Как правильно проводить разминку на уроке физкультуры: Разминка на уроках физкультуры

Содержание

Занятия физической культурой как способ быть здоровым, умным и в хорошей физической форме



Уроки физкультуры позволяют не только развивать ученика физически, они способствуют формированию качеств личности обучающегося, развивают нормы социально одобряемого поведения. Ассоциации учеников к предмету «физическая культура» часто связаны с внешней архитектурой урока и его атрибутами, деятельностью на уроке и спортивным инвентарем. Важной задачей является использование на уроках теоретических дискуссий для формирования ценности физической культуры в жизни человека.

Ключевые слова: уроки физкультуры, физическая культура, развитие обучающихся, спортивные игры, физическое развитие, дискуссии на уроках физкультуры, ценность физической культуры.

Несмотря на длинную историю, Петра I считают основателем физкультуры как урока в школе математических и навигационных наук, а позже в морской академии и кадетских корпусах, поэтому физическая культура в школе — относительно молодой предмет.

Физкультура прочно вошла в лексикон россиян и получила поддержку в обществе после Первой мировой войны, когда стали появляться журналы, газеты и государственные учреждения с таким названием. И как школьный предмет в современном понимании закрепилась в нашем обществе несколько позже, когда появились первые единые методики обучения и программы для школ в 1927 году. С того времени эти программы претерпели значительные изменения, а изменения в мире в связи с пандемией в последнее время поменяло привычный и понятный уклад преподавания, и способствовало тому, что у нас появились некоторым отступления в традиционном ведении уроков физкультуры в настоящий момент.

Мы абсолютно однозначно считаем, что именно уроки физкультуры позволяют не только развивать ученика физически, на них формируются качества личности обучающегося: дисциплинированность и ответственность, общительность и терпимость, настойчивости и умение сдерживать себя. Чтобы ученики не замечали времени, важно продумывать формы организации деятельности на уроке, обязательно внедрять интересный контент, вдохновляющие истории или неожиданные задания, которые повысят темп, позитивный настрой, сделают урок продуктивным.

«Физическая культура» как школьный предмет позволяет развивать нормы социально одобряемого поведения и хорошие манеры, которые важны для общения. Самой любимой формой деятельности на наших занятиях у ребят являются подвижные спортивные игры, которые, бесспорно, позитивно влияют на развитие эмоций, потому как соревновательный настрой и возможность самовыражения сопровождается часто шутками и юмором. Вероятно, что такая тенденция у большинства наших коллег учителей. Обычно мы проводим игры с делением на группы при помощи жеребьевки — они позволяют формировать навыки сотрудничества, игры с выбором водящего — они развивают умения устанавливать контакт и учат уступать в ходе игры, игры в кругу — они способствуют формированию доверия и развивают эмпатию у учеников.

Когда мы проводим игры на уроке, мы задаем вопросы, создаем проблемные ситуации, когда нашим ученикам нужно принимать тактические и стратегические решения, думать, как соперник по игре, прогнозировать его поведение — все это позволяет развивать мышление. Например, используем такие приемы, как: придумайте действия по обману противника в спортивных играх с мячом и научите всех в классе, придумайте группой комбинацию, чтобы обыграть команду соперников, продемонстрируйте ее, подготовьте группой гимнастическую композицию, так чтобы все элементы в комбинации были правильно исполнены и логически переходили друг в друга.

Однако, когда классы работали в ЗУМ, большое количество учителей физической культуры столкнулись с трудностями проведения уроков, поскольку спортзал перенести в виртуальную реальность невозможно, а у некоторых детей отсутствуют условия для занятий физкультурой во время дистанционного обучения. Каждый педагог выходил из ситуации как мог: некоторые записали обучающие трехминутные ролики с разминочными упражнениями, и учителя предметники транслировали их как физкультминутки, другие предлагали ролики о правильном питании, режиме дня, ЗОЖ и по другим темам, третьи — обошлись докладами и презентациями, четвертые просили записывать на телефон физические активности в семье и оценивали их, пятые давали тесты и игротренажеры по темам физкультуры в сети Интернет.

Мы также как все использовали перечисленные выше варианты, кроме того: давали задания придумать новые правила для известных игр, чтобы сделать их более зрелищными и привлекательными, проводили опыты по замерам работы органов чувств, проверяли пульс и зрение, а еще общались с детьми на разные темы на широком поле под названием «физическая культура». И все при этом понимали, что проводить столько времени у компьютера само по себе противоречит сущности понятия «физическая культура» и совсем не укрепляет здоровье.

Уроки, проведенные на дистанте, привели нас к размышлениям о сущности понятия «физическая культура». В большинстве случаев у учеников, когда мы их спросили об ассоциациях с уроками физкультуры, были такие, как: форма, спортзал, соревнования, баскетбол, бег, волейбол, прыжки, приседания, упражнения, команды, физрук, ГТО, пресс, разминка, мяч, свисток. Интересно, но весь ассоциативный ряд наших учеников связан с внешней архитектурой урока и его атрибутами, деятельностью и спортивным инвентарем. То, есть прописанные в УМК [2] требования к освоению основной образовательной программы в части уметь выполнять различные комплексы упражнений, демонстрировать физические достижения, использовать их в повседневной жизни ярко прослеживаются в мыслях учеников, но только единицы из них привели такие ассоциации как здоровье, профилактика вредных привычек, активный образ жизни, физическое развитие, занятие вне школы. Что же такое физическая культура, которую мы преподаем на уроке?

Согласно Федеральному закону «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»: физическая культура — это часть культуры общества, которая представляет собой совокупность ценностей и знаний, создаваемых и используемых в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности, формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем определенного воспитания и подготовки [1]. То есть ключевое слово здесь для нас — «культура», которая решает вопрос физического и интеллектуального развития и здоровья человека в целом.

Формирование любой культуры, в понимании ее глубинного смысла, то есть всех форм самовыражения и самопознания, накопленного опыта, знаний и умений невозможно сформировать, предлагая только двигательные упражнения. Если сравнить физическую культуру с айсбергом, то поведение и деятельность нашего ученика на уроке — это верхушка айсберга, которая зависит от того, какие взгляды и убеждения, нормы и ценности мы привили нашему обучающемуся, какую философию физической культуры смогли донести. Взойдет ли росток из того, что посеяно?

Статистика в разных источниках говорит о примерно одинаковых данных по здоровью современных школьников: примерно половина учеников полностью здорова в начальной школе, а потом идет резкий регресс. Мы считаем, что такое снижение показателей связано именно с недостатком физкультуры у современных школьников. Многие родители не беспокоятся, если их ребенок откровенно прогуливает в старших классах уроки, поскольку в их сознании доминирует установка: по физкультуре ЕГЭ не сдавать.

Особого беспокойства этот факт у родителей, в большинстве своем, не вызывает, поскольку физкультура не относится к тем предметам, которые считаются важными. Все это происходит от того, что поколению современных родителей также не привили ценность физической культуры.

Может быть прогулы, отговорки в виде отсутствия формы и кроссовок, записки от мамы и другие способы неявки идут как раз от того, что не сформированы те ценностные установки, которые должны воспитываться на уроке? Может урок физкультуры не должен быть направлен только на развитие физических умений и их демонстрацию? Может именно здесь причина нелюбви к спорту, непонимания физической культуры, несмотря на огромное количество спортивных секций, фитнес-клубов, пропаганду спортивных мероприятий и занятий физкультурой? А ведь именно на уроках физкультуры есть уникальная возможность сформировать установки бережного отношения к здоровью, устойчивости к разным соблазнам в виде вредных привычек, донести до сознания ученика важность поддержания тела в форме, что будет фундаментом не только здорового тела и духа, но и позитивного и гармоничного самовосприятия и самопринятия.

Мы согласны с тем, что ученики должны демонстрировать хорошую физическую подготовку, согласны со сдачей норм ГТО, согласны, что необходимо освоить базовые умения. Но разве не нужны теоретические отступления, тем более, что современные дети быстро устают от физической нагрузки? Именно такие паузы позволяют проводить дискуссии и формировать отношение к физической культуре в целом. Несколько месяцев мы практикуем это в нашем лицее, говорить о результатах пока рано. Но наш эксперимент уже дал некоторые плоды: меньше стало учеников, которые «забыли форму», следовательно, меньше прогулов, большее желание выполнять упражнения, а не только радоваться уроку, когда идет командная игра.

Теоретические отступления мы проводим в начале урока, либо между разными видами деятельности. По форме это чаще всего дискуссии. Тематика их обширна:

— где взять внутренние резервы,

— дыхательные упражнения на страже здоровья,

— спортивная фигура и здоровая кожа,

— эталон красоты,

— гибкость тела и тонус мышц,

— физкультура против утомляемости,

— физкультура против стресса,

— физкультура и внутренняя гармония,

— физкультура и вера в себя,

— гимнастика — не пережиток прошлого,

— упражнения для похудения от известных фитнес-тренеров,

— прокачайся: упражнения для роста разных мышц.

Иногда теоретические включения проходят в виде работы групп, где задаются какие-нибудь кейсы с задачами, к которым необходимо найти оптимальное решение. Для этого мы используем нарезки из видеороликов с разных соревнований, чтобы проследить ошибки спортсменов, данные физической формы, эффективные приемы мастеров спорта, спортивные «фишки» индивидуального игрока, возможности профессионального роста конкретного спортсмена от его физической формы и умений, эмоциональное состояние и другие факторы, влияющие на результативность в соревнованиях.

Литература:

  1. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 N 329-ФЗ (последняя редакция) ссылка доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/
  2. Физическая культура. 1–11 классы: Комплексная программа физического воспитания учащихся В. И. Ляха, А. А. Зданевича / Рабочие программы/ авторы-составители А. Н. Каинов, Г. И. Курьерова. — Волгоград, Издательство «Учитель»: Просвещение, 2010.

Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, урок физкультуры, урок, игра, ученик, внешняя архитектура урока, спортивный инвентарь, физическая форма, физическое развитие, школьный предмет.

Комплекс упражнений с гимнастической палкой на уроках физической культуры

Содержание

Уникальность и плюсы упражнений

Когда и как проводить тренировки?

Упражнения для спины

Комплекс для детей

Разминка

Рекомендации по использованию

Записаться на бесплатный прием

Регулярные упражнения с гимнастической палкой помогают сформировать правильную осанку, развивают плечевые суставы и являются профилактикой заболеваний позвоночника. 

Уникальность и плюсы упражнений

Простой гимнастический снаряд имеет длину до двух метров и подходит для занятий дома. Несмотря на простую конструкцию, палка для физкультуры помогает решить некоторые проблемы со здоровьем:

  • нормализует кровообращение;
  • уменьшает боль в спине;
  • помогает похудеть;
  • поддерживает мышцы в тонусе;
  • развивает гибкость.

Комплекс упражнений с гимнастической палкой особенно рекомендуют людям, которые страдают от сколиоза.

Когда и как проводить тренировки?

Чтобы тренировки были результативными, нужно заниматься 3-4 раза в неделю по 30 минут утром — до еды. Это оптимальный план занятий, чтобы не перенапрягать мышцы.

Также, когда вы закончите выполнять упражнение, не спешите переходить к следующему. Сделайте небольшой перерыв на минуту, чтобы привести дыхание в норму. 

Новичкам стоит начать тренировку с простых упражнений, чтобы тело постепенно привыкало к нагрузкам. Когда почувствуете, что комплекс стал легким, повышайте сложность.

Упражнения для спины

Начните с наклонов и сделайте 1-2 подхода по 15 повторений. Палку нужно расположить на плечевом поясе, а руки согнуть. Сделайте наклон вправо и вернитесь в исходное положение. Затем повторите с наклоном влево.

Этот элемент можно выполнять сидя, но наклоны стоит делать туловищем вперёд.

Далее переходите к выпадам. Возьмите палку двумя руками и вытяните её на уровне груди. Сделай широкий шаг левой ногой и вернитесь в исходную позицию. Повторяйте упражнения, чередуя ноги.

Чтобы развить гибкость спины, можно выполнить такие элементы. Спортивный снаряд расположите за спиной и держите его на прямых руках. Медленно прогните спину, чтобы мышцы напряглись. Постойте несколько секунд и вернитесь в исходную позицию. Сделайте несколько подходов.

Комплекс для детей

Физкультура с гимнастической палкой для детей предполагает несложные упражнения. Можно начать с наклонов: палку нужно расположить на плечевом поясе и поочередно наклоняться влево и вправо. Руки при этом должны свисать с гимнастического снаряда.

Чтобы дальнейшая тренировка была интересной, стоит добавить игровые задания.

Например, предложите ребенку сесть на пол и выпрямить ноги. Цель упражнения заключается в том, чтобы «рисовать» снарядом круг над головой. Можно вообразить, что это будет солнце или облака.

В следующем упражнении можно предложить юному спортсмену «полазать по скалам». Для этого палку фиксируют вертикально, а ребенок ложиться на пол и пытается карабкаться по ней вверх. Затем он спускается.

Еще одно упражнение, которое развивает координацию — прыжки. Нужно расположить снаряд вертикально, чтобы один конец упирался в пол, а второй обхватить рукой. Нужно так на одной ноге попрыгать вокруг палки.

Разминка

Любую тренировку стоит начать с разминки, чтобы разогреть мышцы и не получить травму. Для этого подойдут:

  • приседания и повороты туловища — выполнить 15-20 раз, 
  • круговые движения плечами вперед и назад — 20-25 раз, 
  • растяжка и бег на месте — 10-15 минут.

Также можно включить энергичную музыку. Такая разминка особенно понравится детям. 

Рекомендации по использованию

Чтобы улучшить качество тренировки, можно воспользоваться этими рекомендациями:

  • тренируйтесь на улице или в хорошо проветренном помещении,
  • занимайтесь спортом в удобной спортивной одежде,
  • проконсультируйтесь с врачём, если у вас есть противопоказания.

Также не забывайте правильно дышать во время упражнений.

Записаться на бесплатный прием

Если физкультура дома с гимнастической палкой не для вашего ребенка, приходите на бесплатное пробное занятие в спортивную школу «НЕБО СПОРТ». Юный спортсмен сможет не только тренироваться с палкой, но и другими снарядами.

Оценка статьи

0 / 5 (голосов 0)

Спасибо за оценку!

Содержание

Уникальность и плюсы упражнений

Когда и как проводить тренировки?

Упражнения для спины

Комплекс для детей

Разминка

Рекомендации по использованию

Записаться на бесплатный прием

Поиск по тэгам

Прыжки на батуте История спорта Спортивная акробатика Присуждение разрядов Воздушный спорт Атлетическая гимнастика Упражнения Чемпионы Олимпиада Соревнования Гимнастика Тренировка Инвентарь Чир спорт Спортивная гимнастика Художественная гимнастика Спорт Таблицы Рост Вес

Творческие упражнения для разминки: камень-ножницы-бумага

Классическую игру «камень-ножницы-бумага» (R-P-S) можно использовать на уроках физкультуры разными способами.

Учащиеся непрерывно перемещаются из одного угла в другой, выполняя ранее изученные динамические разминочные движения. Прежде чем перейти к следующему углу, ученики должны принять участие в разминке. Сначала они бросают вызов кому-то в игре R-P-S, основанной на действиях, где они прыгают вверх и вниз три раза, показывая свой выбор на третьем приземлении. Чтобы играть в «Камень», учащиеся приземляются, поставив обе ноги вместе и опустив руки по бокам, «Бумага» приземляется, расставив руки прямо в стороны и расставив обе ноги в стороны (создайте плоскую стену), или «Ножницы» приземляются, расставив обе ноги вперед и назад (как открытые ножницы).

Если учащийся выигрывает испытание R-P-S, он читает табличку с разминкой, чтобы увидеть следующее задание, которое нужно выполнить, и отправляется в следующий угол, чтобы найти кого-то нового, чтобы бросить вызов. Если ученик проигрывает, он находит другого человека в том же углу, чтобы бросить ему вызов. Упражнение включает в себя все способности, может продолжаться в течение любого времени, может использоваться в качестве активной разминки или более продолжительного занятия фитнесом в большой группе (я рекомендую вам менять различные версии движений «камень-ножницы-бумага» или типы динамических движений) и может использоваться для развития позитивных отношений между сверстниками. Комбинации бесконечны!

Добавочные номера:

  • Используйте другую версию R-P-S: Bear-Fish-Mosquito.
    • Медведь = руки вверх и согнуть когти.
    • Рыба = сложенные вместе руки делают рыбье плавательное движение.
    • Москит = рука(и), зажатая близко, как жалящий жук.
  • Предложите учащимся подпрыгнуть вверх и вниз шесть раз вместо трех.
  • Если ученик проигрывает три раза подряд, он переходит в следующий угол и продолжает игру.
  • Поощряйте позитивные отношения: предложите учащимся играть каждый раз против другого человека, чтобы они взаимодействовали с другими. Они могут пожать друг другу руки до или после вбрасывания. Попросите их представиться перед игрой и т. д.
  • Завершите кульминационным классовым испытанием: когда человек побеждает, человек, которого он победил, путешествует с ним и подбадривает его, когда он находит нового победителя, с которым ему предстоит бросить вызов. По мере того, как люди продолжают побеждать, их команда поддержки будет расти, пока не останется две команды, которые проведут финальное вбрасывание в классе.

Хотите узнать больше о «Камень-ножницы-бумага»? См. мой пост в блоге NASPE Talk за 2012 год о навыках игры с ракеткой «камень-ножницы-бумага» и о том, как я использую его для обучения подсчету очков и игре в теннис.
Продолжаем разговор: Какие еще у вас есть идеи по использованию игры «Камень-ножницы-бумага»?

Лидер в производстве качественного оборудования для физической культуры, легкой атлетики и фитнеса.

Избранные ресурсы

Статьи

5 способов, с помощью которых небольшие игры оказывают БОЛЬШОЕ влияние

Автор: Джессика Шоули

90 005

Совершенно новый инструмент для физкультуры, о котором вы даже не подозревали!

Автор: Бретт Фуллер

5 Хоккей на полу, основанный на навыках

Автор: Майкл Берингер

16 Парашютные тимбилдинги

Автор: Тим Мюллер

Мы общительны!

Фейсбук Твиттер Инстаграм YouTube Пинтерест

Вебинары

Мотивация немотивированных учащихся

Автор: д-р Роберт Панграци, Джессика Шоули и Тим Мюллер

Повышение активности и успеха с помощью адаптированного PE

Автор: д-р Роберт Панграци, Марси Поуп и Мария Корте

Мяч для мусора

Автор: Рэнди Спринг

Оборудование

Основы Командные игры Легкая атлетика

Вышибалы DuraCoat

Парашюты ElevAir Deluxe

DuraHoop

Мячи OMNIKIN Ultra

Spikeball

Портативные сетчатые системы

NeverWear S Сегментированные канаты

Самокаты SST

Радужные опрокидывающиеся трубы

Volleybound

Stick360

Block ‘Em

SturTee

4-Point Play

ColorCraze

GoRings

Баскетбольная экипировка

Бейсбольная экипировка

Активный отдых с дисками

Оборудование для хоккея на полу

Оборудование для футбола

Оборудование для футбола

Оборудование для гимнастики

Оборудование для тенниса

Разминка, растяжка и заминка

перейти к содержанию Разминка, растяжка и заминкаDan Jackson2016-10-06T15:11:53+10:00

Разминка, растяжка и заминка — это три (3) жизненно важных аспекта физической подготовки к спорту. Они помогают предотвратить травмы и заботятся о здоровье спортсмена.

Разминка

Разминка должна подготовить тело к предстоящей физической нагрузке. Будь то спорт, общие упражнения или тренировка, разминка важна для безопасного участия.

Разминка должна начинаться с общих движений всего тела низкой интенсивности и постепенно увеличивать эту интенсивность до необходимой во время выступления. Это означает, что если спортсмену нужно будет выполнить спринт на 100 %, он должен постепенно переходить к этой интенсивности в разминке: от легкого бега трусцой к бегу и спринту.

Разминка также должна начинаться без какого-либо оборудования. Если спортсмен занимается таким видом спорта, как футбол, то футбол не следует добавлять в разминку до самого конца, когда в организме уже есть приток крови к работающим мышцам. Разминка должна включать занятия с футболом, чтобы должным образом подготовить спортсмена к спорту. Заставить их пройти, справиться и завершить навыки во время бега — важный аспект разминки, потому что он должен быть как можно более специфичным для вида спорта или деятельности.

Разминка часто заканчивается небольшой мини-игрой, чтобы полностью воспроизвести движения, необходимые в этом виде спорта. Это помогает убедиться, что тело медленно реагирует на требования деятельности и готово к выполнению. Выполнение без должной разминки (минимум 5-7 минут) увеличивает риск получения травмы спортсменом.

Растяжка

Растяжка является фундаментальной частью физической подготовки к занятиям спортом. Растяжка как часть тренировочной программы повышает гибкость спортсменов, что помогает предотвратить травмы и улучшить самочувствие. Тем не менее, эти комментарии относятся к программе гибкости, где растяжка выполняется регулярно, как и тренировка с отягощениями.

Разминка и растяжка

Должна ли растяжка быть частью разминки при подготовке к физической активности или спортивным выступлениям? Ответ на этот вопрос широко обсуждался в течение последнего десятилетия, и вывод в основном состоит в том, что растяжка во время разминки должна быть специфичной для данного вида спорта.

Существует множество различных типов растяжения: баллистическое, статическое, динамическое и PNF. При растяжке во время разминки следует использовать правильный тип растяжки для данного вида спорта. Если вид спорта требует постоянного движения на протяжении всей деятельности, например, в футболе, нетболе, теннисе и т. д., то динамическая растяжка является более подходящей формой.

Однако, если вы занимаетесь гимнастикой или танцами и вам необходимо удерживать позу, такую ​​как шпагат, предпочтительнее статическая растяжка. Это не означает, что виды растяжки нельзя комбинировать, так как танец и гимнастика также часто требуют движения во всем диапазоне движения, а динамическая растяжка действительно помогает производительности.

Причина, по которой растяжка должна быть специфичной для данного вида спорта, заключается в том, что статическая растяжка, как было показано, снижает мощность и силу, выдаваемую мышцами, и может снизить производительность в тех видах спорта, где они требуются.

Подробнее о разминке и растяжке читайте в этой статье.

Растяжка и заминка

Растяжка всегда должна использоваться как часть заминки. Во время заминки может оказаться полезным сочетание типов растяжки. Это может помочь ускорить выздоровление и уменьшить DOMS. Баллистическая растяжка является исключением и обычно не должна использоваться во время заминки.

Заминка

Заминка должна медленно возвращать спортсмена к предтренировочному метаболическому состоянию. Заминка должна начинаться с высокой интенсивности и постепенно снижаться по интенсивности. Цель состоит в том, чтобы продолжать возвращать кровь обратно к сердцу по мере того, как частота сердечных сокращений снижается до уровня, предшествующего тренировке.

Это помогает обеспечить удаление отходов до прекращения тренировки. В результате в мышцах остается меньше углекислого газа и молочной кислоты.