнений. Теперь мы знаем, что это неверно. Лактат на самом деле помогает производительности во время интенсивных упражнений.

    В процессе гликолиза в мышечную клетку высвобождаются ионы водорода (Н+). Без кислорода H+ не может быть удален, и в результате мышечная клетка становится все более кислой.

    Именно эту кислотность мы ощущаем как жжение, и возникает она исключительно в результате накопления ионов водорода (H+).

    Если мышечная клетка становится слишком кислой, мышца перестает функционировать, так как ферменты, контролирующие гликолиз, не могут функционировать в кислой среде.

    Во время упражнений высокой интенсивности быстро накапливаются продукты анаэробного гликолиза, а именно пируват и H+.

    Лактат образуется, когда одна молекула пирувата присоединяется к двум ионам Н+. Затем лактат быстро удаляется из мышечной клетки, защищая клетку от чрезмерной кислотности, поэтому упражнения могут продолжаться немного дольше.

    Однако по мере продолжения интенсивных упражнений мы достигаем точки, когда мы не можем удалить достаточное количество лактата из наших мышц, чтобы контролировать ацидоз, вызванный быстрым накоплением H+.

    Когда это происходит, мы не можем поддерживать интенсивность упражнений и должны либо прекратить упражнения, либо уменьшить интенсивность.

    Вот почему даже с помощью лактата мы можем работать с высокой интенсивностью только в течение коротких промежутков времени. Имейте в виду, однако, что если бы лактат не образовывался, мы не смогли бы работать с высокой интенсивностью почти так долго, как можем.

    Преимущества лактата на этом не заканчиваются, лактат, который удаляется из мышц, переносится в окружающие мышцы, где есть кислород, а также в печень, где проходит различные химические реакции, которые в конечном итоге превращают его обратно в пируват и/или глюкоза для дальнейшего гликолиза и производства энергии через аэробную энергетическую систему.

    Тренировка анаэробной гликолитической системы

    Тренировка этой системы направлена ​​на повышение толерантности к лактату, удаление лактата и повышение скорости, с которой гликолиз производит АТФ.

    Это тип высокоинтенсивной тренировки, которая «сжигает», когда активные мышцы становятся все более кислотными.

    Соотношение работы и отдыха, используемое в этом типе тренировок, варьируется в зависимости от предполагаемого результата.

    Если вы хотите, чтобы система полностью восстановила и очистила большую часть накопленного лактата, чтобы вы могли повторно кондиционировать его, используйте соотношение 1:6 (6 секунд отдыха на каждую секунду работы).

    Соотношение 1:3 может быть использовано для создания большей лактатной реакции и переноса части усталости на следующий набор повторений. Это помогает подготовить организм к очистке (избавлению) лактата.

    У продвинутых тренирующихся (этим вы можете серьезно навредить новичкам) соотношение 2:1 можно использовать для «лактатного стека» человека.

    Это соотношение вызывает прогрессирующее накопление лактата, так как очень короткий интервал отдыха не дает достаточно времени для удаления большей части лактата из мышц. Это заставляет человека продолжать тренироваться с большим количеством лактата, что резко увеличивает его способность переносить упражнения.

    Итак, если бы я хотел увеличить объем тела, я бы использовал часто повторяющееся соотношение 1:6.